Файл: Удк 331(075. 8) Ббк 65. 24я73 Р79 Рецензенты Б. Г. Збышко.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 797
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Приведенное структурирование миграции населения не является исчерпывающим и может быть расширено за счет использования иных критериев оценки и факторов, ее обусловливающих.
Изучение структуры миграции дает возможность рассмотреть ее формы, виды, подвиды, их соотношения и особенности. Однако для оценки масштабов миграции, ее анализа и прогнозирования необходимо использовать систему конкретных показателей. К основным из них, характеризующим миграцию населения, относятся:
масштабы выбытий — число человек, выбывших из рассматриваемого административно-территориального образования (страны, региона) в определенный период;
масштабы прибытий — число человек, прибывших в рассматриваемое административно-территориальное образование (страну, регион) за определенный период;
сальдо миграции, или чистая миграция, — разница между числом прибытий и числом выбытий, т.е. чистый результат миграции населения по рассматриваемому административно-территориальному образованию (стране, региону) в анализируемом периоде. Сальдо миграции может быть положительным, называемым еще притоком, и отрицательным — оттоком. Сальдо, или приток-отток населения в конкретной местности за определенный период, может выражаться как в относительных показателях (на 100 или 1000 жителей), так и в абсолютных величинах;
общая, или валовая, миграция — сумма числа прибытий и выбытий в административно-территориальном образовании (стране, регионе) за какой-то период;
удельный вес выбытий (прибытий) — процентное отношение числа выбывших (прибывших) в конкретный период в рассматриваемом административно-территориальном образовании (стране, регионе) к средней численности населения в данной территории за этот период времени.
Перемещение населения, или механическое его движение, оказывает заметное влияние на географию населения, экономику регионов. Это обусловлено изменением численности и плотности населения, показателей его воспроизводства, состава и возрастной структуры, т.е. переменой всей демографической обстановки, как в местах выбытия, так и в местах прибытия.
При изучении миграции населения часто используют термин «миграционный поток». Это совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках того или иного административно-территориального образования.
128
I В современной России выделяют пять основных миграционных ^стоков: вынужденную миграцию, внешнюю, незаконную внешнюю %рудовую и внутреннюю. Изучение миграции населения, включая «ресурс ы для трудовой деятельности, по выделенным миграционным отокам позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть это весьма значимое явление в экономике отдельного региона и страны в целом.
Дискриминация лиц некоренной национальности по признаку расы, языка, вероисповедания на территории государств, образовавшихся вследствие распада Советского Союза, порождает вынужденную миграцию. В России преобладающей является вынужденная иммиграция. Поток вынужденной иммиграции населения в Россию ;' в последние годы составил около 1 млн человек в год. Сальдо вынужденной миграции в годы ее пика (1992—1994 гг.) составило 1465 тыс. человек.
Внешняя миграция населения Российской Федерации состоит из двух потоков — эмиграции и иммиграции. В потоке эмигрантов из Российской Федерации различают три основные группы:
1) уезжающие на постоянное место жительства;
-
выезжающие в поисках временной работы за границей и возвращающиеся по истечении срока договора; -
выезжающие за рубеж по частным приглашениям, на учебу, в туристические поездки, на отдых, причем часть из них находит возможность остаться за границей.
В настоящее время эмиграция в России носит свободный характер и составляет в среднем от 60 тыс. до 100 тыс. человек в год (до 1980-х гг. ежегодно выезжало до 3 тыс. человек).
В современных условиях выезд населения Российской Федерации за границу становится острой проблемой, так как среди выезжающих значительную часть составляют высококвалифицированные специалисты разных профессий, ученые, творческая интеллигенция. Из России выезжали в основном в Германию, Израиль, США. Наряду с эмиграцией нарастает поток иммигрантов в Россию из Китая (в основном на заработки), а также из Турции и некоторых других стран (с целью использовать территорию Российской Федерации для въезда в другие страны мира). Более выраженный характер носит иммиграция в Россию из стран ближнего зарубежья (бывших республик СССР). Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированными, в том числе с криминогенными проявлениями, работниками соседних государств.
