ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 660

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знаками. Духовная культура не может быть сведена к знаниям, ценностям, творчеству. Духовная культура это информация и языки (семиотический аспект культуры).

Деятельность опредмечивания направлена на создание предметного мира культуры, который, как мы знаем, представлен материальной, духовной и художественной культурой.

Материальная деятельность:

  1. физическая культура: спортивные, медицинские, игровые воздействия на человеческое тело; культура преобразует натуру каждого человека (а у домашних животных изменяется только видовые характеристики);
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

наши тела принадлежат и природе, и культуре;

  • техническая деятельность: создание вещей «второй природы»;

  • социально-организационная деятельность: создание самостоятельно существующих учреждений, институтов, предприятий, которые не только отчуждаются от создавших их людей, но и могут властвовать над ними; культура оформляет социальную материю; все социальные институты одновременно принадлежат и культуре, и обществу.

    Художественная деятельность – особый вид связи материального и духовного.

    Культура – напряжённое поле взаимодействия трёх основных модификаций предметной деятельности (материальной, духовной, художественной). В этом поле множество потоков и форм – спектральные ряды, в которых действуют механизмы континуальности и дискретности.(прерывность и непрерывность?)

    Духовный мир культуры можно рассматривать в виде семи составляющих – мистики, искусства, мифологии, философии, религии, науки, идеологии.

    Духовной культурой принято считать сегодня смысловые (философские) модели мира. Духовная культура может выражаться в материальных формах: книгах, произведениях искусства.

    Предметная деятельность может быть мотивирована двояко:

    1. целенаправленная мотивация;

    2. самоцельная мотивация.

    Целенаправленная деятельность человека порождает труд, самоцельная деятельность порождает игру.

    Предметная деятельность человека протекает между этими крайними точками, но есть сферы деятельности, в которых совмещаются элементы труда и игры, в которых труд и игра взаимозаменяемы.

    Модальности культуры, характеризующие процессы опредмечивания:

    1. труд;

    2. игра;

    3. обычай, ритуал, символическое поведение;

    4. художественное творчество.

    Сегодня под материальной культурой понимают реализацию моделей мира в социальной действительности, а также производство самых разных вещей. Любой предмет утилитарного значения имеет некую символическую информацию, культурный смысл и содержание. М.к. обычно содержит идею, то есть нечто, что считается духовным.



    Т.о. деление на материальную и духовную культуру не чёткое, т.к. музыка не является чисто духовным явлением, т.к. она опредмечена. Процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества происходил в тесной связи со становлением орудийной деятельности и социальных отношений. Его принято называть культурогенезом.

    Модифицировав схему Дж. Фейблмана, можно говорить о следующих идеальных типах культур:

    • допервобытный, в котором преобладает материальная культура;

    • первобытный, в котором преобладает материальная культура;

    • первобытный, где превалирует мистика и искусство;

    • военный, характеризующимся техническими средствами уничтожения;

    • мифологический;

    • религиозный,

    • научный

    • идеологический.

    отличающиеся господством соответствующей мифологии, философии, религии, науки, идеологии. Всего таких типов 8.

    Основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры. Повседневная практика входила в привычный образ жизни простолюдина, и ей не нужно было специально учиться. Со временем знания выделялись в специализированные профессии, освоение которых было практически невозможным без специального профессионального образования.

    Отсюда философы-эволюционисты предложили свою структуру культуры. Они разделили её на обыденную и специализированную.

    Основные знания повседневной практики усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов, а специализированные, посредством образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

    Социологическая классификация культуры:

    Основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры. Повседневная практика входила в привычный образ жизни простолюдина, и ей не нужно было специально учиться. Со временем знания выделялись в специализированные профессии, освоение которых было практически невозможным без специального профессионального образования.

    Отсюда философы-эволюционисты предложили свою структуру культуры. Они разделили её на обыденную и специализированную (по профессиям).

    Основные знания повседневной практики усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов, а специализированные, посредством образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.


