ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 685
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В литературе существует ряд подходов к толкованию понятия «цивилизация». Так, например, в словаре английского языка Вебстера приводится ряд толкований этого термина.
Подходы к пониманию цивилизации, цивилизованности:
I) идеальное состояние человеческой культуры, характеризующееся полным отсутствием варварства и нерационального поведения, оптимальным использованием физических, культурных, духовных и человеческих ресурсов, а также полноценное устроение индивида в обществе. Подлинная цивилизация — это тот идеал, к которому надо стремиться;
-
особое состояние или стадия человеческого продвижения к цивилизации, т.е. либо культура, присущая определенному месту и времени (средневековая культура), либо ступень культурного развития, отмеченная изобретением письменности и хранением письменных записей, а также ступень, отмеченная урбанизацией, совершенствованием технологий (в сельском хозяйстве и промышленности), ростом населения и усложнением социальной организации (современная цивилизация); -
процесс становления цивилизованности: прогресс в науке, государственном управлении, уголовном процессе, а также в человеческих устремлениях и духовности; -
цивилизующая деятельность, особенно насильственное внедрение особого типа культуры среди населения, которому он чужд (огромные силы нации растрачивались на кровавое внедрение цивилизации среди народов, отказывающихся ее принимать); -
совокупность достижений человеческой культуры и стремлений, выходящих за пределы собственно животного уровня; -
принятие нормативного типа поведения или мышления (изысканность мыслей, манер и вкуса); -
территории, на которых установился относительно высокий уровень культурного и технологического развития; -
городской комфорт.
Важно обращать внимание на то, что термин «цивилизация» обозначает не только особую качественную характеристику общества, но и особый подход, и измерение исторического процесса становления и развития человечества. Это понятие позволяет зафиксировать начало собственно социальной стадии эволюции человеческого рода; выход его из первобытного состояния; динамику развития общественного разделения труда; информационной инфраструктуры; доминирующей формы социальной связи и социальной организации в рамках макрообщества.
3.Карл Ясперс – теория осевого времени
Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ, представитель экзистенциализма. В своем труде «Смысл и назначение истории» он предпринимает попытку преодолеть релятивизм в культуре. В отличие от популярной в Европе первой половине XX в. теории культурных циклов, концепция Ясперса предполагала единое происхождение человечества и единую историю культуры.
В нем центральными понятиями являются «единство истории» и «единство человечества», раскрываемые концепцией «эпохи поворота» или «осевого времени». В ясперсовском понимании «осевое время» обозначает особый период мировой истории Китая, Индии и Запада между 800 и 200 гг. до н.э. «В это время, - пишет К. Ясперс, -- происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цэы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В' Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии -- в Индии, как и в Китае, -- были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исаия, Иере-мия и Второисаия, в Греции -- это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от Друга».
Исходное понятие экзистенциализма - экзистенция (существование), которое в истории философии соотносилось с понятием "сущность". Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Подлинное понимание человека заключается в его свободе и историчности, которое способно дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия. Феномен культуры раскрывается у Ясперса в рамках его философско-исторической концепции, развернутое изложение которой дано в работе "Истоки истории и ее цель".
По Ясперсу мир истории культуры для европейского (христианского) сознания заключен (в соответствии с библейской символикой) между грехопадением человека и наступлением "гармонического созвучия душ" "в царстве вечных духов". Центральным событием истории считалось "явление Сына Божьего", названное Г. Гегелем "осью" мировой истории.
Ясперс выступил со своей философией истории в эпоху "разбожествления мира". Он предложил вариант ее экзистенциального постижения на основе эмпирических фактов. Вместо символов и на их месте он помещает в своей исторической схеме "шифры", позволяющие его философии истории оставаться в пределах "философской веры".
В результате в его схеме появляются аналоги истокам и целям истории в христианской символике - "доистория" и "будущее", а в качестве центрального события в истории, реально осуществившейся "в течение примерно 6000 лет", фигурирует "осевое время".
Самая острая проблема, обсуждаемая в философии истории Ясперса, - проблема соотношения "осевого времени" и современной исторической ситуации. Между "доисторией" и "будущим" есть то сходство, которое не позволяет включить ни то, ни другое в рамки "истории", хотя "историческая концепция человеческого существования" должна включать рассмотрение и доисторического прошлого, и постисторического будущего. Это сходство заключается в том, что истоки истории "столь же темны для нас, сколь темен будущий мир".
В концепции Ясперса культура и история - синонимы. "Доистория"- это "немая культура", а собственно история - "говорящая культура". В этом контексте определялось осевое время, в котором выделялись следующие черты - универсализм, рефлективность, гуманистичность. Взятые вместе, они говорили об экзистенциальном характере содержания новой культуры. Ясперс стремился найти единство культуры и истории во всех реальных, эмпирически фиксируемых сферах или кругах культуры. Он ищет выход к этому единству на пути одухотворения культуры во всех точках культуры, то есть в культурном мире как целом. Это единство он находит в "философской вере", единой для человечества.
