Файл: Банковская деятельность региональные аспекты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. 161-ФЗ «О национальной платежной
    системе» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5515. 30.06.2011.

  2. Положение ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, соверша­
    емых с использованием платежных карт» (с изм. и доп.).

  3. Положение Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредит­
    ных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (с изм. и доп.).

  4. Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных
    средств».

  5. Достов В. Л., Шуст П. М. Меры по надлежащей проверке клиента: новые подходы к повышению эффек­
    тивности // Банковское дело. 2012. № 5, С. 60-64.

I 68 I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I №12 2012

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

УДК 336.711.65

Перспективы развития региональных кредитных организаций

А. А. Войлуков,

начальник Главного управления Центрального банка Российской Федерации

по Краснодарскому краю, e-mail: gycb@krasnodar.cbr.ru

В статье исследуются проблемы региональных банков и перспективы их развития с учетом дальнейшего повышения тре­бований к размеру капитала. Это может привести к уходу с рынка малых банков, снижению возможностей по формированию в банковском секторе конкурентной среды. Рассматривается разграничение надзорных требований к кредитным организациям в зависимости от их размера.

The article considers problems of development and prospective of regional commercial banks. The author analyses the appropriate mini­mum capital adequacy requirements for regional banks. The Bank of Russia could apply supervisory measures, depending on the size of banks.

Ключевые слова: региональные банки; капитал; банковский надзор. Key words: regional commercial banks; capital; bank supervision.




В «Стратегии развития банковского сектора Рос­сийской Федерации на период до 2015 года» Правительство Российской Федерации и Цент­ральный банк Российской Федерации с учетом уроков кризиса констатируют необходимость продолжения усилий по повышению устойчивости банковского сек­тора и обеспечению динамичного роста совокупных показателей его функционирования, увеличению эф­фективности трансформации банковским сектором временно свободных средств в кредиты и инвестиции и повышению роли банковского сектора в процессе мо­дернизации российской экономики [1].

Решение поставленных задач требует устра­нения диспропорций развития регионов России, усугубляющихся неравномерностью обеспечения бан­ковскими услугами, недостаточной развитостью фи­нансово-кредитного механизма, формирования в бан­ковском секторе конкурентной среды, представленной полным спектром кредитно-финансовых институтов -от крупных банков с государственным участием до ма­лых региональных банков.

За последнее десятилетие количество действующих кредитных организаций в целом по России уменьшилось на 27%, при этом темпы сокращения в регионах более чем в 1,5 раза превосходили темпы московского региона. Рассматривая динамику процесса по годам, следует от­метить, что с 2009 г. при общем сокращении числа кре­дитных организаций в большинстве регионов идет уско­рение этого процесса, тогда как в московском регионе — замедление (рис. 1). Если банковский сектор и дальше будет сокращаться такими темпами, через несколько лет в регионах практически не останется банков, с учетом

масштабов наших территорий и стремления крупных банков оптимизировать свою структуру, подразумеваю­щего сокращение филиалов. Крупным кредитным орга­низациям зачастую невыгодно тратить время на клиента с кредитными заявками небольшого объема. Возникает вопрос - смогут ли в таком случае кредитные организа­ции обеспечить потребности регионов?

Как показывает мировой опыт, наличие в каждом субъекте Федерации независимых кредитных органи­заций является одним из важнейших условий для фор­мирования в стране эффективной модели бюджетного федерализма [2].

Рассмотрим основные проблемы региональных банков и перспективы дальнейшего развития банков­ского сектора.

На наш взгляд, одной из угроз прекращения их дея­тельности является постоянно ужесточающиеся требо­вания по минимальному размеру капитала. Этот процесс начался с требования повышения капитала до 90 млн руб. на 01.01.2010, затем до 180 млн руб. - на 01.01.2012. Сле­дующие требования необходимо выполнить к 01.01.2015, увеличив размер капитала до 300 млн руб. В марте это­го года по поручению Правительства Российской Фе­дерации рядом экспертов была подготовлена стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г., так называемая «Стратегия-2020», в которой предложе­но установить с 2013 г. минимальный размер капитала кредитных организаций 1 млрд руб. Цель повышения -укрепление банковской системы, пресечение использо­вания банковской лицензии для проведения сомнитель­ных операций. Но позволит ли это решить указанные проблемы и какие минусы в результате можно получить?



