Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
·
предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
·
ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
1 2 3 4 5 6 7 8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Тема
Ко
л-
во
час
ов
Основное
содержание
Основные виды деятельности
Формы
проведен
ия
занятий
Образовательны
е ресурсы,
включая
электронные
(цифровые)
Введение в курс «Функциональная грамотность».
1. Введение 1
Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной грамотности
(читательская, математическая, естественно- научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы.
Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах
Игры и упражнени я, помогающи е объединить участников программы, которые будут посещать занятия.
Беседа, работа в группах, планирован ие работы.
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.res h.edu.ru/
); портал ФГБНУ
ИСРО
РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской
Федерации в проекте «Монитор инг формирования функциональной грамотности учащихся»
(
http://skiv.instrao.r u/
); материалы из пособий
«Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» издательства
«Просвещение».
Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую
информацию» (5 ч)
2.
Путешеств уем и познаем мир
(Путешест вие по
России)
1
Приемы поиска и извлечения информации разного вида
(текстовой, графической) по заданной теме из различных источников.
Приемы выделения главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Понимать фактологическую информацию
Работа в группах
«Необыкновенный путешественник»:
Демонстрационны й вариант 2019
(
http://skiv.instrao.r u
)
3.
Работаем над проектом
(Школьна я жизнь)
1
Приемы работы с множественным текстом по выявлению явной и скрытой информации, представленной в разных частях текста. Приемы выявления визуальной информации, представленной на карте, и приемы сопоставления информации, выявленной в тексте, с информацией, содержащейся в графическом объекте
(географическая карта, фотография)
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи
Деловая игра
«Моя Россия: большое в малом»:
Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. ‒
Москва,
СанктПетербург:
«Просвещение»,
2020.
4.
Хотим участвова ть в конкурсе
(Школьна я жизнь)
1
Приемы работы с множественным текстом, представленным на сайте. Приемы поиска информации, представленной вербально и визуально, расположенной в разных частях множественного текста
Интегрировать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме и в разных частях текста. Использовать информацию из текста для решения практической задачи
Работа в группах
«Конкурс сочинений»:
Открытый банк заданий 2020
(
http://skiv.instrao.r u
)
5. По
1 Приемы анализа Выявлять фактологическую
Самостояте «Маршал
страницам биографий
(Великие люди нашей страны) информации учебно-научного текста
(биография), представленной в виде таблицы.
Приемы комментирования текста, включающего визуальный объект
(фотографию) информацию (последовательность событий), представленную в разных частях текста. Выявление роли визуальных объектов для понимания сплошного текста. льное выполнени е работы с последующ им обсуждение ответов на задания
Победы»:
Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. ‒
Москва,
СанктПетербург:
«Просвещение»,
2020.
6.
Мир моего города
(Человек и техническ ий прогресс)
1
Приемы извлечения информации из различных источников
(художественный и публицистический тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект; ее осмысление и оперирование ею
Устанавливать взаимосвязи между текстами.
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
Игра- расследова ние
«Мост»
Открытый банк заданий 2021 года
(
http://skiv.instrao.r u
)
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч)
7. Мои увлечения
1
Выполнение заданий «Звуки музыки» и «Аня и ее собака»
Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.
Проведение и/или интерпретация экспериментов.
Работа индивидуал ьно или в парах.
Обсуждени е результато в выполнени я заданий.
Портал
РЭШ https://fg.resh
.edu.ru
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
8.
Растения и животные в нашей жизни
2
Выполнение заданий «Чем питаются растения» и
«Хищные птицы»
Получение выводов на основе нтерпретации данных
(графических, числовых), построение рассуждений.
Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний.
Анализ результатов экспериментов
(описанных или проведенных самостоятельно).
Работа индивидуал ьно или в парах.
Обсуждени е результато в выполнени я заданий.
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Естественно- научная грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразователь ных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
(Великие люди нашей страны) информации учебно-научного текста
(биография), представленной в виде таблицы.
Приемы комментирования текста, включающего визуальный объект
(фотографию) информацию (последовательность событий), представленную в разных частях текста. Выявление роли визуальных объектов для понимания сплошного текста. льное выполнени е работы с последующ им обсуждение ответов на задания
Победы»:
Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. ‒
Москва,
СанктПетербург:
«Просвещение»,
2020.
6.
Мир моего города
(Человек и техническ ий прогресс)
1
Приемы извлечения информации из различных источников
(художественный и публицистический тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект; ее осмысление и оперирование ею
Устанавливать взаимосвязи между текстами.
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
Игра- расследова ние
«Мост»
Открытый банк заданий 2021 года
(
http://skiv.instrao.r u
)
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч)
7. Мои увлечения
1
Выполнение заданий «Звуки музыки» и «Аня и ее собака»
Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.
Проведение и/или интерпретация экспериментов.
Работа индивидуал ьно или в парах.
Обсуждени е результато в выполнени я заданий.
Портал
РЭШ https://fg.resh
.edu.ru
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
8.
