ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 2. Анализ и оценка прокурором
материалов уголовного дела
о нарушении правил безопасности
при ведении строительных работ
Анализ и оценка прокурором материалов проверки сооб-
щения о нарушении правил безопасности при ведении строи-
тельных работ. В ходе анализа материалов проверки сообщения о нарушении правил безопасности при ведении строительных
75 работ прокурору, во-первых, необходимо выяснить, получено ли сообщение о нарушении правил безопасности при ведении стро- ительных работ из источника, указанного в ч. 1 ст. 140 УПК РФ.
К наиболее распространенным из поводов относятся сообщения о преступлении, полученные из иных источников: из федераль- ной инспекции труда, медицинского учреждения, в которое был доставлен пострадавший, организации, осуществляющей строи- тельные работы, в ходе которых произошел несчастный случай
(авария); сообщения из других источников, оформленные рапор- тами сотрудников органов внутренних дел об обнаружении при- знаков преступления, а также заявления пострадавших (их род- ственников, представителей).
Во-вторых, проверке подлежит основаниедля возбуждения уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ.
Как показывают результаты анализа судебно-следственной практики, основанием для возбуждения уголовного дела о нару- шении правил безопасности при ведении строительных работ является совокупность данных относительно:
1) факта производства строительных работ
58
, что обусловлено необходимостью отграничения анализируемого деяния от нару- шения правил охраны труда, предусмотренного ст. 143 УК РФ
59
;
2) нарушения (нарушений) правил безопасного производства строительных работ (устанавливается при сравнении норматив- ной и фактической моделей конкретной ситуации);
58
Перечень работ, относящихся к строительным, приводится в п. 10 поста- новления Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года № 16
«О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ».
59
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 года № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» решение указанного вопроса предполагает установление вида работ, при производстве которых были нарушены правила безопасности. В случае нарушения указанных правил (в том числе, правил охраны труда) при производстве строительных работ, содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ. Установление уголовной ответственности за нарушение пра- вил безопасности при ведении строительных работ обусловлено тем, что эти работы заведомо представляют повышенную опасность, как для лиц их про- изводящих, так и для неопределенного круга иных лиц, поэтому и разграни- чение со ст. 143 УК РФ основывается на установлении факта производства именно строительных работ.
76 3) наступления общественно опасных последствий (физиче- ский вред или имущественный ущерб);
4) наличия причинно-следственной связи между нарушением конкретных правил безопасного производства строительных ра- бот и общественно опасными последствиями.
В целях установления вышеуказанных обстоятельств прово- дится проверка информации, содержащейся в сообщении о пре- ступлении, в ходе которой: изучаются, анализируются и оцениваются материалы рассле- дования несчастного случая
60
или материалы технического рас- следования причин аварии
61
; истребуются и изучаются документы; опрашиваются очевидцы несчастного случая, работники ор- ганизации и приравненные к ним лица, должностные лица орга- низации, занимающейся производством строительных работ, по- страдавший, лица, проводившие расследование несчастного слу- чая (техническое расследование причин аварии); проводятся осмотр места происшествия и трупа, освидетель- ствование.
До или одновременно с возбуждением уголовного дела про- водится расследование несчастного случая
62
(техническое рас-
60
В юридической литературе используются различные термины, обознача- ющие это расследование: специальное, ведомственное, административное. На наш взгляд, следует руководствоваться позицией законодателя, сформулиро- ванной в главе 36 ТК РФ, согласно которой это является «расследованием несчастного случая (аварии)». Порядок проведения расследования несчастного случая предусмотрен постановлением Минтруда России от 24 октября
2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для рассле- дования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особен- ностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отрас- лях и организациях».
61
В порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 6 декабря
1994 года № 17-48 «О порядке расследования причин аварий зданий и соору- жений на территории Российской Федерации».
