Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи у детей Вариант v студентка iii курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
стимулируют процесс речевого развития ребенка, -
способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных групп по развитию ручной умелости.
Игра:
-
«Ладушки», -
«Этот пальчик – дедушка…», -
«Этот пальчик хочет спать…» -
«Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
«Этот пальчик…»
Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение.
В процессе деятельности дети получают:
-
знания о форме, цвете, размере; -
развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Стимулирование речевой активности детей раннего возраста.
Советы заботливым родителям:
Если ребёнок в 2 - 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако педагоги из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти
скачкообразно:
-
Сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. -
Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.
Основное внимание уделяется воспитанию у малышей:
-
умения слушать и понимать речь окружающих, -
подражать речи взрослых.
Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Речевая деятельность ребенка зависит от того:
-
как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, -
из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, -
каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.
Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств.
Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:
-
наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; -
наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; -
разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; -
серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); -
сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; -
разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; -
звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); -
уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности.
Важно помнить, что для этого необходимо направлять
процесс обогащения и активизации словаря детей:
-
используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; -
поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.
Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
3).Выпишите основные фонетические понятия, которые используются при изучении технологий воспитания звуковой культуры речи.
Организация работы по развитию фонематического восприятия дошкольников.
Понятие фонематического слуха и фонематического восприятия .
Под фонематическим слухом понимается сенсорное восприятие, без которого невозможно усвоение звуков и которое позволяет воспринимать их на слух, дифференцировать и обобщать в словах.
Фонематический слух – способность отличать одни речевые звуки от других (ж-ш), (бп), (з-с), различать на слух слоги и слова, отличающиеся только одним звуком (са-ся) (жи-ши), благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, отличающиеся, например, всего одним звуком.
Таким образом, фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Он формируется с 6-месячного возраста до 1 года 7 месяцев в норме. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным, что позволяет ему отчетливо слышать звуки, произносимые окружающими взрослыми и им самим. В дальнейшем происходит развитие более тонкой звуковой гаммы, а также дифференцировка звуковых образов и отдельных звуков.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках – ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.
Таким образом, фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т.е. производить умственные операции по звуковому анализу. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Фонематическая сторона речи является предметом пристального внимания ребенка. Но до пятилетнего возраста его фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано для того, чтобы выполнять сложные фонологические операции. В дошкольном периоде у ребенка уже появляется осознание норм произношения звуков, он также следит за правильностью звукового произношения слов. В этот период его можно начинать готовить к школьному обучению, поскольку без полноценно развитого фонематического слуха успешное обучение ребенка в школе невозможно. Недостаточное развитие фонематического восприятия может отрицательно сказаться на процессе подготовки ребенка к усвоению грамоты и привести к развитию таких нарушений, как дислексия и дисграфия.
Развитый фонематический слух позволяет ребенку четко слышать каждый звук речи, отделять его от других, различать и узнавать среди других звуков, а также готовит ребенка к осознанию связи между звуком и буквой, является началом формирования навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способствуя в дальнейшем усвоению дисциплин лингвистического цикла.
Нарушение фонематического восприятия ребенка часто наблюдается наряду с дефектами звукопроизношения, однако в ряде случаев у ребенка можно заметить самостоятельные проявления недостатков фонематического слуха и восприятия, при этом остальные стороны речи формируются в соответствии с нормой. Поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.
4).Выпишите примеры из детской речи, демонстрирующие такие явления, как расширение и сужение значений слов.
В процессе усвоения значения слова в речи детей встречается ряд типичных ошибок.
Одна из самых распространенных ошибок — расширение сферы использования слова, т.е. распространение его на больший, чем нужно, круг денотатов.
В индивидуальном лексиконе ребенка семантическая структура слова несколько обеднена по сравнению с тем, какой она является в языке. Это касается как производных, так и непроизводных слов.
В первом случае имеет место «нечувствительность» к морфемной (словообразовательной) структуре слова, которая содержит указание на определенные дифференциальные признаки, входящие в семантическую структуру слова.
Так, посолить употребляют не в значении «вносить соль в какое-нибудь кушанье, посыпать солью», а в значении «посыпать каким-либо сыпучим веществом».
Часто слышатся просьбы: «Посоли сахаром», «Посоли песочком».
Даже просьба «Посоли солью» свидетельствует о расширении сферы референции глагола посолить — объект и инструмент действия (соль) исключен ребенком из смысловой структуры глагола, хотя должен там находиться.
Например, расширение значения слова:
-
посолить - посыпать чем-нибудь: "Посоли сахаром", "Посоли песочком"; -
зажмурить – сжать что-нибудь (не только веки): «Смотри, как я пальцы зажмурил!»; -
наступить – надавить на что-нибудь (не обязательно ногой): «Ты мне рукой на волосы наступила»; -
- Шеф автобуса (водитель); -
Мы почти три часа пошли в лесу (Ср.:"ходили по