Файл: Учебнометодические требования к выполнению научноисследовательской работы Направление подготовки.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, в данном разделе в сжатом виде показывается, какие задачи стоят перед теорией и практикой научной дисциплины, что сделано предшественниками и что предстоит сделать в данном исследовании. На этой основе формулируется противоречие, которое может выражаться в несовместимости или взаимном исключении двух понятий относительно одного объекта. Обоснование актуальности должно занимать примерно 3-5 страниц введения.
Степень изученности и разработанность проблемы. В данном разделе необходимо перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в отечественной литературе. Автору необходимо продемонстрировать знание темы, свое умение владеть методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, способность оценить вклад предшественников и современников в решении данной проблемы. Критически осветив работы своих предшественников, исследователь должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными, и таким образом определить свое место в решении проблемы. При этом необходимо быть объективным в оценке собственного вклада по ее изучению.
Цель исследования.Цель исследования – это конкретизация поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос: какой результат исследователь намерен получить в ходе исследования. Цель исследования должна соответствовать тематике исследования, но при этом не должна дублировать название работы. Цель должна быть сформулирована в одном предложении кратко и конкретно. Научно-исследовательская работа направлена на изучение процесса воспитания либо процесса обучения, педагогического факта либо явления с целью получения актуальных знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, его структуре, механизме, содержании, принципах и технологиях организации. Методико-педагогические исследования направлены на изучение определённой стороны педагогического процесса, открытие закономерностей в области педагогической практики, обобщение и обоснование определённых научно-практических рекомендаций.
Задачи исследования
дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Задачи работы должны соответствовать содержанию курсовой работы. Определяя задачи исследования, рекомендуется употреблять слова: «изучить...», «установить...», «определить...», «обосновать...», «выявить...», «рассмотреть…» и т.д.
Объект исследования- это «актуальное поле исследования», в котором должен разобраться исследователь. Под объектом понимается некий процесс или некоторое явление, которое порождает проблемную ситуацию. Это явление и рассматривается автором работы для проведения исследования. Объект исследования, в отличие от предмета, более широкое явление, имеющее несколько граней для исследования (например, тема - «Изучение системы мотивации персонала бюджетных образовательных организаций»; объект исследования - конкретное образовательное учреждение; предмет исследования -особенности системы мотивации персонала бюджетных образовательных учреждений).
Предмет научного исследования - процессы, методы, формы, технологии, используемые при изучении объекта исследования. Предмет исследования, как правило, включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению.
Методы исследования. В данном разделе приводится описание используемых автором методов исследования по теме ВКР. Необходимо в сжатой форме показать особенности их использования для получения результатов исследований. Метод – это основной принцип и способ сбора, обработки или анализа данных. Методика – это форма реализация метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь).
Апробация основных положений ВКР. В данном разделе приводятся сведения о научных, научно-практических конференциях и других форумах научной общественности, на которых автором докладывались результаты исследований по теме. При этом должны быть указаны даты и места проведения конференций. В разделе также указывается количество статей, тезисов докладов, опубликованных в научных журналах или сборниках научных трудов. Названия печатных работ и выходные данные печатных изданий, где они были опубликованы, помещаются в списке литературы.
Основная часть работы содержит существо, методику и основные результаты выполненной работы. Здесь излагаются: теоретические основы, краткая история поставленной проблемы, анализ различных точек зрения по проблеме; экспериментальные исследования, в которых описываются проведенные наблюдения и эксперименты, дается всесторонний и объективный анализ теоретической и практической значимости полученных в ходе исследования результатов, оценивается полнота решения проблемы, делаются обобщения.
Основная часть делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Каждая глава состоит не менее чем из двух подглав. Желательно, чтобы главы и подглавы были примерно одинаковыми по объему. Главы должны быть логически связаны, а подглавы – раскрывать содержание названия главы. Деление работы на главы и подглавы должно служить логике раскрытия темы.
Принципиальными требованиями к основной части являются последовательность, конкретность и доказательность. Рассуждения должны строиться на конкретном анализе фактического материала. В конце каждой главы, параграфа подводятся краткие итоги.
Первая глава, как правило, имеет теоретический характер. В ней рекомендуется показать историю возникновения проблемы, представить систематизированный обзор известных исследований, раскрыть понятия и сущность изучаемых явлений или процессов, методологически уточнить их, обосновать выбор направления исследования и определить собственные авторские позиции. В ходе описания известных исследований, анализа изученной литературы по проблеме неприемлемо их дословное копирование. В этом случае используются цитаты со ссылкой на автора и источник
Вторая глава посвящена описанию проведенного собственного исследования и имеет прикладной характер.