12

ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 11/2012

ТОЧКА ЗРЕНИЯ






2012




Всего по России Московский регион Другие регионы

Рис. 1. Годовые темпы изменения количества действующих кредитных организаций России



Рис. 2. Соотношение активов банковского сектора с ВВП



Франция Испания Австрия Бразилия

Рис. 3. Соотношение капиталов банков с ВВП

Обратимся к статистике и анализу зарубежного опыта. В России отношение активов банковского сек­тора к ВВП составляет 76%, тогда как, например, в Ев­росоюзе - около 300% (рис. 2). Совокупный капитал российских банков составляет около 10% ВВП, а в Бра­зилии, Австрии - более 30%' (рис. 3). Действительно,

По данным Ассоциации российских банков.

капитализация российского банковского сектора еще достаточно низкая, но не стоит забывать, что в других странах банки наращивали свои капиталы столетиями.

Точно определить объем капитала, которым дол­жен располагать банк или банковский сектор в целом, трудно, но он должен быть достаточным для выполне­ния банковских операций и обеспечения потребности клиентов. Сумма необходимого капитала также зави­сит от уровня риска, который принимает на себя банк. В этой связи под достаточностью капитала следует понимать способность банка компенсировать расходы и убытки, возникающие в его деятельности. При этом любой банк должен обладать достаточным объемом собственных средств, чтобы решить свои финансовые проблемы самостоятельно.

По мнению, озвученному генеральным директо­ром Государственной корпорации «Агентство по стра­хованию вкладов» А. В. Турбановым, «у банка должен быть соответствующий капитал, чтобы он оправдывал свое предназначение. По оценкам экспертов Европей ского союза, это 5 млн евро, а все, кто ниже, - это не банки. Об 1 млрд руб. ставить вопрос пока рано, а 300 млн руб. к 2015 г. придется соблюдать» [3]. Что же такое 5 млн евро? По текущему курсу - около 200 млн руб. что чуть больше существующей планки, которой соот ветствуют практически все наши региональные банки.

Так зачем же мы пытаемся идти дальше, чем этс принято в цивилизованном мире? Возможно, требова ние о 300 млн руб. с достаточным лагом по времени поможет активизировать процесс привлечения денет собственников, а точнее, их перевод из других активов в том числе зарубежных, что в итоге может благопри ятно повлиять на работу данных конкретных банков но планка в 1 млрд руб., по нашему мнению, несвоев ременна и достаточно спорна.


ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 11/2012

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

шается путем административного сокращения участни­ков рынка, о чем свидетельствует большое количество кредитных институтов в этих странах - в США - 15 802' единицы, в Германии - 1929, в Италии - 778 (рис. 5) [4].

Для России, на наш взгляд, проблема заключается не в количестве банков, а в их качестве. А то, что банк крупный или малый, это не равнозначно «качествен­ный» или «некачественный». Концентрация и центра­лизация капитала, укрепление и возможное сокращение количества кредитных организаций — процесс неизбеж­ный, конкуренция в банковском секторе со временем только усилится. Но этот процесс должен идти по эко­номическим законам. Выживут быстрые, готовые адап­тироваться, изменять принципиальные позиции либо в целом, либо в каких-то отдельных направлениях банки. Но ведь главный принцип - сохранение и преумножение устойчивых банков, независимо от их размера.

Уход с рынка региональных кредитных организа­ций сократит потенциал расширения банковских про­дуктов и услуг в регионах и не послужит повышению устойчивости банковского сектора. Малые региональ­ные банки вполне могут заниматься микрофинанси­рованием, однако сейчас создаются новые параллель­ные институты микрофинансовых организаций, и мы повторно наступаем на те же грабли, через которые прошла в свое время банковская система. А именно, недостаточность надзора и возникновение безнаказан­ности на рынке, что впоследствии может привести к социальной напряженности.

Преимущества небольших региональных банков -лучшее знание и понимание потребностей региона, налаженные контакты с региональными и муници­пальными организациями, возможность усилить свое присутствие на рынке среднего и малого бизнеса. Не стоит забывать и о таком сегменте, как индивидуаль­ные предприниматели: их в стране 6 млн и их числен­ность растет.

