Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 357

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексные задания «Ремонт комнаты»,
«Покупка телевизора» фигуры,
Вычисления с рациональными числами, округление,
Зависимость «цена- количество-стоимость» решения, Прикидывать, оценивать,
вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными,
Читать, записывать, сравнивать математические объекты
(числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства
(вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать ответ, данные,
Выдвигать и
обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, Приводить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты, Конструировать математические отношения,
Моделировать ситуацию математически, Наблюдать и
проводить аналогии
7 класс, 2019/20:
«Ремонт комнаты»,
7 класс, Демонстрационный вариант:
«Покупка телевизора»
19.
В общественной жизни: спорт
Комплексные задания
«Футбольная команда»,
«Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста»
1
Представление данных: таблицы, диаграммы,
Статистические характеристики,
Сравнение величин,
Процентные вычисления
Групповая работа, индивидуальная работа, конференция, круглый стол (спортивных экспертов)
РЭШ, 7 класс: «Футбольная команда»,
Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru
7 класс, 2021:
«Мировой рекорд по бегу»,
«Питание самбиста»
20.
На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения
Комплексные задания
«Бугельные подъемники»,
«Кресельные подъемники»
1
Зависимость» «скорость- время-расстояние», измерение времени и скорости,
Графики реальных зависимостей
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, презентация (колонка блогера)
Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru
7 класс, Демонстрационный вариант:
«Бугельные подъемники»,
8 класс, 2019/20:
«Кресельные подъемники»
21.
В профессиях: сельское хозяйство
Комплексное задание «Сбор черешни»
1
Статистические характеристики,
Представление данных
(диаграммы, инфографика)
Групповая работа, индивидуальная работа, круглый стол, презентация
(информационное сообщение в СМИ)
Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru
РЭШ «Сбор черешни»
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
22.
Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности
1
Личная финансовая безопасность
Мошенничество
Виды финансового мошенничества
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/
Практикум/ творческий проект http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya-gramotnost
«Новые уловки мошенников»
(2021, 7 класс)
23.
Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься
1
Финансовое мошенничество
Правила защиты от финансового мошенничества
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/
Составление Памятки безопасного финансового поведения http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya-gramotnost
Комплекс «ПИН- код» - (2020, 7 класс)
Комплекс «Где взять деньги»


(2020, 8 класс)
24.
Заходим в интернет: опасности для личных финансов
1
Финансовое мошенничество в социальных сетях
Правила безопасного финансового поведения в социальных сетях
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/игра http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya-gramotnost
Комплекс «Пицца с большой скидкой» (2021, 7 класс)
Сборник эталонных заданий
Выпуск 2
Ситуация «Вымогатели в социальных сетях»
25.
Самое главное о правилах безопасного финансового поведения
1
Финансовая безопасность
Финансовый риск
Правила безопасного финансового поведения
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/
Практическая работа/ диспут/игра-кейс http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/finansovaya-gramotnost
Комплекс «Билеты на концерт»
(2020, 7 класс)
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
26-
27.
«Покупать, но по сторонам не зевать»
«Акции и распродажи»
2
Финансовая грамотность:
Финансовая безопасность
Правила безопасного финансового поведения
Подведение итогов изучения раздела
Рефлексия
Математическая грамотность:
Зависимость «цена – количество-стоимость»,
Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями,
Финансовая грамотность:
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Математическая грамотность:
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Моделировать ситуацию математически,
Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными,
Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать,
оценивать, вычислять результат
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/
Игра, групповая работа, индивидуальная работа
Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru
7 класс, 2021:
«Акция в интернет- магазине», «Акция в магазине косметики», «Предпраздничная распродажа»

Вычисление процентов
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать
глобальные проблемы» (5 ч)
28.
С чем могут быть связаны проблемы в общении
1
Межкультурное взаимодействие: необходимость межкультурного диалога.
Культура и диалог культур. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения между представителями разных народов
Анализировать ситуации межкультурного диалога.
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения в межкультурном диалоге.
Аргументировать свое мнение по вопросам межкультурного взаимодействия.
Объяснять причины непонимания в межкультурном диалоге.
Оценивать последствия эффективного и неэффективного межкультурного диалога
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций
Демонстрационный вариант
2019 (
http://skiv.instrao.ru
)
Ситуации «Семейные ценности»
«Школьная жизнь»
29.
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга
1
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива.
Определять стратегии поведения в результате анализа ситуаций, связанных с противоречиями во взаимодействии между людьми.
Оценивать действия людей в конфликтных ситуациях, предлагать пути разрешения конфликтов
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.ru
Ситуации «Кто пойдет в поход»
«Дай списать»
30.
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем
1
Глобальные проблемы как следствие глобализации.
Изменение климата, экологические и демографические проблемы
Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами.
Приводить примеры и давать оценку действиям, которые усиливают проявление или предотвращают глобальные проблемы
Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.ru
Ситуации «Нам не страшен гололед»
«Деревья в городе»
«Изменение климата»
Демонстрационный вариант
2019
Ситуация «Изменения в
Зедландии»
Открытый банк заданий 2020
Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем»
31-
32.
Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической
2
Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении воздействия глобальных
Анализировать возможности и пределы возможностей воздействия одного
Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.ru
Ситуация «Выбираем

