Файл: Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оценки кредитоспособности, учитывают интересы банков-кредиторов. При этом большинство отечественных банков, ориентируясь на современные кредитные рынки РФ, формируют требования в основном к оценке кредитоспособности заемщиков на краткосрочный период. Однако в процессе построения кредитных отношений необходимо учитывать и интересы предприятий-заемщиков, которые заключаются в возможности получения кредитов на как можно больший срок при сравнительно невысокие проценты. При самооценке кредитоспособности предприятие-заемщик (Даже при неустойчивом финансовом состоянии на данный момент времени) может учитывать положительные перспективы своей хозяйственной деятельности. При этом учитывается ценная информация, полученная от структурных подразделений маркетинга и менеджмента о перспективах улучшения конъюнктуры 7 рынка, повышение спроса на продукцию, которую производит предприятие [19]. Кредиты являются одним из наиболее прибыльных банковских активов и формируют, как правило, наибольшую часть доходов банка. Однако кредитная деятельность не является исключением из общего правила о зависимости между доходом и риском. А это означает, что высокая доходность непременно сопровождается повышенным риском, поэтому кредитные операции остаются наиболее рисковой составляющей активов банка. Слишком рискованная кредитная политика коммерческого банка является одной из основных причин, что приводит к его банкротства. В современных условиях отечественные банки вынуждены постоянно совершенствовать стратегию и тактику своей кредитной деятельности. Оценка кредитоспособности заемщиков является одним из инструментов минимизации риска в кредитной деятельности банка. Реальные выводы и предложения по результатам анализа кредитоспособности заемщиков позволяют избежать неоправданных рисков при проведении кредитных операций. Точность оценки важна и для заемщика, ведь от нее зависит решение о предоставлении кредита и о возможном его объем. Оптимизация кредитной деятельности в первую очередь должен предусматривать повышение эффективности мероприятий, целью которых является предотвращение, избежание неблагоприятных для банка ситуаций по возврату основной суммы долга по выданным займам и начисленных процентов. Качественная оценка кредитоспособности является тем направлением, оптимизация которого даст максимальный результат по минимизации кредитного риска [17]. Высокий уровень рискованности кредитных операций обусловливают факторы низкой кредитоспособности заемщиков, неопределенность результатов их деятельности в перспективе, нехватка достаточной информации о ситуации на рынках сбыта, финансовых и, в частности, кредитных рынках. К этим факторам следует также добавить то, что на предприятиях, недостаточно внимания уделяется определению рискованности предпринимательской деятельности и, прежде всего, рискованности использования ссудного капитала. Вместе с тем в экономической литературе освещаются различные методические подходы к определению и оценке рисков, 8 связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, банковских, кредитных учреждений, что вызывает необходимость выбора целесообразных. Соответственно главными составляющими оценки кредитных рисков выделено: определение и установление признаков кредитоспособности заемщика, установления кредитных лимитов и категорий риска, оценки степени риска. Механизмы снижения кредитных рисков построены на результатах анализа выделенных основных составляющих риска и разработка мероприятий по снижения воздействия основных факторов рискованной ситуации. Анализ кредитных рисков предложено осуществлять, выделяя две составляющие: субъективную - определение интересов субъектов кредитного риска и объективную - установление источников риска, кредитоспособности заемщика, класса кредитного риска. Оценка кредитных рисков предложено проводить по трем видами рисков: относительно кредитного соглашения, заемщика, способа обеспечения займа. Учитывая отечественную ситуацию, обращается внимание на необходимость определения кредитных рисков в условиях неопределенности. Неопределенность Кредитный риск Анализ степени кредитного риска Принятие решения по снижению риска Выявление причин и факторов, влияющих на риск Анализ и идентификация причин и факторов Выделение этапов и работ, во время которых возникают предпосылки кредитного риска Рис. 1.1. Модель принятия кредитных решений в условиях экономического неопределе
нности Основными механизмами снижения кредитного риска в работе определено: лимитирование кредитов, формирование кредитных портфелей (Диверсификация), создание резерва, прогнозирования возможного риска на 9 базе соответствующего информационного обеспечения, включая мониторинг, контроллинг, перспективы развития кредитных рынков и т.