62
Несчастный случай — это событие, в результате которого работникам или иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодате- ля, были получены увечья или телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами; повреждения травматического характера, полу- ченные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений, кон- струкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные по- вреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.
77
следование причин аварии
63
) силами специально созданной ко- миссии
64
По результатам проведенного расследования председателем комиссии формируется пакет документов, в числе которых: приказ о создании комиссии; планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, фото-, видеоматериалы; документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов; выписки из журналов регистрации инструктажей по безопас- ному производству работ и протоколов проверки знания постра- давшими требований правил безопасности; протоколы опросов очевидцев несчастного случая и долж- ностных лиц, объяснения пострадавших; экспертные заключения, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний; медицинское заключение о характере повреждения и степени тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавшего, или при- чине его смерти; нахождении пострадавшего в момент несчаст- ного случая (аварии) в состоянии опьянения; акт о несчастном случае на производстве; акт о расследовании группового несчастного случая на произ- водстве; акт предварительного расследования причин аварии местной комиссией; акт расследования причин аварии технической комиссией; акт технического расследования причин аварии;
63
Авария — это обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его частей или отдельного конструктивного элемента, а также превышение им пре- дельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку строительства (эксплуатации) объекта или его части.
Выделяется две категории аварий: аварии первой категории — это аварии, вы- звавшие нарушение функционирования других отраслей народного хозяйства, повлекшие гибель двух или более человек, а также обрушения с количеством пострадавших более 15 человек; аварии второй категории — это аварии, угро- жающие безопасному ведению работ и не попавшие в разряд аварий первой категории.
64
Состав и порядок формирования, а также порядок работы указанных ко- миссий регламентированы ст. 229 ТК РФ, Приложением № 2 к Постановлению
Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73, Приложением к Приказу Мин- строя России от 6 декабря 1994 года № 17-48.
78 справки о размере причиненного вреда и оценке экономиче- ского ущерба (в том числе, экологического) от аварии и другие
65
Материалы расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии) подлежат тщательному анализу прокурором на предмет их полноты, правильности оформления и содержания.
При ознакомлении с материалами расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии) целесооб- разно осуществить проверку на предмет наличия всех докумен- тов, перечисленных в описи прилагаемых документов. Следует обратить особое внимание на наличие акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1)
66
и акта о расследовании группово- го несчастного случая, составленного в двух экземплярах.
Проверка правильности оформления материалов расследова- ния несчастного случая (технического расследования причин аварии) включает в себя выяснение: заверены ли копии документов и (или) выписки из них долж- ностным лицом организации, в которой произошла авария
(несчастный случай); не содержат ли представляемые документы дописок, подчи- сток и исправлений либо ненадлежаще оформленных (не заве- ренных в установленном порядке) исправлений и дополнений; имеются ли подписи председателя и членов комиссии (лиц, проводивших расследование несчастного случая) в акте о несчастном случае на производстве, акте о расследовании груп- пового несчастного случая на производстве (акте предваритель- ного расследования причин аварии местной комиссией, акте рас- следования причин аварии технической комиссией, акте техни- ческого расследования причин аварии); составлены ли документы на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.
При ознакомлении с содержанием материалов расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии) целесообразно обратить внимание на следующее: соответствует ли содержание вышеназванных актов выводам комиссии (либо
65
Формы и перечень указанных документов предусмотрены ст. 230 ТК РФ и Приложениями № 1 и № 2 к Постановлению Минтруда России от 24 октября
2002 года № 73, Приложением, Приложениями № 1 и № 2 к Приказу Минстроя
России от 6 декабря 1994 года № 17-48.
66
При групповом несчастном случае акт форма Н-1 оформляется в двух эк- земплярах на каждого пострадавшего отдельно.
79 выводам государственного инспектора труда
67
), проводившей расследование несчастного случая (техническое расследование причин аварии); насколько подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая (аварии); имеется ли указание на лиц, допустивших нарушение установленных нормативных тре- бований, со ссылками на нарушенные ими действующие норма- тивные правовые акты.
