Файл: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В игровой методике с наибольшей полнотой проявляется артистизм учителя. Языковая игра развивает языковое чутьё, умение логически мыслить, слушать и слышать, раскрепощённость в обращении с понятиями, лёгкость и радость от общения. Благодаря этому игра позволяет непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В частности, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, развития орфографической зоркости.

Языковые игры можно использовать с целью развития творческого воображения. Это могут быть такие задания как сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, описательный рассказ на основе обобщенных знаний, мини – сочинения, мини – изложения и т.д.. Наиболее интересные из них такие игры, как «Объяснялки», в ходе которых дети «вживаются» в роль взрослого и сами дают определение понятиям, объясняя его; «Ролевые игры», в которых ученики сами выбирают роли, придумывают правила, развертывают сюжет и заканчивают по своему усмотрению.[4; с.20]

Использование языковых игр на уроках русского языка, можно с целью речевой разминки, как например, «Минутка Почемучки», «Спросите друг у друга», диалог – драматизация стихотворения, создание грамматически правильных вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов реальных лиц, диалогов животных, растений.

А.К. Аксенова, предложила использование языковых игр при работе над словом, словосочетанием, предложением, текстом. Рассмотрим пример использования языковых игр на уроке русского языка на тему «Слова с непроверяемым написанием», можно начать с таких слов:

Если сноп, как пояском

Подпоясать колоском -

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву ... (Ж)

– Какого цвета сноп? (жёлтого)

Далее можно использовать игру «Кто больше?». Цель данной игры заключается в том, чтобы обучающийся назвал как можно больше однокоренных слов к слову жёлтый, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета. [1, с. 57]

Для развития умения подбирать однокоренные слова можно использовать игру «Лесенка». Учитель называет опорное слово, а дети добавляют по одному слову, которое подходит по смыслу, чтобы получить предложение. Эту игру можно проводить по рядам, таким образом, дети видят, что используя одно слово можно составить множество интересных предложений.

Языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического запоминания текста, развивает лингвистическое мышление учащихся, учит их умению моделировать грамматические формы и конструкции, видеть отступление от норм литературного языка.[20 ;67]


Введение языковых игр в практику обучения языку исключит принцип готового знания, будет ориентировать учащегося на практическое владение речью, на искусство владения речью. Кроме того, языковая игра выполняет и так называемую функцию психологического характера, так как реализует человеческую склонность к. самоутверждению, способна вызвать познавательный интерес, который является показателем общего развития школьников. Развивая воображение, она влияет на формирование представлений (зрительных, слуховых, языковых), играет важную роль в развитии памяти и внимания.[7; 684;]

Рассмотрев теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников, можно сделать следующие выводы, что именно языковые игры необходимы для начальной школы, использовать их надо в системе, на разных этапах урока русского языка. включать в них различные виды деятельности школьников. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определённым темам для более систематизированного их использования.

Переходим ко второй главе, где будем рассматривать педагогические условия основ развития познавательного интереса младших школьников посредством применения языковых игр на уроках русского языка, а именно разберём диагностический материал для выявления уровня развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка.

Итак, в теоретической главе нашего исследования мы рассмотрели понятия «познавательный интерес» и «языковая игра». Мы выяснили, что познавательный интерес – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Большинство авторов определяют познавательный интерес как направленность личности на окружающий мир, отличающуюся такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и сопровождающуюся положительными эмоциями.

Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной. Он выражается в стремлении узнать новое, неизвестное. В структуре познавательного интереса различают эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий компонент.

При изучении психологических особенностей младших школьников мы отметили, что это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. В младшем школьном возрасте мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Языковая игра, как метод, развивает познавательный интерес и, в то же время, способность к языковой игре зависит от уровня речевого развития и мышления школьников.





ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме развития познавательного интереса младших школьников посредством применения языковых игр на уроках русского языка
Для того чтобы педагогу правильно организовать деятельность по развитию познавательного интереса на уроках русского языка, необходимо изучить опыт педагогов-практиков по использованию языковых игр в учебном процессе. Анализируя опыты педагогов-практиков, мы обратились к сети интернет для изучения педагогической деятельности учителей начальных классов.

