ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 668

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С этого момента сохатый перестал быть священным, и люди стали охотиться на него. Однако мясо убитого лося следует варить долго и три раза добавлять воду в котел: чтобы окончательно выкипятить его священность.

Отрубив пятую и шестую конечность, Мосьхум заметил: «Если ты рожден для пищи человека, зачем тебе шесть ног?».

Мосьхум так прославился, что лыжня его погони за лосем пролегла по небу. Это Млечный путь, который звучит на языке ханты как «Лыжная дорога мужчины Мось». А поскольку охотник бежал стремительно, то брызги комочков снега из-под его лыж превратились в звезды. Сам лось, убитый Мось, тоже виден на небе над Северным Уралом, где догнал его охотник. Мерцает созвездием из семи ярких звезд, называемым Янгуй (лось). Это нам известная Большая медведица, по ней ориентировались в ночном пути.11

Всевидящий Аргос с глазами по всему телу в древнейших греческих мифах являлся персонификацией звездного неба с бесчисленными звездами.

Кроме того, у ханты и манси некоторым звездам даны названия основных орудий труда. В отличие от хантийского кельтско-германский миф о небесной охоте мрачен, трагичен и величественен:

Несется с Черным всадником во главе дикая охота: сонм призраков, привидений, преступных душ. Если мчится по небу, в шуме и тьме урагана, охота бога Одина — жди беды.

В ряде астральных мифов герой перемещается на небо. Или, наоборот, в астральные объекты превращаются изгнанные жены или дети жителей небес, которые не выдержали испытание, совершили ошибку или нарушили запрет. Расположение звезд на небе может трактоваться как символическая сцена, иллюстрация к определенному мифу.

Ночное небо над Европой может служить путеводителем по греческой мифологии. Мы видим Дракона, заброшенного на небо воительницей Афиной. Деву Астрею, дочь богини правосудия Фемиды, покинувшую землю, когда на смену Золотому и Серебряному веку пришел Железный, и из мира исчезли верность, любовь, совесть.

По мере разработки мифологии звезды и планеты «прикрепляются» к богам. В поведении планет усматривают характер бога.

Богу войны Марсу соответствует кроваво-красная планета. Большая, сияю­щая на южном небе ярким светом Венера символизирует красоту своей бо­жественной тезки. В более древнем Междуречье та же звезда посвящалась богине Иштар (Иннина-Истар-Аштарт-Астарта).


На основе отождествления созвездий с животными складывалась картина закономерностей в движении звезд и соответственно календарный цикл. Астрономический «зоологизм» имел место не только на Дальнем Востоке (с чем соотносят свое мироощущение современные европейцы), но также на Ближнем Востоке, у части северо-американских индейцев.

Астральным мифам часто предшествуют мифы о земных похождениях героев, переместившихся затем на небо.

Братья Кастор и Полидевк Диоскуры («сыновья Зевса») имели не менее знаменитых сестер: Елену, виновницу Троянской войны, и Клетемнестру — жену царя Агамемнона, совместно с любовником убившую мужа, вернувшегося с той же войны. Братья соперничали с ближайшими родичами, у которых похи­тили невест. Кроме того, вступили в спор из-за дележа стада быков. Кастор пал от руки соперника, и бессмертный Полидевк просил Зевса дать ему умереть вместе с братом. Отвергнув предложение громовержца жить вечно юным в сонме богов, Полидевк из любви к брату уделил Кастору часть бессмертия. Оба они попеременно являются на небе в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов.

Астральная мифология является предпосылкой, сюжетным наполнением астрологии, а также ее популяризацией, точнее сказать, вульгаризацией с расчетом на непосвященных в оккультные тайны.

Разновидностью астральных мифов являются мифы солярные (солнечные) и лунарные (лунные). Солнце и луна — часто близ-нечные пары: брат с сестрой, муж с женой, реже — родитель и ребенок. Лунарно-солярные мифы — типичные представители дуалистических мифов. В них отражаются оппозиции: мужское —женское, день —ночь, тепло — холод, положительное — отрицательное.

Эскимосы о. Кадьяк рассказывали о брате и сестре, которые вечно спорили друг с другом и превратились в гром и молнию.12

В древних обществах, во главе которых стоял царь-жрец, солнце приобретало главенствующую роль. Культ царя соотносился с культом солнечного бога, а фараон, царь, правитель и т. д. являлся его персонификацией. Данное воззрение столь устойчиво, что даже в просвещенном XVII в. король французов Людовик XIV имел прозвание Король-Солнце.

Календарные мифы

Календарные мифы появились с развитием аграрной магии и календарных обрядов. Боги земледельческих цивилизаций (египетский Осирис, месопотамский Таммузи, греческие Адонис и Дионис, другие умирающие и воскресающие боги) воплощали смену времен года, умирание и воскрешение природы. Культы этих богов имели два уровня. Жреческий, эзотерический был сопряжен с оккультизмом, выражал мифологизированную философию, отражал стремление уяснить законы бытия, познания, творчества. На внешнем, народном, уровне (что ныне называется «массовой культурой») боги символизировали прорастающее зерно (Осирис), виноградную лозу (Дионис), зимнее умирание природы (Адонис), смерть (Нарцисс) .



