Файл: Самообразование как условие профессионального роста.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные задачи мастер – класса:
1. Обобщение знаний и опыта работы педагога в определённой проблеме;
2. Передача своего собственного опыта, проверенного на практике, демонстрируя последовательность действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
3. Совместная отработка педагогических подходов и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
5. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;
При подготовке мастер-класса важно обратить внимание на то, что необходимо передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология – это и является главной задачей для преподавателя.
Мастер-класс мотивирует к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогом собственного стиля профессиональной деятельности, который задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого мероприятия.
Желание и стремление педагога-мастера представить свой собственный опыт окупится возможностью получить материал для творческих размышлений и дальнейшего последовательного выстраивания своего движения к высотам истинного образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
Готовящийся к мастер-классу педагог должен определить реальную практическую задачу и найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Можно предоставить письменные теоретико-методические разработки, методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видео зарисовок принципиально важных фрагментов занятий, с которыми участники мастер - класса могут познакомиться заранее.
Важнейшие особенности мастер-класса:
1. свежий, ломающий стереотипы, подход к философии обучения;
2. обмен мнениями при самостоятельной работе в группах;
3. в активную деятельность включаются все участники;
4. проигрывание различных ситуаций и решение поставленной проблемной задачи;
5. каждый участник рассматривает предлагаемый методический материал и использует его в собственной практике;
6. самое главное - процесс познания, а не само знание;
7. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Четыре уровня проработки опыта преподавателя в мастер-классе:
1. Уровень основан на системе технологических действий, связанных с усвоением учащимися специально-профильных знаний, умений и навыков по данной дисциплине;
2. Допускает перенос технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей;
3. Вовлечение в учебный процесс личностно-психологических структур учащегося, в процесс создания мотивационного поля организуемого преподавателем;
4. Выстраивание профессиональных педагогических действий педагога, объясняющее многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.
Именно такие уровни подготовки выдвигают форму мастер – класса в основной строй перспективных и приоритетных звеньев повышения квалификации преподавателя, ведь преподавателю всегда есть чем поделиться, но как это лучше сделать, как довести свои мысли до других, если не использовать данный метод в своей практике.
Большая роль и в поисковой и исследовательской деятельности педагога в методических объединениях, где сосредоточена информационная база об инновационном опыте. Подготовка и проведение мастер – классов является кропотливым трудом, результаты которого дадут о себе знать позже.
Помимо подготовки и проведению мастер классов самому, необходимо также и посещать мастер-классы коллег. В нашем учреждении регулярно предлагается посещение окружных и муниципальных мероприятий. Педагоги делятся опытом, принимают активное участие и являются слушателями мастер-классов.
Кроме представления методических разработок и мастер-классов на районных окружных мероприятиях, формой мастер-класса в педагогическом сообществе считается открытый урок. В частности на базе муниципального методического центра проводились конкурсы педагогического мастерства. Посещение открытых уроков это хорошая возможность провести анализ деятельности коллег. Выявить преимущества и недостатки приемов и методов обучения, использованных на уроке. Провести анализ личности педагогов-коллег и выявить, какие личностные качества помогают им вести урок, общаться с учениками и коллегами. Понаблюдать, как они ведут себя в различных ситуациях, определить насколько они мобильны и гибки в принятии решений, как педагоги структурируют урок, как ставят цель и задачи, достигают ли ее по окончанию урока, добиваются ли они необходимого результата и т.д. Также необходимо определить какие личностные качества мешают их деятельности. Спроецировать данных опыт на себя и определить ориентиры своего личностного и профессионального развития.
Преимуществом мастер-классов является то, что продемонстрированные на уроке приемы, методы и модели обучения можно использовать в своей деятельности и на своих уроках, но иногда нужно внести определенную корректировку.
Мастер-классы полезны не только в педагогической сфере, но и в любой другой.
2.4 Участие в конкурсах профессионального мастерства как форма самообразования.
Педагог любой организации ориентированный на профессиональный рост, должен стремиться заявить о себе широкой общественности. Доступный способ заявить о себе - конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов. Такие конкурсы чаще всего являются открытыми массовыми мероприятиями, на них приглашаются педагоги из других школ, районов и т.д.
Конкурсы педагогического мастерства это своего рода соревнование, а любому соревнованию предшествует серьезная подготовка. Подготовка к публичным выступлениям, к мастер-классам открытым урокам, исследовательская деятельность, развитие своей педагогической компетенции, развитие своих коммуникативных способностей. Работа над новой педагогической технологией, новым методом и т.д. Также при подготовке к конкурсу участники имеют возможность выполнить и продемонстрировать авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся.
Наиболее творческие люди демонстрируют фильм о своем мастерстве, в фильме можно увидеть индивидуальность педагога, его уникальность и преимущества перед конкурсантами. В зависимости от формата конкурса также можно продемонстрировать выставку методических материалов, интервью и т.д.
Конкурс профессионального мастерства – это хорошая возможность демонстрации своего опыта и обучения одновременно. Коллеги общаются между собой, с организаторами, с членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.
Участие в конкурсе позволяет сравнить свою деятельность с другими участниками, оценить ее и возможно скорректировать. У каждого педагогического работника появляется возможность показать свой профессионализм, т.к. он заключается в демонстрации образовательных технологий нацеленных на результат.
Конкурсы состоят из нескольких этапов. На каждом этапе педагог демонстрирует свои профессиональные качества. На конференции демонстрирует умение работать с литературными источниками, умение изучать, анализировать и обобщать информацию. За круглым столом демонстрирует свои коммуникативные способности, способности грамотно и четко донести свои мысли и отстаивать свою позицию, обозначать проблему и способы ее решения и т.д. На мастер-классах педагог показывает на практике свои умения и навыки коллегам и в то же время обучается сам, принимая участие в мастер-классах других участников.
Если конкурсант имеет несколько дипломов и сертификатов о повышении квалификации и переподготовке, демонстрирует на каждом этапе свои знания и умения в различных направлениях, то это свидетельствует о его высоком профессиональном уровне. Конкурс является механизмом профессионального развития учителей и работников других сфер деятельности. Если педагог достиг в конкурсе высоких результатов и призовых мест, то он обладает преимуществами при оценивании его профессионализма аттестационной комиссией. Педагог регулярно проходит обязательную аттестацию с подтверждением или присвоением квалификационной категории. Присвоение или подтверждение категории должно быть целью самообразования любого педагога. Для достижения цели необходимо составить план самообразования.
Выводы по второй главе
Педагог, который проработал в сфере образования ни один десяток лет, имеет большой наработанный материал по разнообразным технологиям самообразования. Педагог занимается самообразованием, посещая уроки коллег, педагогические советы и семинары, читая научно-популярную и методическую литературу по предмету, изучая нормативно-правовые документы. Он накапливает определенный методический материал, как на бумажных носителях, так и в электронном варианте.
Педагог, готовясь к урокам, создаёт разнообразный материал в виде презентаций и роликов и различных игр, ведь ребенку проще усваивать информацию в игровой форме. И чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от его работы. Самообразование – важнейшее направление преподавателя в условиях перехода к новой системно-деятельной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новые стандарты образования.