Файл: Банковская деятельность региональные аспекты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 11/2012

17

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СОВЕТЫ

ной на повышение уровня информированности. Дойче Банк взял на себя руководство некоторыми процессами, цель кото­рых - изменить к лучшему существующее положение вещей. Одним из них стала подготовка новой правовой базы, напри­мер, по вышеупомянутым электронным мандатам, а также предъявляемое всем банкам требование использовать для обмена мандатами централизованную систему. Кроме того, совместно с другими банками и ключевыми кредиторами была запущена интернет-инициатива по повышению уровня информированности о прямом дебетовании. В рамках дан­ной инициативы потребители получают сведения о его преи­муществах и могут напрямую представлять отзывы. Помимо этого, Дойче Банк поддерживает организацию промоакций совместно с ключевыми кредиторами и другими банками. Тем не менее основным препятствием на пути широкого рас­пространения прямого дебетования является сохраняющееся требование ведения бумажной документации. Пока неиз­вестно, какие изменения произойдут в данной области после принятия в текущем году поправок в законодательные акты, а также как это повлияет на все еще слабую инвестиционную деятельность поставщиков платежных услуг в силу сравни­тельно малых объемов операций в Польше.

Некоторые рекомендации по российскому платежному совету

8 февраля 2012 г. было создано Некоммерческое пар­тнерство «Национальный платежный совет», в число учре­дителей которого вошли крупные российские и междуна­родные компании, такие как: ОАО «Сбербанк России», ОАО Банк ВТБ, ОАО «АЛЬФА-БАНК», ООО «Дойче Банк», ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО КБ «ЮНИСТРИМ», ЗАО «Золотая корона».

Членами НП «НПС» являются более 20 организаций, в том числе Внешэкономбанк, ЗАО КБ «Ситибанк», ОАО Банк «Открытие», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО Банк ЗЕНИТ, ЗАО «КИБЕРПЛАТ», ООО «НКО «Вестерн Юнион ДП Восток», Российский союз промыш­ленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация рос­сийских банков (АРБ).

НП «НПС» на постоянной основе осуществляет взаимодействие с Банком России. В Наблюдательный со­вет НП «НПС» вошли представители Минфина России, Росфинмониторинга, Совета Федерации, Минкомсвязи, ФАС России, Агентства по страхованию вкладов, а также V других профильных министерств и ведомств.

Управление. Вышеприведенные сведения о платежных советах демонстрируют, что после принятия решения о со­вершенствовании платежной системы учреждение платеж­ного совета означает создание чрезвычайно полезного фору­ма, который должен на равном уровне объединить все заин­тересованные стороны - что, как доказано, значительно легче сделать на национальном, нежели на международном, уров­не. В связи с тем, что участие заинтересованных сторон, не­сомненно, является принципиальным элементом методики управления, реализуемой советом, членами платежного сове­та должны быть не только банки, но и поставщики платеж­ных услуг. Конечные пользователи должны быть задейство­ваны на самом раннем этапе на равных основаниях с постав­щиками услуг и регулятивными органами. Для того чтобы избежать чрезмерного разрастания количества участников, важно привлекать в совет конечных пользователей через ас-

социации, причем как из корпоративного, так и из частного секторов. Основные принципы его формирования — откры­тость, всеобщность и прозрачность. Аналогичным образом, в духе данных принципов рекомендуется действовать и ан­тимонопольным органам, потому что он непосредственным образом исключает возможность заключения эксклюзивных ценовых соглашений между поставщиками платежных услуг и, таким образом, нарушения правил конкуренции.

Регулирование. Ситуация с Европейским платежным советом - учрежденным в преддверии принятия норма­тивных актов ЕС — представляет собой пример саморе­гулирования, эффективно работавшего с самого начала, с использованием инструментария SEPA конечными поль­зователями для трансграничных платежей. И все же, по­скольку его распространенность на национальном уровне была не такой значительной, регулирующий орган был вынужден установить предельный срок для выполнения ключевых требований. Мы рекомендуем предоставить российскому Национальному платежному совету полно­мочия, аналогичные тем, которые имеются у Платежного совета Великобритании, а также обеспечить ему доста­точную свободу маневра для его реализации.

