ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 680
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В числе других представителей эволюционизма следует назвать англ. культуролога Герберта Спенсера (Джеймса Фрейзера, Льюиса Моргана. Исследователи порой рассматривали вместе культуру и общество).
Герберта Спенсер (1820-1903) . В работе «Основные начала» уподобляет культуру и общество организму, в котором социальные институты напоминают органы и части тела, а культурные процессы – физиологические процессы. В подобном организме ученый выделял три системы: «питательная» – производство, «распределительная» – торговля, «регулятивная» - государственный аппарат. Г. Спенсер считал, что главные различия между психикой современного человека и психикой первобытных людей лежат в эмоциональной сфере. Ф. Чемберлен находил много общего в сознании дикаря и маленького ребёнка (т.е. первобытный человек отличался непосредственностью и стихийностью самовыражения).
Наиболее последовательно принципы эволюционистской школы определил Франц Боас: “Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным нет. В действительности основные черты ума одинаковы. Т.к. главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества. Подтверждение тому мы находим на примере верхнепалеолитического искусства.
В своей общественной деятельности Боас постоянно выступал против расовой дискриминации, а в последние годы жизни - против гитлеровского нацизма. Боас принимал активное участие в оказании помощи жертвам нацизма. Помимо публикации большого числа фольклорных текстов, описаний индейских языков, антропологических исследований Боас написал ряд статей и книг теоретического и методологического содержания.
Адольф Бастиан (1826—1905) одним из первых создал эволюционную концепцию культур. Его центральный труд "Человек в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения". Книга состоит из трех томов, названия которых много говорят об особенностях его концепции культур ("Психология как естественная наука"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры.
Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный метод Адольфа Бастиана состоял в психологической интерпретации клеточной теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "элементарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.
В те же годы опубликовал свои работы Т. Вайц (1821—1864). Его шеститомная "Антропология естественных народов" (1858—1872) была посвящена созданию новой науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические и культурно-исторические подходы к анализу культур. Важнейшей задачей новой науки Вайц считал изучение психических, моральных и интеллектуальных способностей людей. Он отвергал идею прямого влияния географической среды на культуру людей и исходил в своих исследованиях из идеи единства человечества.
Липперт (Lippert) Юлиус (12.4.1839, Браунау, ныне Броумов, Чехословакия, — 12.11.1909, Прага), австрийский историк и этнограф эволюционного направления. Работы посвящены истории семьи, культуры, религии. Все формы культуры Липперт Юлиус выводил из трудовой деятельности человека и считал, что культурное развитие человеческого общества имеет общие закономерности. Выступал против расизма.
John-Ferguson Мак-Леннан (1827—1881) английский ученый один из оригинальнейших исследователей первобытного строя общества, родом шотландец, был адвокатом. Он делал акцент в своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры. В 1865 г. издал книгу "Primitive Marriage", в которой изобразил историю брака, начиная от первобытной формы похищения до более сложных, приведших к образованию семьи.
Большую известность получила его книга "Первобытный брак" (1865). Он привлек внимание ученых мира к любопытным особенностям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Достаточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной женщине нескольких мужей. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии: "наирский тип", когда мужья женщины не родственны между собой, и "тибетский тип", где они являются родными братьями. Именно распространением этого обычая Мак-Леннан объяснял женский счет родства.
Не был чужд исследователь теоретическим построениям эволюционистского характера, сделав основной акцент на единстве человеческой культуры, на сходстве "семей человечества", которое намного превышало их различия. В 1870 г. вышла еще одна работа John-Ferguson Мак-Леннана "О почитании животных и растений"("Totemism"), послужившая первичным импульсом к изучению первобытных форм религии, прежде всего тотемизма. Последним законченным трудом его был "The Levirate and Polyandry" ("Fortnightly Review",
1877); другие позднейшие статьи его касались происхождения экзогамии, социального строя менее культурных рас, долженствовавшего, по его мнению, осветить многое в истории брака, семьи, родства и законов о наследстве.
Во Франции эволюционный подход к изучению культур формировался в рамках социологии, что наложило отпечаток на особенности его развития и изучения культур в стране в целом. Огюст Конт — один из создателей социологии — составил эволюционную периодизацию исторического процесса. Первобытный период истории он подразделил в соответствии с формами религиозных верований: фетишизм (охотничье хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). Последователями О. Конта стали Шарль Жан Мари Летурно и Эмиль Дюркгейм ( 15.04.1858 года - 15.11.1917 года). Французский социолог, один из первых представителей функционализма, родился в Эпинале 15 апреля 1858 в семье потомственного ученого раввина. Направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX — первой половине XX в., называют социологическим.
Шарль Жан Мари Летурно французский этнограф и социолог.Учёный, психолог, врач, автор работ «Физиология страстей», «Эволюция брака и семьи». Работы французского этнографа и социолога Шарля Летурно были созданы в период, когда этнография, будучи признана как наука, быстро росла и разбивалась. Автор не сомневался в существовании точных законов, управляющих человеческим обществом, и считал открытие и исследование таких законов неотъемлемой задачей социологии. Но для того, чтобы делать заключения и выводы, он считал необходимым прежде собрать богатый и обширный материал достоверных фактов, провести их подбор, распределение и анализ.
Основываясь на принятом в то время распределении человечества по расам, проводил подробные и обширные исследования различных сторон жизни человека и общества у равных народов. Он рассматривал: традиции в пище; так называемую "жизнь чувствами в человечестве", к которой он относил различные традиции, искусство, семейные, военные и религиозные обычаи; общественную жизнь, включающую в себя вопросы брака, семьи, собственности, общественного устройства; духовную жизнь, науку, промышленность.
ДЮРКГЕЙМ, ЭМИЛЬ (Durkheim, Emile) (1858–1917) – французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.
В университете Бордо в 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда
и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).
В (1912) г. вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей. Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).
Центральная проблема в творчестве Дюркгейма – это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип – механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим.
В Самоубийстве Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником
прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В этой книге Дюркгейм предложил термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия – это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности. Такого рода моральный вакуум возникает, например, в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. Не случайно среди современных российских социологов эти идеи пользуются большой популярностью.
В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие – гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.
Труды: О разделении общественного труда; Метод социологии. М.: Наука, 1991; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995; Самоубийство: Социологический этюд. СПб, 1912; СПб.: Союз, 1998.
Эволюционизм Лэсли Уайта.
Интерес к эволюционизму стал возрождаться в 60-е гг. ХХ в. в США благодаря Л. Уайту. Был сформулирован один из законов культуры: из естественного отбора и случайных вариаций удерживаются только те культурные черты, которые целесообразны.
Уайт в книге «Эволюция культуры»(1959): культура – способ овладения миром, способ преобразования и регулирования естественных процессов с помощью символов. Доминанта - материальная культура. (4 подсистемы культуры: социальная, технологическая, идеологическая, поведенческая).
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ особенностью концепции Лэсли Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Он не согласен с точкой зрения, существовавшей в антропологии первой половины XX в., что есть только два способа исследований социокультурных явлений и процессов: исторический и функциональный. Первый представляет собой анализ уникальных явлений в хронологической последовательности, второй — изучение общих свойств процессов и явлений (культуры) вне зависимости от хронологической последовательности.