п.. Особое внимание необходимо обращать на необходимость исследования проблемных кредитов и разработка мероприятий по снижению их рискованности. Решающее влияние на эффективность кредитных сделок, защита субъектов Соглашение должно информационное обеспечение кредитной деятельности, особенно стадии проверки кредитоспособности контрагентов кредитного соглашения. Важность качественной информации обусловлена тем, что в защите кредиторов и получателей кредита ведущую роль играет не стадия взыскания задолженности, а стадия проверки кредитоспособности контрагентов, их репутации, кредитные истории, данные о текущих и прогнозные доходы, целевое назначение кредитов, рейтинги предприятий и банков региона по кредитоспособности, информация об отношениях с налоговыми и судебными органами. Главным источником получения информации о деятельности банковских учреждений и предпринимательских структур является финансовая отчетность. Взаимодействие кредитных учреждений с предприятиями различных секторов экономики возможна лишь при условии, когда бухгалтерский и финансовый учет с обеих сторон будет построен по одинаковыми принципами, исходя из соображений рыночной деятельности. Для принятия решений по кредитованию нужно использовать постоянные потоки информации внутри предпринимательских структур и за их пределами, а также различные формы информационного обеспечения на основе организации специальных информационных предпринимательских структур - ассоциаций кредиторов, организаций по мониторингу предпринимательских структур. Свою специфику имеет информационное обеспечение процесса коммерческого кредитования на предпринимательских структурах. Опыт коммерческого кредитования зарубежных фирм показывает, что на предприятиях целесообразно группировать информацию по трем разделам и хранить ее как картотеку: 1) финансовое положение покупателей из всех источников (информация все время должна обновляться) 2) переписки, которое отражает отношения между поставщиками и покупателями, особенно с должниками 3) история счетов 10 - От записей в реестре продажи за определенный период времени к детальной характеристики отклонений от кредитного лимита, анализа счетов за давностью оплаченных позиций. Реализация предложенных механизмов направлена на повышение кредитоспособности предпринимательских структур на основе совершенствования процессов управления кредитными ресурсами,
включая снижение кредитных рисков, формирования кредитных портфелей, повышение требований к информационного обеспечения [19]. Под кредитоспособностью заемщика банка принято понимать наличие у заемщика (контрагента) предпосылок для получения кредита и его способность вернуть кредит и проценты по нему в полном объеме и в обусловленные договором сроки [3]. Кредитоспособность предприятия формируется как результат его экономической деятельности и показывает, насколько эффективно оно управляет собственными финансовыми ресурсами, рационально сочетающая использование собственных и заемных средств и эффективно вкладывает свой капитал. Анализ кредитоспособности проводится с целью получения информации для принятия решения о возможности и условия предоставления займа. Глубина анализа зависит от наличия или отсутствия в прошлом кредитных отношений банка с конкретным заемщиком, от результатов его финансово-хозяйственной,> d ? cC ? _ ? деятельности, объема и сроков предоставления кредита. В условиях рыночной экономики кредитоспособность клиента-заемщика является базовой характеристикой, которая определяет возможность установления кредитных отношений между банком и контрагентом. Оценка кредитоспособности клиентов банка должна основываться на определенных условиях, которыми предусматривается: обеспечение ее достоверности путем использования всех необходимых информационных данных, определения 11 широкого круга показателей, всесторонне характеризующих деятельность заемщика, дифференцированный подход к оценке кредитоспособности по каждой группе заемщиков при предоставлении им различных видов кредитов, обеспечение текущей и прогнозируемой оценки кредитоспособности клиентов, использование современных научных методов, моделей, зарубежного опыта и отечественной практики проведения такой оценки, привлечения в случае необходимости высококвалифицированных экспертов, внедрение современных инновационных технологий оценки и тому подобное. Информационной базой, призванной обеспечить процесс оценки кредитоспособности клиентов банка, могут быть материалы, полученные непосредственно от заемщика (его отчетность), кредитная история предприятия; сведения, которые при необходимости могут быть получены из внешнего окружения клиента (поставщиков, кредиторов, покупателей продукции, обслуживающих банков), а также материалы государственных органов и внешних аудиторов (отраслевые аналитические исследования, статистическая информация, аудиторские заключения и т.п.). Оценивая кредитоспособность заемщика, коммерческие банки РФ руководствуются собственными положениями и методиками, в основу которых положено методические рекомендации банка. Одновременно не запрещает банкам самостоятельно устанавливать дополнительные критерии анализа финансового состояния заемщика, повышающие требования к показателям с целью адекватной оценки кредитных рисков и надлежащего контроля за ними. Перечень элементов кредитоспособности заемщика и показателей, ее характеризуют, зависит от целей анализа, видов кредита, состояния кредитных отношений банка с конкретным клиентом, результатов хозяйственно- финансовой деятельности последнего, а также от имеющегося обеспечения. Причем каждый банк разрабатывает собственную систему оценки, исходя из особенностей кредитной политики, технологических возможностей, специализации банка, конкретных условий договора, приоритетов в работе, места на рынке, конкурентоспособности, состояния взаимоотношений с клиентами, уровня экономической и политической стабильности в государстве и т.п. [17]. 