Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
117
Продолжение таблицы 2.8.
Компетенции ФГОС
Мероприятия/Проекты
Общепрофессиональные
компетенции
Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
- Целина студенческих отрядов
- Экскурсии на объекты работы
(строительства, промышленные предприятия и т.д.)
- Профильный студенческий отряд в форме научно-производственного коллектива
- Профессиональное обучение СО по специальностям
- Обучение руководителей СО студенческих отрядов (все отряды)
- Всероссийские стройки
Всероссийские сводные отряды по обслуживанию крупных проектов страны
(Олимпиада «Сочи», Саммит «АТЭС» и т.д.)
Обладает способностью использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
- Профильный студенческий отряд в форме научно-производственного коллектива
- Профессиональное обучение СО по специальностям
Компетенции
социального
взаимодействия
Умеет ориентироваться в современной культурной среде
- Патриотическая акция «Молодежный десант»
- Фестиваль танцев
- Фестиваль песни
- Игры КВН
- Конкурс танцев на льду
- Конкурс интеллектуалов
- Конкурс кандидатов (Новичков)
- Конкурс агитбригад
- Литературный вечер, литературный видеопроект
- Конкурс стихов
118
Окончание таблицы 2.8
Система контроля (оценки) результативности программы
Результаты мероприятий Программы будут оказывать значительное влияние на формирование ключевых компетенций и качеств личности студентов, участвующих в движении СО. Результатом реализации Программы станет создание системы формирования конкурентоспособных специалистов в ходе развития движения студенческих отрядов УрФУ. Основными показателями результативности программы будут являться:
число студентов, принимающих участие в деятельности студенческих отрядов;
число студентов, принимающих участие в деятельности профильных студенческих отрядов;
общее число студенческих отрядов;
число профильных студенческих отрядов;
Компетенции
социального
взаимодействия
Осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
- Целина студенческих отрядов
- Экскурсии на объекты работы
(строительства, промышленные предприятия и т.д.)
- Профильный студенческий отряд в форме научно-производственного коллектива
- Профессиональное обучение СО по специальностям
- Обучение руководителей СО студенческих отрядов (все отряды)
- Всероссийские стройки
- Всероссийские сводные отряды по обслуживанию крупных проектов страны
(Олимпиада «Сочи», Саммит «АТЭС» и т.д.)
119
количество и масштаб реализуемых движением мероприятий и проектов
число успешных выпускников университета, прошедших школу студенческих отрядов, занимающих руководящие должности в органах власти, компаниях, и организациях г. Екатеринбурга, Свердловской области, РФ;
данные социологических исследований по изучению уровня конкурентоспособности и сформированности у студентов компетенций и качеств личности.
Финансирование программы
Финансирование программы предполагается из средств федерального бюджета, поступающих в университет на организацию оздоровительной и культурно-массовой работы со студентами, грантовых средств программы развития деятельности студенческого самоуправления, собственных средств организации, средств органов, отвечающих за реализацию молодежной политики.
120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной теоретико-эмпирической работы нами был изучен потенциал движения студенческих отрядов, проведен ряд исследований, подтверждающих гипотезу исследования. Итоги работы кратко можно сформулировать следующим образом:
1.
Анализ теоретических подходов к изучению движения студенческих отрядов и его потенциала позволил сделать ряд выводов:
движение студенческих отрядов следует рассматривать как составляющую часть государственной молодежной политики, студенческого самоуправления и воспитательной среды ВУЗов оказывающую значительное влияние на формирование качеств личности и компетенций, у студентов участвующих в движения студенческих отрядов, в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов;
потенциал движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе деятельности студенческих отрядов, обеспечивающий формирование и развитие у студента набора личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающего высоким уровнем конкурентоспособности.
2.
Изучение динамики развития движения студенческих отрядов позволяет утверждать, что после резкого спада 90-х годов движение начинает возрождаться и имеет тенденцию к увеличению общего числа участников.
Руководство страны после длительного перерыва вновь начинает признавать студенческие отряды как эффективную форму трудового и гражданского воспитания студенческой молодежи, развития его общественной активности и приступает к формированию курса на создание системы поддержки студенческих отрядов.
121 3.
Анализ современных подходов к определению содержания понятия
«конкурентоспособный специалист» показал востребованность изучения данной темы широким кругом авторов. На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ УрФУ, определен исходный набор компетенций для определения составляющих модели конкурентоспособного специалиста.
