Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).
Обучение учащихся приёмам работы с картой.
Соответствие возрасту учащихся.
Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.
Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).
Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)
В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты
Виды игр:
-
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста); -
игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. -
игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии. -
Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть".
Игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе. Данная технология привлекает учащихся, они активно принимают участие в учебном процессе и также способствует более быстрому усвоению и закреплению материала.
-
Технология обучения диалогу. Технология представлена работой в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику (упражнение "диалоговая змейка”) Учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. -
Технология критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления). Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Включает в себя 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы, портфолио (папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии). -
Технология проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию:
-
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. -
Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. -
Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.
Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:
-
активизация мыслительной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать); -
формирование положительной мотивации к изучению предметов, познавательного интереса; -
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Использование педагогических технологий на уроках истории Применение различных современных педагогических технологий. 6 класс. Тема «Возникновение и устройство Римской республики». Наиболее продуктивной для урока является эвристическая беседа (учитель путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т.п.). При этом, учитель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления. В данном методе важно добиться полного внимания учащихся, не перебивать их и внимательно выслушивать, а затем предлагать продолжить. Сильные стороны данной технологи: 1) Экономия времени на уроке; 2) оперативное повторение изученного материала; 3) применение в классах с разным уровнем подготовки; 4) активизация познавательной активности учащихся. 6 класс. Тема «Восточный поход Александра Македонского». Технология развивающего обучения. Наиболее продуктивной является работа с рабочими тетрадями по предмету. В тетрадях предусмотрен широкий спектр развивающих заданий:
-
шифрограммы; -
кроссворды; -
логические задания; -
контурные карты; -
работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с ошибками; -
составление рассказов и сказок; -
работа с датами и понятиями; -
задачи на соотнесение событий, дат, имен; -
решение логических и практических задач.
Использование рабочих тетрадей в комплексе с учебно-методическими материалами дает высокие положительные результаты:
-
разнообразие в применяемых методах, приемах и формах обучения; -
повышение качества усвоения материала; -
способствует тому, что у учеников накапливаются оценки; -
учебной деятельностью занят каждый учащийся; -
повышается интерес к предмету за счёт нестандартных и разноплановых заданий среди учащихся возрастает; -
экономится учебное время; -
развивается логика, мышление, устная и письменная речь.
Вопрос №17. Внеклассная работа по истории в общеобразовательной школе
Советская школа накопила огромный опыт приобщения школьников к историческому прошлому во внеучебное время. Он продолжает обогащаться и в наши дни, естественно, внося в задачи, содержание и формы этой деятельности новые, существенные аспекты.
Задачи внеклассной (внеурочной) работынапрямую связаны с общими целями школьного исторического образования. Таким образом, основными, естественными задачами внеклассной работы по предмету являются: расширение и углубление знаний школьников об историческом прошлом мира, своей страны, родного края, собственной семьи; формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения; развитие познавательных способностей учащихся, практических и коммуникативных умений; воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных качеств, чувства личной сопричастности и уважения к историкокультурному наследию прошлого, ответственности за его сохранность.
В теории и практике организации внеклассной работы по истории применяют разные критерии для ее классификации: по количеству участников (массовая, групповая, индивидуальная); по продолжительности (постоянная или эпизодическая); по направлениям
(военно-патриотическая, краеведческая, экскурсионная, научно-исследовательская и др.); по источникам познания (на основе работы с книгой или с наглядностью, на основе живого слова или непосредственной обработки школьниками исторического материала) и др. Однако ни один из этих подходов не может полностью непротиворечиво охватить и систематизировать все разнообразие форм и направлений внеклассной работы по истории.
«Внеклассное чтение». Здесь: выставки книг по исторической тематике и стенды с ученическими отзывами, аннотациями, рецензиями и рисунками к прочитанным книгам; читательские конференции и инсценировки отдельных эпизодов; конкурсы и викторины по страницам любимых произведений и т. п. Серьезным конкурентом чтению в наше время стало кино, но оно же может быть добрым другом ребят в обогащении их представлений о далеком прошлом, если в школе будут организованы тематические кинолектории или видеосеансыс профессиональным анализом экранных версий исторических фактов.
