Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи у детей Вариант v студентка iii курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти опорные элементы используются во многих сказках. Дошкольники по аналогии придумывают свои истории. Сходство с известными произведениями помогает автору больше направлять внимание на формулировки, на речевое выражение содержания.

Использование формата сказки для развития речи дошкольников.

Сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

1)Например, интересно формировать волшебный поезд, который тронется в путь только при выполнении важного условия. А условие состоит в том, чтобы в каждый вагончик сел соответствующий пассажир. Соответствия могут быть разными:

  • Кто расскажет, в какие необыкновенные места он направляется.

  • Если произнесет волшебные слова, чтобы двери вагона открылись.

  • Кто назовет, какие подарки привезет своим друзьям из сказочной страны.

2)Восприятию буквенно-звукового состава слова поможет расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

5.Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Чтобы речь ребенка эффективно обогащалась и приобретала выразительность, нужно использовать все доступные способы. Успешным методом является развитие речи детей через театрализованную деятельность. Почти все дошкольники любят смотреть театрализованные постановки, а также участвовать в них. Важно использовать этот естественный интерес ребенка для развития его речевых навыков.

Возможности театрализованной деятельности для развития речи.


Несложно представить театрализованное действо и предположить, каково его значение в развитии речи участников. Актеры выразительно и эмоционально произносят монологи, ведут содержательные диалоги, демонстрируют богатый словарный запас, пестрят синонимами и эпитетами. Безусловно, этому красивому звучанию предшествуют многочисленные репетиции.

Но, если взрослые могут с помощью театральной деятельности так шлифовать свою речь, то почему бы не использовать элементы театрализации для формирования речевых навыков детишек, которые находятся только на первых ступенях речевого развития?

На самом деле, специалисты и воспитатели давно взяли на вооружение элементы театрализованной деятельности, чтобы развивать речь дошкольников и младших школьников.

Речевые навыки детей развиваются в театрализованной игре, в декламации, при озвучивании кукол в небольших постановках, которые вполне доступны в дошкольном возрасте.

Включая ребенка в проигрывание небольших сценок, или предлагая ему исполнить роль сказочного героя, взрослые создают условия для развития важнейших речевых умений:

  • Использовать готовые речевые обороты,

  • Тренировать произношение,

  • Грамотно строить предложения,

  • Логически формулировать свои мысли,

  • Интонационно выразительно высказываться,

  • Осмысливать логические ударения в фразах.

Систематические занятия с элементами театральных постановок, а также театрализованные игры оказывают заметное влияние на развитие речи дошкольников. Дети обучаются говорить связно, а развитие связной речи у детей дошкольного возраста это и есть та главная цель, которую необходимо достигнуть в речевом развитии.

Формы театрализованной деятельности в речевой практике детей.

Часто родители настороженно воспринимают рекомендации использовать возможности театрализованной деятельности в развитии своего ребенка. Прежде всего, взрослых отталкивает подготовительный этап: создание нужной атмосферы, подготовка необходимых атрибутов. Но для использования театральных методов не обязательно создавать полноценный домашний театр.

Можно применять как постановку сюжетных сценок с соответствующими реквизитами, или кукольный театр, так и упрощенные методы, которые сводятся к выразительному пересказыванию и дополнению известных сказок и историй. Сказка — поистине эффективный учитель в жизни ребенка и может активно использоваться для развития речи.



Рассказывание сказок с дополнением.

Те же любимые сказки и детские рассказы можно просто читать ребенку, но гораздо больше возможностей для развития откроется, если малыш приобщится к повествованию. Участие в рассказывании (чтении) произведений для детей можно отнести к простейшему виду театрализованной  деятельности.

Взрослый, как правило, читает ребенку с соответствующей выразительностью, подчеркивая голосом и интонацией характерные роли. Слушая историю, дошкольник благодаря наглядно образному мышлению выстраивает образный ряд сюжета. Взрослые иногда даже не представляют, как много интересных поворотов в сюжетной линии может добавить их юный слушатель.

Причем, ребенок стремится дополнять, подражая стилю рассказа. Литературный текст демонстрирует ребенку грамматический строй речи, развивает звуковую культуру, помогает почувствовать красоту звучания и богатство языка. И дошкольник пытается соответствовать, чтобы его импровизированные вставки звучали подобным образом.

Иногда инициатива внедриться в сюжет исходит от самого ребенка. Но не стоит дожидаться самопроизвольной активности. Взрослые могут побуждать дошкольника соответствующими вопросами.

Например:

  • Как мог поступить наш герой?

  • Почему главный герой совершил такой поступок?

  • Кто бы мог еще прийти на помощь?

В старшем дошкольном возрасте можно практиковать групповое сочинение своих коллективных сказок. Каждому ребенку предстоит придумать небольшую часть (2-3 предложения). От этого задача становится посильной даже для тех дошкольников, которые испытывают речевые затруднения.

Дети получают возможность слышать, как формулируют высказывания и раскрывают сюжет другие, как интонационно стараются подчеркнуть характер роли или напряженность событий. Это служит действенным примером для каждого участника, а также развивает слуховое восприятие.

