Файл: Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Диагностическое обследование особенностей мышления, проводилось при помощи следующих методик:

1. Методика "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. 
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

Инструкция: ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов.

О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,

о хорошем 6-7 ответов,

о достаточном - 4-5,

о низком - менее чем 5.

Интерпретациярезультатов:

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

2. Методика «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Цель: Исследование умения анализировать текст.

Оборудование: Тексты.

Инструкция: Школьнику экспериментатор зачитывает четко и внятно текст (дети, которые владеют навыками чтения, читают сами) простого рассказа. После чего ребенка необходимо попросить пересказать текст.

Анализируемые показатели:

- сформированность навыка чтения (темп, интонированность и т.п.);

- наличие специфических ошибок чтения;

- осмысленность чтения;

- возможность смыслового краткого пересказа прочитанного (понимание основной мысли или подтекста);

-объем необходимой помощи взрослого при смысловом анализе текста.

Таким образом, в исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста. Мы разделили выборку на две группы: первую группу составили младшие школьники с ЗПР. Вторую – младшие школьники с нормой развития.


2.2 Результаты исследования и их анализ

Диагностическое обследование операций мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР с применением методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).



Фамилия Имя

Оценка результатов

Уровень логичности мышления

1

А. Иван

3

низкий

2

Ж. Дмитрий

5

средний

3

К. Елена

5

средний

4

Е. Артем

4

низкий

5

Б. Ирина

3

низкий

6

А. Петр

1

низкий

7

У. Ксения

1

низкий

8

Ш. Николай

4

низкий

9

П. Олег

6

средний

10

Л. Екатерина

3

низкий


Низкий уровень - ребенком не выявляет логических связей и отношений между понятиями, не удерживает инструкцию выполнения задания до конца.

Средний уровень -  выполнения задания по аналогии ребенок допускает ошибки, инструкцию держит, но не до конца.

Высокий уровень - ребенок выполняя задание держит инструкцию до конца, выявляет логическую связь.

Примеры ответов детей: пух-перья, корова-рога, картофель-суп, зубы-щетка.


Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала низкий (7 человек) и средний (3 человека) уровень развития мышления, а именно логичности и гибкости мышления.



Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 1)



Рисунок 1 – Результаты по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Диагностическое обследование мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР с применением методики «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).



Фамилия Имя

Оценка результатов

Уровень умения анализировать текст

1

А. Иван

2

низкий

2

Ж. Дмитрий

5

средний

3

К. Елена

3

низкий

4

Е. Артем

4

низкий

5

Б. Ирина

5

средний

6

А. Петр

2

низкий

7

У. Ксения

2

низкий

8

Ш. Николай

3

низкий

9

П. Олег

6

средний

10

Л. Екатерина

3

низкий


Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала низкий (7 человек) и средний (3 человека) уровень развития мышления, а именно операции анализа.

Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 1)



Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Низкий уровень-ребенок не понимает инструкцию, не пользуется помощью взрослого, не может передать основную мысль текста.

Средний уровень-ребенок понимает и держит инструкцию задания, содержание текста понимает, но не сразу, только с подсказкой взрослого, пересказать главную мысль не всегда получается.


Высокий уровень-инструкцию задания понимает и держит до конца задания, передает основную мысль текста

Далее проводилась диагностика младших школьников с нормой развития. Диагностическое исследование особенностей операций мышления с нормой развития проводилось с использованием методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).



Фамилия Имя

Оценка результатов

Уровень логичности мышления

1

К. Татьяна

9

высокий

2

О. Елена

6

средний

3

Е. Дмитрий

10

высокий

4

И. Артем

10

высокий

5

Д. Максим

7

средний

6

У. Петр

8

высокий

7

Г. Любовь

9

высокий

8

Л. Екатерина

8

высокий

9

Л. Евгений

6

средний

10

П. Игорь

8

высокий


Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием показала высокий (7 человек) и средний (3 человека) уровень развития логичности мышления.

Представим полученные результаты графически (рисунок 3).



Рисунок 3 – Анализ показателей по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Низкий уровень - ребенком не выявляет логических связей и отношений между понятиями, не удерживает инструкцию выполнения задания до конца.

Средний уровень -  выполнения задания по аналогии ребенок допускает ошибки, инструкцию держит, но не до конца.

Высокий уровень - ребенок выполняя задание держит инструкцию до конца, выявляет логическую связь.


Исследование особенностей мышления младших школьников с нормой развития проводилось с использованием методики «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).



Фамилия Имя

Оценка результатов

Уровень логичности мышления

1

К. Татьяна

9

высокий

2

О. Елена

6

средний

3

Е. Дмитрий

9

высокий

4

И. Артем

10

высокий

5

Д. Максим

6

средний

6

У. Петр

8

высокий

7

Г. Любовь

5

средний

8

Л. Екатерина

9

высокий

9

Л. Евгений

6

средний

10

П. Игорь

10

высокий


Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием показала высокий (6 человек), средний (4 человека) уровень развития мышления, а именно операции анализа.

Представим полученные результаты графически (рисунок 4).



Рисунок 4 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Низкий уровень-ребенок не понимает инструкцию, не пользуется помощью взрослого, не может передать основную мысль текста.

Средний уровень-ребенок понимает и держит инструкцию задания, содержание текста понимает, но не сразу, только с подсказкой взрослого, пересказать главную мысль не всегда получается.

Высокий уровень-инструкцию задания понимает и держит до конца задания, передает основную мысль текста

Далее проведем сравнительный анализ особенностей мышления у младших школьников с ЗПР и у младших школьников с нормальным психическим развитием.