Истребованию и изучению в ходе проверки сообщения о нарушении правил безопасности при ведении строительных ра- бот подлежат документы: регламентирующие безопасное ведение строительных работ
(нормативные акты, типовые инструкции и правила, а также локальные акты организаций, осуществляющих строительные работы); характеризующие организацию и проведение работ, произ- водственный и технологический процессы, а также отдельные производственные операции (технологические карты; техноло- гические инструкции по производству отдельных видов работ; общие (специальные) журналы работ; дневники работ; акты- допуски; рабочие наряды; разрешения на выполняемые работы; путевые листы; личные карточки учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений и др.); оформляемые при приобретении и эксплуатации оборудова- ния, машин, механизмов, технических приспособлений, инстру- ментов, предохранительных средств, которые использовались
(применялись) при выполнении конкретного вида строительных работ (технические паспорта оборудования; сертификаты соот- ветствия требованиям безопасности; заключения экспертизы промышленной безопасности; журналы осмотра механизмов; акты сдачи механизмов в эксплуатацию; журналы предваритель- ных испытаний и наладки механизмов; журналы учета работы строительных машин; журналы учета и периодического осмотра грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособле- ний и тары; акты технического состояния машин, механизмов, оборудования и др.); характеризующие виновного, пострадавшего, а также насту- пившие общественно опасные последствия (личная карточка; приказ о приеме на работу, переводе; приказ о назначении на должность; приказ или распоряжение о возложении обязанно-
67
См.: Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73.
80 стей по охране труда на конкретных лиц; приказ о назначении ответственного за безопасное ведение конкретного вида работ; должностные инструкции; книга учета освидетельствования на алкоголь; заключение о прохождении медицинского осмотра; удостоверения или свидетельства, дающие право выполнять от- дельные виды работ или работать на определенных механизмах; журнал выдачи свидетельств на право выполнения определен- ных работ, свидетельств (приказов) о допуске; удостоверение о присвоении квалификации; медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести; справка (выписка из журнала регистрации) медицинского учреждения, оказавшего первую помощь пострадавшему, выписка из амбулаторной, ста- ционарной медицинской карты; медицинское свидетельство о смерти, заключительный эпикриз, справка о смерти; справка о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба от аварии; документы организаций, оказывающих услуги по прове- дению обследования зданий, сооружений, их конструктивных элементов и подсчету размера ущерба от аварии) и др.
Объяснения должны быть получены в ходе проверки сообще- ния о нарушении правил безопасности при ведении строитель- ных работ у очевидцев несчастного случая, работников органи- зации и приравненных к ним лиц, должностных лиц организа- ции, занимающейся производством строительных работ, постра- давшего (пострадавших, их представителей); лиц, проводивших расследование несчастного случая (техническое расследование причин аварии). Наиболее целесообразным представляется их получение у тех лиц, которые не опрашивались в ходе расследо- вания несчастного случая (технического расследования причин аварии). При этом не исключена необходимость в получении до- полнительных объяснений в ситуациях, когда в имеющихся ма- териалах расследования объяснениях не нашли отражения об- стоятельства, без которых невозможно прийти к обоснованным выводам и принять правильное решение. Однако складывающу- юся практику получения формальных объяснений по вопросам, уже выясненным при производстве расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии), вряд ли можно признать правильной.
Осмотр места происшествия по делам о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ относится не только к числу неотложных, но и наиболее сложных следствен-
81 ных действий. Это обусловлено спецификой сферы строитель- ства: сложностью технологии строительного производства, со- пряженного с использованием многочисленных машин, меха- низмов, инструментов, а также различных сооружений и приспо- соблений; большими габаритами строительных объектов; произ- водством строительных работ в естественных условиях, завися- щих от географических, климатических, инженерно- геологических факторов, и т. п. Вследствие этого следователю достаточно сложно сориентироваться на месте происшествия, не говоря уже об определении всего перечня объектов, предметов, документов, подлежащих осмотру, изъятию.
