Файл: Учебнометодические требования к выполнению научноисследовательской работы Направление подготовки.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные организационные положения и требования к содержанию
курсовых (выпускных квалификационных) работ
Тематика работ предлагается из утвержденного кафедрой перечня тем, а также по предложению самого обучающегося и по согласованию с научным руководителем. Утверждение тем курсовых и выпускных квалификационных работ проходит на заседании кафедры. Темы курсовых работ и закрепление научных руководителей утверждаются распоряжением директора института не позже 1 октября текущего года. Перечень тем выпускных квалификационных работ утверждается приказом ректора по представлению Ученого Совета института, доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала Государственной итоговой аттестации. Закрепление тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей осуществляется приказом ректора на основании решения Ученого Совета института не позднее, чем за три месяца до начала Государственной итоговой аттестации.
Выбору темы предшествует предварительное ознакомление с литературой, востребованностью с целью определения степени её изученности и выявления круга вопросов (проблем), требующих разрешения.
Тема не должна быть широкой, поскольку в этом случае она может быть раскрыта поверхностно; в свою очередь, узкая тема прорабатывается глубоко и детально.
Определение проблемы научного исследования происходит с учётом требований современных ФГОС ООО, ФГОС СОО, особенностей содержания примерных программ учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Тематика ВКР направлена на умение планировать учебную деятельность обучающихся, на развитие умений в ходе выполнения научно-исследовательской работы разрабатывать и реализовать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, реализовать программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, умений планировать и проводить учебные занятия, на освоение формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий, а именно проектной деятельности.
В ходе выполнения научно-исследовательской работы (курсовой и выпускной квалификационной работы) отрабатываются умения реализации современных форм и методов воспитательной работы, использование их на занятиях и во внеурочной деятельности, умения развивать у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей, и формирование у обучающихся гражданской позиции, культуры здорового и безопасного образа жизни.
При формулировке тем ВКР учитывается также перечень необходимых знаний и умений, обеспечивающих выполнение трудовых действий в сфере общего образования, учитывается специфика преподаваемых предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура».
При написании работ по дисциплинам модуля «Методика преподавания предметов: по основам безопасности жизнедеятельности» разрабатываются конспекты уроков, воспитательных мероприятий, рассматривается возможность апробации методических разработок, реализуются методические принципы преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Научно-исследовательские работы по дисциплинам модуля «Методика преподавания предметов: по основам безопасности жизнедеятельности» направлены на формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, на достижения личностных результатов освоения основной образовательной программы и поучения опыта деятельности при реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания; на формирование активного неприятия вредных привычек, причинения вреда физическому и психическому здоровью, сформированность здорового и безопасного образа жизни.
Выполнение научно-исследовательских работ по дисциплинам модуля «Методика преподавания предметов: по физической культуре» направлено на совершенствования всех видов физкультурной и спортивной деятельности, изучение и внедрение в практику современных средств развития физических качеств и способностей обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, направлено на формирование у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой и потребности развития физических качеств, двигательных способностей, потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; ответственного отношения к своему здоровью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, основываясь на реализации методических принципов преподавания учебного предмета «Физическая культура». Научно-исследовательская работа студента должна иметь высокий научно-теоретический уровень, глубокий и полный анализ исследуемых проблем
, основанных на логической аргументации, быть грамотно оформленной и соответствовать следующим требованиям:
-
выполняться студентом самостоятельно и являться исследованием конкретной актуальной научной проблемы или ее части; -
отражать современное состояние основного предмета исследования в научной и специальной литературе; -
содержать имеющиеся в литературе точки зрения по затронутым проблемам, с критической оценкой концепций различных авторов и собственным отношением к ним; -
базироваться на реальной собранной социальной, педагогической, экономической и статистической информации; -
собственное исследование концентрируется на привлечённом фактическом материале: -
содержать конкретное и точное изложение рассматриваемой проблемы, основные выводы и предложения.
-
Важным требованием является актуальность выбранной темы, обоснованность изложенных выводов и предложений, вытекающих из глубокого и полного анализа рассматриваемого материала. Научное исследование курсовой работы (выпускной квалификационной работы) должно разрабатываться на конкретном материале учреждения или организации, либо строиться на глубоком анализе литературных источников по выбранной тематике, содержать решения актуальных образовательных и организационно-воспитательных задач, способствующих повышению эффективности образовательной и воспитательной работы и развитию современных педагогических учебно-воспитательных технологий.
Студент создает творческую работу на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, а также, исходя из результатов проведенных им наблюдений, исследований или педагогических экспериментов.
Курсовая работа (выпускная квалификационная работа) является видом самостоятельной учебно-исследовательской работы студента, которая выполняется под руководством преподавателя, и представляет обязательный компонент учебного плана бакалавриата. Она выполняется в пределах часов, отводимых на самостоятельную работу студента, представляется в конце периода изучения конкретной учебной дисциплины.
