Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3810
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ на задачу № 18
1 Альтернирующий синдром Джексона.
2. Возникает при поражении продолговатого мозга.
3. Центральный паралич характеризуется:
-
мышечная гипертония; -
мышечная гипертрофия; -
гиперрефлексия сухожильных рефлексов с расширением рефлексогенных зон; -
клонусы стоп, кистей и коленных чашечек; -
патологические рефлексы.
4. Синдром Авеллиса возникает при поражении двигательного ядра или двигательных корешков языкоглоточного и блуждающего нервов и пирамидного пути. На стороне поражения выявляется периферический паралич мягкого неба, язычка, голосовой складки с нарушением глотания, фонации, речи (дизартрия), на противоположной стороне — центральная гемиплегия или гемипарез.
Синдром Шмидта имеет в основе сочетанное поражение двигательных ядер или волокон языкоглоточного, блуждающего, добавочного нервов и пирамидного пути. На стороне поражения возникает периферический парез мягкого неба, голосовой складки, грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц, на противоположной стороне — центральная гемиплегия или гемипарез.
5. В клинической практике данные альтернирующие синдромы чаще наблюдаться при опухолях мозгового ствола и при нарушениях мозгового кровообращения (инфаркт мозга).
Ответ на задачу №19
1. Бульбарный синдром вследствие поражения ядер IX; X; XII пар ЧМН.
2. Очаг поражения в продолговатом мозге.
3. Заболевания, для которых характерен бульбарный синдром:
-
генетические заболевания — болезнь Кеннеди; -
сосудистые заболевания — инфаркт продолговатого мозга; -
болезнь двигательного нейрона, сирингобульбия; -
воспалительно-инфекционные — синдром Гийена-Барре, болезнь Лайма; -
онкологические — глиома ствола мозга; -
ботулизм; -
миастения.
4. Дисфагия – нарушение глотания, дисфония – нарушение звучности голоса, дизартрия – нарушение произношения звуков.
5. Хоботковый и ладонно-подбородочный рефлексы являются физиологическими до 4 месяцев, а сосательный начинает угосать к 4 месяцам и до 1 года.
Ответ на задачу №20
1. Псевдобульбарный синдром.
2. Двустороннее поражение корково -ядерных пирамидных путей.
3. Хоботковый и ладонно-подбородочный рефлексы являются физиологическими до 4 месяцев, а сосательный начинает угосать к 4 месяцам и до 1 года.
4. Дисфагия – нарушение глотания, дисфония – нарушение звучности голоса, дизартрия – нарушение произношения звуков.
5. Заболевания, для которых характерен псевдобульбарный синдром:
-
выраженный атеросклероз сосудов головного мозга; -
рассеянный склероз; -
болезнь двигательного нейрона; -
опухоли верхних отделов ствола головного мозга; -
черепно-мозговая травма; -
детский церебральный паралич.
Тема№7: «Кора головного мозга».
Задача №1.
В отделение поступил ребенок 16 лет с жалобами на резкое снижение силы в правой руке и ноге, перестал разговаривать.
Из анамнеза: со слов мамы год назад внезапно возникла слабость правой руки и ноги, спустя неделю сила в конечностях восстановилась. Три дня назад у больного возобновились симптомы, и перестал разговаривать, сохранив способность понимать речь.
Объективно: Во времени и пространстве ориентирован, моторная афазия, сглажена носогубная складка и резко опущен угол рта справа. Девиация языка вправо, атрофии мышц языка нет. Выраженная гипестезия в области правой руки и правой половины лица. Активные движения в правой руке отсутствуют. Тонус мышц повышен в сгибателях предплечья и пронаторах кисти справа. Сухожильные рефлексы резко повышены с правой руки, патологические «кистевые» рефлексы Россолимо и Бехтерева с этой же стороны.
1. Определить, где находиться очаг?
2. Обосновать топический диагноз.
3. Какие симптомы характерны для поражения теменной доли?
4. Дать определение акалькулии.
5. Дать определение семантической афазии.
Задача №2.
В отделение по скорой помощи поступил ребенок 12 лет после впервые возникшего генерализованного судорожного припадка.
Из анамнеза: со слов мамы выяснено, что в течение 1 месяца ребенок стал безразличным к окружающей его обстановке, стал замкнутый, угрюмый, движения менее выразительные. Периодически возникала головная боль, иногда сопровождавшуюся тошнотой без рвоты.
Объективно: глазные щели S=D, парез взора влево. Сглажена правая носогубная складка. Девиация языка вправо, признаков атрофии мышц языка нет. Гиперрефлексия сухожильных рефлексов справа, патологические «кистевые» симптомы Бехтерева, Россолимо справа. Выражены симптомы орального автоматизма (хоботковый, назолабиальный, сосательный, дистанс-оральный, ладонно-подбородочный). Хватательный рефлекс справа выражен грубее. При ходьбе пошатывается влево.
1.Определить и обосновать топический диагноз.
2. Чем характеризуется лобная атаксия?
3. Какие виды атаксий существуют?
4. Дать определение алалии.
