Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3823
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ортостатическая проба. При переходе обследуемого из горизонтального положения в вертикальное в норме пульс учащается на 10-12 в мин. Большее его учащение, а также замедление расцениваются как показатель вегетативной дисфункции.
5. Синдром Клода Бернара-Горнера характеризуется сужением зрачка, уменьшением глазной щели и западением глазного яблока (птоз, миоз, энофтальм). Гетерохромия у детей.
Ответ на задачу №9
1. Патологический процесс локализуется в крылонебном узле справа.
2. Связи гипоталамической области обширны: существуют связи с корой головного мозга, зрительным бугром, с экстрапирамидной системой, с ядрами мозгового ствола, с мозжечком, с ретикулярной формацией и спинным мозгом
3. Клинические синдромы поражения гипоталамуса:
-
нейро-эндокринно-обменный -
вегетативно-сосудистый -
вегетативно-висцеральный -
нарушение терморегуляции -
нервно-трофический -
нервно-мышечный -
нарушение сна и бодрствования -
псевдоневростенический и псевдопсихопатологический, гипоталамическая эпилепсия.
4. Синдром Иценко — Кушинга. Характерен «бычий» тип ожирения. Жир преимущественно откладывается в области шеи, верхнего плечевого пояса, груди, живота. Отложение жировой клетчатки на лице придает ему своеобразный лунообразный вид. Конечности на фоне ожирения в области туловища выглядят худыми. Наблюдаются трофические расстройства: стрии на внутренней поверхности подмышечной области, боковой поверхности груди и живота, в области молочных желез, ягодиц. Трофические расстройства кожи проявляются сухостью, мраморным оттенком в области наибольшего отложения жира. Наряду с ожирением у таких больных отмечается стойкое повышение артериального давления, в ряде случаев транзиторная артериальная гипертония, изменение сахарной кривой (уплощение, двугорбая кривая), снижение уровня 17-кортикостероидов в моче.
5. Влияние симпатического отдела:
-
на сердце — повышает частоту и силу сокращений сердца. -
на артерии — не влияет в большинстве органов, вызывает расширение артерий половых органов и мозга, сужение коронарных артерий и артерий легких [5] -
на кишечник — угнетает перистальтику кишечника и выработку пищеварительных ферментов. -
на слюнные железы — угнетает слюноотделение. -
на мочевой пузырь — расслабляет мочевой пузырь. -
на бронхи и дыхание — расширяет бронхи и бронхиолы, усиливает вентиляцию лёгких. -
на зрачок — расширяет зрачки.
Ответ на задачу №10
1. Патологический процесс локализуется в гипоталамической области.
Имеется типичный нейроэндокринный синдром.
2. При поражении гипоталамической области наблюдаются следующие синдромы:
-
вегетативно-висцерально-сосудистый. -
нейромышечный. -
нейроэндокринный. -
нейродистрофический. -
нарушение терморегуляции. -
нарушение сна и бодрствования. -
псевдоневростенический или психопатологический.
3. Астенический синдром. Одним из частых нарушений функции центральных отделов вегетативной нервной системы у детей являются расстройства эмоционально-волевой сферы, поведенческих реакций. Дети становятся капризными, эмоционально неустойчивыми. В ряде случаев отмечаются вязкость, назойливость, эмоциональная адинамия или взрывчатость, злобность, неадекватное поведение. Внимание неустойчиво. Дети быстро истощаются, любая психическая и физическая нагрузка вызывает общую слабость, недомогание, быструю утомляемость. Повторные респираторные инфекции, травмы ухудшают общее состояние и усугубляют астенический синдром
4. Влияние парасимпатического отдела:
-
на сердце — уменьшает частоту и силу сокращений сердца. -
на артерии — расширяет артерии. -
на кишечник — усиливает перистальтику кишечника и стимулирует выработку пищеварительных ферментов. -
на слюнные железы — стимулирует слюноотделение. -
на мочевой пузырь — сокращает мочевой пузырь. -
на бронхи и дыхание — сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию лёгких -
на зрачок — сужает зрачки.
5. Синдром Клода Бернара-Горнера характеризуется сужением зрачка, уменьшением глазной щели и западением глазного яблока (птоз, миоз, энофтальм). Гетерохромия у детей.
^ Тема№9: «Ликвор. Синдром повышения внутричерепного давления. Менингеальный синдромокомплекс».
Задача №1.