Следует отметить такую особенность осмотра места проис- шествия по исследуемым делам, как его безотлагательность по- сле получения следователем сообщения о происшествии, по- скольку обстановка на месте происшествия долго не может оста- ваться неизменной. Незамедлительность производства осмотра позволит следователю предотвратить изменение действительной обстановки происшествия, утрату или сокрытие следов, веще- ственных доказательств, разобраться в сущности происшествия и его причинах, выявить признаки возможной инсценировки травматического случая или иного события, использовать ре- зультаты осмотра в качестве важнейшего источника доказа- тельств. Вместе с тем выехать на место происшествия и произве- сти осмотр места происшествия следует независимо от срока, прошедшего с момента несчастного случая (аварии). Даже по истечении значительного времени после события всегда имеется возможность обнаружить материальные следы преступления.
Непосредственное восприятие обстановки происшествия позво- лит следователю определить основные направления расследова- ния, целенаправленнее и полнее допросить свидетелей, постра- давших, виновных, правильнее оценить их показания, опреде- лить возможность выемки (запроса) необходимых документов.
Основными объектами, подлежащими следственному осмот- ру при расследовании нарушения правил безопасности при веде- нии строительных работ, являются: территория осуществления строительных работ; место работы конкретного виновного лица
(офисы хозяйствующего субъекта, иные помещения, а также ме- сто непосредственного производства строительных работ, нахо- дящееся, в том числе, и вне территории строительной площад- ки); конкретный участок работ; машины, механизмы, оборудова- ние, инструменты, использовавшиеся при ведении конкретных
82 строительных работ; рабочее место пострадавшего; территория вне строительной площадки; трупы людей; поврежденные (уни- чтоженные) здания, сооружения, иные товарно-материальные ценности; транспортные средства; средства индивидуальной
(коллективной) защиты; одежда пострадавших, виновных; сле- ды, образовавшиеся в ходе происшествия; место нахождения документов, имеющих значение для дела и др. Выявлению и фиксации в ходе осмотра подлежат все предметы и следы, име- ющие прямое или косвенное отношение к происшедшему, без предвзятости и предубеждения, а в ряде случаев — вопреки формирующейся уверенности в предпочтительности одной вер- сии по отношению к другим. Их роль в событии окончательно будет установлена позднее, в результате проведения всего ком- плекса следственных действий и экспертных исследований.
При выяснении обстоятельств несчастного случая (аварии) следователь должен обращать пристальное внимание на наличие на месте происшествия признаков негативных обстоятельств, т. е. таких обнаруживаемых или отсутствующих следов, явлений, деталей обстановки, деталей механизма исследуемого события, факт наличия или отсутствия которых противоречит версии о данном событии, проверяемой следователем. Указанные нега- тивные обстоятельства подлежат отражению в протоколе осмот- ра места происшествия.
Подготовка к осмотру места происшествия по делам о нару- шении правил безопасности при ведении строительных работ включает: обеспечение охраны места происшествия (может быть поручено администрации организации, в которой произо- шел несчастный случай (авария), либо сотрудникам органов внутренних дел); определение границ места происшествия, объектов осмотра (в целях решения вопроса об участии специа- листов, привлекаемых к осмотру; о необходимых технических средствах); обеспечение безопасности участников осмотра
68
; незамедлительное оказание медицинской помощи пострадав- шим (в том случае, если она не оказана им по инициативе рабо- тодателя, что входит в его обязанности); организацию аварий- но-спасательных работ; поручение сотрудникам органов внут-
68
Место происшествия рекомендуется осматривать после ликвидации воздей- ствия опасных производственных факторов — обрушения либо закрепления кон- струкций, находящихся в неустойчивом состоянии, обесточивания линий электропе- редач и т. п.