12 Разнообразие определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обусловливают существование ряда различных методик анализа финансового состояния клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банка [13]. Различные методики отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетности каждой из них. В целом механизм оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков - юридических лиц в современных условиях состоит из двух основных этапов: 1) анализ финансового состояния потенциального заемщика; 2) анализ качественных показателей деятельности предприятия. Банки используют финансовые отчеты предприятий не только для определение обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности субъекта в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития заемщика в будущем, получения им прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде. Важно оценить способность заемщика заработать средства в достаточном объеме, как для погашения займа, так и для уплаты процентов по ней, что может будет дополнительной гарантией банка в выдаче кредита заемщику. Анализ и оценка системы экономических показателей деятельности предприятия - важный и обязательный этап анализа кредитоспособности потенциального заемщика. Система экономических показателей деятельности предприятия состоит из таких основных характеристик: 1) платежеспособность; 2) финансовая устойчивость заемщика; 3) показатели финансово-экономической деятельности; 4) анализ денежных потоков заемщика. Применяемые на практике отечественными банками методы оценки 13 кредитоспособности по совокупности показателей, характеризующих финансовое состояние (способность заработать для погашения долга и структура капитала) заемщика содержат систему финансовых коэффициентов [14]. Метод-коэффициентов базируется на определении коэффициентов ликвидности и их дальнейшем анализе который может проводиться следующим образом: а) сравнение с установленными нормативами (нормативный метод); б) сравнение коэффициентов определенного предприятия с аналогичными показателями других предприятий этой же отрасли (сравнительный анализ); в) сравнение коэффициентов определенного предприятия с аналогичными показателями форм - ведущих в данной отрасли (бенчмаркинг). Метод коэффициентов простой в использовании не требует специального информационного обеспечения, но имеет значительные недостатки: 1 Оценочные коэффициенты предоставляют аналитику статическую информацию (на определенную дату) о платежеспособности предприятия и таким образом, объективность анализа падает. 2 Инфляция
очень искажает данные балансовых отчетов, также негативно влияет на степень объективности анализа. 3 Предприятие может использовать прием "украшения" отчетности, чтобы создать видимость высоких показателей. Например, предприятие взяло кредиты на два года. Перед возвращением долга средства содержались несколько дней в виде наличности на расчетном счете. Если в это время состоял баланс, то показатели платежеспособности рассчитаны методом коэффициентов, были бы значительно "украшены". Но уже через несколько дней, после момента погашения долга, данные баланса давали бы аналитику другое представление о состоянии платежеспособности предприятия [16]. Серьезной проблемой является выработка количественных нормативов для сравнения, поскольку реально существует разброс значений, обусловленный отраслевой принадлежностью, а приведены в экономической литературе желаемые значения финансовых коэффициентов (финансовой устойчивости, ликвидности и т.д.) не учитывают отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятий. А это значит, что 14 результаты такого анализа на современном эт
апе могут дать кредитору только оценку общей тенденции развития потенциального заемщика, основанную на динамике ряда финансовых показателей. В связи с отсутствием единой нормативной базы реальная оценка финансового состояния предприятия невозможна, потому что нет сопоставимых показателей: среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для конкретной отрасли. Итак, результатом анализа кредитоспособности заемщика имеет быть определение класса кредитоспособности. Сегодня нет единого, в том числе отраслевого, классификатора кредитоспособности и надежности предприятий. В развитых странах существуют рейтинги финансового состояния, надежности и кредитоспособности фирм, периодически публикуются и дают кредитору возможность правильно оценить свой риск при выдаче кредита [15]. 15 Анализ истории зарождения кредитных отношений и обобщения характеристик, присущих современному кредитованию в области, позволяют утверждать, что кредитные отношения, одной из сторон которых выступает сельскохозяйственное предприятие, целесообразно толковать, прежде всего, как общественно-экономические, так как в настоящее время вступление кредитора и заемщика в кредитные отношения приводит множество не только экономических (в плане чисто материального аспекта получения займа, оценки кредитоспособности заемщика и т.д.), но и формальных и неформальных общественных отношений между ними. В свою очередь кредитное обеспечение сельскохозяйственных предприятий как фактор, выражающий уровень удовлетворения потребности в кредитных средствах в период наступления, находится в прямой зависимости от эффективности реализации кредитных отношений между кредитором и заемщиком. Основной спрос на банковские кредиты в течение последних 15-20 лет формируют субъекты хозяйствования отраслей со сравнительно высокой рентабельностью (предприятия розничной торговли, обрабатывающей промышленности, торговли транспортными средствами). Предприятия же низкорентабельных и капиталоемких отраслей (в том числе сельскохозяйственные) остаются вне круга потенциальных заемщиков. Ведь ориентация кредитной политики коммерческих банков направлена прежде всего на отрасли с высокой скоростью освоения кредитов и платежеспособностью предприятий. Для большинства сельхозпредприятий основным источником финансового обеспечение остается самофинансирование, при этом нередко - за счет просроченной кредиторской задолженности, наличие которой является одной из причин отказа банков в предоставлении кредита [12]. 