В данном разделе приводится описание организации исследования, в частности используемых автором методов исследования по теме курсовой работы (ВКР), даётся описание используемых в исследовании приборов, контингента обследованных, применяемых тестов, анкет и опросников. Необходимо в сжатой форме показать особенности их использования для получения результатов исследований.
Она содержит экспериментальное обоснование решения задач, описание результатов экспериментальных исследований и оценку точности полученных результатов. Здесь обосновываются и формулируются результаты собранного фактического материала, анкетирования, анализа тестирования и других собранных материалов, сведений статистики, изучения документов, и т.д. Данные, полученные в ходе проведения собственных исследований, анализируются, а затем сопоставляются с уже имеющимися данными и теоретическими выкладками. В целях эффективной демонстрации данных математической обработки нужно использовать различные таблицы, графики, гистограммы, круговые диаграммы и т.д. Логическим продолжением изложения и демонстрации данных эксперимента является их обсуждение и интерпретация. Объяснение полученных результатов и интерпретация являются научным осмыслением полученных результатов.
В последнем параграфе содержатся конкретные предложения решения проблемы со всеми условиями, оформленными в виде проекта или рекомендаций, для повышения эффективности разработки, производительности процесса; включает материалы методических разработок по исследуемой проблеме, формулировку предложений по решению научно-исследовательской проблемы, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, методической поддержке образовательной деятельности, улучшения гигиенических качества оборудования или среды, формирования соответствующих компетенций у обучающихся и т.п.). При обосновании полезности необходимо дать оценку достоверности полученных результатов, доказать положительные эффекты от использования предложенных моделей и проектов. Выводы по параграфам должны быть краткими, конкретными, вытекать из содержания параграфа в целом.
Заключительная часть (заключение) должна содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. В этой части нужно подвести итог всей работе. В нём должны быть сосредоточены все итоги исследования в чётких формулировках, последовательном изложении В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Прикладной характер исследования определяется именно заключением, где сконцентрированы выводы, рекомендации, предлагаемые для внедрения в практику. Последовательность изложения итогов, как правило, определяется степенью их значимости: от более значимых (более обобщенных) к менее значимым. В заключении намечаются пути и цели дальнейшей работы или аргументируется нецелесообразность ее продолжения. В заключении следует уходить от простого перечня результатов исследования и сконцентрировать внимание на том новом, что внесено автором работы заявленной проблемы. В заключении не должно быть ни цитат, ни риторических фраз. Объём заключения составляет 3–5 страниц.
Литература включает в себя весь доступный по данной теме круг научных источников. Обязательно должны быть представлены источники, на которые даны ссылки в тексте научно-исследовательской работы. В списке литературы используются расширенные библиографические описания, которые содержат фамилию автора, название произведения, выходные данные, количество страниц и другие сведения, записанные в определенном порядке.
Принцип построения библиографического списка
:
1. Библиографический список состоит из библиографических записей – полного библиографического описания источника.
2. В начале библиографического списка располагаются нормативные правовые акты в иерархическом и обратном хронологическом порядке, а затем литература по алфавиту.
3. Имеет единую нумерацию.
Количество используемых литературных источников обусловлено следующими переменными: уровень разработанности проблемы в научном мире, характер выполняемой работы (теоретический или экспериментальный), степень доступности литературных источников, сроки выполнения теоретического раздела работы. Список источников литературы курсовой работы не менее 40 наименований, а выпускной квалификационной работы не менее 60. Список источников и литературы оформляется в соответствии с Национальным стандартом составления библиографических ссылок (ГОСТ Р. 7.0.100.-2018). Главная задача составления списка источников и литературы заключается в таком описании источника информации, чтобы его легко можно было найти и идентифицировать. В конце списка размещают ссылки на электронные ресурсы (с указанием даты обращения к источнику).
Приложение. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсовой работы и выпускной квалификационной работы, помещают в приложении.
В приложения могут быть вынесены вспомогательные материалы курсовой (квалификационной) работы, которые не носят принципиального характера, но они тем не менее важны, поскольку дают определенное представление об объеме проделанной работы – это большие массивы первичных экспериментальных данных однотипного характера и промежуточные таблицы их обработки, градуировочные зависимости, тексты разработанных компьютерных программ, спектры, рентгенограммы, протоколы отдельных опытов и т.д.
Приложения следует располагать в последовательности, определяемой степенью значимости материала, либо в порядке появления на них ссылок в тексте. Если приложений несколько, то каждое начинают с новой страницы и снабжают содержательным заголовком, обязательно сопровождая его словом Приложение. Нумеруют приложения арабскими цифрами в порядке возрастания. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. Имеющиеся в тексте приложения таблицы и иллюстрации следует нумеровать в пределах каждого приложения.
Работа с источниками информации