Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 3823

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ортостатическая проба. При переходе обследуемого из горизонтального положения в вертикальное в норме пульс учащается на 10-12 в мин. Большее его учащение, а также замедление расцениваются как показатель вегетативной дисфункции.

5. Синдром Клода Бернара-Горнера характеризуется сужением зрачка, уменьшением глазной щели и западением глазного яблока (птоз, миоз, энофтальм). Гетерохромия у детей.


Ответ на задачу №9

1. Патологический процесс локализуется в крылонебном узле справа.

2. Связи гипоталамической области обширны: существуют связи с корой головного мозга, зрительным бугром, с экстрапирамидной системой, с ядрами мозгового ствола, с мозжечком, с ретикулярной формацией и спинным мозгом

3. Клинические синдромы поражения гипоталамуса:


  • нейро-эндокринно-обменный


  • вегетативно-сосудистый


  • вегетативно-висцеральный


  • нарушение терморегуляции


  • нервно-трофический


  • нервно-мышечный


  • нарушение сна и бодрствования


  • псевдоневростенический и псевдопсихопатологический, гипоталамическая эпилепсия.


4. Синдром Иценко — Кушинга. Характерен «бычий» тип ожирения. Жир преимущественно откладывается в области шеи, верхнего плечевого пояса, груди, живота. Отложение жировой клетчатки на лице придает ему своеобразный лунообразный вид. Конечности на фоне ожирения в области туловища выглядят худыми. Наблюдаются трофические расстройства: стрии на внутренней поверхности подмышечной области, боковой поверхности груди и живота, в области молочных желез, ягодиц. Трофические расстройства кожи проявляются сухостью, мраморным оттенком в области наибольшего отложения жира. Наряду с ожирением у таких больных отмечается стойкое повышение артериального давления, в ряде случаев транзиторная артериальная гипертония, изменение сахарной кривой (уплощение, двугорбая кривая), снижение уровня 17-кортикостероидов в моче.

5. Влияние симпатического отдела:


  • на сердце — повышает частоту и силу сокращений сердца.


  • на артерии — не влияет в большинстве органов, вызывает расширение артерий половых органов и мозга, сужение коронарных артерий и артерий легких [5]


  • на кишечник — угнетает перистальтику кишечника и выработку пищеварительных ферментов.


  • на слюнные железы — угнетает слюноотделение.


  • на мочевой пузырь — расслабляет мочевой пузырь.


  • на бронхи и дыхание — расширяет бронхи и бронхиолы, усиливает вентиляцию лёгких.


  • на зрачок — расширяет зрачки.



Ответ на задачу №10

1. Патологический процесс локализуется в гипоталамической области.

Имеется типичный нейроэндокринный синдром.

2. При поражении гипоталамической области наблюдаются следующие синдромы:


  • вегетативно-висцерально-сосудистый.


  • нейромышечный.


  • нейроэндокринный.


  • нейродистрофический.


  • нарушение терморегуляции.


  • нарушение сна и бодрствования.


  • псевдоневростенический или психопатологический.


3. Астенический синдром. Одним из частых нарушений функции центральных отделов вегетативной нервной системы у детей являются расстройства эмоционально-волевой сферы, поведенческих реакций. Дети становятся капризными, эмоционально неустойчивыми. В ряде случаев отмечаются вязкость, назойливость, эмоциональная адинамия или взрывчатость, злобность, неадекватное поведение. Внимание неустойчиво. Дети быстро истощаются, любая психическая и физическая нагрузка вызывает общую слабость, недомогание, быструю утомляемость. Повторные респираторные инфекции, травмы ухудшают общее состояние и усугубляют астенический синдром

4. Влияние парасимпатического отдела:


  • на сердце — уменьшает частоту и силу сокращений сердца.


  • на артерии — расширяет артерии.


  • на кишечник — усиливает перистальтику кишечника и стимулирует выработку пищеварительных ферментов.


  • на слюнные железы — стимулирует слюноотделение.


  • на мочевой пузырь — сокращает мочевой пузырь.


  • на бронхи и дыхание — сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию лёгких


  • на зрачок — сужает зрачки.


5. Синдром Клода Бернара-Горнера характеризуется сужением зрачка, уменьшением глазной щели и западением глазного яблока (птоз, миоз, энофтальм). Гетерохромия у детей.


^ Тема№9: «Ликвор. Синдром повышения внутричерепного давления. Менингеальный синдромокомплекс».


Задача №1.