16 Важным условием осуществления качественной оценки кредитоспособности является анализ внешней среды существования предприятия-заемщика и отраслевых особенностей его деятельности. Наличие ликвидного обеспечения, отличная кредитная история и устойчивое финансовое состояние часто не является безусловным гарантией возврата кредита. Значительная часть кредитов превращается в проблемные именно вследствие влияния внешних факторов и неучет определенных особенностей деятельности предприятий различных отраслей экономики, является причиной недостаточной осведомленности банковского менеджмента по потенциальных проблем, которые могут возникнуть у заемщика. Вообще предприятиям различных сфер деятельности и отраслей народного хозяйства присущи определенные особенности организации финансовых отношений на предприятии, формирования и использования финансовых ресурсов, производства продукции, формирования доходов, расходов и финансовых результатов, которые нужно учитывать при оценке кредитоспособности. Рассмотрим финансово-экономические особенности, которые будут влиять на условия кредитования предприятий торговли. Прежде всего торговая деятельность это инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению покупки и продажи товаров народного потребления с целью получения прибыли [13]. Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем деятельности торговых предприятий является скорость оборота оборотных средств, то есть время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их реализации населению. Основными показателями торговой деятельности предприятий всех форм собственности являются: товарооборот в денежном выражении, расходы обращения; валовой доход; прибыль и рентабельность. На них влияют следующие факторы: рост объема розничного товарооборота; повышение производительности труда работников торговли, сокращение времени товарного обращения; рациональное
использование основных и оборотных средств; повышение качества товаров и соответствие их спроса населения, сокращение потерь и спада товаров при транспортировке и хранении [19 c 53-55]. 17 Целью анализа отраслевых характеристик является определение степени отраслевых рисков в деятельности анализируемого, с помощью изучение перспектив отрасли, а также факторов конкурентоспособности, что влияющие на отрасль. К факторам, подлежащих анализу, относятся: перспективы экономического роста; циклы деловой активности; уязвимость к государственному регулированию. Существенное значение для понимания среды, в котором работает предприятие, а также для выявления основных факторов успеха в этой среде имеет анализ структуры отрасли. Чтобы сделать вывод о структуре отрасли, анализируются следующие параметры: фактическая количество фирм-конкурентов в области, доля нескольких (пяти-шести) наиболее крупных фирм на рынке; механизмы ценообразования в отрасли; динамика цен на рынка и общая тенденция их изменения; дифференциация продукции; экспортный потенциал отрасли. Анализ отраслей должен предусматривать следующие направления: - Изменение значений основных финансовых показателей; - Изменение обобщающего показателя качества источников формирования активов; - Моделирование обобщающего показателя финансового состояния и аналитическую оценку нормативных показателей по отраслям. Влияние отраслевой принадлежности на уровень перспективной платежеспособности заемщика можно определять путем сравнительного анализа (бенчмаркинга) определенных показателей финансового состояния предприятий различных отраслей. Однако следует заметить, что в методических и нормативных документах, касающихся анализа финансового состояния субъектов хозяйствования, основные показатели отличаются не только по перечню, но и названием и особенностями расчета [11, c 71-76]. Следовательно, возникает необходимость обеспечить сопоставимость основных критериев и показателей, характеризующих особенности финансового состояния предприятий различных отраслей, с теми, которые широко используются банками для оценки финансового состояния заемщиков. Качественная оценка кредитоспособности предприятия позволяет принять взвешенное 18 решение о целесообразности предоставления кредита, а затем проводить взвешенную политику в отношении определенного заемщика. Кроме того, учет отраслевых особенностей при определении кредитоспособности предприятия на основе использование как традиционных критериев оценки, так и новых показателей, способствует углублению анализа и получению объективной информации о финансовое состояние не только заемщика, но и отрасли, к которой принадлежит то или другое предприятие, и совершенствованию подходов к формированию кредитной политики банка и оценки кредитного риска [18]. 2.2 Разработка комплексной методики оценки кредитоспособности предприятий с учетом отраслевых особенностей заемщика Усиление банковской конкуренции вызывает рост требований к оперативности и надежности принятия кредитными организациями решений о предоставления кредитов с учетом высоких кредитных рисков, сопровождают кредитование реального сектора экономики [10]. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методических подходов к качественному оценки уровня кредитоспособности заемщика, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности. Однако указанная проблема является недостаточно изученной, поскольку в теории и практике нет единого подхода к определению системы показателей, комплексно характеризовали бы кредитоспособность заемщиков. Кроме того, в большинстве случаев финансово-кредитные учреждения почти не учитывают отраслевые аспекты при оценке кредитоспособности заемщиков. Важным методологическим аспектом формирования методик оценки кредитоспособности заемщика является оптимизация состава имеющейся на сегодня большого количества разнородных показателей, на основе значений которых определяется качество финансового состояния субъектов хозяйствования. Данные показатели в совокупности должны соответствовать требованиям комплексной характеристики как текущего состояния предприятия, так и тенденций его дальнейшего развития в перспективе. 19 Проводимый анализ систем финансовых показателей, используются в различных методиках банков для анализа финансового состояния заемщиков, свидетельствует о неоднородности их состава и количества. Для избежание громоздкости методики оценки выделим 9 показателей, чаще всего используются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (табл. 2.1). Таблица 2.1. - Основные финансовые показатели, чаще используются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (Авторская разработка на основе [1-9]) № з / п Название показателя Способ расчета Частота использования показателя,% 1 Коэффициент покрытия Оборотные активы / Текущие обязательства 100,00 2 Коэффициент автономии Собственный капитал / Итог баланса 100,00 3 Коэффициент рентабельности деятельности Чистая прибыль / Выручка от реализации 100,00 4 Коэффициент абсолютной ликвидности ГЗ + ПФИ / Текущие обязательства 77,78 5 Коэффициент рентабельности активов Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов 77,78 6 Коэффициент маневренности собственного капитала (Оборотные активы-текущие обязательства) / Собственный капитал 44,44 7 Коэффициент оборачиваемости активов Чистая выручка от реализации / Средняя величина итога баланса 33,33 8 Коэффициент оборачиваемости ДЗ Чистая выручка от реализации / Среднегодовая ДЗ 22,22 9 Коэффициент оборачиваемости КЗ Чистая выру
нности Основными механизмами снижения кредитного риска в работе определено: лимитирование кредитов, формирование кредитных портфелей (Диверсификация), создание резерва, прогнозирования возможного риска на 9 базе соответствующего информационного обеспечения, включая мониторинг, контроллинг, перспективы развития кредитных рынков и т.п.. Особое внимание необходимо обращать на необходимость исследования проблемных кредитов и разработка мероприятий по снижению их рискованности. Решающее влияние на эффективность кредитных сделок, защита субъектов Соглашение должно информационное обеспечение кредитной деятельности, особенно стадии проверки кредитоспособности контрагентов кредитного соглашения. Важность качественной информации обусловлена тем, что в защите кредиторов и получателей кредита ведущую роль играет не стадия взыскания задолженности, а стадия проверки кредитоспособности контрагентов, их репутации, кредитные истории, данные о текущих и прогнозные доходы, целевое назначение кредитов, рейтинги предприятий и банков региона по кредитоспособности, информация об отношениях с налоговыми и судебными органами. Главным источником получения информации о деятельности банковских учреждений и предпринимательских структур является финансовая отчетность. Взаимодействие кредитных учреждений с предприятиями различных секторов экономики возможна лишь при условии, когда бухгалтерский и финансовый учет с обеих сторон будет построен по одинаковыми принципами, исходя из соображений рыночной деятельности. Для принятия решений по кредитованию нужно использовать постоянные потоки информации внутри предпринимательских структур и за их пределами, а также различные формы информационного обеспечения на основе организации специальных информационных предпринимательских структур - ассоциаций кредиторов, организаций по мониторингу предпринимательских структур. Свою специфику имеет информационное обеспечение процесса коммерческого кредитования на предпринимательских структурах. Опыт коммерческого кредитования зарубежных фирм показывает, что на предприятиях целесообразно группировать информацию по трем разделам и хранить ее как картотеку: 1) финансовое положение покупателей из всех источников (информация все время должна обновляться) 2) переписки, которое отражает отношения между поставщиками и покупателями, особенно с должниками 3) история счетов 10 - От записей в реестре продажи за определенный период времени к детальной характеристики отклонений от кредитного лимита, анализа счетов за давностью оплаченных позиций. Реализация предложенных механизмов направлена на повышение кредитоспособности предпринимательских структур на основе совершенствования процессов управления кредитными ресурсами,
