Файл: Протокол 1 Приказ 161 от 31. 08. 2016г. Адаптированная основная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 449
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Направление «Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»
Критерии | Параметры |
Сформированность активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. Умение устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия. |
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному | Уточненные представления об устройстве домашней жизни; умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Прогресс оценивается по овладению бытовыми навыками, наличию постоянных и удовлетворительно выполняемых обязанностей. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми | Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке). Умение ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении. |
Сформированность стремления участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными | Усвоение и осмысление годового цикла семейных и школьных праздников, осмысление их значения и особенностей. Стремление ребёнка включаться в подготовку и проведение праздника, потребность и умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности. |
Направление «Овладение навыками коммуникации»
Критерии | Параметры |
Сформированность знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. Развитие произносительной стороны речи, умение осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации. Умение вступить в разговор, задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои намерения, завершить разговор. Умение слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и уточнять информацию от собеседника. Умение корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п. Умение распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей). Умение пренебречь этими правилами при возникновении неотложной ситуации, требующей немедленного обращения. Умение отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации. Проявление интереса к обмену впечатлениями, активизация попыток разделить их с близкими: поделиться переживаниями о происходящем в данный момент и попытки рассказать о событиях своей жизни неизвестных собеседнику. Наличие успешного опыта использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами). Стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками при помощи коммуникации. Освоение культурных форм выражения своих чувств |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении | Расширение круга ситуаций (выход за рамки школьных и домашних взаимодействий), в которых ребенок может применять усвоенные коммуникативные умения и навыки как средство достижения цели |
Направление «Дифференциация и осмысление картины мира»
Критерии | Параметры |
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности | Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Умение прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др. |
Сформированность целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком | Умение ориентироваться в реалиях природных явлений. Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности (понимать, что «будет обязательно», «бывает», «иногда может быть», «не бывает», «не может быть»). Умение прогнозировать последствия воздействия природных явлений (дождь, гроза, снегопад, гололед и др.) и избегать нежелательных последствий |
Сформированность внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой | Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание условий собственной результативности. Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ. |
Способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт, делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок, как коммуникация) | Умение в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми |
Направление «Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»
Критерии | Параметры |
Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса | Представления об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе. Стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми и т. д. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов | Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта. Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение Овладение способностью правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения | Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия |
Система бальной оценки результатов
Личностные результаты представлены в виде бальной шкалы, где определенному баллу соответствует уровень проявления личностных результатов.
Уровни сформированности социальных (жизненных) компетенций
Уровни | Параметры |
Дифференциация и осмысление картины мира | |
Низкий – 1 балл | Проявляет неадекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; для сохранности окружающей предметной и природной среды. С трудом умеет или не умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Не умеет прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей. С трудом умеет или не умеет ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности. С трудом умеет или не умеет прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать нежелательных последствий. Не развиты любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Не проявляет активности во взаимодействии с миром, не проявляет умения понимать условия собственной результативности. С трудом умеет или не умеет осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. С трудом умеет или не умеет осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни. Отсутствует накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, с трудом или не умеет осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ. С трудом умеет или не умеет в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения. С трудом умеет или не умеет принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. С трудом умеет или не умеет делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
Ниже среднего – 2 балла | Может проявлять неадекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. С трудом может использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. С трудом может прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей. С трудом может ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности. С трудом может прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать нежелательных последствий. Плохо развиты любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Не проявляет активности во взаимодействии с миром, с трудом понимает условия собственной результативности. С трудом может осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. С трудом осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливает причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строит рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливает аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни. Несущественное накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, с трудом может осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ. С трудом умеет в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения. С трудом может принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. С трудом делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
Средний уровень – 3 балла | Иногда может проявлять неадекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. В некоторых ситуациях затрудняется использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Не сразу может прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей. Иногда затрудняется ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности. Не сразу может прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать нежелательных последствий. Проявляет некоторую любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Не всегда активен во взаимодействии с миром, не всегда проявляет умение понимать условия собственной результативности. Не сразу может осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Иногда затрудняется осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни. Недостаточное накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, иногда затрудняется осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ. Не всегда сразу умеет в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения. В некоторых случаях затрудняется принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Не всегда умеет поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