В отделение поступил ребенок 17 лет с жалобами на внезапно возникшую (во время сдачи экзамена) сильную головную боль, боль в правом глазу и межлопаточной области. Боль сопровождается приступами тошноты и рвоты.

Из анамнеза: мама ребенка отмечает, что шесть месяцев назад на фоне переутомления у ребенка был похожий приступ сильной резкой головной боли с приступами тошноты и рвоты. Лечились у невролога по месту жительства, на фоне лечения состояние улучшилось, приступы прекратились.



Объективно: глазные щели D
Ликвор: ксантихромный, вытекает под давлением 370 мм. вод. ст., белок – 770мг/л, эритроцитоз 12350, цитоз 210/3, реакция Панди +++, Нонне-Аппельта+++.

После пункции ребенок почувствовал улучшение самочувствия.

1. Определить топический диагноз.

2. Обоснование топического диагноза.

3. При каких заболеваниях могут возникнуть данные симптомы?

4. Что определяют в анализах ликвора с помощью реакции Панда?

5. Какая существует шкала для оценки реакции Панди?


Задача №2.

В отделение доставлен мальчик 12 лет бригадой скорой помощи с жалобами на сильную головную боль с тошнотой и рвотой. Принимал анальгин и спазмалгон интенсивность боли не снижается. Сильную боль в области глаз, усиливающуюся при ярком свете.

Из анамнеза: со слов мамы два часа назад упал со спортивного снаряда на детской площадке, была кратковременная потеря сознания до 1-2 минут. Когда пришел всознание, стал жаловаться на головную боль.

Объективно: брадикардия (пульс 56 ударов в минуту), АД 150/70 мм.рт.ст. глазные щели S=D, справа расширен зрачок, снижением реакции на свет справа, недостаточность конвергенции справа. Болезненные верхние и средние точки выхода ветвей тройничного нерва. Сглажена правая носогубная складка. Гипертонус мышц правых конечностей. Сухожильные рефлексы выше справа. Двусторонние патологические стопные знаки. Положительный симптом Манна-Гуревича. Симптом Кернига под углом 150 с обеих сторон. Положительный верхний и нижний симптом Брудзинского. Чувствительных, координаторных расстройств нет.

Ликвор: прозрачный, вытекает под давлением 350 мм.водн.ст., цитоз 2, белок 990 мм/л, реакция Панди +++.

1. Клинический диагноз.

2. Какие методы обследования необходимо провести ребенку?

3. Описать методику исследования симптома Кернига.

4. Описать методику исследования симптома Манн-Гуревича.

5. Описать методику исследования симптомов Брудзинского (верхнего, среднего, нижнего).


Задача №3.

В отделение поступил ребенок с жалобами на сильную головную боль с приступами тошноты и рвоты. Боль усиливается при ярком свете и шуме. Повышение температуры тела до 40° .

Из анамнеза: ребенок находиться на амбулаторном лечении у врача отоларинголога по поводу острого гнойного отита среднего уха, получает антибиотики.

Объективно: сознание в оглушении. Болезненность точек выхода тройничного нерва. Глазные щели S=D, не доводит глазные яблоки кнаружи. Положительный скуловой рефлекс Бехтерева с обеих сторон. Мелкоразмашестый горизонтальный нистагм. Лежит в постели, при попытке самостоятельно сесть резкое усиление головной боли и тошноты. Общая гиперестезия. Ригидность мышц затылка 10 см, выражены верхний, средний, нижний симптомы Брудзинского. Симптом Кернига под углом 110° с обеих сторон.


Ликвор: плеоцитоз 27000 за счёт нейтрофилов, цвет - мутный, желтый, давление 440 мм. водн.ст., белок - 3500 мм/л, реакция Панди ++++, Нонне-Аппельта++++.

1. Клинический диагноз.

2. Описать методику исследования симптома Лессажа? В каком возрасте исследуют данный симптом?

3. Опишите нормальное соотношение между фракциями белков альбуминов и глобулинов в спинно-мозговой жидкости?

4. Что определяют в анализах ликвора с помощью реакции Нонна-Апельта?

5. Какая существует шкала для оценки реакции Нонна-Апельта?


Задача №4.

В отделение поступил ребенок 8 лет с жалобами на сильные головные боли с приступами тошноты и многократной рвоты. Повышение температуры тела до 40°.

Из анамнеза: болеет ОРВИ в течение 5 суток.

