Файл: Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования московский технологический.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 496

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общая диагностика распространяется на всю СУ. Она может проводится в виде экспресс и полномасштабного диагностирования.Экспресс-диагностика, являясь предварительной, осуществляется с целью определения основных проблем, "узловых" узких мест в системе и составления важнейших дальнейших направлений работ по совершенствованию. Зачастую она проводится с привлечением исследователей консультантов при активном участии и взаимодействии с руководителями высшего и среднего звена управления.

Полномасштабная диагностика - более детальное, основное диагностирование всей СУ, в ходе которого принимаются обоснованные решения по уточнению и направлениям разрешения проблем.

Специальная диагностика относится к одной из составных частей СУ (подсистеме, субсистеме, элементу). Она может бытьпредварительной (например, на основе экспресс-метода) иосновной,т.е. детальной.

Среди важнейших работ диагностики СУ или ее части следует отметить:

1) изучение ретроспективного, существующего и ожидаемого состояния;

2) установление сильных и слабых сторон;

3) установление возможных направлений совершенствования;

4) определение и решение основных вопросов организации дальнейших работ исследования СУ.

Все работы по диагностике целесообразно проводить, применяя системный подход в сочетании с использованием самых разнообразных методов исследования, в том числе методов анализа (от общего к частному) и синтеза. Не исключается также локальные подходы к исследованию.

Все методы, которые наиболее часто используются при проведении диагностики, можно разделить на три группы:

1) методы сбора информации для диагностики (интервьюирование, изучение и анализ документации, анкетирование, беседа, самообследование, фотография рабочего дня, финансово-стоимостной анализ (ФСА), активное наблюдение в течение рабочего дня, моментные наблюдения, экспертный метод);

2) методы анализа собранной информации (анализ проблем, анализ взаимного влияния, т.е. совокупность корреляционного, регрессивного, балансового и др., сравнения, системный анализ, экономический анализ, декомпозиция, композиция, структуризации целей, экспертно-аналитический, нормативный, параметрический, моделирования, ФСА, главный компонент, балансовый, корреляционный и регрессионный, опытный, матричный, последовательной подстановки,CWOT-анализ);


3) методы определения приоритетов проблем ("дерево" целей, графов проблем, экспертные и др.).

Диагностический анализ собранной информации - важнейшая часть диагностики СУ - является инструментом выявления причинно-следственных связей в системе и служит основой для дальнейшего выполнения детального (тематического) анализа. Этот анализ направлен на выявление проблем "узких" мест, а также на поиск количественно устанавливаемых резервов в СУ. Детализация может осуществляться, например, методов декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективный результаты. В принципе анализ информации - первый шаг к разработке тенденций, закономерностей управления и предложений по совершенствованию СУ.

В диагностической работе трудно найти границы разделения работ по анализу и синтезу. В деятельности опытных исследователей анализ и синтез неотделимы друг от друга. Так, синтез используется в работе диагноста с самого начала анализа каких-либо фактов. На основе совокупности анализа и синтеза делаются выводы и предложения по результатам диагностики, полученными несколькими разными методами.

Выявление проблемы по глубине их разрешения исследователь подразделяет на несколько групп:

1) проблемы, требующие только корректировки;

2) проблемы коренного совершенствования и развития СУ;

3) проблемы творческого характера, предусматривающие разрешение противоречий совершенно нового типа (например, необходимость создания нового управленческого механизма управления качеством).

В зависимости от отнесения проблемы к той или иной группе осуществляется их решение. Главное в диагностическом анализе - определение причинных взаимосвязей между фактами и событиями. Для высокой результативности диагностики очень важна классифицируемая информация. Использовать тот или иной классификационный признак следует в зависимости от целей анализа.

Среди ряда возможных для использования классификационных признаков собираемой информации следует отметить:

события, в зависимости от которых информация может быть подразделена по времени, частоте, причинам, последствиям, направлениям;

элементы СУ (так, информация по составу кадров управления подразделяется по их должностям, возрасту, образованию, квалификации, полу, стажу работы, заработной плате и т.п.);



общие функции управления, классифицируя информацию по прогнозированию, планированию, организации, координации и т.д.

Кроме того, для диагностического анализа очень важно выбрать показатели и базу для сравнения. В качестве такой базы в зависимости от цели и конкретного анализируемого объекта могут быть приняты эталонные данные, аналоги, нормативы, показатели конкурентов, лучшие мировые достижения, отечественные или международные стандарты и т.п. В некоторых случаях такие данные определяются соответствующим расчетом. Например, текучесть кадров 5 % в одних случаях может быть принята за идеальную величину, а в других – неприемлемую. То же можно сказать о нормах управляемости. Во многом это зависит от конкретных условий, специфики объектов управления и ситуации. Здесь также существенную роль играют знания и опыт диагностов, осуществляющих анализ и которые должны с достаточной точностью определить отклонения происходящих фактических процессов от требуемых и их причины. Именно при наличии таких причин и возникших вследствие этого отклонений возникают проблемы в управлении. Обычно таких проблем выявляется значительно больше, чем возможностей их разрешить. Следовательно, проблемы необходимо ранжировать по приоритетности, что можно осуществить с помощью метода приоритета проблем.

