Файл: Банковская деятельность региональные аспекты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

гтов, сниже-

УДК 336.71

Развитие розничных платежных услуг:

от платежных сервисов

к услугам платежной системы

П. А. Тамаров,

начальник Управления регулирования надзора и наблюдения в национальной платежной системе

Департамента регулирования расчетов Банка России, кандидат технических наук, доцент,

e-mail: tpal@cbr.ru

М. А. Михайлова,

руководитель московского филиала ЗАО «Центр финансовых технологий»,

e-mail: m.mihailova@cft.ru

Новое законодательство о национальной платежной системе вводит строго применяемую терминологическую систему, определяя в том числе и понятие платежной системы, что выдвигает к кредитным организациям и провайдерам платежных сервисов требование проведения анализа и комплексного пересмотра организации собственной деятельности с учетом новых условий. В статье рассматриваются законодательные основы и практические подходы к идентификации платежных систем.

New law on National Payment System implemented rigidly applied system of terms, the definition of payment system among the others. According to the law's requirements financial institutions and payment service providers should analyze and revise their activity organization. The present article is concerned with legal frameworks and practical approaches to the identifying of payment systems.

Ключевые слова: платежные сервисы; платежная система; платежные услуги; услуги платежной инфраструктуры; иден­тификация платежной системы.

Key words: payment facilities; payment system; payment services, payment infrastructure services; identifying of payment system.




Понятия платежной системы и платежных услуг ассоциируются прежде всего с розничными ин­фраструктурами перевода денежных средств и услугами провайдеров (операторов), обеспечивающими информационно-технологическую и коммуникационную поддержку данных услуг. До недавнего времени интер­претация перечисленных понятий могла быть весьма широкой и неопределенной, так же, как и применимость термина платежная услуга к банковским операциям вви­ду отсутствия условий и мотивов для их применения в едином и строгом практическом значении.

Банковская модель регулирования в новом законодательстве о НПС

Требования нового законодательства о национальной платежной системе1 (далее - НПС) существенно изменили сложившуюся ситуацию, установив достаточно строго при­меняемую терминологию, включая понятие платежной системы. Данные требования также определили модель ре­гулирования услуг, предоставляемых в рамках НПС, кото-

1 Федеральные законы от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О на­циональной платежной системе» и № 162-ФЗ «О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной пла­тежной системе».

рая может характеризоваться как банковская модель в связи с тем, что кредитные организации вправе оказывать практи­чески все типы указанных услуг (при этом важная их часть должна предоставляться исключительно кредитными орга­низациями). Так, платежная услуга по переводу денежных средств может осуществляться только кредитными органи­зациями (если не считать Банк России и Внешэкономбанк), называемыми в рамках оказания этой услуги операторами по переводу денежных средств (далее - операторы ПДС), причем операторы ПДС вправе привлекать банковских пла­тежных агентов (субагентов) для осуществления ряда опе­раций, в том числе в целях перевода денежных средств.

Также в рамках требований Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее - Закона о НПС) в предоставлении услуг платежной инфраструкту­ры весьма существенная роль отведена деятельности кре­дитных организаций, в рамках которой они могут выпол­нять функции операторов услуг платежной инфраструк­туры (далее — операторы У ПИ):

  • операционных центров, предоставляющих опера­
    ционные услуги;

  • платежных клиринговых центров (в том числе пла­
    тежных клиринговых контрагентов), предоставляющих
    услуги платежного клиринга;

  • расчетных центров, предоставляющих расчетные
    услуги.



ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 9/2012

31

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Кроме того, они могут быть организациями, отве­чающими за деятельность платежной системы в целом, -операторами платежных систем, а также участниками платежных систем. При этом кредитная организация мо­жет выступать в роли любого типа оператора и участника, совмещая указанные функции в рамках одной или различ­ных платежных систем (причем деятельность в качестве расчетного центра и платежного клирингового контра­гента может осуществляться исключительно кредитными организациями, Банком России и Внешэкономбанком). Отметим также, что предоставление платежной услуги по переводу электронных денежных средств требует образо­вания небанковской кредитной организации (далее - НКО) или привлечения действующей кредитной организации или НКО, а признание кредитной организации оператором платежной системы осуществляется при определенных количественных характеристиках объема переводов, осу­ществляемых другими (тремя и более) операторами ПДС по счетам, открытым в данной кредитной организации.

Вместе с тем исторически сложилось, что розничные банковские платежные услуги развивались во многом благо­даря продвижению на рынок продуктов, предлагаемых бан­кам специализированными организациями (провайдерами платежных сервисов, далее — провайдеры ПСр) как «пла­тежные сервисы» или «продукты». Приобретая такой пла­тежный сервис, банк, с одной стороны, приобретал предо­ставление соответствующей услуги со стороны провайдера ПСр, а с другой - возможность посредством инфраструкту­ры провайдера ПСр предоставить своим клиентам услугу, например, денежного перевода, с набором определенных потребительских свойств, удобных и выгодных клиенту. При этом, как правило, провайдеры (для своего рыночного позиционирования) именовали себя «платежной системой».

