Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 3866

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема№8: «Вегетативная нервная система».


^ Задача №1.

На приеме ребенок 11 лет с жалобами на выпадение волос участками, ломкость ногтей, повышенную сонливость, периодические приступы булимии.

Объективно: ребенок повышенного питания, на коже живота бедер отмечаются стрии различной степени давности. В области передней поверхности грудной клетки, живота, на внутренней поверхности правого предплечья участки депигментации кожи. На голове имеется гнездное облысение. Гипертрихоз в области спины, гиперкератоз. Черепно-мозговые нервы без патологии. Сухожильные рефлексы с рук и ног S=D. Патологических рефлексов и менингеальных знаков нет. Координация сохранена.

1. Определить топический диагноз.

2. Обосновать топический диагноз.

3. Чем представлен сегментарный отдел симпатической нервной системы?

4. Что включает в себя надсегментарный уровень вегетативной нервной системы?

5.Описать методы исследования регуляции сосудистого тонуса.


Задача №2.

На приеме ребенок 15 лет с жалобами не сильные головные боли, возникающие после сна с приступами тошноты.

Из анамнеза: заболевание началось 4 года назад с периодических приступообразных головных болей.

Затем стал отмечать активный рост лица, рук и ног. Размер обуви 48.

Активно: акромегалическое лицо резко выражены надбровные дуги и скуловые кости, большой нос, толстые губы, прогнатизм (нижняя челюсть выступает вперед). Глазные щели S=D, реакция зрачков на свет сохранена, острота зрения на оба глаза 1,0 четкая битемпоральная гетеронимная гемианопсия на белый, красный цвета. Двигательных, чувствительных и координаторных расстройств нет.

На рентгенографии черепа увеличенное в размерах турецкое седло.

1. Очаг поражения.

2. Обосновать топический диагноз.

3. При каких заболеваниях могут возникнуть данные симптомы?

4.Определение трофоангионеврозов.

5. Какие заболевания относятся к трофоангионеврозам.


Задача №3.

В отделение поступила ребенок 13 лет с жалобами на повышение температуры до 37,5° в течение месяца, приступы повышение температуры до 39° с ознобом, продолжительностью 2 часа Температура снижается самостоятельно без приеме медикаментов.

Объективно: общее самочувствие не страдает. Двигательных, чувствительных и координаторных расстройств нет. При термометрии получен монотермический тип кривой. Асимметрия температуры подмышечных впадин, термоинверсия аксиллярной и ректальной температуры.


1. Определить локализацию патологического процесса.

2. Что включает в себя надсегментарный уровень вегетативной нервной системы?

3. Что включает в себя сегментарный уровень вегетативной нервной системы?

4. Какие симптомы характерны для поражения гипоталамуса?

5. Описать методы исследования кожных вегетативных рефлексов.


Задача №4.

На приеме ребенок 8 лет с жалобами на покраснение левой половины лица и шеи. Периодическую боль в левой половине лица, шеи. Продолжительность приступов от 1 до 2 часов.

Объективно: во времени и пространстве риетирована, эмоционально лабильна. Отек левой половины лица, особенно век, гиперемия кожи лица и шеи с выраженным потоотделением (дисгидроз) слева Гиперпатия левой половины лица, шеи. Появляется блефароспазм при взгляде на свет. Глазные щели D>S, отмечается опущение верхнего века справа, разница диаметра зрачков D>S. Реакция зрачков на свет сохранена, но слева выражена слабее. Гетерохромия (разный цвет радужной оболочки).

1. Определить топический диагноз.

2. Обосновать топический диагноз.

3. Чем проявляется синдром Клода Бернара-Горнера?

4.Описать клинические проявления синдрома пограничной цепочки.

5. Описать методы исследования терморегуляции и потоотделения.


Задача№5.

На приеме ребенок 11 лет с жалобами на приступообразные жгучие боли в области живота, отрыжку, вздутие живота. Приступы продолжаются около часа ежедневно и заканчиваются обильным мочеиспусканием.