4.
Проанализированы направления деятельности движения студенческих отрядов, что позволяет подчеркнуть широкий спектр направлений: строительные, педагогические, путинные, экологические, медицинские, туристико-краеведческие, творческие, торговые, сервисные, сельскохозяйственные, археологические
(поисковые), волонтерские, профильные отряды, отряды спасателей, проводников, охраны правопорядка, патриотических акций «Десант», а также отряды по обслуживанию крупных общественных проектов.
5.
Анализ социально-значимых проектов, за последние 5 лет, показал осознание участниками и руководством движение важность и значимость проектной деятельности в различных сферах и направлениях. На наш взгляд, представленные проекты демонстрируют высокий потенциал организации, широчайший спектр деятельности, наличие значительного потенциала в формировании у студентов навыков, умений, компетенций и качеств личности.
Результаты анализа позволяют учесть передовой опыт реализации социально- значимых проектов движения СО в РФ при формировании программы формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе в компетентносном формате.
6.
На основе исследований, проводимых на кафедре ОРМ УрФУ по определению компетенций, содержащихся в
ФГОС реализуемых
Университетом, опроса работодателей на предмет определения компетенций, востребованных на современном рынке труда, сформирована модель конкурентоспособного выпускника, включающая 15 компетенций и 10 качеств личности.
122
В модель вошли такие компетенции как: умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи; умеет работать в команде; умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели; стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях; способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность; владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; использует нормативно-правовые документы в своей профессиональной деятельности; умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления; владеет технологией проведения основных видов делового общения; имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации.
Модель содержит следующие качества личности: четкость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; креативность, способность к творчеству; способность идти на риск; способность принимать самостоятельные решения, независимость; способность вести за собой людей, быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; стрессоустойчивость; способность к непрерывному профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта.
7.
Проведено исследование по оценке уровня сформированности компетенций и качеств личности по трем целевым аудиториям: представители профсоюзной организации, представители студенческих отрядов и студенты, не
123 участвующие в работе органов ССУ. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что движение студенческих отрядов играет значительную роль в подготовке конкурентоспособных выпускников. В наибольшей степени формируя следующие общекультурные компетенции: имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации; уважительно относится к историческому наследию и культурным традициям; готов к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, ответственному участию в жизни страны; умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Среди общекультурных организационно-управленческих компетенций, формируемых на высоком уровне: умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели; умеет работать в команде; умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи.
Результаты исследования позволяют утверждать, что движение СО обладает значительным (самым высоким) потенциалом в подготовке конкурентоспособных специалистов, но по ряду позиций проигрывает
Профсоюзной организации.
8.
Проанализирован опыт Штаба СО УрФУ в создании и развитии профильных студенческих отрядов как инструмента формирования профессиональных компетенций студентов. Разработано нормативно-правовое обеспечение деятельности профильных отрядов: положение о профильном студенческом отряде, положение о Центре профильных отрядов, типовое письмо работодателю, типовое соглашение о сотрудничестве с работодателем.
9.
Разработана и внедрена обновленная структура
Штаба студенческих отрядов УрФУ состоящая из: командира Штаба, его заместителя, комиссара Штаба, производственного отдела, проектно-финансового отдела,
124 сервисно-технического отдела, центра профильных отрядов, учебного центра
“Profi”, группы развития интернациональных отрядов, информационного центра, творческой группы, учебы гитаристов, команды продвижения, спортивной группы, группы реализации социальных проектов и администратора Штаба.
10.
На основе исследования среди экспертов в области движения студенческих отрядов сформирована программа формирования общекультурных компетенций движения студенческих отрядов в ВУЗе в компетентностном формате. Программа включает в себя мероприятия и проекты, которые формируют компетенции модели конкурентоспособного специалиста, а также компетенции предусмотренные ФГОС.
Программа призвана оптимизировать и сделать более эффективной работу движения студенческих отрядов в подготовке конкурентоспособного специалиста. В основу программы положен принцип формирования у студентов компетенций, необходимых конкурентоспособному специалисту, через реализацию движением студенческих отрядов мепроприятий, проектов, процессов организации.
125
ГЛОССАРИЙ
1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10