Файл: Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностическое обследование особенностей мышления, проводилось при помощи следующих методик:
1. Методика "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
Инструкция: ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов.
О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,
о хорошем 6-7 ответов,
о достаточном - 4-5,
о низком - менее чем 5.
Интерпретациярезультатов:
Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.
2. Методика «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Цель: Исследование умения анализировать текст.
Оборудование: Тексты.
Инструкция: Школьнику экспериментатор зачитывает четко и внятно текст (дети, которые владеют навыками чтения, читают сами) простого рассказа. После чего ребенка необходимо попросить пересказать текст.
Анализируемые показатели:
- сформированность навыка чтения (темп, интонированность и т.п.);
- наличие специфических ошибок чтения;
- осмысленность чтения;
- возможность смыслового краткого пересказа прочитанного (понимание основной мысли или подтекста);
-объем необходимой помощи взрослого при смысловом анализе текста.
Таким образом, в исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста. Мы разделили выборку на две группы: первую группу составили младшие школьники с ЗПР. Вторую – младшие школьники с нормой развития.
2.2 Результаты исследования и их анализ
Диагностическое обследование операций мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР с применением методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
№ | Фамилия Имя | Оценка результатов | Уровень логичности мышления |
1 | А. Иван | 3 | низкий |
2 | Ж. Дмитрий | 5 | средний |
3 | К. Елена | 5 | средний |
4 | Е. Артем | 4 | низкий |
5 | Б. Ирина | 3 | низкий |
6 | А. Петр | 1 | низкий |
7 | У. Ксения | 1 | низкий |
8 | Ш. Николай | 4 | низкий |
9 | П. Олег | 6 | средний |
10 | Л. Екатерина | 3 | низкий |
Низкий уровень - ребенком не выявляет логических связей и отношений между понятиями, не удерживает инструкцию выполнения задания до конца. Средний уровень - выполнения задания по аналогии ребенок допускает ошибки, инструкцию держит, но не до конца. Высокий уровень - ребенок выполняя задание держит инструкцию до конца, выявляет логическую связь. Примеры ответов детей: пух-перья, корова-рога, картофель-суп, зубы-щетка. |
Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала низкий (7 человек) и средний (3 человека) уровень развития мышления, а именно логичности и гибкости мышления.
Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 1)
Рисунок 1 – Результаты по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Диагностическое обследование мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР с применением методики «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
№ | Фамилия Имя | Оценка результатов | Уровень умения анализировать текст |
1 | А. Иван | 2 | низкий |
2 | Ж. Дмитрий | 5 | средний |
3 | К. Елена | 3 | низкий |
4 | Е. Артем | 4 | низкий |
5 | Б. Ирина | 5 | средний |
6 | А. Петр | 2 | низкий |
7 | У. Ксения | 2 | низкий |
8 | Ш. Николай | 3 | низкий |
9 | П. Олег | 6 | средний |
10 | Л. Екатерина | 3 | низкий |
Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития показала низкий (7 человек) и средний (3 человека) уровень развития мышления, а именно операции анализа.
Представим результаты в виде диаграммы (Рисунок 1)
Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Низкий уровень-ребенок не понимает инструкцию, не пользуется помощью взрослого, не может передать основную мысль текста.
Средний уровень-ребенок понимает и держит инструкцию задания, содержание текста понимает, но не сразу, только с подсказкой взрослого, пересказать главную мысль не всегда получается.
Высокий уровень-инструкцию задания понимает и держит до конца задания, передает основную мысль текста
Далее проводилась диагностика младших школьников с нормой развития. Диагностическое исследование особенностей операций мышления с нормой развития проводилось с использованием методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
№ | Фамилия Имя | Оценка результатов | Уровень логичности мышления |
1 | К. Татьяна | 9 | высокий |
2 | О. Елена | 6 | средний |
3 | Е. Дмитрий | 10 | высокий |
4 | И. Артем | 10 | высокий |
5 | Д. Максим | 7 | средний |
6 | У. Петр | 8 | высокий |
7 | Г. Любовь | 9 | высокий |
8 | Л. Екатерина | 8 | высокий |
9 | Л. Евгений | 6 | средний |
10 | П. Игорь | 8 | высокий |
Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием показала высокий (7 человек) и средний (3 человека) уровень развития логичности мышления.
Представим полученные результаты графически (рисунок 3).
Рисунок 3 – Анализ показателей по методики "Простые аналогии" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Низкий уровень - ребенком не выявляет логических связей и отношений между понятиями, не удерживает инструкцию выполнения задания до конца.
Средний уровень - выполнения задания по аналогии ребенок допускает ошибки, инструкцию держит, но не до конца.
Высокий уровень - ребенок выполняя задание держит инструкцию до конца, выявляет логическую связь.
Исследование особенностей мышления младших школьников с нормой развития проводилось с использованием методики «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
№ | Фамилия Имя | Оценка результатов | Уровень логичности мышления |
1 | К. Татьяна | 9 | высокий |
2 | О. Елена | 6 | средний |
3 | Е. Дмитрий | 9 | высокий |
4 | И. Артем | 10 | высокий |
5 | Д. Максим | 6 | средний |
6 | У. Петр | 8 | высокий |
7 | Г. Любовь | 5 | средний |
8 | Л. Екатерина | 9 | высокий |
9 | Л. Евгений | 6 | средний |
10 | П. Игорь | 10 | высокий |
Таким образом, группа детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием показала высокий (6 человек), средний (4 человека) уровень развития мышления, а именно операции анализа.
Представим полученные результаты графически (рисунок 4).
Рисунок 4 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Низкий уровень-ребенок не понимает инструкцию, не пользуется помощью взрослого, не может передать основную мысль текста.
Средний уровень-ребенок понимает и держит инструкцию задания, содержание текста понимает, но не сразу, только с подсказкой взрослого, пересказать главную мысль не всегда получается.
Высокий уровень-инструкцию задания понимает и держит до конца задания, передает основную мысль текста
Далее проведем сравнительный анализ особенностей мышления у младших школьников с ЗПР и у младших школьников с нормальным психическим развитием.