Приоритетность проблем определяется для того, что бы выявить их взаимовлияние, важность и срочность. Отбор приоритетных проблем для их разрешения в первую очередь не позволяет распылять силы и средства на решение маловажных проблем, тесно не связанных с другими.

Отбор наиболее приоритетных проблем для их разрешения может быть осуществлен на основе экспертных оценок методом ранжирования или методом непосредственного оценивания, т.е. балльным способом (табл. 6.2).

Вариант формы использования экспертного метода балльных оценок для отбора приоритетных проблем системы управления (диапазон оценки 0-10 баллов)

Текущая диагностика системы управления – неотъемлемая часть процесса управления развитием организации. Применение данного вида диагностики объясняется необходимостью комплексного изучения положения дел в компании ретроспективе (5-10 лет), в настоящее время и перспективе, выявления слабых и сильных сторон управленческих процессов, истоков их появления, а также спрогнозировать их развитие. Текущая диагностика осуществляется в течение всех консультационной деятельности, направленной на решение выявленных проблем. Она чаще всего бывает специальной (охватывает определенную подсистему или аспект деятельности организации).


Специальная диагностика относится к одной из составных частей системы управления (подсистеме, элементу), может проводится на основе экспресс-метода, либо детально.

Общая диагностика охватывает всю систему управления, она также может проводиться в виде полномасштабного либо экспресс- диагностирования. Экспресс-диагностика относится к предварительной для выявления узких мест и составления основных направлений работ в системе по ее совершенствованию; осуществляется часто с привлечением внешних специалистов наряду с активным участием руководителей высшего и среднего звена.

К более детальному, основному диагностированию всей системы управления, в ходе которого принимаются обоснованные решения по устранению проблемных мест относится полномасштабная диагностика.(9)

Также выделяют диагностику комплексную- строго-систематизированная процедура анализа и деятельности предприятия, которая дает возможность изучить динамику развития всех функциональных областей предприятия, что позволяет наиболее результативно скоординировать действия руководства в соответствии с результатами проведенного анализа.

Итак, можно сделать следующий вывод, что среди важнейших работ по диагностике системы управления или ее составляющей функциональной области можно выделить:

1) анализ ретроспективного, существующего и ожидаемого состояния;

2) выявление сильных и слабых сторон;

3) выработка возможных направлений совершенствования;

4) определение и решение вопросов организации следующих работ по исследованию СУ

Все работы по диагностике системы управления целесообразно проводить на основе системного подхода в сочетании с самыми разнообразными методами исследования. Но также, не исключая, применение иных подходов, для наибольшей результативности, в зависимости от положения дел и ситуации (процессный, ситуационный).

На данный момент времени следует рассматривать диагностику системы управления в следующих двух аспектах: управленческом и экономическом, и в соответствии с этим выделяются диагностика экономическая и управленческая.

Диагностика экономическая направлена на анализ и оценку состояния экономического объекта ( при условиях неполной информации) для того, чтобы выявить проблемы в развитии и найти перспективные пути их решений, а также на изучение режимов функционирования самих систем.

Диагностика управленческая представляет собой исследовательскую деятельность на установление и оценку проблем развития системы менеджмента предприятия и повышения его эффективности.


В свою очередь она подразделяется на :

1) организационную диагностику, в которую входит диагностика оргструктуры управления, выявление проблемных зон менеджмента и стратегических направлений;

2) функциональную диагностику, в которую входит исследование системы управленческих и функциональных связей;

3) кадровую диагностику, предметом которой является изучение квалификации, личностных особенностей и мотивацию трудовых ресурсов организации;

В диагностику как область знаний входят теория и методы организации процессов диагноза, классификация возможных отклонений характеристик объекта , принципы построения диагноза. Выделяют три формы процесса постановки диагноза: аналитическую, экспертную и имитационную (диагностику по модели). Рассмотрим их подробнее:

1) В аналитической диагностике процесс установления диагноза осуществляется бесконтактными методами, т.е с помощью различного рода информации- маркетинговой, статистической; методов конкурентного анализа (ретроспективного и перспективного),типологий.

2) Экспертная диагностика представляет собой процесс получения информации контактными методами, с помощью проведения необходимых социально-экономических опросов в ходе полевых исследований

3) Модельная диагностика базируется на получении диагностического заключения об объекте путем имитационного моделирования. Имитационное моделирование, в условиях активной информатизации, имеет широкие возможности, но к примеру моделирование конкурентной ситуации – достаточно сложно, поэтому необходимо правильно выбирать методы для каждой задачи.

Методы, наиболее часто применяемые для проведения диагностики, можно разделить на три группы: [12]

1) Сбор информации для диагностики; в этот раздел входят –интервьюирование, анкетирование, беседа, изучение и анализ документации, самообследование, фотография рабочего дня, моментные наблюдения, экспертный метод)

2) Анализ собранной информации включает – анализ проблем, взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового сравнения), системный и экономический анализ; структуризация целей; экспертно-аналитический, параметрический, нормативный , функционально-стоимостной анализы)

3) Определение приоритетов проблем–дерево целей, классификатор проблем, экспертный.