включая снижение кредитных рисков, формирования кредитных портфелей, повышение требований к информационного обеспечения [19]. Под кредитоспособностью заемщика банка принято понимать наличие у заемщика (контрагента) предпосылок для получения кредита и его способность вернуть кредит и проценты по нему в полном объеме и в обусловленные договором сроки [3]. Кредитоспособность предприятия формируется как результат его экономической деятельности и показывает, насколько эффективно оно управляет собственными финансовыми ресурсами, рационально сочетающая использование собственных и заемных средств и эффективно вкладывает свой капитал. Анализ кредитоспособности проводится с целью получения информации для принятия решения о возможности и условия предоставления займа. Глубина анализа зависит от наличия или отсутствия в прошлом кредитных отношений банка с конкретным заемщиком, от результатов его финансово-хозяйственной,> d ? cC ? _ ? деятельности, объема и сроков предоставления кредита. В условиях рыночной экономики кредитоспособность клиента-заемщика является базовой характеристикой, которая определяет возможность установления кредитных отношений между банком и контрагентом. Оценка кредитоспособности клиентов банка должна основываться на определенных условиях, которыми предусматривается: обеспечение ее достоверности путем использования всех необходимых информационных данных, определения 11 широкого круга показателей, всесторонне характеризующих деятельность заемщика, дифференцированный подход к оценке кредитоспособности по каждой группе заемщиков при предоставлении им различных видов кредитов, обеспечение текущей и прогнозируемой оценки кредитоспособности клиентов, использование современных научных методов, моделей, зарубежного опыта и отечественной практики проведения такой оценки, привлечения в случае необходимости высококвалифицированных экспертов, внедрение современных инновационных технологий оценки и тому подобное. Информационной базой, призванной обеспечить процесс оценки кредитоспособности клиентов банка, могут быть материалы, полученные непосредственно от заемщика (его отчетность), кредитная история предприятия; сведения, которые при необходимости могут быть получены из внешнего окружения клиента (поставщиков, кредиторов, покупателей продукции, обслуживающих банков), а также материалы государственных органов и внешних аудиторов (отраслевые аналитические исследования, статистическая информация, аудиторские заключения и т.п.). Оценивая кредитоспособность заемщика, коммерческие банки РФ руководствуются собственными положениями и методиками, в основу которых положено методические рекомендации банка. Одновременно не запрещает банкам самостоятельно устанавливать дополнительные критерии анализа финансового состояния заемщика, повышающие требования к показателям с целью адекватной оценки кредитных рисков и надлежащего контроля за ними. Перечень элементов кредитоспособности заемщика и показателей, ее характеризуют, зависит от целей анализа, видов кредита, состояния кредитных отношений банка с конкретным клиентом, результатов хозяйственно- финансовой деятельности последнего, а также от имеющегося обеспечения. Причем каждый банк разрабатывает собственную систему оценки, исходя из особенностей кредитной политики, технологических возможностей, специализации банка, конкретных условий договора, приоритетов в работе, места на рынке, конкурентоспособности, состояния взаимоотношений с клиентами, уровня экономической и политической стабильности в государстве и т.п. [17]. 12 Разнообразие определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обусловливают существование ряда различных методик анализа финансового состояния клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банка [13]. Различные методики отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетности каждой из них. В целом механизм оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков - юридических лиц в современных условиях состоит из двух основных этапов: 1) анализ финансового состояния потенциального заемщика; 2) анализ качественных показателей деятельности предприятия. Банки используют финансовые отчеты предприятий не только для определение обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности субъекта в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития заемщика в будущем, получения им прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде. Важно оценить способность заемщика заработать средства в достаточном объеме, как для погашения займа, так и для уплаты процентов по ней, что может будет дополнительной гарантией банка в выдаче кредита заемщику. Анализ и оценка системы экономических показателей деятельности предприятия - важный и обязательный этап анализа кредитоспособности потенциального заемщика. Система экономических показателей деятельности предприятия состоит из таких основных характеристик: 1) платежеспособность; 2) финансовая устойчивость заемщика; 3) показатели финансово-экономической деятельности; 4) анализ денежных потоков заемщика. Применяемые на практике отечественными банками методы оценки 13 кредитоспособности по совокупности показателей, характеризующих финансовое состояние (способность заработать для погашения долга и структура капитала) заемщика содержат систему финансовых коэффициентов [14]. Метод-коэффициентов базируется на определении коэффициентов ликвидности и их дальнейшем анализе который может проводиться следующим образом: а) сравнение с установленными нормативами (нормативный метод); б) сравнение коэффициентов определенного предприятия с аналогичными показателями других предприятий этой же отрасли (сравнительный анализ); в) сравнение коэффициентов определенного предприятия с аналогичными показателями форм - ведущих в данной отрасли (бенчмаркинг). Метод коэффициентов простой в использовании не требует специального информационного обеспечения, но имеет значительные недостатки: 1 Оценочные коэффициенты предоставляют аналитику статическую информацию (на определенную дату) о платежеспособности предприятия и таким образом, объективность анализа падает. 2 Инфляция