Растения и животные в нашей жизни
2
Выполнение заданий «Чем питаются растения» и
«Хищные птицы»
Получение выводов на основе нтерпретации данных
(графических, числовых), построение рассуждений.
Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний.
Анализ результатов экспериментов
(описанных или проведенных самостоятельно).
Работа индивидуал ьно или в парах.
Обсуждени е результато в выполнени я заданий.
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Естественно- научная грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразователь ных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2020.
9.
Загадочны е явления
2
Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег»
Проведение простых исследований и анализ их результатов.
Работа в парах или группах.
Презентаци я результато в исследован ия.
Портал
РЭШ https://fg.resh
.edu.ru
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
12
Креативно е мышление
: Модели и ситуации
1
Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с содержательными и тематическими областями
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения главного.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности:
-самовыражение с помощью текстов, рисунков, мимики и пластики, танца и др.
-решение проблем социального и научного характера.
Работа в парах и малых группах.
Презентаци я результато в обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Письменное
самовыражение:
· 5 кл.,
Необычная картина, задание
1,
Визуальное
самовыражение:
· 5 кл, Что скрыто за рисунком, задание
2,
Решение
социальных
проблем:
· 5 кл, Класс, задание 2,
Решение
научных
проблем:
· 5 кл,
Изобретаем соревнование, задания 1, 2 13
Выдвижен ие разнообра зных идей
1
Обсуждение проблемы: Для чего бывает нужно выдвигать разные
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по
Работа в парах и малых группах.
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r
идеи и варианты.
Разные, похожие, одинаковые. анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется проявлять беглость мышления, гибкость и разнообразие мышления.
Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега», подсчёт количества выдвинутых идей и количества различающихся идей.
Подведение итогов:
-Что означает выдвигать идеи?
-Чем отличаются разнообразные идеи?
-Пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать разные варианты решений?
Презентаци я результато в обсуждения u
Письменное
самовыражение:
· 5 кл.,
Выдуманная страна, задание 1,
· 5 кл.,
Праздник осени, задание 1,
· 5 кл, Класс, задание 1
Визуальное
самовыражение:
· 5 кл.,
Эмблема для первоклассников, задание 1,
Решение
социальных
проблем
· 5 кл,
Точность – вежливость королей, задание 1
Решение
научных
проблем
· 5 кл, Мяч будущего, задание
1 14
Выдвижен ие креативны х идей и их доработка
1
Обсуждение проблем:
-Для чего нужны нестандартные идеи.
-Когда и кому бывают нужны креативные идеи?
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность
-по подбору синонимов к слову
«оригинальный»
-по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется проявлять оригинальность и
Работа в парах и малых группах
Презентаци я результато в обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Письменное
самовыражение:
· 5 кл.,
Разные, похожие, одинаковые. анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется проявлять беглость мышления, гибкость и разнообразие мышления.
Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега», подсчёт количества выдвинутых идей и количества различающихся идей.
Подведение итогов:
-Что означает выдвигать идеи?
-Чем отличаются разнообразные идеи?
-Пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать разные варианты решений?
Презентаци я результато в обсуждения u
Письменное
самовыражение:
· 5 кл.,
Выдуманная страна, задание 1,
· 5 кл.,
Праздник осени, задание 1,
· 5 кл, Класс, задание 1
Визуальное
самовыражение:
· 5 кл.,
Эмблема для первоклассников, задание 1,
Решение
социальных
проблем
· 5 кл,
Точность – вежливость королей, задание 1
Решение
научных
проблем
· 5 кл, Мяч будущего, задание
1 14
Выдвижен ие креативны х идей и их доработка
1
Обсуждение проблем:
-Для чего нужны нестандартные идеи.
-Когда и кому бывают нужны креативные идеи?
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность
-по подбору синонимов к слову
«оригинальный»
-по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется проявлять оригинальность и
Работа в парах и малых группах
Презентаци я результато в обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Письменное
самовыражение:
· 5 кл.,
нестандартность мышления.
Подсчет количества оригинальных идей по результатам выполнения теста «Круги» по методике
«Вартега».
Подведение итогов:
-Что означает, что идея креативная? Что её отличает?
-Как можно выявить оригинальные идеи
-Пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать необычные, нестандартные варианты решений?
Необычная картина, задание
3,
Визуальное
самовыражение:
· 5 кл,
Улыбка осени, задание 1,
Решение
социальных
проблем:
· 5 кл, Класс, задание 4,
· 5 кл,
Буккроссинг - обмен книгами, задание 4
Решение
научных
проблем:
· 5 кл,
Прогулка в парке, задание 1, 3 15
От выдвижен ия до доработки идей
1
Использование навыков креативного мышления для создания продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя):
-Создание школьной газеты;
-Создание сюжета для инсценировки в классе;
-Подготовка праздника осени;
-Подготовка выставки «Нет вредным привычкам»;
-Подготовка необычного спортивного соревнования;
-Подготовка выставки «Школа будущего».
