Файл: Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования московский технологический.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 514

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести: * функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение - показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю. * ценно образовывающую функцию – цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена) * информационную функцию * посредническую функцию Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, без которых немыслимо её функции, которые в совокупности составляют рыночную систему: * производители и потребители * экономическая обособленность * цены * спрос и предложение * конкуренция. Кроме того, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура: банки, биржи, страховые общества. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на её главных принципах:* анализа - при выборе вариантов поведения предприниматели ориентируются на то, что принесет ему, прибыль или убыток, дополнительно произведенная единица продукта. * экономической рациональности – данный принцип основывается на составлении выгод и затрат. Объекты рыночной экономики: товары, услуги, деньги, налоги, инвестиции. Субъекты рыночной экономики: Домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которое: обеспечивает воспроизводство человеческого капитала; является собственностью; самостоятельно принимает решения; стремится к удовлетворению своих потребностей. Предприятие - экономическая единица, которая: использует факторы производства для изготовления какой-либо продукции; самостоятельно принимает решения; стремится к максимальной прибыли. Банк - финансово-кредитное учреждение, которое занимается регулированием движения денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Государство - представлено правовыми учреждениями, осуществляет политическую и юридическую власть с целью контроля над рынком ради удовлетворения общественных потребностей.


  • Структура национальной экономики. Теневая экономика. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА — экономика определенной страны, конкретного государства. Рассматривается как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научнотехническую и технико-технологическую, информационно-управленческую, финансовую составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих компонентов и критериев: ь воспроизводственная структура. Критерий ее выделения - особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной структуры; ь социальная структура. Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий; ь отраслевая структура. Критерий выделения - однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов; ь территориальная структура. Выделяется по критерию размещения производительных сил; ь инфраструктура. Критерий выделения - особенности обслуживания того или иного производства; ь структура внешнеэкономических связей. Выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран. Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры. Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных

    административных барьеров для входа на рынок

  • Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка. Маркетинговое исследование — это систематизированный сбор, накопление и анализ данных о состоянии и тенденциях изменения рынков, сегментов и отдельных их участников, и институтов (потребителей, конкурентов, государственных органов), которые могут оказать влияние на положение компании или отдельных ее продуктов на рынке. На основании этой информации принимаются маркетинговые и управленческие решения. Виды маркетинговых исследований: кабинетные исследования; полевые исследования. Сегментирование рынка — разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобретать определенные товары. Последовательность процедур сегментирования проходит в несколько этапов: 1. Формулировка потребностей потребителей, на удовлетворение которых может быть направлена деятельность предприятия. 2. Выявление и формализация особенностей потребителей, проявляющихся в специфическом спросе или поведении. 3. Выбор метода сегментирования. 4. Деление потребителей на сегменты. 5. Составление профиля сегмента. 6. Оценка привлекательности сегмента. Для проведения сегментирования выделяют признаки (или критерии) разделения потребителей по группам. Признаки сегментирования могут быть выбраны с учетом следующих факторов: 1. Биологические, географические, социодемографические факторы структурирования рынков (пол, возраст, профессия, доход, местожительство). 2. Факторы наблюдаемого поведения покупателя (предпочтение фирменной марки, верность или смена марки, частота покупок, интенсивность потребления, выбор места покупки и т. д.). 3. Психологические факторы, так как наблюдаемое поведение покупателей и их социодемографические признаки оказываются недостаточными для точной идентификации целевых групп. 4. Следующая группа факторов описывает возможность обращения к целевой группе: использование прессы, радио и телевидения, отношение к цене и качеству, знакомство с определенными формами торговли. Для целей сегментирования используются методы последовательных группировок или многомерной классификации. Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какойлибо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем по всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок на две части выборка делится на ряд подгрупп. Процесс деления потребителей на группы может считаться законченным, если охвачены все возможные потребители данного рынка, важной частью этой процедуры является определение границ сегмента. Оценка привлекательности сегмента производится с целью оптимального использования предприятием своих возможностей и осуществляется по определенным критериям. В качестве критерия могут быть использованы: 1. Количественные параметры сегмента — емкость или доходность. 2. Доступность сегмента с точки зрения наличия каналов распределения и сбыта продукции, условий хранения и транспортировки. 3. Перспективность сегмента — насколько устойчива группа в долгосрочном аспекте, наблюдается ли рост сегмента. 4. Прибыльность сегмента. 5. Защищенность сегмента от конкурентов. 6. Эффективность работы в сегменте с точки зрения наличия необходимых ресурсов и технологий, опыта их эффективного использования.


