ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 664
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мифология бессмертна, и мы имеем дело с очередной ее исторической модификацией а, следовательно, представление о ее сущности и закономерностях бытия самое что ни на есть актуальное.
Мифология синтезирует историческое, этнографическое, искусствоведческое, философское знание — все достижения современной культурологии и философской антропологии. Она взаимодействует с естественными науками: физикой, химией, биологией, астрономией — создающими современную картину мира. Научные концепции и открытия во многих случаях проясняют смысл древнего знания, закодированного в мифах и базирующейся на них магии.
Так древнекитайская мифология-философия и основанные на ней медицина, оздоровительная гимнастика, боевые искусства находят подтверждение и применение в современной физиологии и психологии.1 Поведение планет и светил, известное астрологам, подкрепляется новейшей космической астрономией.
Например, в китайской мифологии божество Шоу Син— «Старец Южного полюса» олицетворяется «Звездой долголетия», соответствующей в европейской астрономии звезде Канопус (Канопусом звали кормчего на корабле аргонавтов). Появление этой звезды предвещало стране долголетие и благоденствие, а изображение старца доныне популярно в народе. Космическая навигация подтвердила исключительное значение этой звезды: по ней ориентируются космические станции, движущиеся в плоскости эвклиптики, видя ее всегда «над головой».
2. Мифология как объект культурологических исследований.
В ХХ в. культурологи, сделав объектом своих исследований миф, попытались ответить на следующие вопросы:
Эволюционисты: Бронислав Малиновский полагал, что миф не просто объяснение явлений, это мощная социальная сила и закон. В мифе определяется вера, мораль и мудрость.
Символизм: Эрнст Кассирер развеял традиционное представление о мифе как сказке или средстве объединения сообщества людей. Он выделил самостоятельные феномены культуры: язык, миф, религия, искусство, наука, история. Разгадать их мышление можно лишь в случае целостного изучения деятельности человека. Труднее всего поддаются логическому осмыслению миф и религия.
Структурализм:
Клод Леви-Стросс, изучив мифы отдельных этнических групп, провозгласил новую точку зрения на явления духовной культуры. «Задача мифа – создать логическую модель для преодоления противоречий». Структуру мифа ученый сравнивал с естественным языком. Основные функции мифа – средство общения и средство мышления. Для объяснения мира и противоречий в нем в мифах разных народов используется один логический механизм. В его основе лежат бинарные оппозиции, т.е. «+» и «–» оценка сознанием всего сущего. Бинарные оппозиции вживаются во всевозможные элементы.
общество: старший – младший, высший – низший; число: чет – нечет; жизнь: счастье – горе.
Натурализм: Карл Юнг полагает, что миф, религия, художественное творчество фиксирует коллективное бессознательное. Мифы сотканы из архетипов, и потому они вечны и господствуют над человеком. Таким образом, по мнению культурологов миф постигает мир как нечто целостное и организованное, как живую систему.
Представления о времени
В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним временам», «начальным временам». Резкое разграничение мифологического периода и современного («сакрального» и «профанного» времени) свойственно даже самым примитивным мифологическим представлениям.
Мифическое прошлое - это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводеиствии: первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, - результат развертывания первоначального прецедента.
Время с его несколькими циклами возвращающихся событий и явлений подтверждало естественность и нормальность существующего уклада жизни. Вот почему любые нарушения в его течении, в цикличности событий и явлений, всегда воспринимались людьми с огромной тревогой.
Время, оторванное от события, становилось в народном сознании ритмичной, все более явственной чередой часов, суток, недель, месяцев, лет. На смену циклическому времени шло видение его линейности. За этим процессом скрывался глубокий перелом в общественной мысли, которая отходила от древнего видения действительности как неизменной данности, замкнутой в циклы повторяющихся событий, и осознавала ее изменчивость, текучесть.
Представления о пространстве
Первобытное сознание больше интересовалось пространственной, чем временной протяженностью окружающей действительности. В пространственных представлениях находили выражение идеи общества о его месте в мире, о его внешних взаимоотношениях с окружающей средой. Процесс осмысления пространства включал в себя как реальное познание окружающего мира, так и фантастические, субъективные образы и идеи.
Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания. По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ведь ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое пространство находилось далеко и высоко, а реальное - в непосредственной близости к человеку.
Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась остающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос — это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство. В повседневной жизни два типа пространства противостояли друг другу, как деревня - окрестному лесу, жизнь - смерти. Мифический мир непроницаем для человека, который был изгнан оттуда богом.
В мифическом и социальном мирах люди и предметы обладали противоположными свойствами. Мифическое пространство и все, что в нем происходило, в известных пределах воспринималось как перевернутое отражение реальной действительности.