Бизнес-модель. С учетом того, что прямое дебетование является одним из важных платежных ин­струментов, который может быть внедрен в России, прин­ципиально важно определить необходимую структуру стимулирования для создания коммерчески жизнеспособ­ной платформы. Национальный платежный совет может оказать консультативную помощь в этой области.

По нашему мнению, применительно к прямому дебетованию долевое участие в расходах представляет собой наиболее обоснованную модель, которая позволяет распределить расходы по межбанковским комиссиям меж­ду задействованными поставщиками услуг. Иные способы, такие как взимание сборов за проверку операций прямого дебетования и последующее выставление и оплата сче­тов, представляются чрезмерно сложными и громоздки­ми. Кроме того, обработка операций прямого дебетования аналогично «карточным» трансакциям может стать подхо­дящим коммерческим стимулом: с учетом их регулярного и автоматизированного характера они менее затратны по сравнению с однократными «карточными» трансакциями.

Стратегия и уменьшение масштаба. Очевидно, что жизненно необходимо выработать четкую стратегию и поэтапный план действий с указанием среднесрочных задач и сроков их решения.

Применительно к начальному этапу мы также реко­мендовали бы оформить платежный совет как проект по достижению стратегических ориентиров, однако после внедрения и начала устойчивой работы новых платежных схем уменьшить его масштаб, сведя его функцию к под­держанию их функционирования. Такая схема позволит, с одной стороны, избежать чрезмерных непроизводительных затрат после реформы платежной системы, а с другой - при необходимости оперативно осуществить его реактивацию.

В заключение хотелось бы отметить, что платежный
совет представляет собой наилучший способ стимули­
рования реформы платежной системы, если он наделен
для этого официальными полномочиями и обладает од­
нородной структурой заинтересованных лиц при участии
экспертных групп, которые следуют четкому поэтапному
плану в рамках стратегической концепции.




ДЕНЬГИ И КРЕДИТ «11/2012

19

3 Ионамиha

УДК 336.74



РОЗНИЧНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

© 2011 Н.Г. Савинова*
































Ключевые слова: розничные платежи, розничные платежные системы, оптовый и розничный платежный оборот.

Раскрываются широко применяемые в международной практике понятия "розничные платежи" и "розничные платежные системы". Платежный оборот структурируется на розничный и оптовый, оцениваются основные тенденции в развитии розничных платежных систем и их влияние на состояние наличного денежного обращения.

Самый большой массив трансакций в на­циональных платежных системах связан с роз­ничными платежами. Платежные системы, обеспечивающие их проведение, являются со­ставной частью национальных платежных систем. От их состояния во многом зависят увеличение доли безналичных расчетов на­селения и расширение спектра предоставля­емых им финансовых услуг.

Авторы многих учебников подчеркивают, что в странах с развитой рыночной экономи­кой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 - 8 %. Это достига­ется в результате переводов доходов граж­дан на счета в банках. Заработную плату на­личными деньгами в США, Англии, Фран­ции, Канаде получают, соответственно, при­мерно 1; 10; 10 и 5 % населения. Расчеты за товары и услуги в этих странах в основном осуществляются в безналичной форме с ис­пользованием чеков, переводов, кредитных карт1.

В России безналичный платежный обо­рот является основным и составляет около 80%. Однако средства, находящиеся в лич­ной собственности граждан, составляют не­значительную его часть.

По оценкам А.В. Юрова, объем платежей, совершаемых населением наличными день­гами, составляет около 97%. Несмотря на достаточно высокие темпы прироста количе­ства банковских карт и объема совершаемых операций, доля безналичных расчетов с ис­пользованием платежных карт составила лишь 10% (в том числе 7% - физическими лица-

ми), остальные 90% - операции по снятию наличных денег2. Поэтому развитие высоко­эффективных розничных платежных систем на основе новых платежных средств и инст­рументов, прогрессивных технологий и ин­тегрированной платежной инфраструктуры является одной из стратегических задач на­циональной платежной системы.

Появление новых видов финансовых ус­луг и технологий в международной практике привело к специализации платежных систем на крупных срочных и мелких несрочных пла­тежах. Большая часть трансакций на малые суммы связана с розничными платежами, рас­четы по которым обычно проводятся автома­тизированными клиринговыми системами (нетто-расчеты). Развитие розничных плате­жей способствовало появлению платежной ин­фраструктуры и розничных платежных сис­тем и, как следствие, сокращению налично­го денежного оборота.