Выдающийся немецкий «философ жизни» Ф.Ницше заимствовал из античной мифологии имена Диониса и его антагониста — Аполлона, чтобы символически обозначить два состояния творческого духа, два начала в культуре. Дионисийство — состояние экстатическое, стихийное, не признающее законов и преград, рождающее в человеке сверхчеловека. Аполлоническое — стремление к гармонии, ясности духа и мысли; формо- и законотворчество.(Сн.14)

Аграрные мифы имеют общую структуру и типовую драматургию. В качестве «наглядного пособия» восстановим в памяти древнеегипетскую историю гибели и воскресения Осириса.

Завязкой выступает конфликт с хтоническими существами: богиней-матерью, чудовищем, животным, демоном. В нашем случае—Сетом—«ветром, дующим с пустыни», богом чужой, запредельной плодородному Египту, земли. Герой гибнет, исчезает.

Затем следующее по важности действующее лицо (мать, сестра, жена, сын) воскресает его. Важной составляющей обряда является плач главной героини.

Небо смешалось с землей. Тень легла на землю.

Сердце мое горит от разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеной отгородился ты от меня,

Хотя не было зла во мне...

Гляди, сын наш Гор гонит Сета к месту казни.

Я спряталась в камышах и спрятала твоего сына,

Чтобы отомстить за тебя.

Потому что так плохо пребывать вдали от тебя

Невыносимо для плоти моей.

Героиня (реже—«герой второго плана») отправляются в сакральную сферу — в подземный мир. Главные действующие лица выкупаются, высвобождаются хитростью или силой.

Сын Осириса Хор (Гор) побеждает Сета, вырывает у него Око (главенство над миром) и предлагает Осирису, ставшему к тому времени владыкой подземного мира, но Осирис отказывается. Отныне власть над миром делят отец и сын — владыки обоих миров, точнее, обеих частей сакрального мира (профанный, будучи миром вассальным, как всегда, при дележе не берется в расчет).

Структура аграрного мифа связана с ритуалами инициации и «введения в должность» царя-жреца. Мы приводили выше Великую доктрину Илиополя как пример связи культа древнеегипетского фараона с мифом о происхождении, смерти и воскрешении бога Осириса. Аграрные мифы повлияли на героические мифы, где главным персонажем является культурный герой божественного или полубожественного происхождения, о чем мы также ранее упоминали. Очевидна связь мифов воскрешения с повествованиями о сменяющихся эпохах — с эсхатологическими мифами, к которым мы обратимся ниже.



Антропогонические мифы

Антропогонические мифы повествуют о происхождении человека (avVpwпos человек, yeveois — происхождение). Варианты появления человека разнообразны:

  • Трансформация тотемных животных; Рождение тотемным животным или от брака с таковым; Рожден богами; Сделан из глины, дерева, земли и т. д.: Вырос на дереве, кусте, из земли, подобно растению, клубню, тыкве и пр.

В древнеиранской мифологии первые мужчина и женщина выросли на божественном кусте рейвы.

В любом случае появление людей вполне вписывается в ситуацию, соответствующую образу жизни конкретного народа, хотя здесь нельзя не заметить долю художественности и участие творческого воображения.

Антропогонические мифы включают сюжет о первом человеке как первом смертном и смыкаются с танатологическими мифами, о которых речь еще впереди.

Женщина часто происходит иначе, чем мужчина. Вспомним библейский миф о Еве, сконструированной Яхве из ребра Адама.Талмуд (Шаббат. 151б) излагает иной вариант: женщина Лилит сделана из глины одновременно с Адамом (в Библии упоминается однажды: Исх. 34: 14).

У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба одинакового происхождения. Не сумев убедить Адама, Лилит улетела. Над Красным морем ее настигли ангелы, посланные богом. Лилит отказалась вернуться и заявила, что собирается вредить адамовым новорожденным.

Лилит овладевает мужчинами против их воли, чтобы родить детей. Ангелы взяли с нее клятву, что она не войдет в дом, где увидит их самих или их имена. Лилит приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из ее детей. Поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним, а заговор для роженицы против Лилит известен на многих языках Ближнего Востока и Восточной Европы. Он применялся позже против дурного глаза и разных болезней.

Имя Лилит восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардан Лили. Первый и второй — инкуб и суккуб.

Благодаря большому интересу к Кабалле, появившемуся в эпоху Возрож­ения, предание о первой жене Адама вошло в европейскую литературу, где она изображается в виде прекрасной, соблазнительной женщины. Еще более популярной Лилит стала в современном искусстве, испытывающем большой интерес к средневековой демонологии: инкубам, суккубам, вампирам, л