Файл: Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Возрастная психология и психология развития»
На тему: «Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Группа ММ19П111
Студент В.С. Раффетти
Преподаватель М.И. Кирикова
МОСКВА 2022 г.
Работа выполнена на кафедре дошкольной и коррекционной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Научный руководитель: Кирикова М.И
Защита курсовой работы состоится « » октября 2022 г.
Оценка ___________________ __________________________
(подпись руководителя)
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 5
1.1Мышление как психологический процесс 5
1.2 Виды и особенности мышления 9
1.3 Характеристика мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР 13
Выводы по первой главе 18
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с. 31
Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с. 31
Введение
Актуальность исследования. Проблема формирования мышления школьников относится к тем проблемам, которые наиболее актуальны в современной педагогической науке и практике. Осуществление принципа активности в обучении обладает определенным значением, потому что обучение и развитие носят деятельностный характер и качеством учения как деятельности обусловлен эффект обучения, развития и воспитания.
На сегодняшний день 20-30% детей младшего школьного возраста имеют трудности в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Такие дети приближены к норме: с нормальным слухом и зрением, отсутствием интеллектуальной недостаточности, заметных нарушений речи и опорно-двигательного аппарата. Темп и качество реабилитации во многом зависят от внешних факторов, в частности, от влияния педагогического сообщества педагогов образовательных учреждений, родителей и детских психологов [20, c.16].
По степени сформированности некоторых психических функций они не соответствуют своему возрасту, а можно сказать находятся на более ранних этапах развития.
Цель: изучить особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект: мышление у детей младшего школьного возраста с задержкой психического процесса.
Предмет: особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и детей младшего школьного с нормой развития существенно различаются. У детей с нормой Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает
в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация. Все эти операции у детей с ЗПР
недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты
Задачи:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Организовать и провести исследование мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием.
3.Провести сравнительный анализ особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием.
4.Охарактеризовать особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования)
2. Эмпирические (метод тестов, беседа)
3.Метод качественного и количественного анализа полученных результатов.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать для составления развивающих программ, направленных на коррекцию мышления у детей с ЗПР.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список. Библиографический список содержит перечень работ авторов из 33 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
-
Мышление как психологический процесс
В психологии под мышлением понимается психический процесс отражения статичных закономерных качеств и отношений реальности, с помощью которого решаются познавательные проблемы, осуществляется систематическая ориентация в определенных ситуациях. А под мыслительной деятельностью понимается система мыслительных операций в целях решения конкретной задачи [14].
Мышление – это процесс. Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер. Всякий мыслительный процесс по-своему строению является действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Мышление при этом имеет фазовый характер. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на решение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз [8].
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации, постановка проблемы. Оно может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Мыслить человек начинает, когда у него есть потребность что-то понять. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно и известно, а тогда, когда что-то еще остается непонятным, неизвестным. Главным мотивом выдвижения проблемы является потребность познания.
Вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их проверки. Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, заключение, суждение. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса.
Выделяется четыре фазы мыслительного процесса:
1.возникновение проблемы;
2.формирование гипотез относительно этой проблемы;
3.умственная проверка гипотез (сопоставление, сравнение и т.д.);
4.вывод, заключение.
Мыслительный процесс совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций.
По мере того, как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Совершающиеся при этом проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.
Следует различать мышление и интеллект. Интеллект – общая способность к познавательной деятельности, определяющая готовность человека к усвоению знаний, использованию опыта и т.д.
Как процесс, мышление протекает в трех логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.
Понятие - опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово ("болезнь", "инфекция", "условный рефлекс" и т.п.). Каждый медик должен иметь твердые понятия о сущности таких явлений, как воспаление, регенерация, основные симптомы. Проверьте себя: можете ли вы дать определение этим понятиям? [18,12]
Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение - отражение связей между предметами и явлениями. Суждение "больному необходимо внимание" связывает понятия "больной" и "внимание", и утверждает необходимость внимания для больного. Во многих случаях суждения основываются на непосредственном опыте. Однако не все можно воспринимать непосредственно. Например, имея правильное суждение о том, какие звуковые явления соответствуют определенным изменениям в строении клапанов сердца, можно составить суждение о том, есть ли порок клапанов у больного, и, если есть, то какого вида этот порок.
Умозаключение - такая связь между суждениями, когда из исходных суждений мы получаем новые, не сводимые к предыдущим. Исходные суждения называют посылками. Вывод, получаемый из суждений, называется заключением. Логически правильное мышление необходимо медикам не только для установления верного диагноза и назначения адекватного лечения. Безошибочными должны быть и умозаключения при выборе щадящего, деонтологически обоснованного подхода к больному, основанного на знаниях о его личности, истории жизни и болезни.
Мышление, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенными законами логики. Соответственно, рассматривая мышление как процесс, в структуре мышления можно выделить систему логических операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обусловливает ее протекание, составляя единую аналитико-синтетическую деятельность мышления. К ним относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию, классификацию (систематизацию) [32].
Анализ – это мысленное разложение целого на части, расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Например, можно выделить отдельные системы органов в теле человека – это позволяет более детально изучить эти системы, процессы, выявить их свойства.