    Учёные-социологи проследили каналы трансляции социально-значимой информации между двумя культурами. Орлова Э. и А.Я. Флиер дифференцируют культуру на функциональные блоки, представленные следующими областями социальной практики:


    А) Культура социальной организации и регуляции:

    КУЛЬТУРА

    Обыденный

    уровень :

    Специализированная:

    Хозяйственная культура:

    Домашнее и приусадебное хозяйство

    Экономика, торговля, финансы

    Правовая культура:

    Мораль, нравственность, общественное мнение

    Право, юриспруденция, система охраны общественного порядка.

    Политическая культура:

    Межличностные бытовые отношения

    Государственная политика, идеология, управление, военное и полицейское дело




    Б) Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

    КУЛЬТУРА

    Обыденный

    уровень :

    Специализированная:

    Философская культура:

    Народная мудрость, здравый смысл

    Философские труды

    Научная культура:

    Рациональные знания о мире, бытовая логика

    Профессиональная наука

    Религиозная культура:

    Мистика, бытовая магия, языческое наследие

    Учение развитых религий, конфессий, эзотерика

    Художественная культура:

    Художественные промыслы: музыканты, художники-живописцы, литераторы, и т.д.

    Виды имитационно-игровой деятельности










    В) Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:

    КУЛЬТУРА




    Обыденный

    уровень

    Специализированная:




    Культура межличностных информационных контактов:

    Существует только в обыденной форме

    -





    Культура массовой информации

    Слухи, сплетни и т.п.

    СМИ, реклама, общественные связи




    Информационно-кумулятивная культура

    Предания, верования, легенды

    Система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации




    Культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний

    Система дошкольного воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы…

    Система среднего и высшего образования, спец. Учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам







    Г) Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.

    КУЛЬТУРА

    Обыденный

    уровень

    Специализированная:

    Сексуальная культура

    Существует только в обыденной форме




    Культура поддержания и восстановления здоровья

    Физкультура, массовый спорт, туризм, культуризм,…

    Медицина и система саноторно-лечебного обслуживания

    Культура восстановления энергобаланса человека

    Кулинария, система и структура питания и пр.

    Культура отдыха, психической реабилитации человека

    Неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.

    Система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации



    Т.о. Культура это сложная, многоуровневая система.

    Принято делить культуру по группам носителей. Классификация культуры по группам носителей:

    1. Мировая (охватывает всё человечество) – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов земли. Зародившись в одной определённой этнической среде, перешагнули за её рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств, разных языков;

    2. Национальная – сложившаяся в условиях классового общественного строя, объединяет людей, живущих на больших территориях. Благодаря синтезу культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества, рождается её своеобразие, неповторимость и оригинальность. Культуры не вышедшие за рамки определённых государств и этнических общностей (народов) условно называются национальными.

    3. Отдельные виды культуры нельзя отнести только к духовной или материальной (экономическая, политическая, эстетическая,…). Они пронизывают все культурные эпохи, представляют собой вертикальное сечение.

    4. Субкультура – к. отдельных социальных групп, выделяется внутри каждого народа:

      1. По возрасту (детская, молодёжная, пожилых людей);

      2. По социальному положению (субкультура дворян, крестьян, рабочего класса);

      3. По национальному признаку, народностям (казаки, кавказская субкультура);

      4. По профессии;

    От традиционной культуры субкультура отличается набором отдельных элементов: жаргоном, этикетом и другими моральными правилами. Когда субкультура начинает бороться с традиционной культурой, пытается искоренить обычные представления об этике и искусстве, она превращается в контркультуру:

    Контркультура – это активная и агрессивная субкультура: выделяется контркультура преступного мира, множество молодёжных контркультур (хиппи, панки, байкеры, лимоновцы, бритоголовые, скинхенды). Контркультура всегда имеет чёткую идеологию, она формулирует принципы, по которым обязаны жить все её участники. В некоторых источниках контркультурой называют всю молодёжную культуру Зап. Европы и Америки (60-70 гг. ХХ века), т.к. именно тогда появились все современные молодёжные течения.

    Контркультура устойчиво расширяет число своих последователей, начиная с послевоенного поколения битников и хиппи.