Формы первобытных верований
С древних пор существования человека его знаниям сопутствует вера. Наряду с накапливавшимися знаниями у человека оставалась обширнейшая область незнания. Он стремился заполнить этот пробел, найти объяснение тем явлениям, которые остаются за пределами его положительного опыта, создать и здесь какие-либо представления, понятия. Подобные представления о своей собственной и окружающей природе и составили область религии, характерной чертой которой является вера в реальность сверхъестественного.
Многие современные исследователи датируют зарождение религии наиболее поздним периодом раннего палеолита, т.е. не позднее 33-го тысячелетия до н.э. Главным источником существования людей того времени была охота - занятие тяжелое, опасное, полное всяческих злоключений и отнюдь не гарантирующее регулярное получение пищи. С целью добиться успеха в этой жизненно важной деятельности человек прибегал к помощи одной из наиболее ранних форм религии - магии.
3. Типы мифов.
Мифология синтезирует историческое, этнографическое, искусствоведческое, философское знание — все достижения современной культурологии и философской антропологии. Она взаимодействует с естественными науками: физикой, химией, биологией, астрономией — создающими современную картину мира. Научные концепции и открытия во многих случаях проясняют смысл древнего знания, закодированного в мифах и базирующейся на них магии.
Так древнекитайская мифология-философия и основанные на ней медицина, оздоровительная гимнастика, боевые искусства находят подтверждение и применение в современной физиологии и психологии.1 Поведение планет и светил, известное астрологам, подкрепляется новейшей космической астрономией.
Например, в китайской мифологии божество Шоу Син— «Старец Южного полюса» олицетворяется «Звездой долголетия», соответствующей в европейской астрономии звезде Канопус (Канопусом звали кормчего на корабле аргонавтов). Появление этой звезды предвещало стране долголетие и благоденствие, а изображение старца доныне популярно в народе. Космическая навигация подтвердила исключительное значение этой звезды: по ней ориентируются космические станции, движущиеся в плоскости эвклиптики, видя ее всегда «над головой».
2. Мифология как объект культурологических исследований.
В ХХ в. культурологи, сделав объектом своих исследований миф, попытались ответить на следующие вопросы:
-
почему для объяснения природы и общества человек стал использовать миф? -
почему мифологическое сознание устойчиво?
Эволюционисты: Бронислав Малиновский полагал, что миф не просто объяснение явлений, это мощная социальная сила и закон. В мифе определяется вера, мораль и мудрость.
Символизм: Эрнст Кассирер развеял традиционное представление о мифе как сказке или средстве объединения сообщества людей. Он выделил самостоятельные феномены культуры: язык, миф, религия, искусство, наука, история. Разгадать их мышление можно лишь в случае целостного изучения деятельности человека. Труднее всего поддаются логическому осмыслению миф и религия.
Структурализм:
Клод Леви-Стросс, изучив мифы отдельных этнических групп, провозгласил новую точку зрения на явления духовной культуры. «Задача мифа – создать логическую модель для преодоления противоречий». Структуру мифа ученый сравнивал с естественным языком. Основные функции мифа – средство общения и средство мышления. Для объяснения мира и противоречий в нем в мифах разных народов используется один логический механизм. В его основе лежат бинарные оппозиции, т.е. «+» и «–» оценка сознанием всего сущего. Бинарные оппозиции вживаются во всевозможные элементы.
-
пространство: небо – земля, суша – море; время: день – ночь, зима – лето, весна – осень;
общество: старший – младший, высший – низший; число: чет – нечет; жизнь: счастье – горе.
Натурализм: Карл Юнг полагает, что миф, религия, художественное творчество фиксирует коллективное бессознательное. Мифы сотканы из архетипов, и потому они вечны и господствуют над человеком. Таким образом, по мнению культурологов миф постигает мир как нечто целостное и организованное, как живую систему.
Представления о времени
В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним временам», «начальным временам». Резкое разграничение мифологического периода и современного («сакрального» и «профанного» времени) свойственно даже самым примитивным мифологическим представлениям.
Мифическое прошлое - это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводеиствии: первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, - результат развертывания первоначального прецедента.
Время с его несколькими циклами возвращающихся событий и явлений подтверждало естественность и нормальность существующего уклада жизни. Вот почему любые нарушения в его течении, в цикличности событий и явлений, всегда воспринимались людьми с огромной тревогой.
Время, оторванное от события, становилось в народном сознании ритмичной, все более явственной чередой часов, суток, недель, месяцев, лет. На смену циклическому времени шло видение его линейности. За этим процессом скрывался глубокий перелом в общественной мысли, которая отходила от древнего видения действительности как неизменной данности, замкнутой в циклы повторяющихся событий, и осознавала ее изменчивость, текучесть.