Представляется вполне логичным предложение банковских ассоциаций - ввести институт региональ­ных или локальных банков. Разграничить требования к крупным системообразующим банкам, ведущим мас­штабный бизнес на значительных территориях, и к не­большим кредитным организациям, успешно работа­ющим в своем сегменте, на ограниченной территории и полностью соответствующим масштабам экономики этого региона.

Даже с относительно небольшими капиталами ре­гиональным банкам по силам стать локомотивом роста для своих территорий. В российской экономике беспре­цедентно высок износ основных фондов. Встает вопрос о техническом перевооружении предприятий, который без привлечения ресурсов банковского сектора решить не представляется возможным. При этом подавляющая часть производств расположена за пределами столицы. Участие региональных банков в развитии и модерниза­ции экономик регионов - это еще и социальная задача,

поскольку производство - это рабочие места, повыше­ние уровня жизни населения. Безусловно, инвестици­онные проекты, особенно на уровне стартапов, имеют значительную риск-составляющую, и кто-то должен эти риски компенсировать. Одним из путей решения может стать налаживание взаимодействия с региональными властями — предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок, развитие синдицированного креди­тования, страхование бизнеса заемщиков.

Региональным банкам для устойчивого функцио­нирования и дальнейшего развития, на наш взгляд, не­обходимо:

  • уделять пристальное внимание оценке актуаль­
    ных рисков: высокой концентрации кредитного риска,
    в том числе связанной с кредитованием бизнеса соб­
    ственников и аффилированных лиц, рискам по опера­
    циям с ценными бумагами, связанным с неадекватно­
    стью их оценки, высоким операционным рискам;

  • осмыслить свои конкурентные преимущества,
    выстроить перспективные стратегии и направления;

  • принимать меры для повышения качества кор­
    поративного управления и предоставления банковских
    услуг.

Несмотря на сложную конъюнктуру рынка, регио­нальные банки, которые задаются целью не выжить, а вырасти, в большинстве случаев добиваются результа­тов, ведя достойный, честный и эффективный банков­ский бизнес.

Для повышения финансовой устойчивости банков, в том числе и региональных, необходимы не только уси­лия самих кредитных организаций, но и взвешенная по­литика в области надзора и регулирования банковской деятельности. Так, финансовый кризис 2008-2009 гг. выявил в деятельности российских банков опреде­ленные риски, продемонстрировав, что повышенная концентрация рисков является самостоятельным фак­тором, существенно снижающим устойчивость банков на индивидуальной и системной основе. В этой связи нужны новые подходы в практике осуществления над­зора за значимыми для экономики региона и страны в целом кредитными организациями. Действенным ры­чагом, неоднократно использовавшимся и в России, и в других странах (Казахстан, Китай) для поддержания финансовой устойчивости банковского сектора, может явиться модель контрциклического регулирования.

Деловой активности в рыночной экономике при­суща цикличность - чередование экономического ро­ста и рецессии. Банковская деятельность - не исклю­чение, для нее характерен кредитный цикл. Более того, банковский сектор в некотором смысле подстегивает цикличность в нефинансовом секторе, расширяя кре­дитование и инвестиции на подъеме и сжимая их в фазе экономического спада. Значительное влияние на цикличность оказывают банковское регулирование и надзор, а именно в части подходов к созданию резер­вов на возможные потери. Здесь можно вспоминать о



ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 11/2012
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


15

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СОВЕТЫ

Платежные советы и их роль в развитии национальных платежных систем

Йорг Бонгартц,

Председатель Правления ООО «Дойче Банк»

Развитие экономики, интернационализация и гло­бализация сопровождаются увеличением объемов торговли, потоков платежных операций и ростом потребностей в сфере розничных платежей. Вне всякого сомнения, эти тенденции требуют создания сложных пе­редовых платежных систем, отвечающих всем вызовам сегодняшнего и завтрашнего дня.

