ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 669

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самое молодое направление в культурологии, появление которого связано с усилением знаковой стороны культуры. Человек творит вокруг себя мир, но это творчество становится все более и более символическим. Культура обретает иную смысловую, символическую связь с предметами, образуя знаково-символическую систему (подобно восприятию вещей в мифологическом пространстве). Символическая школа, нередко претендует на монополизацию культурологии как своей «вотчины», объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как чисто коммуникационные.

Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации. Первый толчок такому пониманию культуры дал швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857—1913), выдвинувший идею о том, что наряду с лингвистикой изучающей лишь языковую систему знаков, можно представить себе более всеобъемлющую науку, которая охватила бы все знаковые системы в их совокупности и соотнесенности с окружающим миром. Постепенно культура в целом стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими «языками» — системами знаков в науке, повседневной жизни и особенно в искусстве с его «языками» музыки, живописи, театра, архитектуры, кино, телевидения и т.д.

Символический подход в изучении культуры пытается решить проблему связи между реальным миром и его символическим удвоением. Центральными фигурами этой школы можно назвать Эрнста Кассирера, написавшего «Философию символических форм», Лесли А. Уайта, развившего теорию Эрнста Кассирера, и Клода Леви-Строса, создателя структурной антропологии.

Основателем этой школы является Эрнст Кассирер (1874-1945), автор «Философии символических форм». Ученый полагает, что культура – символическая вселенная. Человек пользуется символами повсюду: в науке, в языке, в религии, в мифе, в искусстве. Символы формируют видение мира, развивают мышление. Среди форм мировоззрения, сформированных символами, нет доминирующего или «правильного»; они все равнозначны. Современный человек живет уже не в реальном мире, а в воображаемом. Через символы человек самореализуется. Весь мир напоминает покрывало «символических форм». Кассирер считает, что человек мыслит медленно и сложно, но
однажды он поймет, что «символ – ключ к природе человека».

Animal rationale animal symbolicum (разумное животное).

Последователем символизма стал петербургский учёный Ю.М. Лотман (1922-1973) в работах «Несколько мыслей о типологии культур», «Технический прогресс как культурологическая проблема» указывает на то, что смена коммуникации влечет изменения глобальных культурных типов в истории:

первая смена – переход от бесписьменных культур к письменным,

вторая смена – появление печатного станка,

третья смена – распространение новых современных информационных технологий,

четвертая смена – эра «новые информационные технологии»: расширяется информационное пространство, углубляется диалог культур, появляются новые виды искусства и творчества. Но большой размах преобладает массовая культура.

3. Структурализм как направление в культурологии.

Структурализм как направление в культурологии исходит из убеждения, что культура – система знаков, символов и культурных текстов. В этой системе существуют универсальные психические структуры, скрытые от сознания и определяющие поведение человека в обществе.

Изучением структур занимались Ролан Барт (1915-1980), Мишель Фуко (1926-1984), Клод Леви-Строс (род.1908). Возникло такое направление в философии — структурализм. Если Рассел и Витгенштейн искали смысл структуры в языке, то Леви-Строс, Фуко и Лакан искали ее в вещи.

Структура – совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура — это комплекс законов, определяющих и устанавливающих предметную сферу и связи с объектами, выстраивающих их эволюцию. Структурализм предложил применить структурный анализ к социокультурным проблемам, и к проблемам метафизическим.

Структурализм — аналитический и объективный метод описывающий не просто элементы некого целого сами по себе, но в контексте их взаимосвязи с целым, со структурой. Он используется рядом наук и позволяет воспринимать человека как практику, а не как объект или понятие, как некую целостность — или структуру, с ее внутренним смыслом.

Общими для структурализма можно назвать следующие теоретико-методологические положения:

1) представление о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов, и о культурном творчестве как символотворчестве, языкотворчестве; представление о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды (как природной, так и культурной);



2) представление о культурной динамике как следствии постоянного изменения принципов и форм представлений человека об окружающем мире, и, как следствие, постоянное изменение принципов комбинаций этих представлений; представление о возможности выявления и научного познания этих структур путем сравнительного структурного анализа знаковых систем культурных текстов.

Задача структурализма состояла в широком применении структурных методов (выработанных первоначально в лингвистике) в исследовании самых различных продуктов человеческой деятельности с целью выявления логики порождения, строения и функционирования сложных объектов духовной культуры. Наибольшее распространение структурализм (как комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода) получил во Франции в 60 70 гг. XX в. Наиболее видные его представители французские ученые К. Леви Строе, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт.

Основная специфика структурализма: все явления, доступные чувственному восприятию - "эпифеномены", т. е. внешнее проявление ("манифестация") внутренних, глубинных и поэтому "неявных" устойчивых структур, вскрыть которые они и считали своей задачей, решение этой задачи - придание гуманитарным наукам статуса наук точных. Отсюда его стремление к созданию строго выверенного, точно обозначенного и формализованного понятийного аппарата, широкое использование лингвистических категорий, тяга к формальной логике и математическим формулам, объяснительным схемам и таблицам.

Структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т. д. При этом обнаружение единых структурных закономерностей объектов достигается не за счет отбрасывания отличий этих объектов, а путем анализа взаимопревращений различий в качестве вариантов единого абстрактного инварианта. Из этого общего инварианта структуралисты и стремились вывести логические структуры - языковые, речевые, культурные.

Основными процедурами структурного метода являются следующие:

1. выделение первичного множества объектов (например, текстов), в которых можно предполагать наличие одинаковой или сходной структур;

2. расчленение объектов (текстов) на элементарные части (сегменты), в которых типичные повторяющиеся отношения связывают разнородные элементы;

3. раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем синтезирования или математического и формально логического моделирования;


4. выведение из структуры всех возможных теоретических следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.

С помощью структурного анализа были изучены структуры сознания, психики, мышления, языка, а также струк туры человеческих действий. Такому же объяснению подвергалась человеческая культура, история, современное общество.

Структурализм — крайне неоднородное направление в гуманитарных науках, делающее своим предметом устойчивые структуры различных систем (языка, искусства, литературы и др.)

Его можно рассматривать как неорационализм (возрождение на новом уровне).

Общее для структурализма:

1. обращение внимания на устойчивые структуры, которые возможно описать.

2. Одна из центральных проблем — проблема языка (рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа).

Этапы:

1) Родоначальник структурализма – Ф. де Соссюр (1857-1913): рассматривал язык как упорядоченную систему знаков, которая может выражать что бы то ни было только во взаимосвязи с другими элементами системы. Различал:

- язык как знаковую систему

- речь как реализацию (интерпретацию) этой системы, как последовательность "правильно построенных высказываний".

Выделил 2 подхода к языку: синхрония (изучает статику языка), диахрония (изуч. эволюцию языка).

Также выделил: 1) синтагматику (науку о последовательности букв/звуков) — англ. и японск. типы построения предложений (англ — в начале стоит существительное, японск. — наоборот).

2) парадигматику (науку о классах смысловых категорий) – о глаголах, существит. и т.д.

Отсюда – структурная лингвистика (занималась сначала изучением языка как системы) 20-е гг. 20 века:

1. протест против психологизма (неважно, в каком психологическом состоянии говорит субъект),

2. стремл-е отвлечься от динамики языка («синхрония важнее диахронии»),

3. стремление отвлечься от географических, социальных и др. условий его функционирования («внутренние элементы языка важнее внешних»)

4. в 60-е гг. — (уже не Соссюр) — экспансия методов структурной лингвистики в другие области.
2) 50-60гг.: философское осмысление структурной лингвистики, включение ее в культурный и социальный контекст, экспансия методов структурной лингвистики на др.области исследования.

Клод Леви-Стросс (р.1908 -?)

Итак, мы видим новый компонент, появившийся, как способ мышления, и как нечто, что можно положить в структуру — вещь. Вещь, как главный элемент структуры. Мыслить вещами, как фактами, как самыми главными элементами структуры, предложил французский философ Клод Леви-Строс (1908—1960).


Свою концепцию Леви-Строс излагает в работе «Структурная антропология». Ученый говорит о двух структурах:

1. структура человеческого разума,

2. структура окружающей физической реальности.

Связь между человеком и реальностью не является непосредственной. Их соединяют определенные структурные образования. В ходе исторического развития человек все дальше отдаляется от природы, а структуры все утрачиваются, образы заменяются. В культуре человека появляется масса условностей, символов, мифов. Все чаще между сознательной и бессознательной сферами человека возникают конфликты. Решить их возможно, изучая структуру мышления первобытного человека, гармонично сочетающего природное и культурное, коллективное и индивидуальное. Ученый доказывает, что структура человеческого разума одинакова во все времена. Но современный человек живет в ситуации глубокого раскола между природой и культурой, и именно это делает его несчастным. Нельзя возвышаться над природой. «Такая цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного мнения о себе, является гнилой с самого своего рождения». Идеалом является мифологическое мировоззрение.

«Структурная антропология» - (синтез языка, психоанализа и культуры). Автор выводит два базисных допущения:

- о существовании "другого плана" действительности, лежащего в основании наблюдаемой реальности,

- о структурном сходстве феноменов культуры и явлений языка. (Концепция «универсальной структуры», базирующаяся на понимании бессознательного как формальной матрицы для организации всех уровней соц. жизни).

Анализ первобытных общностей, мифического мышл-я.

1. Мифы. Влияние психоанализа - задача вывести на поверхность неявное.

В мифах главное – структура. «Структура же остается неизменной, и благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию». Причем структуры едины для всех языков (т.е. безразличны к материалу).

2. «Оязыковление» всей жизни: исследование языковых форм как ключ для понимания социальной жизни. Предельно широкое понимание языка. Правила заключения браков, терминология родства, ритуалы и т.п.= особого рода языки, везде есть обмен информацией. Любую совокупность феноменов культуры можно рассматривать как язык. Базовый статус языка, определяет все остальные отношения в культуре. «Язык можно рассматривать как фундамент, предназначенный для установления на его основе структур, иногда и более сложных, но аналогичного ему типа, соответствующих культуре, рассматриваемой в ее различных аспектах».