Представления о пространстве
Первобытное сознание больше интересовалось пространственной, чем временной протяженностью окружающей действительности. В пространственных представлениях находили выражение идеи общества о его месте в мире, о его внешних взаимоотношениях с окружающей средой. Процесс осмысления пространства включал в себя как реальное познание окружающего мира, так и фантастические, субъективные образы и идеи.
Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания. По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ведь ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое пространство находилось далеко и высоко, а реальное - в непосредственной близости к человеку.
Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась остающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос — это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство. В повседневной жизни два типа пространства противостояли друг другу, как деревня - окрестному лесу, жизнь - смерти. Мифический мир непроницаем для человека, который был изгнан оттуда богом.
В мифическом и социальном мирах люди и предметы обладали противоположными свойствами. Мифическое пространство и все, что в нем происходило, в известных пределах воспринималось как перевернутое отражение реальной действительности.
Формы первобытных верований
С древних пор существования человека его знаниям сопутствует вера. Наряду с накапливавшимися знаниями у человека оставалась обширнейшая область незнания. Он стремился заполнить этот пробел, найти объяснение тем явлениям, которые остаются за пределами его положительного опыта, создать и здесь какие-либо представления, понятия. Подобные представления о своей собственной и окружающей природе и составили область религии, характерной чертой которой является вера в реальность сверхъестественного.
Многие современные исследователи датируют зарождение религии наиболее поздним периодом раннего палеолита, т.е. не позднее 33-го тысячелетия до н.э. Главным источником существования людей того времени была охота - занятие тяжелое, опасное, полное всяческих злоключений и отнюдь не гарантирующее регулярное получение пищи. С целью добиться успеха в этой жизненно важной деятельности человек прибегал к помощи одной из наиболее ранних форм религии - магии.
3. Типы мифов.
-
Тотемические мифы – зародышевая форма культовых мифов (С. Токарев). Понятие «тотем», следы тотемизма в развитых мифопоэтических системах. -
Культовые мифы – как существенный элемент обряда. См. Ритуальную теорию мифа Дж. Фрейзера. Культовые мифы как эзотерические и экзотерические знания. -
Дуалистические мифы (связанные с религиозными обрядами) – как способ систематизации дуалистической (с лат. duo- два) мифологии в виде учения о двух полярных и равноправных силах, действующих в космосе – древнеиндийские мифы, «Авеста», египетская мифология, китайские мифы, евангелистская литература, средневековые ереси. См. И. Гёте, Т. Манн, М.Булгаков. Эзотерические мифы – священные мифологические сказания, предназначались только для «посвящённых». Со временем они превращались в магические формулы. Экзотерические мифы – мифы, предназначенные для всех, с целью, как правило, отпугнуть их от совершаемых тайных священных церемоний. Возможно послужили основой для мифов повествующих о богах, героях и предках. -
Космогонические мифы. Космогония – фантастическое осознание сезонных изменений в окружающей человека природе и зависимости их от небесных явлений. Архаичные (первоначало) мифы творения мира. Образ мирового яйца, природы и образ творца. Связь космогонических мифов и представлений с пространственно-временными координатами («центр мира», «время творения», понятия «начала» и «конца»). См. Топоров В.Н. числовые показатели порядка творения. -
Этиологические мифы и т.д. — «причинные мифы», т.е. объяснительные (греч. aixia —причина). Здесь описывается появление природных, социальных и культурных феноменов и их особенностей. Разновидностью являются мифы культовые, объясняющие происхождение обряда. В принципе этиологическая функция присуща всем мифам. -
Астральные мифы. Наличие нескольких космических персонажей. Зооморфизм ранних астральных мифов. Системы соответствий созвездий животным. Отражение в мифах формирующихся астрологических знаний (старовавилонские, ассирийские, средневековые европейские, арабские памятники). -
Солярные мифы. Образ глаза. Культ бога солнца. Символика колеса. -
Лунарные мифы. Связь с солярными и дуалистическими мифами. Основные мотивы: брак месяца и солнца; мотив чудовища пожирающего месяц, символика мужского и женского начал, мифологема лука в поздних культурах. -
Эсхатологические мифы. Мотивы конца света и мировых катастроф. Жанр пророчества. Связь этих мифов с мифами о смерти и загробном мире. Христианская апокалиптика, философия О. Шпенглера, Н. Бердяева. -
Антропогонические мифы – как часть космогонической мифологии. Антропоморфность Вселенной. Двуполые существа (андрогины). Мотив бесполости. (С. Токарев, В.Н. Топоров). Образы совершенного человека. Телесная оболочка и душа. Образы мирового яйца и мирового древа. -
Близнечные мифы. Идеи неестественности близнечного рождения. Мифологема двойника в последующей культуре. Культ близнецов и символика плодородия.