Достаточный уровень – 4 балла | Проявляет адекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Легко и быстро умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Достаточно быстро умеет прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей. Неплохо умеет ориентироваться в реалиях природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности. Умеет прогнозировать последствия воздействия природных явлений и избегать нежелательных последствий. В достаточной степени развиты любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Проявляет активность во взаимодействии с миром, проявляет умение понимать условия собственной результативности. Достаточно легко и быстро умеет осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Неплохо умеет осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни. Достаточное накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, с легко умеет осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ. Достаточно легко и быстро умеет в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения. Пытается принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умеет делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях | |
Низкий – 1 балл | С трудом умеет или не умеет различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется. Требуется много времени или не умеет адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья. С трудом умеет преодолевает стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения. Требуется много времени или не может точно описать возникшую проблему, не имеет достаточный запас фраз для ее определения.Требуется много времени или не может выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, не может объяснить учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. Требуется много времени или не может написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. С трудом различает учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому. Практически не проявляет умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. Испытывает трудности или не умеет использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю. |
Ниже среднего – 2 балла | С трудом различает социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется. Требуется много времени, чтобы адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья. С трудом преодолевает стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения. С трудом может точно описать возникшую проблему, не имеет достаточный запас фраз для ее определения. С трудом может выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, с трудом может объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. Требуется много времени, чтобы написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. С трудом различает учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому. Проявляет слабое умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. Испытывает трудности при использовании помощи взрослого для разрешения затруднения, с трудом дает адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю. |
Средний уровень – 3 балла | Иногда затрудняется различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется. В некоторых случаях затрудняется адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья. Иногда с трудом преодолевает стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения. Не всегда может точно описать возникшую проблему, не имеет достаточный запас фраз для ее определения. С трудом может выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, не сразу может объяснить учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. Испытывает трудности при написании SMS-сообщений, при правильном выборе адресата (близкого человека), иногда не может сразу корректно и точно сформулировать возникшую проблему. Не всегда различает учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому. Проявляет умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. Иногда испытывает трудности при использовании помощи взрослого для разрешения затруднения, не сразу или не всегда дает адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю. |
Достаточный уровень – 4 балла | Достаточно легко и быстро может различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется. Практически всегда может адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья. Практически всегда при необходимости может обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения. Может точно описать возникшую проблему, имеет достаточный запас фраз для ее определения. Достаточно легко и быстро может выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, практически сразу может объяснить учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. Не испытывает трудности при написании SMS-сообщений, при правильном выборе адресата (близкого человека), практически всегда может сразу корректно и точно сформулировать возникшую проблему. Может различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому. Проявляет умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. Умеет использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, достаточно легко и быстро дает адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю |
Дифференциация и осмысление адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей | |
Низкий – 1 балл | Практически не имеет представления об общественных нормах, не разграничивает социально одобряемых и не одобряемых форм поведения в обществе. Практически отсутствует стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми и т. д. Требуется много времени или не умеет адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. С трудом вступает в контакт или не умеет общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, требуется много времени или не может корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Требуется много времени или не может овладеть способностью правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя. С трудом проявляет инициативу или не может корректно устанавливать и ограничивать контакт. Не проявляет умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Требуется много времени или не может применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия |
Ниже среднего – 2 балла | Имеет слабое представление об общественных нормах, с трудом или не разграничивает социально одобряемых и не одобряемых форм поведения в обществе. Практически отсутствует стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми и т. д. С трудом адекватно использует принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. С трудом вступает в контакт и проявляет слабые умения общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, с трудом может корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. С трудом может овладеть способностью правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя. С трудом проявляет инициативу, затрудняется корректно устанавливать и ограничивать контакт. С трудом проявляет умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. С трудом может применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия. |
Средний уровень – 3 балла | Имеет недостаточное представление об общественных нормах, затрудняется разграничивать социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе. Не всегда проявляет достаточное стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми и т. д. Иногда затрудняется адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. Не сразу вступает в контакт и иногда проявляет слабые умения общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, в некоторых случаях не может корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Иногда может испытывать трудности в овладении способностью правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя. Не всегда сам проявляет инициативу, иногда затрудняется корректно устанавливать и ограничивать контакт. Иногда испытывает трудности в проявлении умения не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. В некоторых случаях затрудняется принимать и включать в свой жизненный опыт жизненный опыт других людей. Не всегда умеет поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
Достаточный уровень – 4 балла | Имеет представление об общественных нормах, правильно разграничивает социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе. Проявляет стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми и т. д. Достаточно легко и быстро использует принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. Легко и быстро вступает в контакт и проявляет умение общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, может корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Способен правильно реагировать на похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя. Проявляет инициативу, может корректно устанавливать и ограничивать контакт. Проявляет умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Достаточно легко может применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия. |