материалов уголовного дела
о нарушении правил безопасности
при ведении строительных работ
Анализ и оценка прокурором материалов проверки сооб-
щения о нарушении правил безопасности при ведении строи-
тельных работ. В ходе анализа материалов проверки сообщения о нарушении правил безопасности при ведении строительных
75 работ прокурору, во-первых, необходимо выяснить, получено ли сообщение о нарушении правил безопасности при ведении стро- ительных работ из источника, указанного в ч. 1 ст. 140 УПК РФ.
К наиболее распространенным из поводов относятся сообщения о преступлении, полученные из иных источников: из федераль- ной инспекции труда, медицинского учреждения, в которое был доставлен пострадавший, организации, осуществляющей строи- тельные работы, в ходе которых произошел несчастный случай
(авария); сообщения из других источников, оформленные рапор- тами сотрудников органов внутренних дел об обнаружении при- знаков преступления, а также заявления пострадавших (их род- ственников, представителей).
Во-вторых, проверке подлежит основаниедля возбуждения уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ.
Как показывают результаты анализа судебно-следственной практики, основанием для возбуждения уголовного дела о нару- шении правил безопасности при ведении строительных работ является совокупность данных относительно:
1) факта производства строительных работ
58
, что обусловлено необходимостью отграничения анализируемого деяния от нару- шения правил охраны труда, предусмотренного ст. 143 УК РФ
59
;
2) нарушения (нарушений) правил безопасного производства строительных работ (устанавливается при сравнении норматив- ной и фактической моделей конкретной ситуации);
58
Перечень работ, относящихся к строительным, приводится в п. 10 поста- новления Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года № 16
«О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ».
59
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 года № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» решение указанного вопроса предполагает установление вида работ, при производстве которых были нарушены правила безопасности. В случае нарушения указанных правил (в том числе, правил охраны труда) при производстве строительных работ, содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ. Установление уголовной ответственности за нарушение пра- вил безопасности при ведении строительных работ обусловлено тем, что эти работы заведомо представляют повышенную опасность, как для лиц их про- изводящих, так и для неопределенного круга иных лиц, поэтому и разграни- чение со ст. 143 УК РФ основывается на установлении факта производства именно строительных работ.
76 3) наступления общественно опасных последствий (физиче- ский вред или имущественный ущерб);
4) наличия причинно-следственной связи между нарушением конкретных правил безопасного производства строительных ра- бот и общественно опасными последствиями.
В целях установления вышеуказанных обстоятельств прово- дится проверка информации, содержащейся в сообщении о пре- ступлении, в ходе которой: изучаются, анализируются и оцениваются материалы рассле- дования несчастного случая
60
или материалы технического рас- следования причин аварии
61
; истребуются и изучаются документы; опрашиваются очевидцы несчастного случая, работники ор- ганизации и приравненные к ним лица, должностные лица орга- низации, занимающейся производством строительных работ, по- страдавший, лица, проводившие расследование несчастного слу- чая (техническое расследование причин аварии); проводятся осмотр места происшествия и трупа, освидетель- ствование.
До или одновременно с возбуждением уголовного дела про- водится расследование несчастного случая
62
(техническое рас-
60
В юридической литературе используются различные термины, обознача- ющие это расследование: специальное, ведомственное, административное. На наш взгляд, следует руководствоваться позицией законодателя, сформулиро- ванной в главе 36 ТК РФ, согласно которой это является «расследованием несчастного случая (аварии)». Порядок проведения расследования несчастного случая предусмотрен постановлением Минтруда России от 24 октября
2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для рассле- дования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особен- ностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отрас- лях и организациях».
61
В порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 6 декабря
1994 года № 17-48 «О порядке расследования причин аварий зданий и соору- жений на территории Российской Федерации».
62
Несчастный случай — это событие, в результате которого работникам или иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодате- ля, были получены увечья или телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами; повреждения травматического характера, полу- ченные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений, кон- струкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные по- вреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.