Павлова Зоя Николаевна, учитель первой категории МБОУ ООШ №2 р. п. Хор Хабаровского края в статье «Языковые игры на уроках русского языка в начальной школе» приводит примеры языковых игр с описанием. Педагог, считает, что языковые игры имеют большое значение для развития речи и мышления учащихся, так как они активизируют, расширяют словарный запас, приучают проводить аналитико-синтетическую работу над словами и предложениями, улучшают фонематический слух у детей, развивают у них орфографическую зоркость, прививают интерес и любовь к русскому языку.

Практик за время работы отметила, что интересные упражнения и игры на уроках всегда вызывают положительные эмоции у школьников. Благодаря языковым играм дети имеют возможность применять на практике свои знания и умения. Интересные упражнения и языковые игры используются ею на всех этапах урока: с их помощью можно проверять, как ученики выполнили домашнее задание, улучшить понимание нового материала, его закрепления и обобщения знаний.

Содержание и материал интересных упражнений и игр по русскому языку зависит от задач урока, знаний учащихся, как указывает Зоя Николаевна. Ниже приведем примеры игр по русскому языку, по образцу которых можно создавать свои, необходимые для конкретного урока русского языка.

1. Из каждого слова - по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Педагог называет слова. Учащиеся должны составить из них новое слово следующим образом: взять из первого слова первый звук и обозначить его буквой, а из второго - второй, из третьего - третий и т. д. Выигрывает тот, кто первым составит слово и правильно прочтет его.


Мало, миг, сыр (мир);

Пара, перо, тон, мама, канал (пенал);

Заяц, лиса, лом, собака (зима);

Рука, нет, сады, калитка, насос, фабрика, записка (редиска);

Лава, линь, бамбук, молодость, батон (лимон).

2. Кто составит быстрее?

Ученики получают карточки со слогами и буквами, из которых составляют слова.

Материал для игры: мя, та, перь, я, здо, ро, вье, вью, нок, со, ло, вьи

3. По алфавиту.

На доске висит таблица с алфавитом. Каждая цифра соответствует порядку, месту буквы в алфавите: а-1, б-2, в-3 и т. д.

Например, слово абрикос цифрами пишется: 1, 2, 20, 10, 14, 18, 21.

Материал для игры: свёкла, медведь, улица, школа, тетрадь, книга, ученик, Родина.

4. Шарады слогов.

Педагог называет слова, указывает, какие слоги из этих слов надо взять, чтобы образовать новое слово. Например, надо взять второй слог слова сама, и первый - слова лошадь, чтобы получилось слово мало. Первый слог слова бетон, второй - слова серебро и второй - слова ваза (береза).

5. Из букв одного слова.

Из букв данного слова учащимся за определенное время с помощью словаря составить и записать слова, составленные из этого слова:

- Медведь (мед, медь, дед);

- Астры (сыр);

- Аквариум (мак, рама, рука, рак);

- Диктант (нитка, кит, танк);

- Жаворонок (жар, ворон, корова, корона, кран, нож, нора, рак, рано);

- Компас (кома, копа, касса, сом, мак, сам, вкус, оса);

- Космонавт (сон, мак, сом, коса, кома, сова, носок, танк, станок).

6. Замени букву, чтобы получилось новое слово.

  • С о металл, которым паяют, его люди хорошо знают, о на с измени, с ним ты предложения сложи. (Олово, слово)

  • Мчусь дорогами я с ш, с л я ягода в саду. (Машина, малина)

  • С т плывет, а с д растет. (Плот, плод)

  • С ш надеваю, с л прыгаю, с п прячу. (шапка, лапка, папка)

  • Яркий цветок на огороде, изменил к на р, в озере в норе. (Мак, рак)

  • Добавь, отними букву, чтобы получилось новое слово.

  • На нем красочные цветы, трава зеленеет, а п добавь - перепашет все, не пожалеет. (Луг, плуг)

  • Город для стоянки кораблей, а с добавь - закалит здоровье всех. (Порт, спорт)

  • Светит, немного греет она. Без м - у медведя. (Лампа, лапа) [15]

Таким образом, данные клише для упражнений возможно реализовать почти на каждой теме урока русского языка, в любом классе, что существенно для реализации собственной педагогической деятельности нашего исследования.

Ещё один опыт, привлекший наше внимание, найден на образовательном портале «1 сентября». Людмила Евгеньевна Белосохова, учитель начальных классов, в статье «Лингвистические игры на уроках русского языка во втором классе» приводит богатый опыт по использованию игр на уроках русского языка, в том числе и языковых. По мнению практика, эти игры интересны детям,