Закон о НПС, определив возможное место и роль та­ких провайдеров ПСр в рамках национальной платежной системы (через формулировки в ст. 3 понятий оператора платежной системы и оператора услуг платежной инфра­структуры), а также условия и характер предоставляемых ими услуг, актуализирует задачу пересмотра сущности и формы действующих отношений банков, их клиентов и провайдеров ПСр для анализа соответствия требованиям нового законодательства о НПС. Применявшиеся ранее понятия платежных сервисов и продуктов нуждаются в их переформулировании в терминах платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, а также в определении, каким образом из состава и характеристик сервисов и ус­луг образовать платежную систему.

Представляется, что решение данной задачи связано с определением того, кто, кому и на каких условиях ока­зывает услуги, с вопросами о классификации платежных сервисов, необходимом уровне их детализации и система­тизации, а также с формированием на этой основе логи­ческой и функциональной взаимосвязи сервисов, позво­ляющих сгруппировать их в определенную совокупность в рамках платежной системы.

Законодательные основы для услуг, определяемых в платежной системе

Согласно п. 17 ст. 3 Закона о НПС определено три типа платежных услуг, содержательно проанализированных в [1]:


  • услуга приема денежных средств;

  • услуга перевода денежных средств, в том числе пе­
    ревода электронных денежных средств;

  • услуга почтового денежного перевода.

При этом для целей идентификации (ст. 15.39) иклас-сификации (ст. 22 части 1 и 2) платежных систем приме­нимыми являются показатели, характеризующие только услугу перевода денежных средств. Классификационные признаки социально значимых платежных систем опре­делены Законом о НПС (ст. 22.2 пп. 2-4) через ряд кате­горий, которые даны в терминах способа инициирования перевода денежных средств и характера использования банковского счета (далее категорий перевода):

  • с применением платежных карт;

  • без открытия банковского счета;

  • с использованием банковского счета.

Формулировки данных категорий в контексте соци­альной значимости позволяют рассматривать их в даль­нейшем анализе как классификационные признаки для розничных платежных систем. Другие характеристики, определенные Законом о НПС в отношении системно зна­чимых (ст. 22.1 п. 1) и социально значимых (ст. 22.2 п. 1) платежных систем количественным образом, прямо не увязаны с перечисленными категориями.

Таким образом, в части розничных платежных услуг может быть применена классификация платежных систем, опирающаяся на три вышеупомянутые категории перевода.

Помимо платежных услуг, Закон о НПС определяет по­нятие услуг платежной инфраструктуры, к которым отнесе­ны, как уже было отмечено, операционные, платежные кли­ринговые и расчетные услуги. Соответственно, организации, предоставляющие указанные услуги в платежных системах, именуются операционными, платежными клиринговыми и расчетными центрами. Вместе с тем для единообразной классификации отношений, связанных с осуществлением перевода денежных средств в условиях, когда платежная система не может быть идентифицирована, представляется целесообразным использование в отношении задействован­ных инфраструктур тех же терминов, что и применительно к платежным инфраструктурам платежной системы:

  • операционные - для обеспечения обмена электрон­
    ными сообщениями кредитной организации с собственны­
    ми клиентами или клиентами другого оператора ПДС (при
    наличии с ним соответствующего двустороннего договора);

  • платежные клиринговые - для определения взаим­
    ных платежных обязательств (клиринговых позиций) при
    взаимодействии двух и более операторов ПДС, а также
    иных организаций, имеющих право быть участниками
    платежных систем;

  • расчетные — для осуществления списания и зачис­
    ления денежных средств по счетам, открытым одному
    или нескольким операторам ПДС или иным организаци­
    ям, имеющим право быть участниками платежных систем.

К указанным условиям, не приводящим в соответ­ствии с Законом о НПС к образованию платежной сис­темы, могут быть отнесены случаи, когда, например:

  • объем переводов по счетам оператора ПДС, откры­
    тым другим (более, чем трем) операторам ПДС, не достиг
    уровня, определенного Банком России согласно ст. 15.39
    Закона о НПС;

  • количество счетов, открытых оператором ПДС дру-



32

ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 9/2012

ния их правил и дальнейшей регистрации в Банке России.



















Платежные сервисы



Расчетные услуги















Услуги платежного клиринга















Операционные услуги






















Прием денежных средств

Перевод денежных средств




Переводы с использованием карт















Переводы без открытия счета
















Переводы со счета



















Рис. 1. Платежный сервис - совокупность услуг платежной инйюастпуктупы и платежных услуг