5.Что включает в себя афазия Вернике?
Задача №3.
В отделение поступил ребенок 11 лет, мама отмечает, что ребенок разучился самостоятельно одеваться, перестал пользоваться столовыми приборами.
Объективно: во времени и пространстве ориентируется, со стороны ЧМН патологии не выявлено. Признаков парезов и параличей нет. Самостоятельно не может одеться, поесть, написать слова-буквы.
1. Определить топический диагноз?
2. Как называются описанные расстройства?
3. Какие виды апраксии существуют?
4. Какие симптомы поражения характерны для височной доли?
5. Дать определение амузии.
Задачи №4.
На приеме ребенок 13 лет с жалобами на снижение остроты зрения с двух сторон, снижение памяти, не может выучить стих или пересказать рассказ близко к тексту. Появилось снижение памяти на лица не может вспомнить человека (узнает только близких).
Объективно: высшие корковые функции: быстро истощается, тогда появляется дезориентированность в окружающем и конфабуляции, не помнит обстоятельств заболевания, прошлые события помнит хорошо. Не может по заданному портрету найти лицо на других портретах. Отмечается дефект узнавания предметных изображений (вместо шкафа говорит, что изображено пальто), отмечается фрагментарность восприятия. Буквы, цифры узнает. Выступает фрагментарность сюжетных картин. В рисунках упускает детали. Имеет место легкое игнорирование левой стороны в зрительной сфере. Ошибается при воспроизведении поз пальцев и расположений рук.
Глазные щели S=D, левосторонняя гомонимная гемианопсия с сохранением центрального зрения. Острота зрения 0,8 на оба глаза. Движения глаз в полном объеме. Признаков парезов параличей нет. Сухожильные рефлексы с рук и ног S>D.
1.Определить топический диагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Чем отличается корковая гемианопсия от гемианопсии при поражении зрительного тракта?
4. Дать определение булимии.
5.Дать определение моторной афазии. Для поражения какой доли головного мозга характерен данный симптом?
Задача №5.
В реанимационное отделение поступил ребенок 12 лет после автодорожной аварии. Нет активных движение в правой руке и ноге.
Объективно: глазные щели S=D, фотореакция зрачков (прямая и содружественная) сохранны, правосторонняя гемианопсия, метаморфопсии, макро и микропсии. Признаки сенсорно-моторной афазии. Выявлены признаки правостороннего гемипареза.
1. Определить топический диагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3. Какие вы знаете парезы взора?
4. Клинические проявления симптома Ферстера- Кенади.
5. Указать симптомы поражения затылочной доли.
Задача №6.
В отделение поступила ребенок 9 лет с жалобами на периодические судороги в различных частях тела в течение суток.
Из анамнеза: в течение суток отмечает судороги в правой половине тела. В начале судороги возникли в кисти, при повторном появлении с захватом всей руки, через 2 часа свело правую ногу, позже конечности с захватом правую половины лица и груди. Продолжительность приступа 2-3 минуты, сознание не теряет. Во время приступа наряду с судорогой отмечает чувство онемения. За сутки отмечалось 5-6 таких припадков.
Объективно: во времени и пространстве ориентируется. Нарушено мышечно-суставное чувство в правой руке и ноге. Астереогноз в правой руке. Глазные щели S=D, не доводит левое глазное яблоко кнаружи. Слева слабость конвергенции. Сглажена правая носогубная складка. Легкий правосторонний гемипарез. Брюшные рефлексы справа abs.
1.Определить топический диагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3.О чем свидетельствует появление описанных судорог?
4. При каких заболеваниях возникает Джексоновская эпилепсия?
5. Какие вы знаете парезы взора?
Задача №7.
В приемный покой по скорой помощи поступил мальчик 12 лет с жалобами на сильную головную боль, тошноту.
Из анамнеза: катаясь на коньках мальчик упал, ударился головой, на несколько минут потерял сознание.
Объективно: во времени и пространства ориентируется, глазные щели S=D. Опущен левый угол рта, девиация языка влево. Сила мышц левой руки снижена до 4,5-4 баллов. Сухожильные рефлексы слева выше, чем справа. Брюшные рефлексы слева снижены. Вызывается патологический рефлекс Бабинского слева. Во время осмотра у больного развился приступ тонической судороги левой кисти, продолжался 2 минуты, без потери сознания.
1. Определить топический диагноз.
2. Обосновать топический диагноз.
3. При каких заболеваниях могут возникнуть описанные симптомы?
4.Какие симптомы характерны для поражения височной доли?
5.Какие виды атаксий существуют?
Задача №8.
На приеме ребенок 10 лет с жалобой на нарушение чтения, перестал узнавать буквы, стал забывать название предметов.
Объективно: острота зрения нормальная. Обнаруживается левосторонняя гомонимная гемианопсия. Выявлены признаки, оптическая алексия, отмечается забывание названий предметов. Дефект узнавания предметных изображений меньше, чем дефект узнавания букв, отмечается оптическая вербальная алексия. Он легко узнает лица. Дефект цветового зрения: синий цвет принимает за зеленый.