Файл: Е. И. Вялкова Нормоконтролер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы:
Результаты исследования наглядно демонстрируют, что движение студенческих отрядов играет значительную роль в подготовке конкурентоспособных выпускников. В наибольшей степени формируя следующие общекультурные компетенции:

имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации

уважительно относится к историческому наследию и культурным традициям;

готов к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской
Федерации, ответственному участию в жизни страны;

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Среди общекультурных организационно-управленческих компетенций, формируемых на высоком уровне:

умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели;

умеет работать в команде;

умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи.
Результаты исследования позволяют утверждать, что движение СО обладает значительным (самым высоким) потенциалом в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Естественно, что реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует формирование не только общекультурных, но и профессиональных компетенций у студентов ВУЗов. Организация работы студентов в профильных

97 студенческих отрядах позволяет формировать именно профессиональные компетенции.
При этом, производственная деятельность осуществляется студенческими отрядами в отрасли, соответствующей профилю приобретаемой в ВУЗе специальности: в процессе подготовки и непосредственно во время работы в отряде студенты получают опыт работы по специальности, что способствует формированию профессиональных компетенций.
Профильный студенческий отряд – это коллектив студенческой молодежи, организованный для выполнения работ на предприятиях и в компаниях, соответствующих профилю их обучения (профессионального или средне-специального).
Актуальность данного направления обусловлена не только требованием государства по формированию профессиональных компетенций, но и запросам работодателей на «опытных» специалистов, ориентированных на бизнес.
На сегодняшний день существует острая проблема с кадрами в РФ. Как отмечено на сайте Совета Федерации нашей страны «больше половины (54%) работодателей сетуют на дефицит кадров» [4].
С.С. Сулакшин, М.Ю. Пинтаева, А.С. Малчинов глубоко исследовали проблему формирования кадрового ресурса в России и отмечают, что в настоящий момент наблюдается «депрофессионализация образовательного процесса, его отрыв от конкретных потребностей экономики и бизнеса» [67].
Одним из вариантов решения сложившейся ситуации и инструментом формирования профессиональных компетенций является создание профильных студенческих отрядов.
Нами была разработана программа по созданию и развитию профильных студенческих отрядов в Уральском федеральном университете [64], а также необходимое-нормативно правовое обеспечение: положение о профильном студенческом отряде (Приложение 7), положение о Центре профильных


98 отрядов (Приложение 8), типовое письмо работодателю (Приложение 9), типовое соглашение о сотрудничестве с работодателем (Приложение 10).
Ниже рассмотрим полученные результаты.
В 2011 году на базе строительного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина создан профильный студенческий строительный отряд «Урал».
Отряд на протяжении 2-х лет участвовал в Всероссийской студенческой стройке «Академический» городе Екатеринбурге. Принимающей организацией выступила «Ренова-СтройГруп».
Все бойцы отряда являются студентами СТИ УрФУ.
В 2012 году на базе УралЭНИН создан профильный энергетический отряд «Эльбрус». Летом 2012 года отряд в составе 12 человек работал на
Калининской электростанции в г. Екатеринбург. Заказчиком на работы ПСО выступил филиал ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Магистральные электрические сети Урала. Студенты были трудоустроены в подрядную организацию ОАО «Русинженеринг».
В период формирования отряда было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Урала, УрФУ, МОО «СОСО»,
ОАО «Русинженеринг».
На Российском уровне подписано соглашение «О взаимодействии в области развития профессионального образования между ОАО «ФСК ЕЭС»
МООО «РСО» [48] . Предметом соглашения является информационно аналитическое и организационное взаимодействии по следующим направлениям:

привлечение студентов профильных специальностей к работе на объектах ОАО «ФСК ЕЭС» в составе студенческих отрядов.

участие в совместных мероприятиях направленных на пропаганду движения студенческих отрядов;

обеспечение информационного обмена по итогам взаимодействия.

99
С целью развития профильных студенческих отрядов УрФУ в сентябре
2012 года на базе Штаба студенческих отрядов УрФУ создан Центр профильных отрядов, перед центром стоят следующие задачи:

формирование базы предприятий для трудоустройства отрядов;

получение договоренностей и заключение соглашений о сотрудничестве;

сотрудничество с институтами по вопросам организации прохождения практики студентам, выезжающим на летние производственные работы в составе профильных студенческих отрядов;

разработка и внедрение различных направлений профессиональной деятельности профильных СО;

профессиональная подготовка членов отряда, поддержка в трудоустройстве и организации безопасных условий труда;

обучение командиров и комиссаров отрядов;

содействие временному и постоянному трудоустройству бойцов профильных отрядов;

участие в решении социально-бытовых, жилищных проблем бойцов профильных отрядов в рабочий период;