очень искажает данные балансовых отчетов, также негативно влияет на степень объективности анализа. 3 Предприятие может использовать прием "украшения" отчетности, чтобы создать видимость высоких показателей. Например, предприятие взяло кредиты на два года. Перед возвращением долга средства содержались несколько дней в виде наличности на расчетном счете. Если в это время состоял баланс, то показатели платежеспособности рассчитаны методом коэффициентов, были бы значительно "украшены". Но уже через несколько дней, после момента погашения долга, данные баланса давали бы аналитику другое представление о состоянии платежеспособности предприятия [16]. Серьезной проблемой является выработка количественных нормативов для сравнения, поскольку реально существует разброс значений, обусловленный отраслевой принадлежностью, а приведены в экономической литературе желаемые значения финансовых коэффициентов (финансовой устойчивости, ликвидности и т.д.) не учитывают отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятий. А это значит, что 14 результаты такого анализа на современном эт
апе могут дать кредитору только оценку общей тенденции развития потенциального заемщика, основанную на динамике ряда финансовых показателей. В связи с отсутствием единой нормативной базы реальная оценка финансового состояния предприятия невозможна, потому что нет сопоставимых показателей: среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для конкретной отрасли. Итак, результатом анализа кредитоспособности заемщика имеет быть определение класса кредитоспособности. Сегодня нет единого, в том числе отраслевого, классификатора кредитоспособности и надежности предприятий. В развитых странах существуют рейтинги финансового состояния, надежности и кредитоспособности фирм, периодически публикуются и дают кредитору возможность правильно оценить свой риск при выдаче кредита [15]. 15 Анализ истории зарождения кредитных отношений и обобщения характеристик, присущих современному кредитованию в области, позволяют утверждать, что кредитные отношения, одной из сторон которых выступает сельскохозяйственное предприятие, целесообразно толковать, прежде всего, как общественно-экономические, так как в настоящее время вступление кредитора и заемщика в кредитные отношения приводит множество не только экономических (в плане чисто материального аспекта получения займа, оценки кредитоспособности заемщика и т.д.), но и формальных и неформальных общественных отношений между ними. В свою очередь кредитное обеспечение сельскохозяйственных предприятий как фактор, выражающий уровень удовлетворения потребности в кредитных средствах в период наступления, находится в прямой зависимости от эффективности реализации кредитных отношений между кредитором и заемщиком. Основной спрос на банковские кредиты в течение последних 15-20 лет формируют субъекты хозяйствования отраслей со сравнительно высокой рентабельностью (предприятия розничной торговли, обрабатывающей промышленности, торговли транспортными средствами). Предприятия же низкорентабельных и капиталоемких отраслей (в том числе сельскохозяйственные) остаются вне круга потенциальных заемщиков. Ведь ориентация кредитной политики коммерческих банков направлена прежде всего на отрасли с высокой скоростью освоения кредитов и платежеспособностью предприятий. Для большинства сельхозпредприятий основным источником финансового обеспечение остается самофинансирование, при этом нередко - за счет просроченной кредиторской задолженности, наличие которой является одной из причин отказа банков в предоставлении кредита [12]. 16 Важным условием осуществления качественной оценки кредитоспособности является анализ внешней среды существования предприятия-заемщика и отраслевых особенностей его деятельности. Наличие ликвидного обеспечения, отличная кредитная история и устойчивое финансовое состояние часто не является безусловным гарантией возврата кредита. Значительная часть кредитов превращается в проблемные именно вследствие влияния внешних факторов и неучет определенных особенностей деятельности предприятий различных отраслей экономики, является причиной недостаточной осведомленности банковского менеджмента по потенциальных проблем, которые могут возникнуть у заемщика. Вообще предприятиям различных сфер деятельности и отраслей народного хозяйства присущи определенные особенности организации финансовых отношений на предприятии, формирования и использования финансовых ресурсов, производства продукции, формирования доходов, расходов и финансовых результатов, которые нужно учитывать при оценке кредитоспособности. Рассмотрим финансово-экономические особенности, которые будут влиять на условия кредитования предприятий торговли. Прежде всего торговая деятельность это инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению покупки и продажи товаров народного потребления с целью получения прибыли [13]. Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем деятельности торговых предприятий является скорость оборота оборотных средств, то есть время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их реализации населению. Основными показателями торговой деятельности предприятий всех форм собственности являются: товарооборот в денежном выражении, расходы обращения; валовой доход; прибыль и рентабельность. На них влияют следующие факторы: рост объема розничного товарооборота; повышение производительности труда работников торговли, сокращение времени товарного обращения; рациональное