Из анамнеза: 7 дней назад ребенок получил тупую травму в область эпигастрия.

Объективно: болезненны точки солнечного сплетения - ниже мечевидного отростка. При давлении на живот выше пупка замедляется пульс и понижается артериальное давление. Живот вздут, кожные покровы тела влажные, ознобоподобный гиперкинез.

1. Определить топического диагноза.

2. Обосновать топический диагноз.

3. Какие отделы парасимпатической нервной системы вы знаете?

4. Описать клинические проявления синдрома солярита.

5. Описать симптомы нарушения регуляции мочеиспускания.


Задача №6.

На приеме ребенок с жалобами на слезооделение из левого глаза, снижение слух слева.

Из анамнеза: шесть месяцев назад была травма левой височной области с переломом пирамиды левой височной кости.

Объективно: выявлены признаки периферического неврита левого лицевого нерва,

Снижение слуха слева и снижение вкусовой чувствительности на передних 2/3 языка справа.



Данных за лор патологию не выявлено.

1. Определить, какие вегетативные образования нервной системы пострадали?

2. Какие образования входят в краниобульбарный отдел парасимпатической нервной системы?

3. Какие симптомы характерны для поражения гипоталамуса?

4. Описать симптомы влияние парасимпатического отдела на различные органы.

5. Какие клинические симптомы характерны для синдрома Иценко — Кушинга?


Задача №7.

В отделение поступил ребенок 11 лет с жалобами на приступы сердцебиения с одышкой и ознобом, с подъемом температуры тела да 39° и артериального давления да 140/100 мм.рт.ст, во время приступа ощущает резкое чувство страха.

Из анамнеза: год назад было закрытая черепно-мозговая травма, лечилась в стационаре. Через 3 месяца после ЧМТ появились приступы. Перед приступом жалуется на давящую головную боль, боль в животе, давящую боль в области сердца, подъем температуры до 38°-39° , озноб, повышенную потливость, чувство тревоги. Во время приступа в сознании. Частота приступов варьирует 1-3 раза в неделю. После приступа чувство слабости и разбитости отмечает в течение суток.

Объективно: Двигательных, чувствительных и координаторных расстройств нет. Дермографизм розовый, стойкий. Извращение ортостатической пробы Ашнера. Гипергидроз общий и локальный. Кожа в виде "гусиной".

1. Как расценить описанные приступы?

2. Когда возникают вегетативно-сосудистые кризы?

3. Описать симптомы влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы на различные органы.

4. Какие клинические симптомы характерны для синдрома церебрального нанизма?

5. Какие клинические симптомы характерны для синдрома Клода Бернара-Горнера?


Задача №8.

На приеме ребенок 5 лет с жалобами на боль в области орбиты в углу правого глаза, боль впервые возникла два дня назад и в течение этого времени носит различную выраженность, то усиливаясь, то стихая самостоятельно. Также появилось обильное слезотечение из правого глаза и обильные выделения из правой ноздри носа.

Из анамнеза: ребенок наблюдается у отоларинголога по поводу искривления носовой перегородки и аденоид в носоглотке.

Объективно: глазные щели S=D, болезненная верхняя тригеминальная точка справа, экзофтальм справа. Инъекция конъюнктивы правого глаза, обильное слезотечение, риноррея. Двигательных и координаторных расстройств нет. Дермографизм яркий, красный, стойкий, держится до 1 минуты. Гипергидроз ладоней.


1.Определить, где очаг поражения?

2. Какие образования входят в сакральный отдел парасимпатической нервной системы?

3. Какие клинические симптомы характерны для астенического синдрома?

4. Описать методики исследование регуляции сосудистого тонуса.

5. Какие клинические симптомы характерны для синдрома Клода Бернара-Горнера?


Задача №9.

На приеме ребенок 10 лет с жалобами на приступы резкой спонтанной боли в области корня носа, правого глаза с распространением на правый висок и ухо. Продолжительность приступов боли варьирует от 10 минут до 1 часа, чаще возникает в ночное время. Болевые приступы сопровождаются покраснение правой половины лица, слезотечением из правого глаза и обильным выделением секрета из правой ноздри носа.