«Недели истории»представляют обильную программу викторин, конкурсов, экскурсий и тематических лекций для всех возрастных групп школьников. Их основная цель — пропаганда исторических знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории. Традиционно эти предметные недели заканчиваются выпуском газет, выставками детских работ, олимпиадами знатоков истории и школьными костюмированными вечерами.
Научно-практические конференциистаршеклассников, посвященные знаменательным событиям, памятным датам или актуальным проблемам прошлого и современности, венчают серьезную научно-исследовательскую работу учащихся, демонстрируют их мастерство в подборе и анализе исторических источников, в структурировании и систематизации собранного материала, вярком и увлекательном изложении своих исторических открытий. Последние годы при поддержке международных и всероссийских общественных организаций в нашей стране стали проводиться конкурсы школьных исследовательских работ по истории. Темы кон
курсных сочинений предполагают обязательное обращение участников к работе в библиотеках, семейных, районных и городских архивах, к воспоминаниям родных и близких.
Экскурсии по историческим местам и посещение музеев — одно из любимейших внеклассных мероприятий школьников. Эффективность экскурсий зависит от предварительной подготовки к ней; выбора темы и объектов, определения задач экскурсии, разработки рабочих листов и форм презентации творческо-поисковых заданий.
Исторические кружки, общества, клубыв отличие от предыдущих форм внеклассной работы действуют на постоянной основе. Они ведут деятельность в разных направлениях: краеведение, археология, музееведение и т. д. и, как правило, опираются на сложившиеся в конкретной школе традиции, имеют свою символику, уставы, планы работы на несколько лет вперед, маршруты летних исследовательских экспедиций и т. п.
Вопрос № 18. Методика воспитания учащихся общеобразовательной школе в процессе обучения истории
Методика преподавания истории — это отрасль педагогической науки, которая изучает процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности. Предметом методики преподавания истории является процесс обучения истории. Процесс обучения можно определить как происходящую по объективным законам смену актов обучения, в ходе которой изменяются деятельность учителя и учащихся, а также свойства учащихся в результате их деятельности. Процесс обучения состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих: цели обучения, содержание, деятельность учителя, деятельность учеников и результат. Методика преподавания истории исследует, как, с помощью каких методов, средств и приёмов обеспечить наиболее доступно, наглядно, конкретно и убедительно восприятие, понимание и усвоение исторических фактов; какими методами и средствами обеспечить запоминание этих фактов, как наиболее доступно раскрыть изучаемые явления, как организовать активную мыслительную работу учащихся, чтобы раскрываемые явления были усвоены и помогали дальнейшему познанию. Задача методики как науки — исследовать закономерные связи между различными сторонами обучения и на основе познанных закономерностей разрабатывать требования к учебному предмету, преподавания и учению, обеспечить глубокое усвоение учащимися основ исторической науки и воспитать у них гуманистическое мировоззрение. В содержание методики обучения истории входит: а) изучение истории методики; б) определение познавательного, воспитательного значения и задач истории, ее места в системе образования; в) определение объема школьного курса истории, научное обоснование программ, учебников; г) выработка методов и организационных форм обучения, соответствующих его целям и содержанию; д) разработка учебного оборудования по истории и т.д. Процесс обучения истории представляет собой часть общего учебновоспитательного процесса в школе, но особую часть. Он осуществляется на основе общих принципов дидактики (раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения). К ним относятся: а) научность обучения; б) воспитывающий характер обучения; в) наглядность обучения; г) сознательность и активность в обучении; д) прочность усвоения знаний; е) систематичность и последовательность в обучении; ж) доступность обучения; з) индивидуальный подход в условиях коллективной работы. На эти дидактические принципы следует опираться в преподавании различных учебных дисциплин с учетом их специфики