Крупные платежи участников межбанков­ских и финансовых рынков, как правило, тре­буют срочного и своевременного расчета, который обеспечивают валовые системы (брутто-расчеты), функционирующие в режи­ме реального времени. Такие системы позво­ляют быстро получить информацию, опреде­лить рыночную стратегию, осуществить пла­тежи и при необходимости провести хеджи­рование или арбитраж.

В Глоссарии Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (КПРС БМР) "розничные платежи" -термин, характеризующий все платежи, не включенные в определение платежей на круп-


* Савинова Надежда Григорьевна, ст. преподаватель Самарского государственного экономического университета. E-mail: savnad@bk.ru.

= 77 =




Экономика




крупных по размеру платежей конечных по­требителей товаров и услуг торговых орга­низаций и предприятий сферы услуг, т.е. пла­тежи по кредитным, депозитным операциям, операциям с ценными бумагами, проводимым безналичным путем5.

СВ. Криворученко отмечает, что с раз­витием розничного банковского бизнеса фор­мируется соответствующий сегмент нацио­нальной платежной системы - системы роз­ничных платежей. Системы розничных пла­тежей представляют сети и рассматриваются как механизмы институциональных и инфра­структурных договоренностей для транзак­ций, клиринга и расчетов6.

На наш взгляд, дефиниция понятия "роз­ничная платежная система" обусловлена орга­низацией обращения средств платежа и пла­тежных инструментов, применением платеж­ных технологий, способов расчета и меха­низма перевода средств на определенном рыночном сегменте, субъектами экономичес­ких отношений которого чаще всего высту­пают физические лица. Их платежи имеют следующие особенности:

  • защищены законом о правах потреби­
    телей,

  • не ограничиваются наличными деньга­
    ми;

  • не связаны с предпринимательской де­
    ятельностью;

  • могут осуществляться с открытием или
    без открытия счета;

  • могут проводиться как банками, так и
    небанковскими организациями;

  • ограничены размерами до 15 тыс. руб.
    при проведении через терминальную сеть.


Предпочтение безналичным платежам на розничном рынке отдается при наличии та­ких привлекательных условий, как безопас­ность, доступность, оперативность, низкая стоимость и удобство. Своевременное испол­нение платежей и бесперебойный перевод денежных средств формирует доверие насе­ления к безналичным расчетам.

На наш взгляд, отличительной особен­ностью розничных платежных систем от сис­тем платежей на крупные суммы является:

  • значительное количество участников и
    пользователей платежной системы;

  • большое количество платежей и тран­
    закций по ним;




  • более широкий спектр платежных ин­
    струментов;

  • экстенсивная обработка платежной ин­
    формации и клиринг;

  • большая подверженность инновациям в
    платежной практике;

  • осуществление платежей в месте про­
    дажи или через удаленный доступ;

  • осуществление платежных услуг как со­
    путствующих при совершении депозитных,
    кредитных и других розничных банковских
    операций;

♦использование сетей внебанковского расчетного обслуживания физических лиц че­рез платежные терминалы и пункты приема платежей в торговых точках;

наличие большего числа прямых и кос­
венных участников платежной системы.

Указанные особенности влекут за собой необходимость урегулирования вопросов в части защиты прав потребителей и контроля их соблюдения, а также выработки стандар­тов и правил функционирования розничных платежных систем и наблюдения за ними.

В свете решения поставленных задач при­дается особое значение координации госу­дарственной, социальной, инновационной и антимонопольной политики развития рознич­ных платежных систем, ее инфраструктуры и институциональной среды.

В целях национальной безопасности большое значение уделяется развитию наци­ональных розничных платежных систем.

Так, в Концепции развития в Республи­ке Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 г. определе­ны понятия "розничные платежи" и "нацио­нальная система расчетов по розничным пла­тежам".

Под розничными платежами понимают­ся платежи, совершаемые физическими ли­цами при использовании платежных инстру­ментов для осуществления дебетовых и кре­дитовых переводов денежных средств.

