Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи у детей Вариант v студентка iii курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 353

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У специалистов такие стимулирующие изображения называются мнемоквадратами и мнемодорожками. Важно, что они оказывают реальную помощь дошкольнику.

Если ребенку рассказать, как образуется дождь, то он вряд ли уяснит с первого раза этот природный водоворот. Если же нарисовать несколько картинок, на которых будут показаны испарение, облачко, капли дождя, то малыш не только запомнит, но и сможет рассказать суть этого природного явления.

Мнемонические приемы создают ребенку опорные точки для изложения своих мыслей или для воспроизведения полученных знаний.

Таковы доступные средства и методы развития речевых навыков, которые можно использовать ежедневно в ДОУ и домашних условиях. Они также служат профилактическими мерами возможных речевых нарушений.

Детям дошкольного возраста недостаточно повседневных бытовых разговоров, пассивного слушания сказок или просмотров мультфильмов. Чтобы речь ребенка развивалась полноценно, взрослым необходимо приложить хотя бы незначительные усилия и со своей стороны.

2).Проанализируйте методы, приемы и средства развития речи детей раннего возраста.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.



Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ФГОС ДО].

Задачами первых лет жизни являются:

  1. расширение понимания речи взрослых;

  2. формирование активного словаря ребенка.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.

Выделяются три группы методов:

  • словесные,

  • наглядные,

  • практические.

Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы:

  • наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ;

  • наблюдения в природе;

  • экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;

  • рассматривание игрушек, предметов и картин;

  • изобразительная наглядность.

Практические методы:

  • дидактические игры;

  • дидактические упражнения;

  • хороводные игры;

  • игры – драматизации; инсценировки;

  • игры – сюрпризы;

  • игры с правилами.

Например,

Игры – инсценировки.

С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни:

  • «Я не буду плакать в детском саду»,

  • «О чем рассказала игрушка»,

  • «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.

Приведем пример для инсценировки «О чем рассказала игрушка».

Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:

«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не укладывали, песенки не пели,
ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»

Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.

В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.

Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.

Словесные методы:

  • чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

  • чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь.

Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора.

Использование:

  • народных игр,

  • игровых песенок,

  • потешек,

  • приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.

Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”.

Ладушки

Ладушки, ладушки,

- Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Кате снесть?

Я и сам укушу

Да и Кате принесу.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми.

Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят
, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания:

  • «Сдуй снежинку»,

  • «Бабочка, лети»,

  • «Забей гол»,

  • «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей.

К группе практических методов относится игровой.

Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами:

  • вопросами,

  • указаниями,

  • объяснениями,

  • пояснениями,

  • показом и т. д.

Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры:

  • «Большой – маленький»,

  • «Чей домик?»,

  • «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук.

Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук: