ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 657

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·- функциональный, обеспечивающий процесс функционирования, развертывания и движения культуры посредством традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и пр.

В соответствии с концепцией российского ученого Э. В. Орловой в едином поле культуры выделяются два уровня культуры: специализированный и обыденный (рисунок).

Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном  уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями. Трансляция осуществляется посредством образования, средств массовой коммуникации, социальных институтов.

Каждый взрослый человек включен одновременно в профессиональную деятельность и в обыденную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности.

Таким образом, изложенный выше материал показывает, что культура представляет собой систему, т. е. структурно функциональную целостность, где каждый элемент системы соотносится с ней структурно и функционально. Деформация одного из элементов может привести к рассогласованности и разбалансировке системы в целом. В этом случае фиксируется ситуация культурного конфликта. Системное понимание культуры крайне важно современному человеку.

2. Типология культуры

Классификации культуры:

Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям. Культуру можно делить на исторические периоды, формации и т.д. Например, в истории России выделяются: культура Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры 19 столетия, серебряный век поэзии ХХ век.


Типология культур — научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям. Главное методологическое условие типологизации - это единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Рассмотрение такого сложного и многопланового явления как культура требует систематизации, упорядочения и сравнения материала, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры и получить целостное понимание образа конкретных культур. Эта задача решается путем выявления и характеристики типов культуры, построения ее типологии.

В качестве ведущего принципа этой типологизации могут приниматься более или менее общие физиологические принципы.

А. Расовые различия: место происхождения, адаптивные признаки (цвет кожи, волос)

Типы культур: Европеоидная, экваториальная (делится на негроидную и австралоидную), монголоидная.

Б. Этнические различия: происхождение, быт, традиции, разговорный язык. (В русской научной традиции понятие этноса часто обозначается термином «народ»).

Типы культур: великорусская, украинская, белорусская, ирландская, шотландская, англо-саксонская, китайская, бушменская, чукотская.

В. Национальные особенности: государственная общность, территория, экономика, литературный язык.

Типы культур: Российская, Французская, культура Великобритании и США.

В современной культурологии сложились три основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия социо-культурных миров.

1-й подход - Линейный или линейно-прогрессистский подход – в его основе лежит историческая (линейная) типология культуры. Этот подход тесно связан с философскими концепциями истории.

2-й подход– Локальный подход.

В середине XIX в. в философии истории и культуры обозначилась новая познавательная ситуация, связанная с открытиями в археологии, этнографии, антропологии, языкознания и других конкретных гуманитарных науках.

3-й подход- Осевой подход к типологии культуры К. Ясперса. Карл Ясперс создает теорию «осевого времени». Он ищет «ось» мировой истории не только на Западе, а во всех трех культурных центрах, в Китае, Индии и на Западе.

Вывод: в современной культурологии выделяют реальные исторические типы культуры: до осевые архаические культуры, культуры древних цивилизаций и культуры «осевого времени» Востока и Запада. Каждый тип культуры отличается самобытностью, самодостаточностью и относительной замкнутостью. Целым по отношению к этим типам может быть только мировая общечеловеческая культура.


Исторические типологии культур:

Типологии данной группы основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При этом в Средние века на этой линии всемирно-исторического развития выделяли четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически в соответствии с природными процессами смены времен года, а также в соответствии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость).

1. Этнографическая типология культур:(Сегодня история и культурология используют типологию культуры на основе возрастов человечества, построив ее уже на базе новейших данных науки.)

-Хозяйственно-культурная классификация, созданная отечественными учеными-этнографами, выделяет хозяйственно-культурные типы — комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Число хозяйственно-культурных типов ограниченно и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Правда, данная типология касается только традиционных культур и не продвинута далее Средних веков.

Гердер

По его мнению, не существует культуры, которая оставалась бы неизменной на протяжении всех тысячелетий существования человеческого рода. По мере того как человечество продвигается по пути исторического развития, по мере того как растет «масштаб исторического действия» и расширяется поле приложения человеческих сил, изменяется и культура, которая становится более многогранной и сложной.

С его точки зрения, мир культуры возникает потому, что существуют объективные человеческие потребности, которые не могут удовлетворяться только тем, что людям предоставляет природа. Нужда — вот что лежит, по Гердеру, в основе культурно-творческой деятельности человека, вот что является конечной причиной, вызывающей к жизни культуру и детерминирующей процесс ее развития.