Национальная платежная система расче­тов по розничным платежам определена как система расчетов в рублях, функционирую­щая на основе единых правил и процедур, устанавливаемых владельцами системы - ре­зидентами Республики Беларусь с соблюде­нием ключевых принципов для системно зна­чимых платежных систем.





1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


79

Продолжение таблиц

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ



ЕЛЕНА КМЕТЬ

кандидат экономических наук, доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса



Формы оплаты

С помощью банковских карт (Visa, MasterCard, Eurocard, American Express, Diners Club, JCB, Discover, Union Card, STB Card) Через платежные терминалы (КиберПлат, Киви, Элекснет) 4 С помощью систем денежных переводов (Contact, Western Union) Через SMS-мобильная коммерция

Наличный расчет или оплата наличными курьеру, доставившему товар

Безналичный расчет для юридических лиц

  1. Расчет с помощью систем интернет-банкинга

  2. Наложенный платеж

  3. Банковский перевод

  4. Почтовый перевод

Применение электрон ных платежных систем


690990, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41 kmeteb@yandex.ru

ключевые слова: электронная коммерция, электронные платежные системы, формы оплаты, платежные шлюзы, платежные агенты и банковские платежные агенты

  • Во всем мире продолжается эволюция электронных платежных систем, которые высту­
    пают в качестве ключевых субъектов рынка электронной коммерции, что в первую очередь
    наглядно отражено в формах оплаты покупки, предлагаемых виртуальными магазинами

  • Для каждого конкретного виртуального магазина процесс определения оптимального пере­
    чня предлагаемых форм оплаты должен базироваться на принципах и инструментах маркетинга

Широкий опыт свидетельствует, что в развитии систем электронной наличности
большое значение придается их правовому обеспечению

технологий во все сферы деятельнос­ти современного общества.

Перечень форм оплаты товаров и услуг, которые российские виртуальные магазины предлагают своим покупате­лям, представлен в табл. 1. При этом, чем солиднее виртуальный магазин, тем больше форм оплаты он предлагает.

В последние годы формы оплаты по­купки продолжают стремительно со­вершенствоваться, отражая развитие новых сегментов рынка платежных ус­луг и инновационных платежных инс­трументов, продиктованное дальней­шим проникновением информацион­ных систем и телекоммуникационных

Таблица 1 ФОРМЫ ОПЛАТЫ ПОКУПКИ В РОССИЙСКИХ ВИРТУАЛЬНЫХ МАГАЗИНАХ (2010 г.)

Применение электрон­ных платежных систем

Формы оплаты

1 С использованием электронных денег

Не все формы оплаты предполага­ют использование электронных пла­тежных систем. Например, форма оп­латы с помощью платежных термина­лов предусматривает работу платеж­ных агентов и банковских платежных агентов. Сегодня интернет-магазины предпочитают предоплату (банковс­кий и почтовый переводы). Как и пре­жде, в предлагаемых формах оплаты присутствуют такие традиционные для первых виртуальных магазинов спосо­бы, как оплата наличными курьеру и наложенный платеж. Это формы опла­ты «post factum», или после получения товара. Популярность социальных се­тей в России также нашла отражение в формах оплаты, породив систему денежных переводов - Contact.

Одной из самых популярных форм оплаты для физических лиц в вирту­альных магазинах остаются банковс­кие карты [1]. Заметим, что не все из них можно назвать банковскими, на­пример American Express и Diners Club не являются таковыми. Часто карты называют кредитными, что также яв­ляется условным названием, так как 90% карт в России являются расчет­ными. Становление российского рын-

ка карточных продуктов происход1 в основном за счет реализации к дитными организациями «зарплать проектов», в рамках которых они i давались [2].

Банковские карты остаются иболее предпочтительным способ оплаты для физических лиц в случаях, когда стоимость поку! составляет значительную сумму, f купателю, собирающемуся оплат! покупку банковской картой, еле ет ориентироваться на виртуальь магазины, предлагающие эту фор оплаты через платежные шлюзы, рантирующие безопасность платеж (например, Assist). Рассмотрим бо. подробно ситуацию на российо рынке карточных продуктов.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК КАРТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

В России продолжают доминиров международные карточные плат» ные системы (90% от общего ко чества эмитированных карт) [2]. : карты Visa и MasterCard. Возмож что преобразование карты Сберкар карту ПРОСТО исправит ситуацию