Овладение навыками коммуникации | |
Низкий – 1 балл | Практически не может решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. Развитие произносительной стороны речи на низком уровне, умение осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации практически отсутствует. С трудом вступает в разговор, задает вопрос, формулирует просьбу, выражает свои намерения, завершает разговор. Не обладает умением слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и уточнять информацию от собеседника. Не может корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п. Не умеет распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей). С трудом может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации. Не проявляет интерес к обмену впечатлениями, не осуществляет попыток разделить их с близкими: не умеет делиться переживаниями о происходящем в данный момент и рассказывать о событиях своей жизни неизвестных собеседнику. Отсутствует успешный опыт использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами). Стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками при помощи коммуникации не проявляет. Освоение культурных форм выражения своих чувств отсутствует. |
Ниже среднего – 2 балла | С трудом может решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. Развитие произносительной стороны речи на низком уровне, с трудом может осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации. С трудом вступает в разговор, требуется много времени, чтобы задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои намерения, завершить разговор. С трудом может слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и уточнять информацию от собеседника. Не может корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п. С трудом может распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей). С трудом может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации. Проявляет недостаточный интерес к обмену впечатлениями, активизации попыток разделить их с близкими не проявляет: с трудом может делиться переживаниями о происходящем в данный момент и рассказывать о событиях своей жизни неизвестных собеседнику. Отсутствует успешный опыт использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами). Стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками при помощи коммуникации не проявляет. Освоение культурных форм выражения своих чувств отсутствует. |
Средний уровень – 3 балла | Может решать некоторые актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. Развитие произносительной стороны речи на среднем уровне, иногда затрудняется осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации. Вступает в разговор, иногда затрудняется задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои намерения, завершить разговор. Может слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и уточнять информацию от собеседника. В некоторых случаях затрудняется корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п. Может распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей). Может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации. Не всегда проявляет интерес к обмену впечатлениями, активизации попыток разделить их с близкими: иногда затрудняется делиться переживаниями о происходящем в данный момент и рассказывать о событиях своей жизни неизвестных собеседнику. Успешный опыт использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами) недостаточный. Проявляет стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками при помощи коммуникации. Освоение культурных форм выражения своих чувств на среднем уровне. |
Достаточный уровень – 4 балла | Достаточно легко и быстро может решать некоторые актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. Развитие произносительной стороны речи на среднем уровне, может осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации. Легко вступает в разговор, задает вопрос, может сформулировать просьбу, выразить свои намерения, завершить разговор. Может слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и уточнять информацию от собеседника. Может корректно и адекватно выразить отказ, недовольство, проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п. Может распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей). Может отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации. Проявляет интерес к обмену впечатлениями, активизации попыток разделить их с близкими: легко делится переживаниями о происходящем в данный момент и рассказывает о событиях своей жизни неизвестных собеседнику. Существует успешный опыт использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами). Стремится самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками при помощи коммуникации. Осваивает культурные формы выражения своих чувств. |
Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | |
Низкий – 1 балл | Практически отсутствует прогресс в самостоятельности и независимости в быту. С трудом или не умеет устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия. Представления об устройстве домашней жизни на низком уровне; требует много времени или не умеет включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Практически отсутствуют адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения на низком уровне (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке). Требует много времени, чтобы ориентироваться в расписании занятий. Практически не умеет включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность. Требует много времени или совсем не усваивает и не осмысляет годовой цикл семейных и школьных праздников, их значения и особенностей. Практически отсутствует стремление ребёнка включаться в подготовку и проведение праздника, низкая потребность и неумение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности. |
Ниже среднего – 2 балла | Практически отсутствует прогресс в самостоятельности и независимости в быту. С трудом умеет устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия. Представления об устройстве домашней жизни на низком уровне; требует много времени для того, чтобы включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Практически отсутствуют адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения на низком уровне (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке). Требует много времени, чтобы ориентироваться в расписании занятий. С трудом умеет включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность. С трудом усваивает и осмысляет годовой цикл семейных и школьных праздников, их значения и особенностей. Практически отсутствует стремление ребёнка включаться в подготовку и проведение праздника, низкая потребность и неумение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности. |
Средний уровень – 3 балла | Заметен прогресс в самостоятельности и независимости в быту. Иногда затрудняется устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия. Представления об устройстве домашней жизни на среднем уровне; испытывает трудности при включении в разнообразные повседневные дела, в некоторых случаях затрудняется принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Адекватно представляет устройство школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения на среднем уровне (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке). Может ориентироваться в расписании занятий. Может включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность. Усваивает и осмысляет годовой цикл семейных и школьных праздников, их значения и особенностей. Иногда испытывает затруднения при включении в подготовку и проведение праздника, потребность и умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности на среднем уровне. |
Достаточный уровень – 4 балла | Заметен прогресс в самостоятельности и независимости в быту. Достаточно легко и быстро устанавливает причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находит причину бытового явления и предвидит нежелательные последствия. Имеет адекватные представления об устройстве домашней жизни; легко включается в разнообразные повседневные дела, принимает в них посильное участие, может брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Адекватно представляет устройство школьной жизни. Неплохо осваивает установленные нормы школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке). Может легко и быстро ориентироваться в расписании занятий. Может включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность. Усваивает и осмысляет годовой цикл семейных и школьных праздников, их значения и особенностей. Достаточно легко и быстро включается в подготовку и проведение праздника, имеет потребность и умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности на среднем уровне. |