Новая» культура, согласно мысли Гердера, отнюдь не отрицает «старой». Из последней она сохраняет все самое ценное, дополняя и развивая его. Закон преемственности, по Гердеру, действует не только внутри национальной культуры, но ему подчиняется и бытование культуры человеческого рода. Культурная
традиция передается от одной нации к другой, и так возводится совместными усилиями различных этносов величественное здание культуры мирового сообщества. Исчезновение языка для Гердера — предпосылка утраты культуры. Поэтому в сохранении и развитии языка нации он видит важнейшую государственную задачу.

Кант

Кант считает, что культура существует в виде «культуры умения» и «культуры воспитания. Если первая из них позволяет достигать цели, то вторая дает возможность выбирать их. Она позволяет человеку избежать «деспотизма вожделений», освобождает его от прикованности к вещам, дает возможность понять, в чем истинный, а не ложный смысл его бытия. Только человек, способный ставить перед собой цели и делать свободный выбор, может называться человеком культурным. Соответственно, культурным является лишь то общество, которое обеспечивает свободное волеизъявление своих граждан, принявших нравственные установления в качестве руководства к действию.

Гегель

Культура - не что иное, как инобытие мирового духа. Другими словами, культура порождается как субъективным, так и объективным и абсолютным духом. Это дает основание говорить о ее различных видах, что, собственно и делает Гегель, выделяя в качестве структурных элементов культуры прежде всего высокую и низкую культуру. Культура самым непосредственным образом связана с самопознанием абсолютного духа.

Погружение в мир культуры означает приобщение к абсолюту, позволяет познать сущность вещей и явлений. Культура не существует без свободы, как и свобода не существует без культуры. Только в культуре человек обретает себя, осознает, кто он, подобно тому, как происходит постижение абсолютной идеи.

Существование высокой культуры Гегель связывает с достижением индивидами нравственного совершенства и переходом от морали к нравственности, от сообщества, где действует закон сильного, к гражданскому обществу и правовому государству. Низкая культура, по Гегелю, свойственна народам прежде всего кочевым, которые не поднялись до осознания того факта, что «народ как государство есть дух в своей субстанциональности и непосредственной действительности, поэтому он есть абсолютная власть на земле»
Популярным считается деление
на материальную и духовную формы культуры.

Духовная культура занимает центральное место среди прочих форм культуры – физической и материальной. Человеку мало физического комфорта, он должен ощущать душевный комфорт, т.е. быть в ладу и с миром и с самим собой. Это возможно благодаря духовной культуре.

В центре содержательных категорий дух. культ. лежит мораль. Она как норма поведения охватывает всё общество. «По степени широты охвата различаются народная (или практическая) мораль, духовная (религиозная) мораль, профессиональная мораль и экологическая (или глобальная)». (Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.:ЧеРо, 1996.-288 с.)

Каким образом проявляется духовная культура?

  1. в знании правил совместных действий, правил общения, которые после их изучения составляют автоматизмы социального поведения.

  2. в понимании содержания культуры общества как общезначимого мыслительного целого.

  3. в личных представлениях о себе, и мире, ограниченных, с одной стороны, здравым смыслом, а с другой, необходимостью быть индивидуальностью.

Отсутствие этих трёх категорий духовной культуры устраняет человека из общества или его части.

Духовность – «высший цвет» материи (Ф.Энгельс).

Значимость духовного в человеческой жизни проявилась в формах первобытных представлениях о духах, в различных формах религиозно-мистического сознания, во многих философских, этических и эстетических теориях, в которых с духом (Богом) связывались представления о высшей справедливости.

Сущность духовной активности человека в том, что управление поведением человека приобрело статус самостоятельности, отделилось от физического поведения организма, от материально-практических действий, перестало быть только следствием рассудочно-эмоциональных операцией и опережающего отражения.

Духовное порождается психикой человека, оно эфемерно, лишено пространственных признаков. Чтобы духовное сохранилось, чтобы оно могло выйти за пределы породившей его психики и стать достоянием человечества, оно должно быть материализовано.

Три способа материализации духовного:

  1. физически-телесный

  2. вещественно-технический

  3. социально-организационный

Процесс опредмечивания духовного имеет целью передать информацию, быть знаком неких смыслов. Материальные средства опредмечивания духовного утрачивают своё чисто материальное бытие и становятся