ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 660
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знаками. Духовная культура не может быть сведена к знаниям, ценностям, творчеству. Духовная культура это информация и языки (семиотический аспект культуры).
Деятельность опредмечивания направлена на создание предметного мира культуры, который, как мы знаем, представлен материальной, духовной и художественной культурой.
Материальная деятельность:
наши тела принадлежат и природе, и культуре;
техническая деятельность: создание вещей «второй природы»;
социально-организационная деятельность: создание самостоятельно существующих учреждений, институтов, предприятий, которые не только отчуждаются от создавших их людей, но и могут властвовать над ними; культура оформляет социальную материю; все социальные институты одновременно принадлежат и культуре, и обществу.
Художественная деятельность – особый вид связи материального и духовного.
Культура – напряжённое поле взаимодействия трёх основных модификаций предметной деятельности (материальной, духовной, художественной). В этом поле множество потоков и форм – спектральные ряды, в которых действуют механизмы континуальности и дискретности.(прерывность и непрерывность?)
Духовный мир культуры можно рассматривать в виде семи составляющих – мистики, искусства, мифологии, философии, религии, науки, идеологии.
Духовной культурой принято считать сегодня смысловые (философские) модели мира. Духовная культура может выражаться в материальных формах: книгах, произведениях искусства.
Предметная деятельность может быть мотивирована двояко:
Целенаправленная деятельность человека порождает труд, самоцельная деятельность порождает игру.
Предметная деятельность человека протекает между этими крайними точками, но есть сферы деятельности, в которых совмещаются элементы труда и игры, в которых труд и игра взаимозаменяемы.
Модальности культуры, характеризующие процессы опредмечивания:
Сегодня под материальной культурой понимают реализацию моделей мира в социальной действительности, а также производство самых разных вещей. Любой предмет утилитарного значения имеет некую символическую информацию, культурный смысл и содержание. М.к. обычно содержит идею, то есть нечто, что считается духовным.
Т.о. деление на материальную и духовную культуру не чёткое, т.к. музыка не является чисто духовным явлением, т.к. она опредмечена. Процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества происходил в тесной связи со становлением орудийной деятельности и социальных отношений. Его принято называть культурогенезом.
Модифицировав схему Дж. Фейблмана, можно говорить о следующих идеальных типах культур:
отличающиеся господством соответствующей мифологии, философии, религии, науки, идеологии. Всего таких типов 8.
Основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры. Повседневная практика входила в привычный образ жизни простолюдина, и ей не нужно было специально учиться. Со временем знания выделялись в специализированные профессии, освоение которых было практически невозможным без специального профессионального образования.
Отсюда философы-эволюционисты предложили свою структуру культуры. Они разделили её на обыденную и специализированную.
Основные знания повседневной практики усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов, а специализированные, посредством образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Социологическая классификация культуры:
Основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры. Повседневная практика входила в привычный образ жизни простолюдина, и ей не нужно было специально учиться. Со временем знания выделялись в специализированные профессии, освоение которых было практически невозможным без специального профессионального образования.
Отсюда философы-эволюционисты предложили свою структуру культуры. Они разделили её на обыденную и специализированную (по профессиям).
Основные знания повседневной практики усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов, а специализированные, посредством образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Учёные-социологи проследили каналы трансляции социально-значимой информации между двумя культурами. Орлова Э. и А.Я. Флиер дифференцируют культуру на функциональные блоки, представленные следующими областями социальной практики:
Т.о. Культура это сложная, многоуровневая система.
Принято делить культуру по группам носителей. Классификация культуры по группам носителей:
От традиционной культуры субкультура отличается набором отдельных элементов: жаргоном, этикетом и другими моральными правилами. Когда субкультура начинает бороться с традиционной культурой, пытается искоренить обычные представления об этике и искусстве, она превращается в контркультуру:
Контркультура – это активная и агрессивная субкультура: выделяется контркультура преступного мира, множество молодёжных контркультур (хиппи, панки, байкеры, лимоновцы, бритоголовые, скинхенды). Контркультура всегда имеет чёткую идеологию, она формулирует принципы, по которым обязаны жить все её участники. В некоторых источниках контркультурой называют всю молодёжную культуру Зап. Европы и Америки (60-70 гг. ХХ века), т.к. именно тогда появились все современные молодёжные течения.
