Файл: Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для внеаудиторной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 3821
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объективно: на осмотр реагирует негативно, плачет. Б.род 2,0-2,0см напряженный, швы черепа закрыты. Глазные щели S=D, симптом Грефе, сходящиеся косоглазие, Гипертонус мышц конечностей, руки и ноги согнуты в суставах и приведены к туловищу (поза эмбриона), физиологические рефлексы новорожденного угнетены. Выраженный тремор рук и подбородка.
1.Поставить клинический диагноз.
2. Обосновать диагноз.
3. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести данному пациенту?
4. Какие препараты необходимо назначить с дегидратационной целью?
5. Какие клинические синдромы восстановительного периода перинатальных поражений ЦНС вы знаете?
Задача №7.
На осмотре ребенок, рожденный дома, от женщины, не состоявшей на учете в женской консультации по данной беременности, самостоятельно не обследовавшейся. Последние men sic были 7 или 8 месяцев назад.
Объективно: состояние ребенка страдает, кожные покровы в обильной сыровидной смазке, пупочное кольцо ближе к лону, выраженный пушок на спине, ушные раковины мягкие, эластичные. Кожа розовая с выраженным сосудистым рисунком. Дыхание пуэрильное, тоня сердца ясные ритмичные, пульс 120 в минуту.
Череп симптом «фетровой шляпы», Б. род. 3,0-3,0 см., м. род. 0,5-0,5 см, расхождение по сагиттальному шву 0,1см. Окружность головы 31 см., окружность груди 29см, рост 46см, масса 1980гр. Глазные щели S=D, плавающий взгляд. Гипотония мышц конечностей. Физиологические рефлексы новорожденного вызываются слабые, быстро угасают.
1. Поставить клинический диагноз.
2. Обоснование клинического диагноза.
3. Опишите симптом «фетровой шляпы».
4. Какая дальнейшая тактика врача?
5. Прогноз заболевания у данного ребенка.
Задача №8.
На осмотре врача скорой помощи ребенок 8 месяцев, с жалобами со слов мамы судорожный припадок с потерей сознания. Ребенок на фоне плача, внезапно замолчал, у него произошло резкое напряжение туловища и конечностей, ребенок посинел, запрокинул голову, глаза при этом были открытые, заведенные вверх и в сторону, через некоторое время начались подергивания конечностей. Мать пыталась справиться с приступом самостоятельно: встряхивала ребенка, брызгала ему в лицо водой, растирала ладони, но судороги не прекращались. Отец ребенка вызвал «скорую помощь». К моменту прибытия врача судороги продолжались уже 15 минут.
Из анамнеза: родился от 1 беременности, 1 родов недоношенный Масса при рождении 2000гр., шкала Апгар 6-7 баллов, после рождения лечился в стационаре по поводу гипоксически-геморрагического поражения головного мозга, состоит на диспансерном учете у невропатолога, получает лечение по поводу гипертензионного синдрома.
В настоящее время болеет ОРЗ. На 3 день заболевания состояние ухудшилось, температура повысилась до 39,0°, ребенок стал очень беспокойным, отказывался сосать грудь матери. Участковый врач заподозрил отит, назначил амоксиклав. После ухода участкового врача у ребенка развился судорожный приступ.
1. Поставить клинический диагноз.
2. Какая дальнейшая тактика врача скорой помощи?
3. Какие методы дополнительного нейровизуализирующего исследования необходимо провести данному ребенку?
4. Дать определение фебрильных судорог.
5. Дайте клинико-диагностическую характеристику фебрильных судорог.
Задача №9.
На приеме ребенок 6 дней, жалоба со слов мамы ребенок беспокойный, плачет без видимой причины, дрожит подбородок.
Из анамнеза: ребенок от 2 беременности, 1 родов, роды в срок, масса при рождении 3540гр, шкала Апгар при рождении 8-8 баллов. К груди приложен на 1-йе сутки. Сосет грудь хорошо, не срыгивает, лактация достаточная.
Объективно: на осмотр реагирует адекватно, 40 минут назад покушал, неплачет. Глазные щели S=D, взгляд фиксирует кратковременно. Вызывается спонтанный рефлекс Моро. Физиологические рефлексы новорожденного вызываются, быстро угасают. Тремор подбородка при беспокойстве.
1. Поставить клинический диагноз.
2. Какие клинические синдромы церебральной ишемии I степени в острый период существуют?
3. Указать сроки продолжительности острого периода при перинатальном поражении ЦНС.
4. Какие дополнительные методы исследования необходимо назначить ребенку?
5. Какая дальнейшая тактика ведения данного ребенка?
Задача №10.
В ПИТ родильного дома находится под наблюдение ребенок.
Из анамнеза: ребенок от 1 беременности, 1 родов, роды в срок, в тазовом предлежании. Масса при рождении 3200гр., шкала Апгар 3 балла на первой минуте, ИВЛ (интубация трахеи). Беременность протекала с нарушением гемостаза с 34 недели, лечилась в отделении патологии беременности.
Объективно: на осмотр не реагирует. Кожные покровы бледо-розовые, проводится ИВЛ мешком «Амбу», слизистые оболочки бледно-розовые. Дыхание аппаратное. Тоны сердца глухие, пульс аритмичный. Мышечный тонус резко снижен, безусловные рефлексы не определяются. Глаза не открывает. Напряжение большого родничка, Правосторонняя асимметрия лица.
После подключения ребенка к аппарату ИВЛ через 1 час вялость и сонливость ребенка сменяются резким беспокойством, тремором подбородка и конечностей, клонико-тоническими судорогами.