правовая помощь при ведении хозяйственно-договорной деятельности отрядов.
Результатами работы Центра является создание в 2014 году ещё 4 профильных отрядов ПСО «Атом», ПСО «Люди-М», ПСО «Грифиндор» и ПСО
«Варяги». Рассмотрим каждый из них в отдельности.
«Атом» является профильным отрядом атомной энергетики объединяя 25 студентов УралЭНИН УрФУ и в летней период примет участие в
Всероссийском проекте создания атомной станции «Мирный атом», город
Нововоронеж в компании ОАО «Атомэнергопроект».
ПСО «Люди-М» - профильный студенческий отряд машиностроительной отрасли (приборостроение). В летний период бойцы отряда займутся


100 программированием установок управления и монтажом несложных приборов на Среднеуральской гидро-электростанции.
ПСО «Грифиндор» один из «инновационных» отрядов по обслуживанию крупных мероприятий и проектов. Отряд состоит из студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения» и насчитывает 27 человек.
Планируется работа состава отряда на таких мероприятиях как Международная промышленная выставка «Иннопром 2014», форум УрФО «Утро 2014» и д.р.
Участники отряда работают на таких позициях как: администраторы залов, регистраторы участников, работа по обеспечению питанием, встречи и сопровождение гостей, проводы, рассадка пассажиров и отправка автобусов и т.д., в том числе с иностранными гостями.
Отрядом энергетического профиля является ПСО «Варяги». Участники отряда будут трудоустроены на объекты федеральной компании ОАО
«Россети». Стоит отметить, что в формировании отряда активную позицию занимает работодатель, осознавая значимость и эффективность предложенной формы подготовки практико-ориентированных кадров. В летний период бойцы отряда не только будут работать, но и посетят ряд экскурсий по предприятиям и объектам ОАО «Россети», а также пройдут курсы профессиональной подготовки на предприятии работодателя.
По итогам работы отрядов появиться возможность провести исследование по изучению уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов участвующих в нём.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что движение студенческих отрядов обладает значительным потенциалом, повышая уровень сформированности общекультурных, организационно-управленческих, профессиональных компетенций и качеств личности у студентов, участвующих в нем.
Стоить отметить, что движение студенческих отрядов может на более высоком уровне влиять на подготовку конкурентоспособного специалиста, если

101 учесть результаты исследований в подготовке программы формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе.
2.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В УРФУ. МОДЕЛЬ ШТАБА
СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ УРФУ
Для целенаправленного формирования системы студенческих отрядов в
ВУЗе необходимо обеспечить соответствующие организационно- педагогические условия. В УрФУ накоплен богатый опыт по созданию и реализации этих условий.
К организационным условиям мы относим, прежде всего, структуру органов управления студенческими отрядами, её финансовое, кадровое, информационное обеспечение, документирование и регламентирование системы работы студенческих отрядов, а также используемые информационные технологии.
К педагогическим условиям относим наличие учебно-методических пособий по организации деятельности студенческих отрядов, наличие программных документов по организации деятельности СО: концепции, программы, планы, положения, приказы, обеспечение повышения квалификации руководства движения; наличие разнообразных форм обучения, творческой и социально-значимой деятельности.
На основании созданных условий в УрФУ сегодня системно действуют
45 студенческих отрядов, в том числе 26 строительных, 9 педагогических, 2 профильных и 6 отрядов проводников, объединяющих порядка 700 студентов в летний период и 1100 в подготовительный.
Ниже подробнее рассмотрим модель Штаба студенческих отрядов УрФУ.
Штаб студенческих отрядов Уральского федерального университета
(далее Штаб СО УрФУ) является самым крупным подразделением Молодежной общественной организации «Свердловский областной студенческий отряд»


102
(далее МОО «СОСО»). Деятельность Штаба СО УрФУ в университете регламентируется соглашением о совместной работе между МОО «СОСО»,
Штабом СО УрФУ и администрацией университета.
Разработанная модель конкуретоспособного специалиста потребовала дальнейшего развития существующей структуры Штаба студенческих отрядов
УрФУ (рис. 2.38). На рисунке заштрихованы введеные в работу новые подразделения.
В течении последних двух лет ведется работа следующими подразделениями Штаба:
Производственный отдел ведет работу по планированию и систематическому контролю производственных работ выполняемых студенческими отрядами УрФУ, составлению проектно-сметной документации, управляет сервисным отрядом на проектах Университета(переноска столов, стульев, монтаж площадок мероприятий и т.д.) (Приложение 11).
Проектно-финансовый отдел формирует заявки на конкурсы/гранты; планирует целевое финансирование движения СО УрФУ; формирует сметы, протоколы, договора и другую финансовую документацию для обеспечения финансирования, ведет учет и контроль имущества Штаба СО УрФУ, в том числе поступающего на баланс Университета для нужд СО.
Сервисно-технический отдел ведет деятельность по разработке и реализации политики
Штаба в области компьютерных ресурсов; сопровождению, администрированию, вводу в эксплуатацию и технической поддержки установленных в Штабе информационных систем и технологий; планированию, подготовке и вводу в эксплуатацию рабочих мест сотрудников
Штаба, оборудованных компьютерной техникой; подготовке предложений по закупке необходимого оборудования. Организует выдачу технических средств в пользование, контроль за их сдачей и работоспособностью (звуковые системы, проекторы, экраны, электроинструменты и т.д.) (Приложение 12).

