Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3816
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Определить топический диагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Чем характеризуются зрительные агнозии?
4. Описать этапы становления речи у ребенка первых двух лет жизни.
5. Какие виды речи существуют?
Задача №9.
На приеме ребенок 14 лет с жалобами на приступообразные головные боли, длящиеся около часа, возникающие после физической нагрузки или с утра после пробуждения. Боль ощущает в глубине головы и носит распирающий характер. Может сопровождаться рвотой. Сегодня ночью проснулся от сильной головной боли, почти ничего не видя, спустя 30 минут острота зрения восстановилась.
Объективно: во времени и пространстве ориентируется, глазные щели S=D, фотореакция зрачков на свет сохранена S=D. Острота зрения на оба глаза 1,0. Определяется левосторонняя гемианопсия с сохраненным центральным полем зрения. Двигательные, чувствительные и координаторные расстройства отсутствуют. Во время осмотра наблюдался большой судорожный припадок, которому предшествовала зрительная аура («сыпались искры из глаз»).
1. Определить очаг.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Какие виды апраксии существуют?
4. Какие симптомы поражения характерны для височной доли?
5. Какие виды атаксии существуют?
Задача №10.
В отделение поступил ребенок 9 лет в сопровождении мамы, с жалобами на головную боль сопровождающуюся тошнотой и рвотой, слабость в правой руке, перестал понимать обращенную речь.
Объективно: в сознании. Не понимает обращенную речь, инструкции пытается выполнять, но только в виде подражания. Экспрессивная речь расстроена. Глазные щели S=D, левый зрачок шире правого. Сглажена правая носогубная складка. Девиация языка вправо. Сухожильные рефлексы с рук и ног S
1. Определить очаг.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Что такое афазия? Какие виды афазии вы знаете?
4. Какие симптомы характерны для поражения затылочной доли?
5.Виды речевых нарушений (в зависимости от уровня поражения речевой системы).
Ответы на задачи
Тема№7: «Кора головного мозга».
Ответ на задачу №1
1. Поражены задние отделы нижней лобной извилины (двигательный центр речи Брока), нижние и средние отделы передней и задней центральных извилин слева.
2. Обоснование топического диагноза служат моторная афазия, центральный паралич справа мимических мышц, руки. Гипестезия в области правой руки и правой половины лица.
3. Симптомы поражения теменной доли: расстройство всех видов чувствительности (больше сложных и глубоких) на противоположной половине тела; афферентный парез; амнестическая афазия; апраксия; акалькулия; алексия; астереогнозия; семантическая афазия.
При поражении правой теменной доли: к выше перичисленным симптомам добавляются аутотопоагнозия; анозогнозия; псевдомиелии.
4. Акалькулия (вычисление) — нейропсихологический симптом характеризуется нарушением счетных операций. Представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа, неразличение арифметических знаков и т.д.
5. При семантической афазии затруднены многозвеньевые мыслительные операции, при которых необходима система устойчивых словесных следов, их удержание в процессе решения умственной задачи. У этих больных сужено значение слов, часто нарушено зрительное восприятие, пространственный гнозис и праксис. Они испытывают затруднения при решении задач, требующих симультанного анализа и синтеза (например, составление целого из частей). Нарушено решение задач, требующих оптико-пространственного анализа и синтеза, конструирование. Абстрактное мышление и общая стратегия мышления сохранены.
Ответ на задачу №2
1. Патологический процесс находится в лобной доле слева.
Об этом свидетельствуют: правосторонний гемипарез, парез взора влево, лобная атаксия.
2. Лобная атаксия возникает при поражении лобно-мосто-мозжечковых путей. Атаксия возникает на стороне, противоположной очагу и совпадает со стороной пареза.
3. Основные виды атаксий:
-
лобная; -
мозжечковая: статическая или динамическая; -
височная; -
вестибулярная; -
заднестолбовая.
4. Под алалией понимают задержку речевого развития. Обычно к 1,5 годам ребенок начинает говорить, но иногда это происходит значительно позже, хотя ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь. Алалия это — системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде.
5. Сенсорная афазия (афазия Вернике), или словесная «глухота», возникает при поражении левой височной области (средние и задние отделы верхней височной извилины).
Ответ на задачу №3
1. Патологический очаг расположен в надкраевой извилине левой теменной доли головного мозга.
2. Указанные расстройства называются апраксией.
3. Различают: идиаторную (апраксия замысла), моторную (апраксия выполнения действия), конструктивную.
4. Симптомы поражения височной доли: вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные галлюцинации; сенсорная афазия, височная атаксия; все виды эпиприпадков, амузия.
5. Амузия — это утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Часто амузия сочетается со слуховой агнозией, при которой перестают различаться обычные звуки или шумы.
Ответ на задачу №4
1. Патологический процесс располагается в затылочной доле справа.
2. За это говорит левосторонняя гемианопсия с сохранением центрального зрения, зрительная агнозия, оптико-пространственная агнозия и агнозия на лица.