Работа в малых группах
Презентаци я результато в обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
По выбору
учителя
· 5 кл.,
Трудный предмет,
· 5 кл, Сюжет для спектакля,
· 5 кл.,
Праздник осени,
· 5 кл, Нет вредным привычкам,
· 5 кл,
Изобретаем соревнование,
Подсчет количества оригинальных идей по результатам выполнения теста «Круги» по методике
«Вартега».
Подведение итогов:
-Что означает, что идея креативная? Что её отличает?
-Как можно выявить оригинальные идеи
-Пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать необычные, нестандартные варианты решений?
Необычная картина, задание
3,
Визуальное
самовыражение:
· 5 кл,
Улыбка осени, задание 1,
Решение
социальных
проблем:
· 5 кл, Класс, задание 4,
· 5 кл,
Буккроссинг - обмен книгами, задание 4
Решение
научных
проблем:
· 5 кл,
Прогулка в парке, задание 1, 3 15
От выдвижен ия до доработки идей
1
Использование навыков креативного мышления для создания продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя):
-Создание школьной газеты;
-Создание сюжета для инсценировки в классе;
-Подготовка праздника осени;
-Подготовка выставки «Нет вредным привычкам»;
-Подготовка необычного спортивного соревнования;
-Подготовка выставки «Школа будущего».
Работа в малых группах
Презентаци я результато в обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
По выбору
учителя
· 5 кл.,
Трудный предмет,
· 5 кл, Сюжет для спектакля,
· 5 кл.,
Праздник осени,
· 5 кл, Нет вредным привычкам,
· 5 кл,
Изобретаем соревнование,
· 5 кл, Школа будущего
16
Диагности ка и рефлексия
Самооценк а
1
Креативное мышление.
Диагностическая работа для 5 класса.
Выполнение итоговой работы.
Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения
Индивидуа льная работа.
Работа в парах.
Портал
РЭШ https://fg.resh
.edu.ru
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Диагностическая работа для 5 класса.
Креативное мышление.
Вариант 1. День рождения
Вариант 2. День игры и игрушки
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
17
Подведен ие итогов первой части программ ы.
Самооценк а результат ов деятельно сти на занятиях
1
Самооценка уверенности при решении жизненных проблем.
Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности.
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предлагать варианты решений поставленной проблемы.
Беседа
Приложение
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
18
Путешеств ие и отдых
1
Действия с величинами
(вычисления, переход от одних единиц к другим, нахождение доли величины).
Действия с многозначными числами. Числова я последовательност ь (составление,
Извлекать анализировать, интерпретировать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать матема тические объекты, (числа, величины, фигуры),
Описывать ход и результаты действий, Предлагать и
обсуждать способы решения, Прикидывать,
Беседа, групповая работа, индивидуал ьная работа
«Петергоф»: открытый банк заданий
2019/2020
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
продолжение).
Интерпретация результатов вычислений, данных диаграммы.
Решение текстовой задачи, составленной на основе ситуации.
оценивать,
вычислять результат, Устанавли
вать и использовать зависимости между величинами, данными,
Читать, представлять,
сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать от вет, данные,
Выдвигать и
обосновывать гипотезу, Формул
ировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах,
Строить высказывания, Приводит
ь примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты,
Моделировать ситуацию математически.
Планировать ход решения задачи в 2-3 действия.
19
Развлечен ия и хобби
1
Работа с информацией
(выбор данных).
Решение текстовой задачи.
Метод перебора вариантов.
Действия с величинами
(вычисление, переход от одних единиц к другим, нахождение доли).
Прикидка результата выполнения действий с величинами.
Многозначные числа, действия с натуральными числами.
Сравнение долей числа.
Беседа, групповая работа, индивидуал ьная работа
«Аккумулятор радиотелефона»: открытый банк заданий
2021
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
20
Здоровье 1
Действия с натуральными числами.
Действия с числовой последовательност ью (составление, продолжение).
Метод перебора возможных
Беседа, групповая работа, индивидуал ьная работа
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
«Кросс»: открытый банк заданий
Интерпретация результатов вычислений, данных диаграммы.
Решение текстовой задачи, составленной на основе ситуации.
оценивать,
вычислять результат, Устанавли
вать и использовать зависимости между величинами, данными,
Читать, представлять,
сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать от вет, данные,
Выдвигать и
обосновывать гипотезу, Формул
ировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах,
Строить высказывания, Приводит
ь примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты,
Моделировать ситуацию математически.
Планировать ход решения задачи в 2-3 действия.
19
Развлечен ия и хобби
1
Работа с информацией
(выбор данных).
Решение текстовой задачи.
Метод перебора вариантов.
Действия с величинами
(вычисление, переход от одних единиц к другим, нахождение доли).
Прикидка результата выполнения действий с величинами.
Многозначные числа, действия с натуральными числами.
Сравнение долей числа.
Беседа, групповая работа, индивидуал ьная работа
«Аккумулятор радиотелефона»: открытый банк заданий
2021
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
20
Здоровье 1
Действия с натуральными числами.
Действия с числовой последовательност ью (составление, продолжение).
Метод перебора возможных
Беседа, групповая работа, индивидуал ьная работа
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
«Кросс»: открытый банк заданий