В отделение поступил ребенок 17 лет с жалобами на внезапно возникшую (во время сдачи экзамена) сильную головную боль, боль в правом глазу и межлопаточной области. Боль сопровождается приступами тошноты и рвоты.
Из анамнеза: мама ребенка отмечает, что шесть месяцев назад на фоне переутомления у ребенка был похожий приступ сильной резкой головной боли с приступами тошноты и рвоты. Лечились у невролога по месту жительства, на фоне лечения состояние улучшилось, приступы прекратились.
Объективно: глазные щели D
Ликвор: ксантихромный, вытекает под давлением 370 мм. вод. ст., белок – 770мг/л, эритроцитоз 12350, цитоз 210/3, реакция Панди +++, Нонне-Аппельта+++.
После пункции ребенок почувствовал улучшение самочувствия.
1. Определить топический диагноз.
2. Обоснование топического диагноза.
3. При каких заболеваниях могут возникнуть данные симптомы?
4. Что определяют в анализах ликвора с помощью реакции Панда?
5. Какая существует шкала для оценки реакции Панди?
Задача №2.
В отделение доставлен мальчик 12 лет бригадой скорой помощи с жалобами на сильную головную боль с тошнотой и рвотой. Принимал анальгин и спазмалгон интенсивность боли не снижается. Сильную боль в области глаз, усиливающуюся при ярком свете.
Из анамнеза: со слов мамы два часа назад упал со спортивного снаряда на детской площадке, была кратковременная потеря сознания до 1-2 минут. Когда пришел всознание, стал жаловаться на головную боль.
Объективно: брадикардия (пульс 56 ударов в минуту), АД 150/70 мм.рт.ст. глазные щели S=D, справа расширен зрачок, снижением реакции на свет справа, недостаточность конвергенции справа. Болезненные верхние и средние точки выхода ветвей тройничного нерва. Сглажена правая носогубная складка. Гипертонус мышц правых конечностей. Сухожильные рефлексы выше справа. Двусторонние патологические стопные знаки. Положительный симптом Манна-Гуревича. Симптом Кернига под углом 150 с обеих сторон. Положительный верхний и нижний симптом Брудзинского. Чувствительных, координаторных расстройств нет.
Ликвор: прозрачный, вытекает под давлением 350 мм.водн.ст., цитоз 2, белок 990 мм/л, реакция Панди +++.
1. Клинический диагноз.
2. Какие методы обследования необходимо провести ребенку?
3. Описать методику исследования симптома Кернига.
4. Описать методику исследования симптома Манн-Гуревича.
5. Описать методику исследования симптомов Брудзинского (верхнего, среднего, нижнего).
Задача №3.
В отделение поступил ребенок с жалобами на сильную головную боль с приступами тошноты и рвоты. Боль усиливается при ярком свете и шуме. Повышение температуры тела до 40° .
Из анамнеза: ребенок находиться на амбулаторном лечении у врача отоларинголога по поводу острого гнойного отита среднего уха, получает антибиотики.
Объективно: сознание в оглушении. Болезненность точек выхода тройничного нерва. Глазные щели S=D, не доводит глазные яблоки кнаружи. Положительный скуловой рефлекс Бехтерева с обеих сторон. Мелкоразмашестый горизонтальный нистагм. Лежит в постели, при попытке самостоятельно сесть резкое усиление головной боли и тошноты. Общая гиперестезия. Ригидность мышц затылка 10 см, выражены верхний, средний, нижний симптомы Брудзинского. Симптом Кернига под углом 110° с обеих сторон.
Ликвор: плеоцитоз 27000 за счёт нейтрофилов, цвет - мутный, желтый, давление 440 мм. водн.ст., белок - 3500 мм/л, реакция Панди ++++, Нонне-Аппельта++++.
1. Клинический диагноз.
2. Описать методику исследования симптома Лессажа? В каком возрасте исследуют данный симптом?
3. Опишите нормальное соотношение между фракциями белков альбуминов и глобулинов в спинно-мозговой жидкости?
4. Что определяют в анализах ликвора с помощью реакции Нонна-Апельта?
5. Какая существует шкала для оценки реакции Нонна-Апельта?
Задача №4.
В отделение поступил ребенок 8 лет с жалобами на сильные головные боли с приступами тошноты и многократной рвоты. Повышение температуры тела до 40°.
Из анамнеза: болеет ОРВИ в течение 5 суток.