Контркультура устойчиво расширяет число своих последователей, начиная с послевоенного поколения битников и хиппи.
Деятельность опредмечивания направлена на создание предметного мира культуры, который, как мы знаем, представлен материальной, духовной и художественной культурой.
Материальная деятельность:
-
физическая культура: спортивные, медицинские, игровые воздействия на человеческое тело; культура преобразует натуру каждого человека (а у домашних животных изменяется только видовые характеристики);1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
наши тела принадлежат и природе, и культуре;
техническая деятельность: создание вещей «второй природы»;
социально-организационная деятельность: создание самостоятельно существующих учреждений, институтов, предприятий, которые не только отчуждаются от создавших их людей, но и могут властвовать над ними; культура оформляет социальную материю; все социальные институты одновременно принадлежат и культуре, и обществу.
Художественная деятельность – особый вид связи материального и духовного.
Культура – напряжённое поле взаимодействия трёх основных модификаций предметной деятельности (материальной, духовной, художественной). В этом поле множество потоков и форм – спектральные ряды, в которых действуют механизмы континуальности и дискретности.(прерывность и непрерывность?)
Духовный мир культуры можно рассматривать в виде семи составляющих – мистики, искусства, мифологии, философии, религии, науки, идеологии.
Духовной культурой принято считать сегодня смысловые (философские) модели мира. Духовная культура может выражаться в материальных формах: книгах, произведениях искусства.
Предметная деятельность может быть мотивирована двояко:
-
целенаправленная мотивация; -
самоцельная мотивация.
Целенаправленная деятельность человека порождает труд, самоцельная деятельность порождает игру.
Предметная деятельность человека протекает между этими крайними точками, но есть сферы деятельности, в которых совмещаются элементы труда и игры, в которых труд и игра взаимозаменяемы.
Модальности культуры, характеризующие процессы опредмечивания:
-
труд; -
игра; -
обычай, ритуал, символическое поведение; -
художественное творчество.
Сегодня под материальной культурой понимают реализацию моделей мира в социальной действительности, а также производство самых разных вещей. Любой предмет утилитарного значения имеет некую символическую информацию, культурный смысл и содержание. М.к. обычно содержит идею, то есть нечто, что считается духовным.
Т.о. деление на материальную и духовную культуру не чёткое, т.к. музыка не является чисто духовным явлением, т.к. она опредмечена. Процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества происходил в тесной связи со становлением орудийной деятельности и социальных отношений. Его принято называть культурогенезом.
Модифицировав схему Дж. Фейблмана, можно говорить о следующих идеальных типах культур:
-
допервобытный, в котором преобладает материальная культура; -
первобытный, в котором преобладает материальная культура; -
первобытный, где превалирует мистика и искусство; -
военный, характеризующимся техническими средствами уничтожения; -
мифологический; -
религиозный, -
научный -
идеологический.
отличающиеся господством соответствующей мифологии, философии, религии, науки, идеологии. Всего таких типов 8.
Основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры. Повседневная практика входила в привычный образ жизни простолюдина, и ей не нужно было специально учиться. Со временем знания выделялись в специализированные профессии, освоение которых было практически невозможным без специального профессионального образования.
Отсюда философы-эволюционисты предложили свою структуру культуры. Они разделили её на обыденную и специализированную.
Основные знания повседневной практики усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов, а специализированные, посредством образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Социологическая классификация культуры:
Основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры. Повседневная практика входила в привычный образ жизни простолюдина, и ей не нужно было специально учиться. Со временем знания выделялись в специализированные профессии, освоение которых было практически невозможным без специального профессионального образования.
Отсюда философы-эволюционисты предложили свою структуру культуры. Они разделили её на обыденную и специализированную (по профессиям).