В осевое время, по Ясперсу, "полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру". К осевым народам Ясперс относит те народы, "которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории", а осевой эпохой называет эпоху "духовной основы нашего человеческого бытия".
Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы "настроений", но не дает возможности установить законы.
Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Он отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет "духовной составляющей" в истории культуры, а в полемике со Шпенглером -- утверждает ее единство.
Возникает вопрос: что общего между этими тремя географически разделенными культурными мирами? Во-первых, связывает их прежде всего возникшее новое, которое сводится к тому, что человек осознает в целом бытие, самого себя и свои границы. Другим полюсом этого осознания является постановка человеком целей и проблем, его стремление к свободе, постижение абсолютности и «ясности трансцендентальности мира». Происходит рождение осознания свободы экзистенции: появляется резкое различие между экзистенцией и трансценденцией, и прорастает и развивается индивидуальное сознание. Во-вторых, эти упомянутые культурные миры связывает впервые возникшее в истории самосознание, рефлексия о самом мышлении. В-третьих, настало время универсального разума и религии. В эту эпоху появились универсальные, фундаментальные и до сих пор используемые категории мышления и основания мировых религий. В-четвертых, наступила пора рефлексии, скептицизма, критики традиции и ее изменений. В-пятых, эпоха «осевого времени» венчает конец мифологического периода, проникнутого покоем и очевидностью основных принципов. Рациональная мысль рассматривает миф, рационализирует его, выясняет его причины, творит новые мифы, метафорически преобразуя старые. Возникает бунт в сфере морали против политеизма, стремление к монотеистической религии, происходит демифологизация. Человек ощущает свою неудовлетворенность, что делает его открытым новым неограниченным возможностям опыта, однако поставленные им проблемы остаются неразрешенными окончательно. Этой неразрешимости К. Ясперс придает универсальный, транскультурный характер. В-шестых, в эпоху «осевого времени» появляются философы как выдающиеся индивиды, для которых, несмотря на различные способы выражения, общедуховная автономия и способность рассматривать вещи на расстоянии, - бунт против людей, бога и трансцендентного мира.
Перед нами новый тип человека, способного к тончайшим абстракциям, стремящегося к свободе и счастью на земле и пытающегося достигнуть их путем взлета к идее, атараксии, медитации, саморефлексии, нирваны, Дао или Бога. У человека формируется чувство одиночества, способность отворачиваться от мира, общества. Под влиянием великих людей (аутентичного человека) народные массы изменяются, и в итоге человечество совершает скачок. На основе концепции «осевого времени» К. Ясперс показывает, что синхронно возникшие в эту эпоху ценности являются фундаментальным элементом единства истории как науки и человечества, что они образуют «идеальную» ось, вокруг которой с тех пор «кружится» реальная история человечества.
Таким образом, в концепции Ясперса выделяются три формы культуры, обладающие исторической спецификой - архаическая культура (как культура "немоты", связанная с наличным бытием человека), культура цивилизаций доосевого периода ("культура слова" или культура сознания) и универсалистская культура осевого времени ("культура духа").
4. Эволюционная школа в культурологии.
В атмосфере живейшего интереса к жизни народов в условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции, Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты этого подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному. Очень часто выделяются стадии развития для всех обществ, выдвигается идея общественного прогресса и исторического оптимизма, просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур. Наблюдается попытка психологического обоснования явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида.
Важнейшими его представителями являются: в Англии — Герберт Герберт Спенсер, (John-Ferguson Mac-Lennan) - Мак-Леннан (1827-81), Дж. Лебок, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрезер; в Германии — Адольф Бастиан, Т. Вайц, Юлиус Липперт; во Франции — Шарль Летурно; в США — Льюис Генри Морган (21.11.1818, Орора, Нью-Йорк, - 17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк), американский этнограф и археолог, историк первобытного общества).
Эволюционизм в изучении культуры исходит из убеждения, что процесс антро-социо-культурогенеза мышление восстановить на основе изучения существующих примитивных обществ. Представители эволюционной культурологической школы, исследуя законы мышления, пришли к выводу, что они универсальны и неизменны (Эдуард Тайлор). Т.о. человеческая психика является однотипной на всех этапах развития общества.
Основоположником эволюционизма считается англ. исслед. Эдуард Тайлор (1832-1917), в работе «Первобытная культура» дал развернутую картину эволюционного развития культуры. Основная проблема эволюционизма – применимость принципов дарвинизма к развитию человеческой культуры. Если следовать строго, теории Тайлора, то человеческая культура и общество не имеют четкой структуры. Культура есть адаптация людей к природе; развитие культуры у всех народов происходит одинаково. Культурная адаптация приводит к усложнению культуры, к возникновению новых культурных явлений. Э. Тайлор в своих исследования пытался систематизировать обычаи и обряды, мифы и верования первобытных сообществ. Его вывод: для понимания современного состояния культуры нужно знать древнюю и раннюю культуру.