Участие в театрализованном обыгрывании сюжета.

Театральные постановки требуют хотя бы минимального костюма. А в дошкольном возрасте любой атрибут помогает войти в роль. Обратите внимание, насколько лучше ребенок изобразит зайчика, если ему надеть шапочку с заячьими ушками, нацепить хвостик…

Исполнение роли накладывает на ребенка важные обязательства. Он должен говорить не то, что вздумается, а то, что предусмотрено сюжетом заранее или то, что соответствует разворачиванию действий, если имеет место импровизация.


В таких условиях говорить и сложнее, и проще одновременно. Сложнее, потому что нужно формулировать отражающие содержание фразы, подбирать подходящие слова. Если это монологическая речь, то она должна быть связной, чтобы окружающие понимали смысл сообщения. Проще, потому что есть готовый текст, много раз рассказанный-пересказанный. А значит, многие фразы воспроизводятся малышом автоматически.

У маленького артиста благодаря  разучиванию и исполнению роли обогащается словарный запас, развивается выразительность речи. Ребенок стремится передать интонацию, соответствующую его герою, пытается делать смысловые акценты.

Кукольный театр в развитии речи старших дошкольников.

Театрализованная деятельность с использованием кукол-марионеток как в настоящем кукольном театре, в качестве средства развития речи доступна не ранее, чем в старшем дошкольном возрасте.

Младшим дошкольникам не под силу управлять марионеткой, да еще при этом говорить за нее. Для этого требуется умение распределять внимание и развитые речевые навыки. А малыши полностью поглощены тем, что кукла в их руках может сделать движение.

Старшие дошкольники с удовольствием разыгрывают кукольные мизансцены. Им нравятся мини-постановки с куклами, так как подобные театрализованные игры практически всегда являются экспромтом и не требуют мучительного заучивания ролей, которое так не любят дошкольники.

Кукольным представлением обязательно должен руководить взрослый. Первым делом, каждый участник представляет своего героя в соответствии с принятым правилом:

  1. Кто это?

  2. Какой он (по характеру, какими качествами обладает)?

  3. Что любит?

  4. Чем ему нравится заниматься?

Примерный перечень вопросов задает некий план высказывания ребенка. Участники не могут ограничиться одной фразой. Они рассказывают о своем герое, заодно и сами знакомятся со своей куклой.

В таких представлениях сюжет рождается «на ходу». Задача взрослого состоит в том, чтобы найти место каждому герою и предоставить возможность то поучаствовать в диалоге, то что-то рассказать. Театрализованные игры с куклами развивают речевые навыки и умение вступать в диалог в межличностном общении.

Речь, как и любой психический процесс, развивается в тренировках. Театрализованная деятельность практически идеальная тренировочная среда для дошкольника, потому что она всегда разная, отличается от заорганизованного монотонного занятия. И польза очевидна. Наряду с тем, что у детей обогащается речь и развиваются навыки связно высказываться, они начинают лучше слышать друг друга, становятся более артистичными и раскрепощенными.


6.Возможности логоритмики в развитии речи.

К доступным и эффективным средствам речевого развития относится и такой современный подход как логоритмика. Впрочем, из современного здесь только название. И много лет назад дети использовали в своих играх сочетание определенных действий и ритмических речитативов. Сейчас получил распространение новый термин:

Логоритмика – это технология, нацеленная на комплексное развитие ребенка. Проговаривая слова и выполняя определенные движения, малыш тренирует речевые навыки, артикуляционный аппарат и моторику.

Такие упражнения увлекательны для детей. Они легко запоминают и охотно исполняют стихи и речитативы, напевают песенки с различными звуками, имитирующими животных и природные явления (мяу-мяу, кап-кап-кап и пр.), подключая при этом движения. Эффективный прием на развитие речи у детей 3-4 лет.

Логоритмика особенно полезна на стадии активного формирования произношения и охватывает даже более широкий возрастной диапазон – от 2,5 до 4,5 лет. Выполняя упражнения, дети обучаются сочетать речь и движения, что оказывает прямое влияние на формирование ритма, темпа и мелодики речи. При этом тренируется речевое дыхание.

7.Мнемотехника как средство развития речи.

Достаточно знакомой и понятной взрослым является еще одна развивающая методика, получившая название мнемотехника. Ее часто связывают с прочным и качественным запоминанием. Однако и в развитии речи мнемотехника доказала свою эффективность.

Многим дошкольникам сложно проявлять речевую активность. Простейшие предложения и короткие сообщения – именно так говорит большинство детей. В то время как с каждым годом они должны использовать все более развернутые предложения с использованием различных частей речи, а также связно излагать свои мысли, описания предметов и явлений и пр.

Для развития связности речи и словарного обогащения высказываний ребенка можно использовать мнемонические приемы, а именно подкреплять изображениями сложные для запоминания ребенком слова, рисовать простенькие рисунки, подкрепляющие рассказ.