Файл: Самообразование как условие профессионального роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Новые формы проведения педагогических советов  и семинары по актуальным проблемам образования играют ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта по улучшению системы контроля знаний. В настоящий момент появилась потребность в качественном обновлении традиционных  форм повышения компетенции педагогов.

Сегодня все эти традиционные формы наполнены новым содержанием и больше соответствуют современным требованиям к педагогу.

Успех процесса самообразования решает личность педагога. Он должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике, когда реализует определенную технологию обучения, в некоторых случаях изменяет её, а иногда и создаёт новую, более подходящую для саморазвития.

Повышение квалификации считается эффективным тогда, когда преподавателя направляют на творческое переосмысление содержания работы, которое может стать хорошей основой для педагога и реализуется через различные формы методической деятельности.

Преобразования, которые происходят в стране, прямо или косвенно влияют на развитие и изменения некоторых процессов сфере образования, такие, как образование новых типов школ, внедрение новейших технологий в педагогической среде, разработка авторских программ и учебников.

Педагогу необходимо находится между теорией и практикой, наращивая свой опыт и потенциал ежедневно. Педагогическая работа – эта практическая деятельность.

Очень часто, между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Для его преодоления разработаны различные средства профессиональной переподготовки, которые называются педагогической культурой.

Педагогическая культура – прежде всего, это совокупность умений учителя проявлять к ученикам образцы личностно - ценностного отношения, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству.

Педагогическая культура, совместно с методической, может преодолеть разрыв между теорией и практикой только тогда, когда осознаны основные причины, породившие отставание практики от теории. Существует насколько причин таких отставаний. Основной причиной является стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем
, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Такое стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической. Причина скрыта  в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования,  ведь информационная культура является одной из целей работы методического объединения педагогов и  формируется исходя из количества информации о новейших технологиях.

В новой модели внутри школьная методическая работа реализуется на основе нескольких значимых проектов (группы, сформированные по интересам к данным проектам) и одновременно координация работы как предметников через руководителей предметных объединений. В ходе этой деятельности, преподаватель становится активной фигурой процесса профессионального  совершенствования, так как требует комплексного подхода к многогранной методической работе. Само реализоваться в жизни могут только те педагоги, которые обладают современным мышлением и высоким профессионализмом. Профессионализмом, который включает в себя не только предметные, дидактические и методические знания, но и личностный потенциал преподавателя, в который входит его убеждения, установки и профессиональные ценности.

Методическое сопровождение образовательных программ протекает через создание сетевой методической службы, которая сотрудничает с другими организациями. Так появляется более широкое и значимое развитие общеобразовательной системы в целом, а объединение усилий других образовательных учреждений, вступивших в проект, позволит успешно лоббировать интересы образования.

Повышение квалификации педагога делает его более восприимчивым к внешним изменениям, помогает избавиться от устаревших взглядов и повышает его конкурентоспособность.

Методическая работа в образовательном учреждении повышает профессиональное развитие педагога, позволяет получить удовлетворение от работы и в конечном итоге способствует его самореализации, а, как известно, качество педагогической деятельности оказывает важнейшее значение для развития всей системы образования.

В данный момент времени, преподаватель должен показывать свои профессиональные качества, которые решали бы задачи, стоящие перед обществом. Необходимо сначала качественно обучить преподавателя, обеспечить его социальную защиту и  предоставить необходимые условия труда.

Руководитель должен быть заинтересован в повышении эффективности своей организации. Ему необходимы квалифицированные работники. Затем он должен сам регулярно повышать свою компетентность на управленческом поприще. Поэтому главной задачей руководителя становится предоставление возможности работнику посещать курсы повышения квалификации. Оказывать моральную и материальную помощь работнику, потому что зачастую курсы профессиональной подготовки и переподготовки проводятся на платной основе. Руководитель должен поощрять работника за проявленную инициативу по саморазвитию и желанию повышать квалификацию.



В информационную эпоху главным человеческим ресурсом становится время и информация.  Если вовремя не овладеть информацией, не усвоить ее, не суметь применить на практике, то конкурентоспособность работника на рынке труда резко снижается. В современном мире гарантия занятости скорей иллюзия. Автоматизация предприятий, новые технологии, кадровая оптимизация, «не нашел общий язык с начальством»  и множество других факторов влияют на потерю рабочего места.  И при потере места работы шансы найти желаемую работу с оптимальными условиями труда, достойной заработной платой неквалифицированному работнику, работнику с недостаточным уровнем образования очень малы. Поэтому заниматься саморазвитием, повышением профессионального мастерства, как педагогу, так и работнику в различных сферах деятельности в наши дни это не привилегия, а необходимость.

В образовательном учреждении, где я работаю, педагогам регулярно предоставляется возможность прохождения курсов повышения квалификации, как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Курсы повышения квалификации «Основы педагогического мастерства»  на базе муниципального методического центра стали отправной точкой  на пути моего профессионального роста.  В программу курсов вошли теоретические занятия и практикум. Данные курсы помогли мне переосмыслить свою профессию. Указали мне на то, как много я еще не знаю, и как много мне предстоит узнать. Практикум в виде итоговой работы способствовал структуризации полученных знаний. После окончания курса, я сделала самоанализ и точно знаю, как мне скорректировать свою деятельность для достижения наилучшего результата в своей работе.