103
Центр профильных отрядов занимается созданием отрядовпрофильных направлений, их обучением, взаимодействием с кафедрами и институтами по вопросам организации их деятельности и летнего трудоустройства, ведет работу с компаниями работодателями по трудоустройству отрядов. Центр организует профессиональное обучение для бойцов профильных отрядов, разрабатывает и внедряет различные направления профессиональной деятельности профильных СО. Центр введен с целью формирования у студентов профессиональных компетенций.
Рис. 2.39. Организационная структура Штаба студенческих отрядов УрФУ.

104
Группа развития интернациональных отрядов. Взаимодействует с отделом международных проектов и программ, отделом информационной поддержки международных связей для совместной разработки концепции интеротрядов. Изучает и анализирует опыт международных обменов студентов, при этом сотрудничает с международными студенческими организациями для совместного поиска возможностей проведения летнего трудового семестра за рубежом. Организует курсы изучения иностранного языка для выезжающих студентов. Ведет диалог с посольствами и консульствами, оказывает помощь в оформлении документов для отрядов, выезжающих на Целину за границу
(Приложение 13). Работа группы позволит формировать у студентов такую компетенцию модели конкурентоспособного специалиста как «владеет одним изи иностранных языков на уровне не ниже среднего».
Учебный центр «Profi». Разрабатывает и реализует образовательные программы различных уровней (руководители Штаба СО, сотрудники Штаба, комсоставы отрядов, бойцы отрядов, новички), создает методические материалы, курирует обучение вновь создаваемых отрядов, привлекает тренеров/преподавателей, ветеранов СО для реализации образовательных программ. Введение в работу учебного центра позволяет формировать у бойцов
СО такие компетенции модели конкурентоспособного специалиста как: умеет работать в команде; стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность; способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации.


105
Информационный центр. Обеспечивает единство информационных технологий, применяемых в деятельности Штаба; разрабатывает и согласует информационные материалы движения с университетом; ведет информационное наполнение интернет ресурсов Штаба; организует выпуск собственных печатных изданий и видеопродукции; готовит информационные материалы для собраний руководителей отрядов, брифингов; осуществляет видео и фотосъемки мероприятий МОО «СОСО», Штаба и ВУЗа с участием бойцов СО; готовит обзоры. Анонсы для размещения в СМИ;ведет архив видео и фотоматериалов; участвует в подготовке и выпуске тематических и специализированных телевизионных и радиопередач о деятельности СО; ведет контроль за размещением информации на информационных стендах ПОС, ее постоянное обновление (расклеивание афиш, объявлений, информационных сообщений, удаление неактуальной информации и т.д.) (Приложение 14). Центр призван решить обозначенную экспертами проблему движения

«недостаточное инофрмационное обеспечение деятельности студенческих отрядов», а также способствовать формированию компетенции «способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации» у бойцов СО.
Творческая группа ведет работу по разработке концепций, сценариев, конферанса мероприятий проводимых движением СО УрФУ. Продумывает сцерный ход действий, готовит поздравления, готовит ведущих к организуемым мероприятиям. Работа творческой группы формирует такие компетенции модели как: умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи; умеет работать в команде; умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели; стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению,

106 саморазвитию и самореализации, компетенции ФГОС: умеет ориентироваться в современной культурной среде, за счет реализации культурно-массовых мероприятий.
Школа гитаристов. Организует обучение игре на гитаре и исполнению песен студенческих отрядов. Обучение ведется по трем разным уровням: начальный, средний, профессиональный. Занятия проводятся еженедельно в каждой группе. В группу начального обучения могут попасть любые желающие, из числа студентов Университета. Результаты исследования показали, что Школа формирует у студентов следующие компетенции: стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации.
Команда продвижения. Представляет из себя танцевальный коллектив из числа опытных и талантливых бойцов СО, занимающиеся с профессиональным хареографом. Команда выступает на крупных мероприятиях ВУЗа и
Институтов УрФУ: Вручение дипломов, дебюты и смотры первокурсников,
Тест-драйв, выезды по привлечению абитуриентов и т.д. с целью продвижения отрядов в студенчество. Команда рещает проблему «недостаточного продвижения деятельности студенческих отрядов» в молодежной среде.
Спорт группа. Организует и проводит комплекс спортивных мероприятий для бойцов и новичков движения СО. Ведет работу по поиску площадок, спортивного инвентаря, обучению судей, решению спорных вопросов во время проведения, подведению итогов соревнований и т.д.
Эксперты определи, что спортгруппа формирует следующие компетенции модели: умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи; умеет работать в команде; умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях; способен находить организационно-