77
следование причин аварии
63
) силами специально созданной ко- миссии
64
По результатам проведенного расследования председателем комиссии формируется пакет документов, в числе которых: приказ о создании комиссии; планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, фото-, видеоматериалы; документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов; выписки из журналов регистрации инструктажей по безопас- ному производству работ и протоколов проверки знания постра- давшими требований правил безопасности; протоколы опросов очевидцев несчастного случая и долж- ностных лиц, объяснения пострадавших; экспертные заключения, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний; медицинское заключение о характере повреждения и степени тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавшего, или при- чине его смерти; нахождении пострадавшего в момент несчаст- ного случая (аварии) в состоянии опьянения; акт о несчастном случае на производстве; акт о расследовании группового несчастного случая на произ- водстве; акт предварительного расследования причин аварии местной комиссией; акт расследования причин аварии технической комиссией; акт технического расследования причин аварии;
63
Авария — это обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его частей или отдельного конструктивного элемента, а также превышение им пре- дельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку строительства (эксплуатации) объекта или его части.
Выделяется две категории аварий: аварии первой категории — это аварии, вы- звавшие нарушение функционирования других отраслей народного хозяйства, повлекшие гибель двух или более человек, а также обрушения с количеством пострадавших более 15 человек; аварии второй категории — это аварии, угро- жающие безопасному ведению работ и не попавшие в разряд аварий первой категории.
64
Состав и порядок формирования, а также порядок работы указанных ко- миссий регламентированы ст. 229 ТК РФ, Приложением № 2 к Постановлению
Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73, Приложением к Приказу Мин- строя России от 6 декабря 1994 года № 17-48.
78 справки о размере причиненного вреда и оценке экономиче- ского ущерба (в том числе, экологического) от аварии и другие
65
Материалы расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии) подлежат тщательному анализу прокурором на предмет их полноты, правильности оформления и содержания.
При ознакомлении с материалами расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии) целесооб- разно осуществить проверку на предмет наличия всех докумен- тов, перечисленных в описи прилагаемых документов. Следует обратить особое внимание на наличие акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1)
66
и акта о расследовании группово- го несчастного случая, составленного в двух экземплярах.
Проверка правильности оформления материалов расследова- ния несчастного случая (технического расследования причин аварии) включает в себя выяснение: заверены ли копии документов и (или) выписки из них долж- ностным лицом организации, в которой произошла авария
(несчастный случай); не содержат ли представляемые документы дописок, подчи- сток и исправлений либо ненадлежаще оформленных (не заве- ренных в установленном порядке) исправлений и дополнений; имеются ли подписи председателя и членов комиссии (лиц, проводивших расследование несчастного случая) в акте о несчастном случае на производстве, акте о расследовании груп- пового несчастного случая на производстве (акте предваритель- ного расследования причин аварии местной комиссией, акте рас- следования причин аварии технической комиссией, акте техни- ческого расследования причин аварии); составлены ли документы на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.
При ознакомлении с содержанием материалов расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии) целесообразно обратить внимание на следующее: соответствует ли содержание вышеназванных актов выводам комиссии (либо
65
Формы и перечень указанных документов предусмотрены ст. 230 ТК РФ и Приложениями № 1 и № 2 к Постановлению Минтруда России от 24 октября
2002 года № 73, Приложением, Приложениями № 1 и № 2 к Приказу Минстроя
России от 6 декабря 1994 года № 17-48.
66
При групповом несчастном случае акт форма Н-1 оформляется в двух эк- земплярах на каждого пострадавшего отдельно.
79 выводам государственного инспектора труда
67
), проводившей расследование несчастного случая (техническое расследование причин аварии); насколько подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая (аварии); имеется ли указание на лиц, допустивших нарушение установленных нормативных тре- бований, со ссылками на нарушенные ими действующие норма- тивные правовые акты.