Дата защиты курсовых работ устанавливается распорядительным актом не менее чем за полгода. Сроки представления и защиты курсовых работ определяются кафедрой в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком по образовательной программе и расписанием учебных занятий, утверждается распорядительным актом.
Невыполнение курсовой в установленный срок считается академической задолженностью, которая может быть ликвидирована студентом в установленном в университете порядке.
Срок ликвидации задолженности назначается заведующим кафедрой по согласованию с преподавателем, ответственным за дисциплину, но не ранее, чем через месяц.
Дата защиты ВКР устанавливается распорядительным актом не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения государственного аттестационного испытания.
Обучающийся, прошедший защиту выпускной квалификационной работы на неудовлетворительную оценку, имеет право оспорить решение Государственной аттестационной комиссии (подать апелляцию) либо пройти процедуру Государственной итоговой аттестации (ГИА) повторно не раньше, чем через десять месяцев и не позднее, чем через пять лет после срока проведения ГИА.
В рамках научно-исследовательской работы студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:
-
Владеть категориальным аппаратом, знать сущность основных понятий и проблем, связанных с избранной темой. -
Уметь обосновать актуальность проблемы, собрать доказательную базу. -
Владеть навыками поиска научной информации по изучаемой теме и ее систематизации. -
Владеть навыками самостоятельной работы с научной литературой. -
Уметь конкретно и логично излагать рассматриваемую проблему. -
Владеть научным стилем изложения материала. -
Уметь делать аргументированные, научно-обоснованные выводы, логически и последовательно излагать их. -
Владеть культурой и грамотностью оформления научной работой. -
Уметь определять противоречия, выделять проблемное поле, уметь поставить и сформулировать проблему. -
Уметь определять методы исследования; обрабатывать результаты исследования элементарными методами прикладной математики; использовать и анализировать статистический материал. -
Владение культурой презентации научной работы. -
Уметь ставить цель, задачи, определять объект и предмет исследования, формулировать гипотезу. -
Владеть навыками самостоятельной работы с нормативно-правовыми документами. -
Владеть способностью оценить вклад ученых в решение изучаемой проблемы. -
Уметь анализировать базовые предметные научно-теоретические представления о сущности, закономерностях, принципах и особенностях изучаемых явлений и процессов. -
Владеть навыками понимания и системного анализа базовых научно-теоретических представлений для решения профессиональных задач. -
Знать содержание, сущность, закономерности, принципы и особенности изучаемых явлений и процессов, базовые теории в предметной области. -
Владеть методикой преподавания учебного предмета (закономерности процесса его преподавания; основные подходы, принципы, виды и приемы современных педагогических технологий); условия выбора образовательных технологий для достижения планируемых образовательных результатов обучения; теорией и методикой управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности. -
Владеть современными педагогическими технологиями реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; правилами внутреннего распорядка; правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды. -
Уметь использовать достижения отечественной и зарубежной методической мысли, современных методических направлений и концепций для решения конкретных задач практического характера. -
Уметь управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую. -
Уметь использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; использовать современные способы оценивания в условиях. -
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; -
методами убеждения, аргументации своей позиции. -
Владеть навыками обучения и диагностики образовательных результатов с учетом специфики учебной дисциплины и реальных учебных возможностей всех категорий обучающихся; приемами оценки образовательных результатов: формируемых в преподаваемом предмете предметных и метапредметных компетенций, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик. -
Владеть сведениями приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации; федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ.
Курсовые и выпускные квалификационные работы представляют собой самостоятельные научные исследования студентов, творческий экзамен, позволяющий судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их в практической работе.
Курсовая работа и выпускная квалификационная работа – индивидуальная рукописная работа творческого характера, выполненная студентом в университете, позволяет оценить уровень готовности студента к решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, указанным в квалификационной характеристике ФГОС ВО и требованиям профстандартов. Тема научно-исследовательской работы должна отражать актуальные проблемы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности бакалавра. Содержание курсовой и выпускной квалификационной работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, эмпирического, проектировочного и опытно-поискового характера.
Научно-исследовательская работа (курсовая работа, проект, выпускная квалификационная работа) представляет собой комплексную учебно-исследовательскую работу, направленную на решение локальной воспитательной, управленческой или педагогической проблемы с использованием методов, изученных в рамках учебных курсов (учебных дисциплин) или учебного модуля, в частности «Теория физической культуры», «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности», с учетом научно-педагогических и учебно-воспитательных сведений изучаемых дисциплин, в частности «Методика воспитательной работы» и «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся», «Основы научно-исследовательской деятельности», «Основы проектной деятельности», «Методика воспитательной работы в школе и ДОЛ», «Технологии инклюзивного образования», «Технологии современного образования», «Педагогика», «Организация учебной деятельности с одарёнными детьми», «Психология», «Методика обучения физической культуре», «Психология экстремальных ситуаций», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Внеурочная работа в школе».
Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы, является их теоретическая и практическая значимость. Курсовая работа и выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством квалифицированных специалистов.
Научное руководство исследовательской работой студентов