  • Основные маркетинговые стратегии. Маркетинговая стратегия – это форма планирования и осуществления работы предприятия, которая максимально учитывает все возможные аспекты, препятствующие реализации воздействия предприятия на окружающую среду. Маркетинговая стратегия – это часть организационной стратегии. Она является последовательной деятельностью компании в определённых условиях рынка, которая определяет формы использования маркетинга в получении эффективного результата. Функции маркетинговой стратегии состоят в определении существующих или потенциальных товарных рынков. В маркетинговой деятельности компании выделяют: Стратегия попадания на потребительский рынок. Использовать такую стратегию рекомендуется, когда компания реализует уже известный продукт на рынок. Она является результативной при росте рынка или недостаточном насыщении товарами и нацелена на увеличение продаж через рекламную интенсивность, разнообразные стимулирующие формы реализации продукции. Стратегия создания товара результативна при появлении новых продуктов. Эта стратегия предпочитает традиционные способы продаж, с использованием поддерживающих маркетинговых мероприятий. Стратегия расширения рынка эффективна при выявлении рыночных участков с приемлемым спросом продаж и получением дохода. Определение стратегии зависит от возможностей компании и её способности рисковать. Наступательная стратегия. Она является активной, агрессивной позицией компании на рынке, её цель состоит в завоевании и расширении рыночной доли. Каждый товарный или сервисный рынки имеет так называемую оптимальную рыночную долю, которая выступает обеспечением результативной работы и получения прибыли компанией. Стратегия удержания, которая может сохранить свои рыночные позиции. Её используют: при устойчивой позиции компании, при недостающих возможностях для наступательной стратегии, в результате осторожности перед совершением конкретных действий. Отступательная стратегия чаще является необходимой мерой, а не определяемой. В данном случае фирма самостоятельно снижает свою рыночную долю. Правилами данной стратегии предполагается постепенное прекращение дел. Стратегия общественного маркетинга является конкретным преимуществом в области издержек. Пользуясь данной стратегией, компания направлена на широкую целевую аудиторию. Дифференцированная маркетинговая стратегия, когда компания может предложить потребителю новый, отличающийся от конкурентов продукт. Благодаря такой дифференциации каждая фирма может определить своего целевого клиента. Стратегия сосредоточенного маркетинга даёт возможность компаниям организовывать возможности на каком-нибудь одном рыночном сегменте. Все рассмотренные стратегии – это основные маркетинговые стратегии, суть которых в объединении двух факторов: направленность на целевой рынок и конкурентные преимущества.


  • Стратегическое поведение организации, классификация корпоративных стратегий. Корпоративная стратегия формируется для компании, работающей в нескольких сферах бизнеса, и нацелена на утверждение позиций компании в нескольких отраслях. Основное назначение данной стратегии – определение набора видов бизнеса, включаемых в состав корпорации, т.е. объектов диверсификации. Разработка корпоративной стратегии включает следующие направления действий. Действия по диверсификации. Предусматривают определение сферы деятельности: в каких отраслях будет действовать компания, и каким образом проникать в эти отрасли (путем открытия новой фирмы, приобретения уже существующей компании и др.). Действия по улучшению показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма. Решения могут быть связаны с усилением конкурентных позиций в долгосрочной перспективе, увеличением доходности предприятий, обеспечение быстрого роста наиболее перспективных предприятий, отказом от непривлекательности сфер бизнеса. Действия по обеспечению путей получения синергического (системного) эффекта среди родственных хозяйственных подразделений. Расширение деятельности в бизнесе с похожими технологиями, каналами сбыта, потребителями может обеспечить компании преимущества перед фирмами, переключающимися на абсолютно новую для них деятельность в несвязанных областях. Действия по выбору инвестиционных приоритетов и перераспределению ресурсов корпорации в наиболее перспективные области. Действия по ограничению инвестирования в непродуктивное производство, по сокращению и ликвидации неперспективных видов бизнеса. Таким образом, все многообразие типовых стратегий может быть сведено к четырем основным типам: стратегиям ограниченного (концентрированного) роста, сокращения и комбинирования, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состояния среды: Ограниченный рост. Ее выбирает большинство фирм в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия. Самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия; Активный рост. Чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации, с тем чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации. Может иметь место внешний рост (например: приобретение другой фирмы), внутренний рост (расширение ассортимента выпускаемой продукции). Сокращение (стратегия последнего средства). Выбирается организациями реже всего. Характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности фирмы приобретают тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции. В рамках стратегии может быть несколько вариантов: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация; Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание рассмотренных выше альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные организации, функционирующие в нескольких отраслях.