1. Поставить клинический диагноз.
2. Дальнейшая тактика врача палаты интенсивной терапии.
3. Какие патологические изменения, возможно, выявить при НСГ исследовании и офтальмоскопии у данного больного?
4. Указать сроки продолжительности острого периода при данном заболевании.
5. Прогноз заболевания у данного пациента.
Ответы на задачи
Тема№10: «Поражение нервной системы у новорожденных. Недоношенность и церебральные расстройства. Пренатальные и перинатальные поражения ЦНС».
Ответ на задачу №1.
1. Церебральная ишемия I степени, синдром церебрального возбуждения (или гипервозбудимости).
2. Клинически синдромы острого периода:
-
повышенной нервно-рефлекторной возбудимости; -
общего угнетения (вялость, адинамия); -
гипертензионный; -
гипертензионно-гидроцефальный; -
судорожный; -
коматозное состояние.
3. Продолжительность острого периода у доношенных детей до 1 месяца, у недоношенных до 2 месяцев.
4. НСГ – без патологических изменений, офтальмоскопия – полнокровие вен сетчатки.
5. Прогноз заболевания благоприятный. Клинически характеризуется обратимыми неврологическими расстройствами.
Ответ на задачу №2.
1. Церебральная ишемия 2 степени, гипертензионный синдром.
2. Церебральная ишемия 2 степени клинически проявляется следующими синдромами: судорожным,
-
гипертензионным, -
угнетения, -
гипервозбудимости, -
вегетативно-висцеральными нарушениями.
3. НСГ – локальные гиперэхогенные очаги в мозговой ткани. У доношенных субкортикально, у недоношенных чаще в перивентрикулярной области. Расширение межполушарной щели, субарахноидальных пространств. Симметричное расширение желудочковой системы, сглаженность таламокаудальной вырезки. Офтальмоскопия – полнокровие вен сетчатки.
4. Продолжительность острого периода у доношенных детей до 1 месяца, у недоношенных до 2 месяцев.
5. Прогноз чаще благоприятный, определяется длительностью ишемии, а также сопутствующими заболеваниями.
Ответ на задачу №3
1. Церебральная ишемия III степени, сопор, судорожный синдром.
2. Подключение к АИВЛ,
глюкоза 25% раствор 2-4 мл/кг, фенобарбитал 10 мл/кг в/в в течение 10 мин, возможно повторение. При отрицательном эффекте Тиопентал 2-4 мл/кг в/в. Затем постоянная инфузия тиопентала со скоростью 1-2 мл/кг/ч.
3. НСГ – парасагитальный некроз, поражение базальных ганглиев и таламуса, перивентрикулярная лейкомаляция, фокальный и мультифокальный ишемический некроз. Офтальмоскопия – очаги кровоизлияния в сетчатку, отек зрительного нерва, застойные явления на глазном дне.
4. Продолжительность острого периода у доношенных детей до 1 месяца, у недоношенных 2 месяцев.
5. Имеет неблагоприятный прогноз с формированием двигательных нарушений в 73% случаев. Двигательные нарушения нередко сочетаются с псевдобульбарными нарушениями и судорогами.
Задержка нервно психического развития и становления речи определяется у 85% детей.
Ответ на задачу №4
1. Церебральная ишемия 2 степени, синдром угнетения.
2. Обоснование: в анамнезе – данные за внутриутробную гипоксию плода и асфиксию при рождении, в неврологическом статусе снижение спонтанной двигательной активности, слабая реакция на раздражители, общая гипотония, Гипорефлексия, угнетение физиологических рефлексов новорожденного, возраст ребенка 20 дней,
3. НСГ – локальные гиперэхогенные очаги в мозговой ткани. У доношенных субкортикально, у недоношенных чаще в перивентрикулярной области. Расширение межполушарной щели, субарахноидальных пространств. Симметричное расширение желудочковой системы, сглаженность таламокаудальной вырезки. Офтальмоскопия – полнокровие вен сетчатки.
4. Пираценам ноотропный препарат, назначается с целью восстановления трофических процессов, терапевтическая дозировка 50-150 мг/кг/сутки, (курс от 10 дней до 6мес.)
5. Продолжительность позднего восстановительного периода у доношенных детей с 4 месяцев до 12 месяцев, у недоношенных с 6 месяцев до 2 лет.
Ответ на задачу №5.
1. Недоношенность, перинатальное поражение ЦНС средней степени тяжести с синдромом задержки психомоторного развития.
2. Данные анамнеза беременности и родов, показатели объективного исследования (признаки поражение ЦНС), снижение показателей физического и психического развития.
3. Продолжительность позднего восстановительного периода у доношенных детей с 4 месяцев до 12 месяцев, у недоношенных с 6 месяцев до 2 лет.
4. Энцефабол ноотропный препарат, назначается с целью восстановления трофических процессов, способствует стабилизации структуры клеточной мембраны нервных клеток и их функции. Данный препарат назначают детям с 2 месячного возраста. В возрасте от 2 месяцев дозу увеличивают на 20 мг (1 мл) каждую неделю до тех пор, пока суточная доза не достигнет 100 мг (5 мл суспензии). Оптимальный и устойчивый эффект наступает обычно через 6-12 недель. Длительность лечения должна составлять не менее 8 недель до 3 месяцев.
5. В 5 месяцев ребенок в норме должен: поворачиваться со спины на живот, в положении лежа на животе приподнимать туловище, опираясь на выпрямленные руки. Сидеть при поддержке за руку. Стоять при поддержке за обе руки, переступает при поддержке.