Если преподаватель будет интересен как коллегам, так и обучающимся, а самое главное, что он будет интересен и сам себе – это значительно повысит его самооценку.

Это и является продуктом самообразования педагога. Так создается педагогический идеал.
2.2 Работа с научно – исследовательской  и педагогической литературой.

Самообразование осуществляется разными методами и основным является работа с литературой. Именно чтение умножает богатство интеллектуальной жизни, развивает умственные способности, вырабатывает вкус, учит постигать прекрасное.

Главное, при чтении, состоит в работе мысли над полученной информацией. Это и является самообразованием. Самообразовательное чтение – это средство самовоспитания, самосовершенствования личности, ведь при чтении дополняются и расширяются знания педагога. Систематически целенаправленное самообразовательное чтение обусловлено личностными и общественными потребностями.


Характерной особенностью такого чтения является свободный выбор проблем, подвижный объём знаний и разнообразие используемых источников, поэтому и не требует жесткой регламентации.

Теории и методике самообразовательного чтения посвящена докторская диссертация А.Я.Айзенберга.

Авторы таких книг помогают преподавателям наметить цель самообразовательного чтения, общий план самообразовательной работы, правильно выбрать книги для самообразования, использовать в жизни полученные знания. Книги учат, как  приспособить самообразовательную работу к личным особенностям читателя.

В организации самообразовательного чтения активное участие принимают и библиотеки. Во всех библиотеках организованны  консультации по самообразованию и созданы специальные разделы книжного фонда, использовать типовые планы и программы чтения.

Только в библиотеке можно обрести свободный доступ к необходимой информации, пользуясь различными её источниками, так как основной задачей библиотеки является полное и оперативное удовлетворение запросов читателя, занимающегося самообразованием, а также оказание ему помощи в выборе книг.   

Самообразование  предполагает углубленную проработку текста, для этого в библиотеках есть возможность для читателя снять копию с необходимого материала, овладеть приёмами, обеспечивающими закрепление и использование в личных целях прочитанного. Для этого большое значение имеет создание комфортных условий для пользования справочными изданиями. 

Преподаватели, которые занимаются самообразованием, имеют разную подготовку, поэтому в фондах библиотек представлена литература различной степени сложности. В неё входят как научно-популярные, так и  научные и специальные издания.

Очень важно в наши дни уметь ориентироваться в потоке информации. Это умение складывается из знания источников информации, оперативно находить нужные данные и сведения, верно их оценивать и использовать их в теоретической и практической деятельности.

Самообразовательное чтение предполагает самоконтроль и самопроверку. Преподаватель, прочитав и обдумав изучаемую часть текста, отвечает на вопросы: о чём здесь говорит автор, как обосновывается основная мысль, и какие выводы из прочитанного имеют практическое значение.  Поиски ответов на вопросы являются самопроверкой и продолжением анализа изучаемого материала.

Аудиокниги

           Иногда не хватает времени прочитать запланированное количество литературы, на помощь приходят аудиокниги. Бесспорное преимущество таких книг, это возможность заниматься другими делами и слушать книгу одновременно, вождение автомобиля, бег трусцой, занятия в спортзале на тренажерах, выполнение ежедневных домашних дел и т.д. Даже отвлекаясь от прослушивания аудиокниги, человек продолжает получать информацию, автоматически ее усваивает и запоминает в виде ассоциаций на уровне подсознания.


Также большой плюс аудиокниг в лучшем восприятии слушателем изложенной информации, и возможности прослушивать по нескольку раз её фрагменты. При прослушивании лучше запоминается текст, чем при чтении. Запоминание вырабатывается автоматически, без особых усилий и даже без внимания слушателя. Если нужно запомнить какой-то сложный текст, можно просто прослушать фрагмент несколько раз. Немаловажным преимуществом является то, что если книга записана человеком с хорошей дикцией и интонацией, то и сам слушатель автоматически учится говорить красиво и грамотно.




Существует и еще одна, не менее эффективная, форма передачи знаний и умений, воспитания и обмена опытом - мастер – класс, главнейшим звеном которого является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания.
2.3 Представление опыта на мастер-классе: методические рекомендации.

Мастер-класс – это одна из лучших  форм передачи знаний и умений, обмена опытом, освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс – это особый, фундаментально разработанный оригинальный метод распространения педагогического опыта, представляющий собой авторскую методику, имеющую определенную структуру, является одним из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы.   

В мастер–классе идет непосредственное обсуждение предлагаемой методики, и самое главное состоит в том, что во время его проведения,  происходит поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников, так и со стороны педагога, проводящего мастер-класс. Преподаватель вырабатывает индивидуальную  методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, и демонстрирует творческое решение определенной образовательной проблемы.

Целью мастер – класса является создание условий для качественного и всестороннего проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.