Истребованию и изучению в ходе проверки сообщения о нарушении правил безопасности при ведении строительных ра- бот подлежат документы: регламентирующие безопасное ведение строительных работ
(нормативные акты, типовые инструкции и правила, а также локальные акты организаций, осуществляющих строительные работы); характеризующие организацию и проведение работ, произ- водственный и технологический процессы, а также отдельные производственные операции (технологические карты; техноло- гические инструкции по производству отдельных видов работ; общие (специальные) журналы работ; дневники работ; акты- допуски; рабочие наряды; разрешения на выполняемые работы; путевые листы; личные карточки учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений и др.); оформляемые при приобретении и эксплуатации оборудова- ния, машин, механизмов, технических приспособлений, инстру- ментов, предохранительных средств, которые использовались
(применялись) при выполнении конкретного вида строительных работ (технические паспорта оборудования; сертификаты соот- ветствия требованиям безопасности; заключения экспертизы промышленной безопасности; журналы осмотра механизмов; акты сдачи механизмов в эксплуатацию; журналы предваритель- ных испытаний и наладки механизмов; журналы учета работы строительных машин; журналы учета и периодического осмотра грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособле- ний и тары; акты технического состояния машин, механизмов, оборудования и др.); характеризующие виновного, пострадавшего, а также насту- пившие общественно опасные последствия (личная карточка; приказ о приеме на работу, переводе; приказ о назначении на должность; приказ или распоряжение о возложении обязанно-
67
См.: Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73.
80 стей по охране труда на конкретных лиц; приказ о назначении ответственного за безопасное ведение конкретного вида работ; должностные инструкции; книга учета освидетельствования на алкоголь; заключение о прохождении медицинского осмотра; удостоверения или свидетельства, дающие право выполнять от- дельные виды работ или работать на определенных механизмах; журнал выдачи свидетельств на право выполнения определен- ных работ, свидетельств (приказов) о допуске; удостоверение о присвоении квалификации; медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести; справка (выписка из журнала регистрации) медицинского учреждения, оказавшего первую помощь пострадавшему, выписка из амбулаторной, ста- ционарной медицинской карты; медицинское свидетельство о смерти, заключительный эпикриз, справка о смерти; справка о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба от аварии; документы организаций, оказывающих услуги по прове- дению обследования зданий, сооружений, их конструктивных элементов и подсчету размера ущерба от аварии) и др.
Объяснения должны быть получены в ходе проверки сообще- ния о нарушении правил безопасности при ведении строитель- ных работ у очевидцев несчастного случая, работников органи- зации и приравненных к ним лиц, должностных лиц организа- ции, занимающейся производством строительных работ, постра- давшего (пострадавших, их представителей); лиц, проводивших расследование несчастного случая (техническое расследование причин аварии). Наиболее целесообразным представляется их получение у тех лиц, которые не опрашивались в ходе расследо- вания несчастного случая (технического расследования причин аварии). При этом не исключена необходимость в получении до- полнительных объяснений в ситуациях, когда в имеющихся ма- териалах расследования объяснениях не нашли отражения об- стоятельства, без которых невозможно прийти к обоснованным выводам и принять правильное решение. Однако складывающу- юся практику получения формальных объяснений по вопросам, уже выясненным при производстве расследования несчастного случая (технического расследования причин аварии), вряд ли можно признать правильной.
Осмотр места происшествия по делам о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ относится не только к числу неотложных, но и наиболее сложных следствен-
81 ных действий. Это обусловлено спецификой сферы строитель- ства: сложностью технологии строительного производства, со- пряженного с использованием многочисленных машин, меха- низмов, инструментов, а также различных сооружений и приспо- соблений; большими габаритами строительных объектов; произ- водством строительных работ в естественных условиях, завися- щих от географических, климатических, инженерно- геологических факторов, и т. п. Вследствие этого следователю достаточно сложно сориентироваться на месте происшествия, не говоря уже об определении всего перечня объектов, предметов, документов, подлежащих осмотру, изъятию.