5 Экономика труда 129
Масштабы внешней миграции населения России иллюстрируют данные, приведенные в табл. 6.4, из которой видно, что основной миграционный прирост населения России осуществляется за счет государств СНГ. Со всеми ними сохраняется положительное сальдо миграции. Из стран СНГ наибольшее число мигрантов прибыло в Россию в 2007 г. из Узбекистана, Украины, Казахстана и Азербайджана. Из стран дальнего зарубежья за рассмотренные годы стабильно сравнительно много переезжают в Россию из Германии, Израиля. По числу выехавших из России выделяются мигранты в Казахстан и Украину.
Выезд и въезд немалой части мигрирующего по России населения Российской Федерации и других стран — бывших республик СССР осуществляются зачастую с нарушением установленных российским законодательством норм и правил. Одни мигранты таким путем ищут временную работу, убежище в России, другие — пытаются использовать ее территорию для выезда в третьи страны. Этот вид миграции называется незаконной, или скрытой (неконтролируемой), миграцией. Незаконная миграция во многом обусловлена падением уровня жизни в странах — участницах СНГ, а также «прозрачными границами» России и недостаточно подготовленной правовой базой.
Низкий жизненный уровень, падение престижа целого ряда профессий и специальностей инженерного и научного труда во многом предопределили значительные масштабы внешней трудовой миграции, в том числе масштабы утечки из России «мозгов» и талантов. Из России выехало 4,5 тыс. молодых и среднего возраста ученых за период с 1990 по 1993 г. По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 млн до 5 млн человек в год.
Таблица 6.4
Миграционный обмен населения России со странами ближнего и дальнего зарубежья в период 1997—2007 гг., тыс. человек
Показатель | 1997 | 2000 | 2003 | 2005 | 2007 |
Прибыло в Российскую Федерацию — | 597,7 | 359,3 | 129,1 | 177,2 | 287,0 |
всего | | | | | |
В том числе: | | | | | |
из стран СНГ — всего | 571,9 | 346,8 | 119,7 | 168,6 | 273,9 |
Азербайджана | 29,9 | 14,9 | 4,37 | 4,6 | 21,0 |
Казахстана | 235,9 | 124,9 | 29,6 | 5,9 | 40,3 |
Узбекистана | 39,6 | 40,8 | 21,5 | 30,4 | 52,8 |
Украины | 138,2 | 74,7 | 23,4 | 30,8 | 51,5 |
130
Окончание
Показатель | 1997 | 2000 | 2003 | 2005 | 2007 |
из стран дальнего зарубежья — всего | 25,7 | 12,6 | 9,5 | 8,6 | 13,1 |
Германии | 2,4 | 1,8 | 2,7 | 3,0 | 3,2 |
Израиля | 1,6 | 1,5 | 1,8 | 1,0 | 1,1 |
Китая | 2,9 | 1,1 | 0,3 | 0,4 | 1,7 |
Латвии | 5,7 | 1,8 | 0,9 | 0,7 | 0,9 |
США | 0,7 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,6 |
Выбыло из Российской Федерации — | 233,0 | 145,7 | 94,0 | 69,8 | 47,0 |
всего | | | | | |
В том числе: | | | | | |
в страны СНГ | 147,0 | 82,3 | 46,1 | 36,1 | 31,1 |
Азербайджан | 4,3 | 3,2 | 1,8 | 1,3 | 1,4 |
Казахстан | 25,4 | 18,0 | 14,0 | 12,4 | 10,2 |
Украину | 69,1 | 35,6 | 16,7 | 12,6 | 10,5 |
в страны дальнего зарубежья | 86,0 | 63,4 | 47,9 | 33,7 | 15,7 |
Израиль | 12,9 | 9,4 | 2,0 | 1,7 | 1,2 |
Германию | 48,9 | 40,4 | 37,0 | 21,5 | 6,5 |
Китай | 1,2 | 0,7 | 0,9 | 0,5 | 0,6 |
США | 9,1 | 4,8 | 3,2 | 4,0 | 2,1 |
Источник: Россия в цифрах. 2008 / Росстат. М., 2008. С. 89; материалы сайта Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.gks.ru
Внутренняя миграция является основным составным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. Внутренняя миграция состоит из межрегиональных и внутрирегиональных миграционных потоков. Отсутствие постоянных заработков и низкий уровень льгот в северных районах и в иных осваиваемых территориях России, прекращение финансирования ряда государственных программ, свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах переориентировали потоки мигрантов в места первоначального проживания, в обжитые районы страны.