В связи с этим формирование платежных советов представляет собой неотъемлемый элемент регулятивного и инфраструктурного развития: они являются связующим звеном между регулирующим органом, отраслью и конеч­ными пользователями, цель которого — стимулирование ин­новаций в сфере платежей и реализация изменений. В насто­ящей статье представлено краткое описание национальных и международных платежных систем на примере практиче­ского опыта работы Дойче Банка в европейских платежных советах, а также изложены рекомендации по формированию и функционированию российского платежного совета.

Европейский платежный совет (European Payment Council - ЕРС) был учрежден в 2002 г. тремя европейски­ми банковскими ассоциациями и группой приблизительно из 50 международных банков, осуществляющих свою дея­тельность на европейском рынке. В настоящее время ЕРС состоит из 74 членов, в числе которых — банки, банковские сообщества и платежные учреждения, а в реализации рабо­чей программы ЕРС принимают непосредственное участие более 360 специалистов из 32 стран. Наблюдательным ор­ганом по всем рабочим группам и группам содействия ЕРС (а также на пленарных заседаниях ЕРС - руководящим ор­ганом Совета) является Европейский центральный банк.

Цель ЕРС - оказание содействия в создании и про­движении единого пространства платежей в евро (SEPASingle Euro Payments Area). После того, как евро стал единой валютой, правительства стран ЕС, Европейская комиссия и Европейский центральный банк обратились к платежной отрасли с призывом о создании согласованных схем по электронным платежам в евро (кредитовые пере­воды и прямое дебетование).

Можно представить себе сложность и важность данного проекта для экономической системы, поскольку «введение евро в качестве единой валюты еврозоны будет завершено только после того, как SEPA станет реально­стью» (Европейская комиссия и Европейский централь­ный банк), и исчезнут различия между внутренними и трансграничными платежами. Это означает, что платеж­ный инструментарий единого пространства платежей в евро должен в итоге заменить собой ныне существующие национальные инструменты для платежей в евро.

Несмотря на то, что Европейский платежный совет

не отвечает за общее управление процессом формирова­ния SEPA, он осуществляет руководство разработкой и поддержанием функционирования платежных схем SEPA: SEPA Credit Transfer (SCT) и SEPA Direct Debit (SDD).

Национальной организацией, которая разрабатыва­ет стратегию по платежам в Великобритании, является Платежный совет Великобритании. Он был учрежден участниками платежной отрасли в марте 2007 г. для того, чтобы гарантировать, что платежные системы и услуги в Великобритании отвечают потребностям поставщиков пла­тежных услуг, пользователей и прочих участников эконо­мической деятельности. Платежный совет Великобритании определяет стратегическую концепцию будущего, а также мероприятия, которые осуществляются для ее реализации. Так как совет представляет собой организацию с доброволь­ным членством, которая в своей деятельности руководствует­ся комплексом опубликованных правил и указаниями совета директоров, в него могут входить организации, являющиеся поставщиками платежных услуг с соответствующими объе­мами платежей. С целью обеспечения открытости и прозрач­ности совет проводит консультации по важным вопросам, например, по инновационным предложениям, значимым программным заявлениям и предложениям по созданию или ликвидации платежных систем в Великобритании. В соответствующих случаях совет директоров консультирует­ся с ключевыми сторонами, участниками пользовательских форумов и иными заинтересованными группами. Он также проводит открытые консультации и может поручить прове­дение анализа экономической эффективности в случаях, ког­да планируются значительные инвестиции.

С целью привлечения заинтересованных сторон были созданы три пользовательских форума, деятельность кото­рых охватывает крупные корпорации, малый и средний бизнес и организации потребителей. Кроме того, были уч­реждены группа по связям с благотворительными и волон­терскими организациями и форум для поставщиков.

В 1998 г. Национальный банк Польши (NBP) учредил Платежный совет, выступающий в качестве его консуль­тативного органа. Совет состоит из первого заместителя президента NBP, президентов четырех коммерческих банков и представителей Польской банковской ассоциации (ZBP), Министерства финансов, Национальной расчетной палаты (K1R), Национального депозитария ценных бумаг (KDPW), компании PolCard, Польской почты и банка Telbank.

Среди задач Платежного совета - осуществление анализа и оценки национальной платежной системы и подготовка предложений по приведению системы в соот­ветствие с требованиями Европейского союза. В настоя­щее время популярными в Польше способами платежа яв-