Основные знания повседневной практики усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов, а специализированные, посредством образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Учёные-социологи проследили каналы трансляции социально-значимой информации между двумя культурами. Орлова Э. и А.Я. Флиер дифференцируют культуру на функциональные блоки, представленные следующими областями социальной практики:
А) Культура социальной организации и регуляции: | КУЛЬТУРА | |
Обыденный уровень : | Специализированная: | |
Хозяйственная культура: | Домашнее и приусадебное хозяйство | Экономика, торговля, финансы |
Правовая культура: | Мораль, нравственность, общественное мнение | Право, юриспруденция, система охраны общественного порядка. |
Политическая культура: | Межличностные бытовые отношения | Государственная политика, идеология, управление, военное и полицейское дело |
Б) Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений: | КУЛЬТУРА | |
Обыденный уровень : | Специализированная: | |
Философская культура: | Народная мудрость, здравый смысл | Философские труды |
Научная культура: | Рациональные знания о мире, бытовая логика | Профессиональная наука |
Религиозная культура: | Мистика, бытовая магия, языческое наследие | Учение развитых религий, конфессий, эзотерика |
Художественная культура: | Художественные промыслы: музыканты, художники-живописцы, литераторы, и т.д. | Виды имитационно-игровой деятельности |
| | |||
В) Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: | КУЛЬТУРА | | ||
Обыденный уровень | Специализированная: | | ||
Культура межличностных информационных контактов: | Существует только в обыденной форме | - | | |
Культура массовой информации | Слухи, сплетни и т.п. | СМИ, реклама, общественные связи | | |
Информационно-кумулятивная культура | Предания, верования, легенды | Система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации | | |
Культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний | Система дошкольного воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы… | Система среднего и высшего образования, спец. Учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам | | |
| ||||
Г) Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. | КУЛЬТУРА | |||
Обыденный уровень | Специализированная: | |||
Сексуальная культура | Существует только в обыденной форме | | ||
Культура поддержания и восстановления здоровья | Физкультура, массовый спорт, туризм, культуризм,… | Медицина и система саноторно-лечебного обслуживания | ||
Культура восстановления энергобаланса человека | Кулинария, система и структура питания и пр. | |||
Культура отдыха, психической реабилитации человека | Неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр. | Система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации |
Т.о. Культура это сложная, многоуровневая система.
Принято делить культуру по группам носителей. Классификация культуры по группам носителей:
-
Мировая (охватывает всё человечество) – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов земли. Зародившись в одной определённой этнической среде, перешагнули за её рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств, разных языков; -
Национальная – сложившаяся в условиях классового общественного строя, объединяет людей, живущих на больших территориях. Благодаря синтезу культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества, рождается её своеобразие, неповторимость и оригинальность. Культуры не вышедшие за рамки определённых государств и этнических общностей (народов) условно называются национальными. -
Отдельные виды культуры нельзя отнести только к духовной или материальной (экономическая, политическая, эстетическая,…). Они пронизывают все культурные эпохи, представляют собой вертикальное сечение. -
Субкультура – к. отдельных социальных групп, выделяется внутри каждого народа:-
По возрасту (детская, молодёжная, пожилых людей); -
По социальному положению (субкультура дворян, крестьян, рабочего класса); -
По национальному признаку, народностям (казаки, кавказская субкультура); -
По профессии;
-
От традиционной культуры субкультура отличается набором отдельных элементов: жаргоном, этикетом и другими моральными правилами. Когда субкультура начинает бороться с традиционной культурой, пытается искоренить обычные представления об этике и искусстве, она превращается в контркультуру:
Контркультура – это активная и агрессивная субкультура: выделяется контркультура преступного мира, множество молодёжных контркультур (хиппи, панки, байкеры, лимоновцы, бритоголовые, скинхенды). Контркультура всегда имеет чёткую идеологию, она формулирует принципы, по которым обязаны жить все её участники. В некоторых источниках контркультурой называют всю молодёжную культуру Зап. Европы и Америки (60-70 гг. ХХ века), т.к. именно тогда появились все современные молодёжные течения.
Контркультура устойчиво расширяет число своих последователей, начиная с послевоенного поколения битников и хиппи.