3. При поражении зрительного тракта бывает одноименная гемианопсия без сохранности центрального зрения, а при поражении коры затылочной доли - центральное зрение сохранено.
4. Эпизодическое, неконтролируемое поглощение большого количества пищи (обжорство) с последующей рвотой, использованием слабительных средств или диуретиков, голодания или интенсивных физических упражнений, направленных на предотвращение прибавки массы тела (приступы переедания с последующим искусственным опорожнением кишечника).
5. Моторная афазия – понимает чужую речь, сам говорить не может, иногда сохраняются остатки речи (междометия). Данный симптом характерен при поражении лобной доли.
Ответ на задачу №5
1. В левой лобно-височной области.
2. На что указывает правосторонний гемипарез, моторная и сенсорная афазия. Второй очаг поражения находится в затылочной доле слева.
За это говорит правосторонняя гемианопсия, микро-, макропсии и метаморфопсии.
3. Парезы взора бывают: лобный, мостовой, среднемозговой и затылочный.
4. Обонятельные, зрительные, слуховые, вкусовые раздражители вызывают неприятные и сильные болевые ощущения.
5. Симптомы поражения затылочной доли: гомонимная гемианопсия с сохранением центрального зрения; зрительные агнозии (аперциптивная, ассимультанная, предметная); метаморфопсии; макро-, микропсии; квадрантная гемианопсия – при поражении girus cuneus и lingvalis; зрительные галлюцинации.
Ответ на задачу №6
1. Патологический процесс располагается в области передней и задней центральных извилин слева.
2. На это указывают приступы Джексоновской эпилепсии в правых конечностях, гемипарез справа, расстройство всех видов чувствительности, преимущественно сложных и глубоких.
3. Появление джексоновских судорог свидетельствует о раздражении передней центральной извилины.
4. Возникает при органическом поражение головного мозга вследствие травм, менингоэнцефалитов, опухолей, сосудистых аномалий мозга и т.д., а также перинатальной патологии.
5. Парезы взора бывают: лобный, мостовой, среднемозговой и затылочный.
Ответ на задачу №7
1. Поражен нижний отдел правой передней центральной извилины лобной доли.
2. Обоснованием топического диагноза является: парез левой руки, центральный паралич мимических мышц и мышц языка слева, а также приступ джексоновской эпилепсии.
3. Описанные симптомы могут возникнуть при опухоли, абсцессе и посттравматической экстрацеребральной гематоме.
4. Симптомы поражения височной доли: вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные галлюцинации; сенсорная афазия, височная атаксия; все виды эпиприпадков, амузия.
5. Основные виды атаксий:
-
лобная; -
мозжечковая: статическая или динамическая; -
височная; -
вестибулярная; -
заднестолбовая.
Ответ на задачу №8
1. Патологический процесс находится в теменно-затылочной области справа.
2. Об этом свидетельствует левосторонняя гемианопсия, алексия, оптико-пространственные нарушения, зрительная и цветовая агнозии.
3. Зрительные агнозии характеризуются потерей способности узнавать предметы по их виду при сохранном зрении.
4. Этапы становления речи у детей: до 3 месяцев появляются реакции гуления, которые постоянно приобретают различную интонационную окраску. С 5-6 месяцев - голосовые реакции типа лепета; начинает произносить звуки БА, МА, ПА. С 8-9 месяцев лепет становится продолжительнее, звуки повторяются, приобретают значение слов. С 9-10 месяцев - понимание речи. К концу 1 года - 10 слов, к концу 2 года - 200 слов.
5. Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи.
Экспрессивная речь - устное вербальное (словесное) или письменное изложение собственных мыслей.
Ответ на задачу №9
1. Поражена кора в области шпорной щели правой затылочной доли.
2. Обоснованием являются левосторонняя гемианопсия, эпилептический припадок которому предшествовала зрительная аура.
3. Различают: идиаторную (апраксия замысла), моторную (апраксия выполнения действия), конструктивную.
4. Симптомы поражения височной доли: вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные галлюцинации; сенсорная афазия, височная атаксия; все виды эпиприпадков, амузия.
5. . Основные виды атаксий:
-
лобная; -
мозжечковая: статическая или динамическая; -
височная; -
вестибулярная; -
заднестолбовая.
Ответ на задачу №10
1. Патологический процесс находится в лобной и височной областях слева.
2. Обоснованием диагноза служат: правосторонний гемипарез, моторная афазия обосновывают наличие патологического процесса в лобной доле. Сенсорная афазия указывает на поражение задних отделов верхней височной извилины.
3. Афазии - это расстройство речи.
Различают: моторную, сенсорную, амнестическую и семантическую афазии.
4. Симптомы поражения затылочной доли: гомонимная гемианопсия с сохранением центрального зрения; зрительные агнозии (аперциптивная, ассимультанная, предметная); метаморфопсии; макро-, микропсии; квадрантная гемианопсия – при поражении girus cuneus и lingvalis; зрительные галлюцинации.
5. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:
-
афазии—распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон; -
алалии — системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде; -
дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
medznate.ru