Из анамнеза: ребенок болеет хроническим тонзиллитом, 10 дней назад перенес лакунарную ангину. Жалобы появились через 3 дня после выздоровления.

Объективно: глазные щели S=D, инъекция конъюнктивы слева, отек ушной раковины и лица справа. Слезотечение, риноррея и слюнотечение. Двигательных и координаторных расстройств нет.

1. Где находится очаг поражения?

2. Укажите связи гипоталамической области.

3. Какие клинические синдромы поражения гипоталамуса существуют?

4. Какие клинические симптомы характерны для синдрома Иценко — Кушинга?

5. Описать симптомы влияние симпатического отдела вегететивной нервной системы на различные органы.


Задача №10.

На приеме девочка 10 лет с жалобами на повышенный аппетит (периодические приступы булимии), жажду, избыточную массу тела.

Из анамнеза: у девочки с 7 лет стали развиваться вторичные половые признаки, в 9 лет появилась менструация и установился менструальный цикл.

Объективно: маленького роста, повышенного питания, лунообразное лицо, стрии в области живота и бедер различной степени давности. Дистальные отделы рук и ног с цианотичным оттенком, холодные, влажные. По гормональному статусу напоминает взрослую девушку. Артериальное давление I50/I00 мм.рт.ст. Со стороны рефлекторной, двигательной, чувствительной и координаторных сфер патологии нет.

1. Где находится патологический очаг?

2. Какие гипоталамические синдромы вы знаете?

3. Какие клинические симптомы характерны для астенического синдрома?

4. Описать симптомы влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на различные органы.

5. Какие клинические симптомы характерны для синдрома Клода Бернара-Горнера?



Ответы на задачи

Тема№8: «Вегетативная нервная система».


Ответ на задачу №1

1. Патологический процесс локализуется в гипоталамической области.

2. Проявляется нейродистрофическим синдромом, а также синдромом нарушения сна и бодрствования.

3. Симпатический отдел представлен ядрами боковых рогов спинного мозга от восьмого шейного до второго поясничного сегментов, пограничным симпатическим стволом, превертебральными и интрамуральными ганглиями.

4. Надсегментарный уровень вегетативной нервной системы: ретикулярная формация; медиобазальные отделы височной доли; лимбическая система; гипоталамическая область; диэнцефалон; вегетативные зоны коры головного мозга(полюс лобной доли, премоторная зона, парацентральная долька).

5. Исследование регуляции сосудистого тонуса. Возбуждение симпатической нервной системы приводит к сужению сосудов, возбуждение парасимпатической - к расширению их.

Сосудистую регуляцию исследуют при помощи ряда сердечно-сосудистых рефлексов.

Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера. Вызывают надавливанием на переднебоковые поверхности глазных яблок обследуемого в течение 20-30 сек. В норме пульс замедляется на 8-10 в мин. при повышении тонуса парасимпатической нервной системы пульс замедляется более чем на 10 в мин., при симпатикотонии он остается без изменений или учащается. Пробу следует проводить осторожно, чтобы не вызвать резкого замедления пульса.

Солярный рефлекс. Вызывают надавливанием на солнечное сплетение в течение 20-30 сек. Наступает снижение артериального давления и замедление пульса на 4-12 в мин.

Клиностатическая проба. При переходе обследуемого из вертикального положения в горизонтальное в норме пульс замедляется на 10-12 в мин.

Ортостатическая проба. При переходе обследуемого из горизонтального положения в вертикальное в норме пульс учащается на 10-12 в мин. Большее его учащение, а также замедление расцениваются как показатель вегетативной дисфункции.


Ответ на задачу №2

1. Поражение гипофиза и средней части хиазмы зрительного нерва.

2. О поражении гипофиза свидетельствует эндокринные расстройства акромегалия. Рентгенологические изменения турецкого седла. На поражение средней части хиазмы зрительного нерва указывает битемпоральная гемианопсия битемпоральная гетеронимная гемианопсия.