Файл: Самообразование как условие профессионального роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным принципом самообразования является переход от низкой ступени к высшей, непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.  Способность к самоуправлению, к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, является понятием термина самообразование. Это заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив. 

Имея опыт исследований в педагогической литературе, можно достаточно широко рассмотреть сущность самообразования. Эти понятия делятся на две группы: первая часть в качестве сущности самообразования определяют творческую деятельность и самостоятельное приобретение знаний в зависимости от интересов обучающихся; другая рассматривают самообразование как личностно-регулируемую, целенаправленную, профессионально-значимую самостоятельную познавательную деятельность, целью которой является самосовершенствование. 

С течение времени человеческой жизни, необходимо менять поле деятельности. Не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Любая работа требует развития определенных навыков у человека. Навык самообразования самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста. 

Самообразование- это постоянное самообучение. Оно выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в деятельность, приближающую индивида к творчеству, его смысл выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. 

Суть самообразования - умение преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. 

1.2 Творческая индивидуальность преподавателя.

Стало общепринятым в настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой. Гуманизация образования в большей степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.


Творческую индивидуальность учителя характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Теоретическое и практическое значение приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития. Одухотворение образовательной системы зачастую направленно на творческую ориентацию педагога. Благотворя творческому подходу, педагог может с легкостью найти общий язык с любым учеником. С таким преподавателем детям будет не скучно постигать новое. Каждый урок у такого преподавателя не похож на предыдущий.  

Что же обуславливает творческую индивидуальность педагога? В первую очередь, это потребность в самореализации, склонность к более полному исполнению своих идей и желаний, как в педагогической деятельности, так и в личной жизни. Всё это является результатом действий человека способного к выбору, с  достаточно развитым самосознанием.   

Преподавательская деятельность в очередной раз доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем выше уровень его саморазвития, тем интереснее он для учащихся, и тем большим влиянием он обладает на развитие их личностных особенностей и возможностей. В этом и сочетается духовная культура и профессионализм педагога. Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.



Особенность педагога состоит в том, что педагог изучает культуру человека, пропускает через себя, преобразует и переосмысливает её. И только после собственной реструктуризации, преподаватель доносит эту информацию до учащихся, которые в свою очередь также пропускают через свою призму миро познания. И данный продукт будет фундаментальной основой для учащегося.  

Современный педагог должен обладать такими качествами, как способность самостоятельно обозначать задачи по самообразованию, искать информацию и оперировать ею, по - новому решать образовательные задачи, получая новые знания, добиваясь необходимых результатов, не останавливаться на достигнутых вершинах.

Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1.      Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других учителей.

2.      Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3.      Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4.      Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Педагогическое творчество - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь. Педагогический идеал – это мировоззрение педагога. Идеал появляется тогда, когда педагог осознаёт свой путь в преподавательской деятельности и видит себя в  педагогическом процессе.


Над собственным идеалом преподаватель работает повседневно, решая задачи различного характера. Так и образуется творческая индивидуальность, которая впоследствии перерастает в педагогическое творчество.

Между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой не редко появляются противоречия. Именно этот фактор вызывает потребность у педагога преобразовывать и искать различные творческие решения педагогических задач. Разрешение данных задач повседневно и является источником педагогического творчества.

Проявление творчества способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности. 

«Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг»,- утверждал русский книговед Рубакин Николай Александрович.
1.3 Профессиональный рост творческой индивидуальности педагога.

Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие:

1)      обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности;

2)      переживание конфликтов;

3)      способность к рефлексии;

4)      организация самопознания профессионально-личностных качеств;

5)      использование совместных форм деятельности;

6)      широкое вовлечение учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;

7)      предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.

Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что для эффективной деятельности преподаватель должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией.


Важнейшим компонентом саморазвития является самоанализ. Познавательные процессы, такие вроде мышления, памяти, воображения, ставят высокую планку перед педагогом. Поэтому не зря к ряду профессионально значимых свойств педагога добавляют и способность преподавателя распределению внимания в классе, память на лица и имена учащихся, воображение.

Профессиональное саморазвитие преподавателя становится его самообразовательной работой.

Основным этапом освоения такими умениями является  в особый режим дня. Преподавателю необходимо спланировать своё рабочее время так, чтобы времени хватало и на культурный отдых, и на самообразовательную работу. Только тогда, педагог способен абстрагировать и обобщать, синтезировать и анализировать полученные знания и умения в новые условия. Появляются познавательные процессы, которые в свою очередь образуют и развивают способности созидательного решения задач. Педагог способен сосредоточится на особо важных в данный момент проблемах.  

Самый эффективный путь самообразования профессионального педагога его участие в поисках педагогического коллектива, в разработке авторских курсов и педагогических технологий, инновационных проектов развития образовательного учреждения.

Саморазвитие имеет двойной педагогический результат, с одной стороны которого изменения, происходящие в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение способностью заниматься саморазвитием.  Определить, овладел ли педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;

- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение этими действиями требует времени и определенных умений. Выделяют три стадии профессионального саморазвития.

На первой стадии процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому педагог нуждается в помощи со стороны значимого другого, более опытного педагога.

На второй стадии, целеполагание становится более определенным и конкретным, а цели и задачи, которые ставит перед собой преподаватель, касаются конкретных качеств личности. Очень многое в саморазвитии зависит от внешних обстоятельств, но по мере накопления опыта процесс реализации саморазвития сокращается, появляется рассудительность, самоинструкция, самокритичность.