ситуации.
Выбираем профессию проблем или в их решении.
Проблемы прав человека в современном мире. человека на решение глобальных проблем.
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о преодолении последствий глобализации, о возможности участия каждого в решении глобальных проблем. профессию»
Ситуация «Экологичная обувь»
Ситуация «Дети должны мечтать, а не работать в поле»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1.
Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
33.
Подведение итогов программы.
Самооценка результатов деятельности на занятиях
1
Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим.
Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Учитывать разные мнения.
Групповая работа
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ
(
http://skiv.instrao.ru/
)
34. Итоговое занятие
1
Демонстрация итогов внеурочных занятий по
ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей).
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за совместную работу.
Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ
8 класс
1   2   3   4   5   6   7   8

Тема
Ко
л-
во
час
ов
Основное
содержание
Основные виды деятельности
Формы
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.
1. Введение 1
Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функционал ьная
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут
Портал
Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/
);
грамотность»,
«составляющ ие функциональ ной грамотности
(читательская
, математическ ая, естественно- научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы.
Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах посещать занятия.
Беседа, работа в группах, планирование работы. портал ФГБНУ
ИСРО
РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской
Федерации в проекте «Монитор инг формирования функциональной грамотности учащихся»
(
http://skiv.instrao.
ru/
); материалы из пособий
«Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» издательства
«Просвещение».
Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)
2-
3.
Человек и книга
2
Особенности чтения и понимания электронных текстов
Использовать информацию из текста для различных целей
Практикум в компьютерном классе
«Книга из интернета» http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/chitatelska ya-gramotnost/
4-
5. Познание 2
Научная информация: анализ и оценка
Использовать информацию из текста для различных целей
Конференция
«Исчезающая пища»
(Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2- х ч. Часть 2. ‒
Москва,
СанктПетербург:
«Просвещение»,
2021).


«Новости» http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/chitatelska ya-gramotnost/
6.
Смысл жизни (я и моя жизнь)
1
Художественн ый текст как средство осмысления действительн ости
Интегрировать и интерпретировать информацию
Творческая лаборатория
«За тенью» http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/chitatelska ya-gramotnost/
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч)
7-
8.
Наука и технологи и
2
Выполнение заданий
«Поехали на водороде» и
«На всех парусах»
Объяснение принципов действия технологий.
Выдвижение идей по использованию знаний для разработки и совершенствования технологий.
Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
· Естественно-
научная грамотн ость. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2: учеб. пособие для общеобразовател ьных организаций
/ под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2021.
· Портал РЭШ
(Российская электронная школа) https://fg.r esh.edu.ru
9.
Мир живого
1
Выполнение задания «Что вы знаете о клонах?»
Объяснение происходящих процессов на основе полученных новых знаний.
Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.
Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
Естественно-
научная грамотн ость. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2: учеб. пособие для общеобразовател ьных организаций
/ под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2021.
1 0.
Вещества, которые нас окружают
1
Выполнение задания «От газировки к
«газированно му» океану»
Получение выводов на основе нтерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.
Проведение простых исследований и анализ их результатов.
Работа в парах или группах.
Презентация результатов выполнения заданий.
Естественно-
научная грамотн ость. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2: учеб. пособие для общеобразовател
ьных организаций
/ под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2021.
1 1.
Наше здоровье
1
Выполнение задания
«Экстремальн ые профессии»
Объяснение происходящих процессов.
Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.
Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской
Федерации в проекте «Монитор инг формирования функциональной грамотности учащихся» http://
skiv.instrao.ru
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»
(5 ч)
1 2.
Креативно сть в учебных ситуациях и ситуациях социально го взаимодей ствия
1
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
-тематика и названия, слоганы, имена героев
-схемы, опорные конспекты,
-социальные инициативы и взаимодейств ия
- изобретатель ство и рационализат орство.
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения главного.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях:
-создания сюжетов и сценариев,
-создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков,
-решения экологических проблем
(ресурсо- и энергосбережения, утилизации и переработки и др.),
-выдвижения гипотез.
Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями.
Презентация результатов обсуждения и подведение итогов
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Комплексные
задания
· 8 кл.,
Название книги,
· 8 кл.,
Рекламный слоган,
· 8 кл.,
Фанфик,
· 8 кл.,
Лесные пожары
· 8 кл., Быть чуткими
· 7 кл., Одни дома
1 3.
Выдвижен ие разнообра зных
1
Выдвижение разнообразны х идей.
Проявляем
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Работа в парах и малых группах.
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r