Файл: Самообразование как условие профессионального роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Сравнительный анализ форм  самообразования педагога.
Сравнительный анализ форм самообразования (таблица 1). Данный анализ поможет определить, какие формы дадут больший результат для достижения поставленной цели самообразования.

Таблица 1 - Сравнительный анализ форм самообразования.

Форма самообразования

Преимущества

Недостатки

     Курсы повышения квалификации. Переподготовка.

      Выдается диплом или сертификат, который имеет положительное влияние при прохождении  аттестации.

 Некоторые курсы содержат не только теоретическую часть, но и практикум, что способствует лучшему усвоению информации, ее обобщению и запоминанию.

 Прохождение курса или переподготовка дает право на преподавание направлений, не попадающих под специализацию педагога.

          Большой объем теоретических знаний не дает гарантию компетентности педагога.

Некоторые программы курсов не учитывают потребности и интересы слушателей.

У преподавателей, работающих на курсах слабая «обратная связь» с аудиторией.

 Курсы иногда проходят в учебное время, что меняет порядок уроков в расписании  школы.

Чтение научной литературы (аудиокниги).

Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений.


Не всегда изученные знания реализуются на практике из-за нехватки урочного времени.

Мастер-классы и семинары.

Передача практического опыта участникам мастер-класса.

Непринужденность в общении при проведении занятия.

 Возможность ознакомится с авторским методом или уникальной методикой под руководством автора

Данная форма обучения является дополнительной, а не ведущей.

Участник мастер-класса должен знать теоретическую базу по данной теме.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Участие в конкурсах это комплексный подход к самообразованию, который включает в себя все формы самообразования описанные выше. При подготовке к различным этапам конкурса, участник изучает литературу, готовясь к семинарам, круглому столу и т.д. Проводит и участвует в мастер-классах.

 

 

Участие может  сказаться на репутации педагога как положительно, так и  отрицательно вследствие провала или низких результатов в конкурсе.

Участие требует от педагога больших временных, умственных и эмоциональных затрат.



Продолжение таблицы  1.

Форма самообразования

Преимущества

Недостатки

 

Знания, которые получает на курсах повышения квалификации, анализирует и обобщает, в итоге создавая готовый продукт (методическую разработку, авторский метод, открытый урок и др.), который демонстрирует на конкурсе.

Не все педагоги  справляются с такими нагрузками и напряжением, поэтому мало кто соглашается на участие.

Выводы  по третьей главе

Самообразование будет приносить свои плоды, если заниматься им постоянно, то есть систематически.

Достигнув одних результатов, педагог должен их закрепить на практике, донести информацию до слушателя, проверить, как восприняли и поняли его информацию. Нельзя останавливаться на пути освоения информации.

Важным фактором в составлении плана самообразования преподавателя необходимо отметить деление процесса на различные этапы. Так процесс самообразования будет восприниматься значительно лучше и проще педагогом.

План делится на разделы, поработав над одним разделом, педагог переходит к другому, и так шаг за шагом, выполняя поставленные перед собой задачи, он создаёт для себя копилку знаний, которую будет использовать в своей работе.

Заключение

Главный девиз информационного общества – образование для всех, образование через всю жизнь! Именно поэтому, самообразование является основой в работе педагога, именно самообразование и саморазвитие приводит к стремлению преподавателя учиться на протяжении всей жизни, это и есть показатель профессиональной компетентности преподавателя.

Современный педагог своё образование никогда не станет считать завершенным, а свою профессиональную философию окончательно сформулированной, ведь стать авторитетным, означает быть компетентным не только в вопросах современного школьника, но и педагогического общества в целом. 

Педагог должен стать авторитетом для подрастающего поколения – его основная задача, только тогда учащиеся смогут постичь то, что пытается донести до них он. Результатом усилий педагога будет совершенствование работы с обучающимися, а это  будет определять рост его профессионального педагогического мастерства.



Важно, чтобы преподаватель в своей деятельности опирался на множество источников информации, будь то книга или аудиокнига, мастер – класс или открытый урок и т.д. Только так, знания, приобретаемые из одного источника, будут дополняться знаниями из другого. Это заставит педагога анализировать и сравнивать полученную информацию, делать определённые выводы и приходить к своему собственному мнению.

В ходе дипломной работы были выявлены требования, предъявляемые к личности и профессиональной деятельности преподавателя, определили сущность понятия «личностно-профессиональный рост» педагога и «педагогический идеал», обоснованы особенности самообразования преподавателя в современных условиях развития системы образования, выявить средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост преподавателя в процессе самообразования.
Список литературы

1.                 Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

2.                   Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта /Е.М. Пахомова//Методист.-2005.-№2.

3.                 Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учеб.-метод. пособие / Е.М. Пахомова, Л.Н. Дуганова.- М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

4.                  Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.

5.                 Ширшина, Н.А. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/ сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 277 с.

6.                 Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник ТюмГУ. 2004. № 2.

7.                 Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. –М.,2002