Файл: Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Характеристика мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР
К мыслительным операциям относят следующие формы мышления:
1. Анализ подразумевает разложение целого на части или свойства, например, форму или цвет.
2. Синтез подразумевает мысленное объединение частей или свойств в единое целое.
3. Сравнение подразумевает сопоставление предметов и явлений, а также нахождение сходств и различий.
4. Обобщение подразумевает мысленное объединение предметов и феноменов по их схожести.
5. Абстрагирование подразумевает выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. При конкретизации, в отличие от абстракции, используются конкретные признаки [6].
Рассмотрим каждый из операций:
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее.
Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.
Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.
Обобщение - замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное. [27]
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Доминантой в младшем школьном возрасте является перестроение процесса мышления, с другой стороны, интеллект зависит от развития других психических функций. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и характеристики объектов и явлений, что дает возможность сделать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить основные выводы. На этой основе, постепенно ребенок начинает формировать основные научные концепции. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста по-прежнему является очень простой, в основном на стадии четко эффективного анализа, основанного на непосредственном восприятии объектов.
Завершен переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У детей появляется логически правильное рассуждение: они используют мыслительные операции. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия среди детей в группе выдающихся «теоретиков», или «мыслителей», которым легко решать
образовательные задачи в словесных терминах, «практиков», которые нуждаются в поддержке для наглядности и действий, и «художников», с ярко-образным мышлением. Большинство детей имеют относительное равновесие между различными типами мышления. [27].
Концептуальное мышление формируется постепенно посредством обучения, опыта, функций анализа, синтеза, сравнения и обобщения в абстракции от вторичных свойств, характеристик и особенностей явлений и объектов. Зависимость от внешних, очевидных особенностей и функций объекта определяет типичные ошибки и трудности детей в первые годы обучения. Младшим школьникам трудно работать в буквальном смысле цифр, трудно отвлечься от смысла слова, определяя его как часть речи. Эти и другие признаки вызваны возрастным развитием когнитивных функций.
Для детей младшего школьного возраста характерна гибкость мышления, которая является важной предпосылкой для успешного обучения, для формирования расходящихся путей познания. Гибкость мышления рассматривается как подход к проблеме, как к задаче, результатом такого подхода является изменение различных способов действия, пути их решения. Гибкость мышления способствует легкости регулировки знаний, навыков и систем в соответствии с изменяющимися условиями. Гибкость мышления способствует навыку переключаться с одного вида деятельности на другой. Гибкость тесно связана с различными психическими операциями, такими, как анализ, синтез, абстракция, обобщение.
У младших школьников с ЗПР все виды мышления, особенно, вербально-логическое, мыслительные операции и действия развиваются в значительно замедленном темпе в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Мыслительная деятельность школьников с ЗПР характеризуется конкретностью, затруднениями в образовании понятий и в процессах переноса и обобщения, лабильностью и инертностью мышления, затруднениями в переключении одной мысли на другую, замедленности интеллектуальных процессов, процессы анализа и синтеза отличаются фрагментарностью, предметы такими детьми сравниваются по несущественным признакам. На недоразвития мышления часто влияют недостаточное количество знаний и представлений об окружающем мире, что, может, зависит от слабой познавательной активности подростка с умственной отсталостью. В процессе обучения школьники плохо осмысливают правила и общие понятия, не умеют абстрагироваться от конкретных деталей. Из-за неумения встать на точку зрения другого человека подростки с ЗПР долго сохраняют в себе черты эгонцетрированности [12].
К старшим классам дети с ЗПР научаются анализировать объекты за счет вычленения свойств объектов. Вот только хорошо состоят дела только с общим анализом объектов, но по-прежнему выделить индивидуальные свойства объектов они до сих пор не могут. [11,26]
У школьников с ЗПР отстает наглядно-действенное мышление.
Школьники с ЗПР не заинтересованы в поиске решения поставленной задачи, они заинтересованы только в достижении цели, не учитывая условия ее достижения.
Наглядно-образное мышление у детей с ЗПР формируется значительно позже, чем у нормально развивающихся детей, у которых данный вид мышления формируется еще в дошкольном возрасте. Школьники с ЗПР не могут направить свое внимание на существенные свойства предметов, а обращают внимание на только те, которые сразу бросаются в глаза [9].
Школьникам с ЗПР не только трудно представить предмет по словесному описанию, но и самим описать предмет или нарисовать его на бумаге. Еще большую трудность они испытывают при сравнении предметов т.к. не в состоянии выделить общие для них черты.
Как говорилось ранее, у школьников с ЗПР значительно страдает вербально-логическое мышление. Школьникам особенно трудно дается усвоение понятий и установление причинно-следственных связей. Суждения таких детей непоследовательны, нелогичны, малодостоверны и часто неверны.
На уровень притязаний большое влияние оказывает вид выполняемой ими деятельности, любимые предметы в школе и успехи в обучении. Большое влияние оказывает трудовое обучение в ходе, которого старшеклассники с ЗПР учатся реалистично оценивать свои способности, что помогает им определиться с подходящей для них профессией [7].
Таким образом, при помощи операции мышления человек имеет возможность проникать вглубь проблемной задачи и за счет этого находить решение этой задачи.
Выводы по первой главе
1. ЗПР - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций.
2. У младших школьников с ЗПР наблюдается слабость зрительного восприятия, замедленность процессов анализа и синтеза, замедленный темп и малый объем восприятия, рассеянность и непроизвольность внимания, низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения, замедленность мыслительной деятельности, дефект фонетической и интационно-выразительной сторон речи и бедность словарного запаса.
3. Выделяются следующие виды мышления: 1) в зависимости от формы: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое; 2) в зависимости от характера решаемых задач: теоретическое – практическое; 3) в зависимости от развернутости: дискурсивное – интуитивное; 4) в зависимости от степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
Глава 2. Практическое исследование особенностей операций мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста, на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 50.
Мы разделили выборку на две группы: первую группу составили младшие школьники с ЗПР. Вторую – младшие школьники с нормой развития. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:
1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с психологом, подбор методик, формирование первичной выборки;
2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов;
3) контрольный этап, направленный на выявление результата проведенной работы, сравнение и анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.