использование основных и оборотных средств; повышение качества товаров и соответствие их спроса населения, сокращение потерь и спада товаров при транспортировке и хранении [19 c 53-55]. 17 Целью анализа отраслевых характеристик является определение степени отраслевых рисков в деятельности анализируемого, с помощью изучение перспектив отрасли, а также факторов конкурентоспособности, что влияющие на отрасль. К факторам, подлежащих анализу, относятся: перспективы экономического роста; циклы деловой активности; уязвимость к государственному регулированию. Существенное значение для понимания среды, в котором работает предприятие, а также для выявления основных факторов успеха в этой среде имеет анализ структуры отрасли. Чтобы сделать вывод о структуре отрасли, анализируются следующие параметры: фактическая количество фирм-конкурентов в области, доля нескольких (пяти-шести) наиболее крупных фирм на рынке; механизмы ценообразования в отрасли; динамика цен на рынка и общая тенденция их изменения; дифференциация продукции; экспортный потенциал отрасли. Анализ отраслей должен предусматривать следующие направления: - Изменение значений основных финансовых показателей; - Изменение обобщающего показателя качества источников формирования активов; - Моделирование обобщающего показателя финансового состояния и аналитическую оценку нормативных показателей по отраслям. Влияние отраслевой принадлежности на уровень перспективной платежеспособности заемщика можно определять путем сравнительного анализа (бенчмаркинга) определенных показателей финансового состояния предприятий различных отраслей. Однако следует заметить, что в методических и нормативных документах, касающихся анализа финансового состояния субъектов хозяйствования, основные показатели отличаются не только по перечню, но и названием и особенностями расчета [11, c 71-76]. Следовательно, возникает необходимость обеспечить сопоставимость основных критериев и показателей, характеризующих особенности финансового состояния предприятий различных отраслей, с теми, которые широко используются банками для оценки финансового состояния заемщиков. Качественная оценка кредитоспособности предприятия позволяет принять взвешенное 18 решение о целесообразности предоставления кредита, а затем проводить взвешенную политику в отношении определенного заемщика. Кроме того, учет отраслевых особенностей при определении кредитоспособности предприятия на основе использование как традиционных критериев оценки, так и новых показателей, способствует углублению анализа и получению объективной информации о финансовое состояние не только заемщика, но и отрасли, к которой принадлежит то или другое предприятие, и совершенствованию подходов к формированию кредитной политики банка и оценки кредитного риска [18]. 2.2 Разработка комплексной методики оценки кредитоспособности предприятий с учетом отраслевых особенностей заемщика Усиление банковской конкуренции вызывает рост требований к оперативности и надежности принятия кредитными организациями решений о предоставления кредитов с учетом высоких кредитных рисков, сопровождают кредитование реального сектора экономики [10]. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методических подходов к качественному оценки уровня кредитоспособности заемщика, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности. Однако указанная проблема является недостаточно изученной, поскольку в теории и практике нет единого подхода к определению системы показателей, комплексно характеризовали бы кредитоспособность заемщиков. Кроме того, в большинстве случаев финансово-кредитные учреждения почти не учитывают отраслевые аспекты при оценке кредитоспособности заемщиков. Важным методологическим аспектом формирования методик оценки кредитоспособности заемщика является оптимизация состава имеющейся на сегодня большого количества разнородных показателей, на основе значений которых определяется качество финансового состояния субъектов хозяйствования. Данные показатели в совокупности должны соответствовать требованиям комплексной характеристики как текущего состояния предприятия, так и тенденций его дальнейшего развития в перспективе. 19 Проводимый анализ систем финансовых показателей, используются в различных методиках банков для анализа финансового состояния заемщиков, свидетельствует о неоднородности их состава и количества. Для избежание громоздкости методики оценки выделим 9 показателей, чаще всего используются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (табл. 2.1). Таблица 2.1. - Основные финансовые показатели, чаще используются в методиках анализа финансового состояния заемщиков (Авторская разработка на основе [1-9]) № з / п Название показателя Способ расчета Частота использования показателя,% 1 Коэффициент покрытия Оборотные активы / Текущие обязательства 100,00 2 Коэффициент автономии Собственный капитал / Итог баланса 100,00 3 Коэффициент рентабельности деятельности Чистая прибыль / Выручка от реализации 100,00 4 Коэффициент абсолютной ликвидности ГЗ + ПФИ / Текущие обязательства 77,78 5 Коэффициент рентабельности активов Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов 77,78 6 Коэффициент маневренности собственного капитала (Оборотные активы-текущие обязательства) / Собственный капитал 44,44 7 Коэффициент оборачиваемости активов Чистая выручка от реализации / Средняя величина итога баланса 33,33 8 Коэффициент оборачиваемости ДЗ Чистая выручка от реализации / Среднегодовая ДЗ 22,22 9 Коэффициент оборачиваемости КЗ Чистая выру