Файл: Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Представим результаты в виде диаграмм (Рисунок 5 и 6)
Рисунок 5 – Анализ показателей по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Рисунок 6 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования особенностей младших школьников позволяют сделать выводы, что дети с ЗПР отличаются от своих сверстников с нормой развития неумением осуществлять такие мыслительные операции как: логичность мышления и анализ.
Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют существенные различия по сравнению с особенностями мышления у детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием, подтверждена.
Выводы по второй главе
1. Изучение литературы, посвященной особенностям мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго), методика «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей мышления младших школьников с ЗПР с использованием вышеописанных методик.
3. Определив уровень умения делать обобщения у детей с задержкой психического развития по методике "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго), мы сделали выводы, что дети с ЗПР испытывают трудности в анализе и имеют нарушения логичности и гибкости мышления.
4. Определив уровень умения анализировать текст по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго), мы сделали выводы, что у детей с ЗПР сниженный уровень умения анализировать конкретную информацию.
5. Далее был проведено диагностическое исследование особенностей мышления младших школьников с нормой развития с использованием тех же методик.
5. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что особенности операций мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют существенные различия по сравнению с особенностями операций мышления у детей младшего школьного возраста с нормой развития.
Заключение
Целью исследования явилось изучение особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «мышление» и различные подходы к изучению мышления в психологии.
2. Изучить особенности проявления ЗПР в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать виды и особенности мышления.
4. Рассмотреть характеристику операций мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
5. Провести практическое исследование особенностей операций мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в сравнении с особенностями операций мышления у детей младшего школьного возраста с нормой развития.
Таким образом, в первой главе были изучены сущность понятия «мышление» как психический процесс, проанализированы виды и особенности мышления, рассмотрена характеристика операций мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:
1. ЗПР - это расстройство нормального темпа развития психики, когда определенные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для конкретного возраста.
2. У младших школьников с ЗПР наблюдается слабость зрительного восприятия, замедленность процессов анализа и синтеза, замедленный темп и малый объем восприятия, рассеянность и непроизвольность внимания, низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения, замедленность мыслительной деятельности, дефект фонетической и интационно-выразительной сторон речи и бедность словарного запаса.
3. Выделяются следующие виды мышления: 1) в зависимости от формы: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое; 2) в зависимости от характера решаемых задач: теоретическое – практическое; 3) в зависимости от развернутости: дискурсивное – интуитивное; 4) в зависимости от степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
4. Выделяются следующие операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
5. При помощи мышления человек имеет возможность проникать вглубь проблемной задачи и за счет этого находить решение этой задачи.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей
Биографический список
Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2008. – С. 3-4.
Болгарова М.А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста. // Специальное образование. // № 8, 2007. – С. 23-29.
Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению. // Вестник Югорского государственного университета. - № 1-1 (44), 2017. – С. 29-34.
Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР. // Сибирский педагогический журнал. - № 13, 2007. – С. 300-307.
Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.
Ждан А.Н. История психологии. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 576 с.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология – М.,2001. – 436 с.
Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М.: Академический Проект, 2015. – 432 с.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.–. № 1, 2010. – С. 125-129.
Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.
Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. – № 12, 2012. – С. 162-165.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.
Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
Хант М. История психологии. – М.: АСТ, 2009 – 863с.
Щербатых Ю. В. Общая психология. - Спб: Питер, 2008. – 272 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.