Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3822
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Описать методику выполнения спинномозговой пункции.
4. Какая существует шкала для оценки реакции Панди?
5. Описать метод исследования симптома Лессажа?
Задача №8.
В отделение поступил ребенок 17 лет с жалобами на внезапно возникшую (во время сдачи экзамена) сильную головную боль (по типу «удара в голову»), боль в правом глазу и межлопаточной области. Боль сопровождается приступами тошноты и рвоты.
Из анамнеза: мама ребенка отмечает, что шесть месяцев назад на фоне переутомления у ребенка был похожий приступ сильной резкой головной боли (как резкий удар в голову) с приступами тошноты и рвоты. Лечились у невролога по месту жительства, на фоне лечения состояние улучшилось, приступы прекратились.
Объективно: глазные щели D
Ликвор: ксантихромный, вытекает под давлением 370 мм. вод. ст., белок – 770мг/л, эритроцитоз 12350, цитоз 210/3, реакция Панди +++, Ноне-Аппельта+++.
После пункции ребенок почувствовал улучшение самочувствия.
1. Топический диагноз и обоснование.
2. Клинический диагноз.
3.Обосновать клинический диагноз.
4. Какие нормы объема ЦСЖ у детей различных возрастных групп?
5. Какие отдалённые последствия можно ожидать у данного пациента?
Задача №9.
В отделение поступил ребенок 10 лет с жалобами на повышение температуры тела до 38, сильную головную боль с приступами тошноты и рвоты.
Из анамнеза: со слов мамы в классе за последние три дня заболело ОРВИ 15 детей.
Объективно: состояние средней степени тяжести. Признаков гиперестезии нет. Менингеальные симптомы умеренно выражены. Гепатомегалия.
В крови отмечается умеренный лейкоцитоз, нейтрофилез, сменяющийся лимфоцитозом, СОЭ повышена незначительно.
Ликвор: прозрачный, бесцветный, вытекает частыми каплями. Умеренный плеоцитоз до 390 кл в 1 мкл, цитоз лимфоцитарный, белок умеренно повышено 0,8 г/л, содержание сахара и хлоридов в норме.
1. Клинический диагноз.
2. Обоснование клинического диагноза.
3. Что в себя включает понятие клеточно-белковая диссоциация?
4. Показано ли в данном случае назначение антибиотиков, если да то каких?
5. Какой прогноз заболевания у данного пациента?
Задача №10.
Находясь на лечении в туберкулезном диспансере, ребенок почувствовал ухудшение самочувствия. На осмотре жалуется на головную боль с приступами тошноты и рвоты, резкую слабость, двоение при взгляде в сторону. Температура тела 37,8°.
Объективно: в сознании, кожные покровы бледные. Глазные щели S
Ликвор: прозрачный, при стоянии через сутки выпала «паутинная сеточка», давление 400 мм. водн.ст., белок 700мм/л, цитоз 270 в 1 мм (80% лимфоцитов, 20% нейтрофилов),
реакции Панди и Нонне-Аппельта +++. Сахар 25 мг%, хлориды 500 мг%.
1. Клинический диагноз.
2. Признаки положительного симптома Гиллена.
3. Описать методику выполнения спинномозговой пункции.
4. Какие нормы объема ЦСЖ у детей различных возрастных групп?
5. Прогноз заболевания.
Ответы на задачи
medznate.ru
Тема№9: «Ликвор. Синдром повышения внутричерепного давления. Менингеальный синдромокомплекс».
Ответ на задачу №1
1. Топический диагноз раздражение мягких оболочек головного мозга и поражение правого глазадвигательного нерва.
2. Обоснование наличие головной боли, менингеальных симптомов и признаков поражения глазадвигательного нерва.
3. Данные симптомы могут быть при менингите и субарахноидальном кровоизлиянии.
4. При контакте раствора карболовой кислоты и ликвора образуется помутнение, степень которого зависит от количества глобулинов в ликворе.
Реакция Панди позволяет ориентировочно определить уровень всех белков в ликворе.
В случае положительного результата в месте соприкосновения реактива с используемым ликвором образуется молочно-белое облачко, переходящее в муть.
5. Для обозначения результатов реакции Панди пользуются системой 4 плюсов:
-
слабая — 1+; -
заметная опалесценция — 2+; -
умеренное помутнение — 3+; -
значительное помутнение — 4+.
Ответ на задачу №2
1. Черепно-мозговая травма головного мозга с формированием эпидуральной гематомы слева.
2. Клинический осмотр нейрохирурга. Рентгенография черепа в двух (как минимум) проекциях.
ЭЭГ
КТ (компьютерная томография) головного мозга.
Вопрос о дополнительных методах обследования решается индивидуально.
3. Исследование с-ма Кернига – невозможность пассивно разогнуть ногу, согнутую под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах.
4. Исследовать с-м Манн-Гуревича – усиление головной боли при открывании глаз и движениях глазных яблок.
5. Исследование с-мов Брудзинского (верхний – сгибание ноги в коленных и тазобедренных суставах при пассивном наклоне головы больного лежащего на спине, средний или лобковый - сгибание ноги в коленных и тазобедренных суставах с подтягиванием их к животу при надавливании на лонное сочленение, нижний – попытка разогнуть ногу, согнутую под прямым углом в коленном и тазобедренном суставах, приводит к сгибанию второй ноги и приведению ее к животу).
Ответ на задачу №3
1. Вторичный гнойный менингит.