Особенно большой выезд населения наблюдался в 1992 г. Так, в Магаданской области убыль населения из-за его выезда составила около 50 тыс. человек, в Тюменской — более 40 тыс., в Мурманской — около 30 тыс. По данным Госкомстата России, только за 1992 и 1993 гг. миграционные потери северных и приравненных к ним территорий превысили 430 тыс. человек. Если миграционный приток в северные районы в 1979—1988 гг. составлял в среднем 133 тыс. человек в год, то в 1989—1993 гг. приток сменился оттоком и составил в среднем 134 тыс. человек в год. Выезжали в основном наиболее активные в миграционном отношении лица трудоспособного возраста.
131
Составной частью внутренней миграции населения является перемещение жителей деревни в город и наоборот, сельско-город-ская миграция населения.
Миграция населения, происходящая в России, является непосредственным отражением особенностей современного периода социально-политического и экономического развития страны и ее регионов.
Для современной миграции населения характерными являются следующие тенденции:
-
продолжается процесс возврата населения из территорий европейского Севера и северо-востока страны к прежнему месту жительства; -
снижается миграция из сельской местности в город, а в отдельных регионах происходит ее переориентация — из города в сельскую местность; -
растет приток мигрантов из стран СНГ, особенно в европейскую часть Российской Федерации; -
сохраняется значительная эмиграция россиян в развитые страны мира; -
начался процесс во многом неконтролируемой иммиграции из стран дальнего зарубежья.
Миграция населения оказывает существенное влияние на географию размещения и плотность населения, его численность и структурный состав, а следовательно, и на социально-экономическое положение как региона выбытия, так и, что очень существенно, региона прибытия. Существует необходимость государственного, прежде всего на законодательном уровне, регулирования процессов как внешней, так и внутренней миграции населения России и мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Особую значимость приобретает внутренняя миграция населения России в период реформирования экономики. Вследствие внутренней миграции происходит определенное изменение плотности заселения отдельных территорий с соответствующим изменением нагрузки (повышением или, наоборот, понижением) на социальную инфраструктуру и уровень занятости.
Население с Севера возвращается в основном в районы центрально-европейской части Российской Федерации, где впервые за послевоенный период сложился стабильный миграционный прирост. Стал заметным приток населения в районы, в которых ранее наблюдалась постоянная эмиграция: Волго-Вятский, Центрально-Черно-
132
земный, Уральский. Активно иммигрирует население в Поволжский и Северо-Кавказский экономические районы России.
С точки зрения перспективы приток экономически активного населения в европейскую часть России можно оценивать как положительное явление, способствующее улучшению возрастной струк-'? туры населения этих районов, так как она была нарушена из-за зна-5 чительного оттока молодежи в предыдущие десятилетия. С другой стороны, такой приток иммигрантов создает дополнительные про-/ блемы, связанные с трудоустройством, обеспечением жильем и услугами сферы социальной инфраструктуры.
Стихийность миграции, во многом негативные ее последствия для рынка труда, общества и государства в целом обусловливают необходимость управления этим процессом.
В основе осуществления государственного управления миграцией населения находится миграционная политика Российской Федерации. Ее целью является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение уровня негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.
В разработке и реализации государственной миграционной политики принимает участие ряд органов государственной власти. Ключевым среди них является Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Вопросы трудовой миграции находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. К основным принципам миграционной политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов; введение квотирования и ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию; ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.