Объективно: в сознании, самочувствие страдает, лежит в постели при попытке самостоятельно сесть резкое усиление тошноты, сидит в постели опираясь сзади на руки, ноги при этом согнуты в каленных и тазобедренных суставах (симптом треножника). Положительный симптом Манн-Гуревича. Выражена ригидность затылочных мышц. Симптом Кернига с обеих сторон под углом 120°, положительный верхний, средний симптом Брудзинского. Сухожильные рефлексы оживлены S=D.

Гиперестезия всего тела.

Анализ ликвора: бесцветный, прозрачный. Давление 250 мм. водн.ст., белок 400 мм/л, цитоз 460 (84% лимфоцитов, 16% нейтрофилов), белок 400мг/л, хлориды 190 ммоль/л, реакция Панди +, Нонне-Аппельта+.

1. Клинический диагноз.

2. Признаки положительного симптома Манн-Гуревиче.

3. Описать методику исследования симптомов Брудзинскога (верхнего, среднего, нижнего).

4. Описать методику исследования симптома Фанкони.

5. Какая существует шкала для оценки реакции Панди?


Задача №5.

Находясь на лечении в туберкулезном диспансере, ребенок почувствовал ухудшение самочувствия. На осмотре жалуется на головную боль с приступами тошноты и рвоты, резкую слабость, двоение при взгляде в сторону. Температура тела 37,8°.

Объективно: в сознании, кожные покровы бледные. Глазные щели S
Ликвор: прозрачный, при стоянии через сутки выпала «паутинная сеточка», давление 400 мм. водн.ст., белок 700мм/л, цитоз 270 в 1 мм (80% лимфоцитов, 20% нейтрофилов),

реакции Панди и Нонне-Аппельта +++. Сахар 25 мг%, хлориды 500 мг%.

1. Клинический диагноз.

2. Признаки положительного симптома Гиллена.

3. Описать методику исследования симптома треножника.

4. Описать методику исследования симптома Лессажа. В каком возрасте исследуется данный симптом у детей?


5. Что включает в себя понятие клеточно-белковая диссоциация?


Задача №6.

В отделение поступил ребенок 8 месяцев, жалобы со стороны мамы ребенок плохо держит голову, не сидит, не ползает. Переворачивается с живота на спину.

Объективно: окружность головы 52 см. Б. родничок 3,5х3,5см. не напряжен, м. родничок 0,5х0,5см. Лямбдовидый и сагиттальный швы черепа не закрыты, высокий лоб, выражены лобные и теменные бугры. Вены на лице расширены. Глаза широко расставлены, глазные щели S=D, симптом Грефе, сходящееся косоглазие. Ребенок отстает в умственном и физическом развитии. Спастический тетрапарез с клонусами стоп и коленных чашечек. Спонтанный симптом Бабинского. Симптом Кернига под углом 130° с обеих сторон.

На рентгенограмме черепа - истончение костей черепа, расширены швы черепа. Турецкое седло деформировано, спинка турецкого седла остеопорозная.

1. Топический диагноз.

2. Какие врожденные патологии приводят к развитию гидроцефалии?

3. На какие формы делится гидроцефалия с нейрохирургической точки зрения.

4.Описать методику выполнения спинномозговой пункции.

5. Какие нормы объема ЦСЖ у детей различных возрастных групп?


Задача №7.

В отделение поступил ребенок 7 месяцев, с жалобами со слов мамы на повышение температуры до 39-40, беспокойства ребенка, многократная рвота, судорожный приступ клонико-тонического характера, продолжался 1-2 минуты с потерей сознания, прошел самостоятельно.

Из анамнеза: ребенок от 1 беременности, 1 родов, роды в срок, масса при рождении 3240гр, у невролога на учете не состоит. Развивается соответственно возрасту, голову держит с 2 месяцев, сидит с 6 месяцев, активно гулит, узнает близких, интересуется игрушками. 14 дней назад сделана прививка АКДС, в контакте с инфекционными больными не был.

Объективно: на осмотр реагирует негативно, плачет. Температура тела 38,8, катаральных симптомов не отмечается. Выявлены признаки нижней спастической параплегии с двухсторонними симптомами Бабинского и Оппенгейма и с расстройством функций тазовых органов. В руках отмечаются гиперкинезы атетоидно-хореического типа.

Анализ крови и мочи в норме.

Ликвор: прозрачный, бесцветный, вытекает под повышенным давлением, реакция Панди +++, реакция Нонне-Аппельта +++, белок – 1%, цитоз 15х103 лимфоцитов, сахар и хлориды в норме.

1. Клинический диагноз.

2. Обоснование клинического диагноза.