2. Симптом «подвешивания» Лессажа. Новорождённого ребёнка берут за подмышечные впадины обеими руками, придерживая указательными пальцами голову со стороны спины, и приподнимают. Что ведет к непроизвольному подтягиванию ножек к животу за счет сгибания их в тазобедренном и коленном суставах и длительной их фиксации в таком согнутом положении. У здорового ребёнка при пробе Лессажа ножки свободно двигаются (сгибаются и разгибаются).
3. В нормальной спинно-мозговой жидкости соотношение между фракциями белков альбуминов и глобулинов 80 и 20%.
4.Соотношение между белками регулирует осмотическое давление в ликворе. Повышение количества глобулинов в реакции Нонне-Апельта свидетельствует о воспалительных процессах в головном и спинном мозге.
Реакция Нонне-Апельта основана на свойстве солей сульфата аммония в определенной концентрации осаждать избирательно глобулины ликвора.
5.Оценку реакции Нонне-Апельта проводят в течение 3 минут после смешивания ликвора с реактивом. Сравнение опыта с контролем производят на темном фоне.
Для выражения результатов пользуются системой 4 плюсов:
-
значительное помутнение + + + +; -
умеренное + + +; -
заметная опалесценция + +; -
слабая опалесценция +.
Клиническое значение реакции Нонне-Апельта
Реакция дает относительное представление о нормальном и патологическом содержании глобулинов.
Слабая опалесценция (+) свойственна и нормальной спинно-мозговой жидкости при небольшом повышении общего белка (больше 0,2 г/л).
Ответ на задачу №4
1. Острый серозный менингит.
2. Симптом Манн-Гуревича – усиление головной боли при открывании глаз и при движении глазных яблок, светобоязнь, шум в ушах.
3. Исследование с-мов Брудзинского (верхний – сгибание ноги в коленных и тазобедренных суставах при пассивном наклоне головы больного лежащего на спине, средний или лобковый - сгибание ноги в коленных и тазобедренных суставах с подтягиванием их к животу при надавливании на лонное сочленение, нижний – попытка разогнуть ногу, согнутую под прямым углом в коленном и тазобедренном суставах, приводит к сгибанию второй ноги и приведению ее к животу).
4. Исследование с-ма Фанкони – ребенок не может самостоятельно сесть на постели при разогнутых и фиксированных в коленях ногах.
5. Для обозначения результатов реакции Панди пользуются системой 4 плюсов:
-
слабая — 1+; -
заметная опалесценция — 2+; -
умеренное помутнение — 3+; -
значительное помутнение — 4+.
Ответ на задачу №5
1. Туберкулезный менингит.
2. При сжатии рукой исследующего квадрицепса бедра, происходит сокращение этой же мышцы на другой стороне.
3. Исследование с-ма треножника ( распорки) – вынужденная опора на руки позади ягодиц при сидении в кровати.
4. Исследование с-ма Лессажа – при поднимании ребенка за подмышки у него сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, подтягиваются к животу, оставаясь в таком положении длительное время (характерен для детей до 1 года).
5. Клеточно-белковая диссоциация- увеличение количества клеток при нормальном или незначительно повышенном содержании белка, повышение давления ликвора, помутнение, сдвиг коллоидных реакций вправо. Характерно для воспалительных заболеваний оболочек головного мозга (менингит, менингоэнцефалит).
Ответ на задачу №6
1. Нарастающая гидроцефалия.
2. Врожденная патология приводящая к гидроцефалии:
мальформация Арнольда-Киари 1 вследствие затруднения оттока ликвора из IV желудочка,
мальформация Арнольда-Киари 2 в сочетании с мениигомиелоцеле или без нее,
первичный стеноз водопровода мозга,
вторичный стеноз водопровода мозга вследствие глиоза как результат внутриутробной инфекции,
мальформация Денди-Уокера (атрезия отверстия Люшка или Можанди),
редкие генетические наследственные аномалии, связанные с Х-хромосомой.
3. На открытую (сообщающуюся) форму, закрытую (окклюзионную) внутреннюю форму.
4. Для выполнения спинномозговой пункции ребенка укладывают на бок с максимально согнутыми руками и ногами. У грудных детей пункцию лучше производить, когда ребенок сидит. Маленькая подушка под животом удерживает согнутый позвоночник, в то время как помощник поддерживает его точно в среднем положении. После обработки кожи антибактериальным средством делают прокол. Можно не делать местную анестезию, потому что эта процедура вдвое больнее простого прокола.
Иглу вставляют между остистыми отростками позвонков L3 - L4, а для новорожденных, чей спинной мозг заканчивается на более низком уровне, L4 - L5. Иглу вводят очень медленно, строго горизонтально и далее направляют несколько кверху. По мере введения иглы преодолевается сопротивление желтой связки и твердой мозговой оболочки. Попадание в субарахноидальное пространство ощущается как провал.
При появлении ЦСЖ иглу медленно продвигают еще на 1-2 мм и набирают несколько капель ЦСЖ.
5. В норме объем ЦСЖ у новорожденных 5 мл, у грудных детей - 40-50 мл, у детей старшего возраста — 150 мл.
Ответ на задачу №7
1.Поствакцинальный энцефалит с судорожным синдромом.
2. Обоснование: данные анамнеза ( вакцинация АКДС 14 дней назад, резкий подъем температуры тела без признаков катаральных явлений), данные неврологического осмотра, развившейся генерализованный судорожный приступ.
3. Для выполнения спинномозговой пункции ребенка укладывают на бок с максимально согнутыми руками и ногами. У грудных детей пункцию лучше производить, когда ребенок сидит. Маленькая подушка под животом удерживает согнутый позвоночник, в то время как помощник поддерживает его точно в среднем положении. После обработки кожи антибактериальным средством делают прокол. Можно не делать местную анестезию, потому что эта процедура вдвое больнее простого прокола.