В целях реализации и разъяснения государственной миграционной политики Российской Федерации, изучения миграционных потоков, регулирования сроков и условий въезда осуществляется развитие системы представительств Федеральной миграционной службы России за рубежом.
Регулирование миграционных процессов в рамках СНГ осуществляется путем заключения двусторонних соглашений и дальнейшей ратификации их парламентами. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» Правительство РФ регламентирует порядок
133
выдачи свидетельства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца.
Социальное движение населения проявляется в изменениях различных социальных структур: образовательной, профессиональной, национальной и др. В процессе воспроизводства населения происходит не только замещение поколений, но и формирование его новой социально-демографической структуры. Так, каждое поколение людей отличается уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационной структурой, половозрастным составом и другими характеристиками.
Отмеченные три вида движения находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и в совокупности определяют численность и состав населения района, региона, страны.
В естественном движении населения выделяют типы его воспроизводства, среди которых в большей степени изучены два: традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный).
Для традиционного типа воспроизводства, преобладавшего на ранних стадиях развития человеческого общества, были характерны высокая смертность из-за низкого уровня медицины, эпидемий, голода и высокая рождаемость, которая по религиозным и медицинским условиям не регулировалась в обществе в целом и в семье. Высокий уровень смертности нейтрализовывал высокий уровень рождаемости, в результате чего общие темпы роста населения были невелики, преобладала молодая часть населения при низком удельном весе людей старших возрастов и пожилых.
Современный тип воспроизводства обусловлен: повышением уровня жизни людей; достижениями медицины и здравоохранения; научно-техническим прогрессом и связанным с ним ростом производительности труда; эмансипацией женщин и вовлечением их в общественное производство, следствием чего стало падение рождаемости; увеличением средней продолжительности жизни за счет профилактики ранее губительных для людей заболеваний, снижения детской смертности. При данном типе воспроизводства общий рост численности населения происходит не столько за счет высоких темпов рождаемости (темпы здесь как раз умеренные), сколько за счет снижения уровня смертности. В современных условиях возрастает доля пожилого населения, растет средняя продолжительность жизни.
Различают три режима воспроизводства населения: расширенный, простой и суженный.
134
Для расширенного режима воспроизводства характерно превышение числа рождений над числом смертей на 1000 населения. Такой режим обеспечивается в том случае, если с учетом сложившегося в стране уровня коэффициента дожития1 на каждые 100 семей будет 260 рождений детей и более.
Простой режим воспроизводства — тот, при котором нет прироста численности населения, так как число рождений будет равно числу смертей на 1000 населения. При этом режиме образуется численное равенство родительского и детского поколений. Число рождений на 100 семей будет находиться в пределах 250—260.
Если число рождений на 100 семей будет ниже 250, то образуется режим суженного воспроизводства — депопуляции, когда не только отсутствует естественный прирост населения, но и происходит его абсолютное сокращение.
В России, начиная с 1992 г. по настоящее время произошло абсолютное уменьшение численности населения. Такое положение вызывает необходимость активизации демографической политики государства, направленной на стимулирование расширенного воспроизводства населения, соответствующего потребностям развития экономики.
Состояние воспроизводства населения в стране в значительной степени определяет процессы воспроизводства ресурсов для труда, под которыми понимаются процессы возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.
Процессы воспроизводства ресурсов для труда подразделяются на фазы, или стадии. Среди них: фаза производства (формирования) ресурсов для труда, фаза их распределения и перераспределения и фаза использования.
Фаза производства представляет:
а) появление новых ресурсов для труда на основе производ-
ства населения — рождения людей, достижения ими трудоспособно-
го возраста. Этот процесс происходит непрерывно;
б) восстановление способности к труду у имеющихся работ-
ников. Для этого необходимо иметь питание, одежду, жилище, а также
всю инфраструктуру современного существования человека (транс-
порт, связь, культуру и т.д.);
1 Коэффициент дожития — вероятностный показатель, характеризующий ожидаемую продолжительность жизни для каждой возрастной группы населения.
135