Объективно: в сознании, самочувствие страдает, лежит в постели при попытке самостоятельно сесть резкое усиление тошноты, сидит в постели опираясь сзади на руки, ноги при этом согнуты в каленных и тазобедренных суставах (симптом треножника). Положительный симптом Манн-Гуревича. Выражена ригидность затылочных мышц. Симптом Кернига с обеих сторон под углом 120°, положительный верхний, средний симптом Брудзинского. Сухожильные рефлексы оживлены S=D.
Гиперестезия всего тела.
Анализ ликвора: бесцветный, прозрачный. Давление 250 мм. водн.ст., белок 400 мм/л, цитоз 460 (84% лимфоцитов, 16% нейтрофилов), белок 400мг/л, хлориды 190 ммоль/л, реакция Панди +, Нонне-Аппельта+.
1. Клинический диагноз.
2. Признаки положительного симптома Манн-Гуревиче.
3. Описать методику исследования симптомов Брудзинскога (верхнего, среднего, нижнего).
4. Описать методику исследования симптома Фанкони.
5. Какая существует шкала для оценки реакции Панди?
Задача №5.
Находясь на лечении в туберкулезном диспансере, ребенок почувствовал ухудшение самочувствия. На осмотре жалуется на головную боль с приступами тошноты и рвоты, резкую слабость, двоение при взгляде в сторону. Температура тела 37,8°.
Объективно: в сознании, кожные покровы бледные. Глазные щели S
Ликвор: прозрачный, при стоянии через сутки выпала «паутинная сеточка», давление 400 мм. водн.ст., белок 700мм/л, цитоз 270 в 1 мм (80% лимфоцитов, 20% нейтрофилов),
реакции Панди и Нонне-Аппельта +++. Сахар 25 мг%, хлориды 500 мг%.
1. Клинический диагноз.
2. Признаки положительного симптома Гиллена.
3. Описать методику исследования симптома треножника.
4. Описать методику исследования симптома Лессажа. В каком возрасте исследуется данный симптом у детей?
5. Что включает в себя понятие клеточно-белковая диссоциация?
Задача №6.
В отделение поступил ребенок 8 месяцев, жалобы со стороны мамы ребенок плохо держит голову, не сидит, не ползает. Переворачивается с живота на спину.
Объективно: окружность головы 52 см. Б. родничок 3,5х3,5см. не напряжен, м. родничок 0,5х0,5см. Лямбдовидый и сагиттальный швы черепа не закрыты, высокий лоб, выражены лобные и теменные бугры. Вены на лице расширены. Глаза широко расставлены, глазные щели S=D, симптом Грефе, сходящееся косоглазие. Ребенок отстает в умственном и физическом развитии. Спастический тетрапарез с клонусами стоп и коленных чашечек. Спонтанный симптом Бабинского. Симптом Кернига под углом 130° с обеих сторон.
На рентгенограмме черепа - истончение костей черепа, расширены швы черепа. Турецкое седло деформировано, спинка турецкого седла остеопорозная.
1. Топический диагноз.
2. Какие врожденные патологии приводят к развитию гидроцефалии?
3. На какие формы делится гидроцефалия с нейрохирургической точки зрения.
4.Описать методику выполнения спинномозговой пункции.
5. Какие нормы объема ЦСЖ у детей различных возрастных групп?
Задача №7.
В отделение поступил ребенок 7 месяцев, с жалобами со слов мамы на повышение температуры до 39-40, беспокойства ребенка, многократная рвота, судорожный приступ клонико-тонического характера, продолжался 1-2 минуты с потерей сознания, прошел самостоятельно.
Из анамнеза: ребенок от 1 беременности, 1 родов, роды в срок, масса при рождении 3240гр, у невролога на учете не состоит. Развивается соответственно возрасту, голову держит с 2 месяцев, сидит с 6 месяцев, активно гулит, узнает близких, интересуется игрушками. 14 дней назад сделана прививка АКДС, в контакте с инфекционными больными не был.
Объективно: на осмотр реагирует негативно, плачет. Температура тела 38,8, катаральных симптомов не отмечается. Выявлены признаки нижней спастической параплегии с двухсторонними симптомами Бабинского и Оппенгейма и с расстройством функций тазовых органов. В руках отмечаются гиперкинезы атетоидно-хореического типа.
Анализ крови и мочи в норме.
Ликвор: прозрачный, бесцветный, вытекает под повышенным давлением, реакция Панди +++, реакция Нонне-Аппельта +++, белок – 1%, цитоз 15х103 лимфоцитов, сахар и хлориды в норме.
1. Клинический диагноз.
2. Обоснование клинического диагноза.