Следует отметить такую особенность осмотра места проис- шествия по исследуемым делам, как его безотлагательность по- сле получения следователем сообщения о происшествии, по- скольку обстановка на месте происшествия долго не может оста- ваться неизменной. Незамедлительность производства осмотра позволит следователю предотвратить изменение действительной обстановки происшествия, утрату или сокрытие следов, веще- ственных доказательств, разобраться в сущности происшествия и его причинах, выявить признаки возможной инсценировки травматического случая или иного события, использовать ре- зультаты осмотра в качестве важнейшего источника доказа- тельств. Вместе с тем выехать на место происшествия и произве- сти осмотр места происшествия следует независимо от срока, прошедшего с момента несчастного случая (аварии). Даже по истечении значительного времени после события всегда имеется возможность обнаружить материальные следы преступления.
Непосредственное восприятие обстановки происшествия позво- лит следователю определить основные направления расследова- ния, целенаправленнее и полнее допросить свидетелей, постра- давших, виновных, правильнее оценить их показания, опреде- лить возможность выемки (запроса) необходимых документов.
Основными объектами, подлежащими следственному осмот- ру при расследовании нарушения правил безопасности при веде- нии строительных работ, являются: территория осуществления строительных работ; место работы конкретного виновного лица
(офисы хозяйствующего субъекта, иные помещения, а также ме- сто непосредственного производства строительных работ, нахо- дящееся, в том числе, и вне территории строительной площад- ки); конкретный участок работ; машины, механизмы, оборудова- ние, инструменты, использовавшиеся при ведении конкретных
82 строительных работ; рабочее место пострадавшего; территория вне строительной площадки; трупы людей; поврежденные (уни- чтоженные) здания, сооружения, иные товарно-материальные ценности; транспортные средства; средства индивидуальной
(коллективной) защиты; одежда пострадавших, виновных; сле- ды, образовавшиеся в ходе происшествия; место нахождения документов, имеющих значение для дела и др. Выявлению и фиксации в ходе осмотра подлежат все предметы и следы, име- ющие прямое или косвенное отношение к происшедшему, без предвзятости и предубеждения, а в ряде случаев — вопреки формирующейся уверенности в предпочтительности одной вер- сии по отношению к другим. Их роль в событии окончательно будет установлена позднее, в результате проведения всего ком- плекса следственных действий и экспертных исследований.
При выяснении обстоятельств несчастного случая (аварии) следователь должен обращать пристальное внимание на наличие на месте происшествия признаков негативных обстоятельств, т. е. таких обнаруживаемых или отсутствующих следов, явлений, деталей обстановки, деталей механизма исследуемого события, факт наличия или отсутствия которых противоречит версии о данном событии, проверяемой следователем. Указанные нега- тивные обстоятельства подлежат отражению в протоколе осмот- ра места происшествия.
Подготовка к осмотру места происшествия по делам о нару- шении правил безопасности при ведении строительных работ включает: обеспечение охраны места происшествия (может быть поручено администрации организации, в которой произо- шел несчастный случай (авария), либо сотрудникам органов внутренних дел); определение границ места происшествия, объектов осмотра (в целях решения вопроса об участии специа- листов, привлекаемых к осмотру; о необходимых технических средствах); обеспечение безопасности участников осмотра
68
; незамедлительное оказание медицинской помощи пострадав- шим (в том случае, если она не оказана им по инициативе рабо- тодателя, что входит в его обязанности); организацию аварий- но-спасательных работ; поручение сотрудникам органов внут-
68
Место происшествия рекомендуется осматривать после ликвидации воздей- ствия опасных производственных факторов — обрушения либо закрепления кон- струкций, находящихся в неустойчивом состоянии, обесточивания линий электропе- редач и т. п.