Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды игр:

  • Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста);

  • игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.

  • игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

  • Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть".

Игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе. Данная технология привлекает учащихся, они активно принимают участие в учебном процессе и также способствует более быстрому усвоению и закреплению материала.

  1. Технология обучения диалогу. Технология представлена работой в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику (упражнение "диалоговая змейка”) Учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации.

  2. Технология критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления). Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Включает в себя 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы, портфолио (папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии).

  3. Технология проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умени­ями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию:


  • Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

  • Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

  • Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:

  • активизация мыслительной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

  • формирование положительной мотивации к изучению предметов, познавательного интереса;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Использование педагогических технологий на уроках истории Применение различных современных педагогических технологий. 6 класс. Тема «Возникновение и устройство Римской республики». Наиболее продуктивной для урока является эвристическая беседа (учитель путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т.п.). При этом, учитель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления. В данном методе важно добиться полного внимания учащихся, не перебивать их и внимательно выслушивать, а затем предлагать продолжить. Сильные стороны данной технологи: 1) Экономия времени на уроке; 2) оперативное повторение изученного материала; 3) применение в классах с разным уровнем подготовки; 4) активизация познавательной активности учащихся. 6 класс. Тема «Восточный поход Александра Македонского». Технология развивающего обучения. Наиболее продуктивной является работа с рабочими тетрадями по предмету. В тетрадях предусмотрен широкий спектр развивающих заданий:



  • шифрограммы;

  • кроссворды;

  • логические задания;

  • контурные карты;

  • работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с ошибками;

  • составление рассказов и сказок;

  • работа с датами и понятиями;

  • задачи на соотнесение событий, дат, имен;

  • решение логических и практических задач.

Использование рабочих тетрадей в комплексе с учебно-методическими материалами дает высокие положительные результаты:

  • разнообразие в применяемых методах, приемах и формах обучения;

  • повышение качества усвоения материала;

  • способствует тому, что у учеников накапливаются оценки;

  • учебной деятельностью занят каждый учащийся;

  • повышается интерес к предмету за счёт нестандартных и разноплановых заданий среди учащихся возрастает;

  • экономится учебное время;

  • развивается логика, мышление, устная и письменная речь.


Вопрос №17. Внеклассная работа по истории в общеобразовательной школе

Советская школа накопила огромный опыт приобщения школьников к историческому прошлому во внеучебное время. Он продолжает обогащаться и в наши дни, естественно, внося в задачи, содержание и формы этой деятельности новые, существенные ас­пекты.

Задачи внеклассной (внеурочной) работынапрямую связа­ны с общими целями школьного исторического образования. Таким образом, основными, естественны­ми задачами внеклассной работы по предмету являются: расшире­ние и углубление знаний школьников об историческом прошлом мира, своей страны, родного края, собственной семьи; формирова­ние устойчивого познавательного интереса к истории и спосо­бам ее изучения; развитие познавательных способностей уча­щихся, практических и коммуникативных умений; воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных ка­честв, чувства личной сопричастности и уважения к историкокультурному наследию прошлого, ответственности за его сохран­ность.

В теории и практике организации внеклассной работы по исто­рии применяют разные критерии для ее классификации: по коли­честву участников (массовая, групповая, индивидуальная); по про­должительности (постоянная или эпизодическая); по направлениям
(военно-патриотическая, краеведческая, экскурсионная, научно-исследовательская и др.); по источникам познания (на основе рабо­ты с книгой или с наглядностью, на основе живого слова или непо­средственной обработки школьниками исторического материала) и др. Однако ни один из этих подходов не может полностью непро­тиворечиво охватить и систематизировать все разнообразие форм и направлений внеклассной работы по истории.

«Внеклас­сное чтение». Здесь: выставки книг по исторической тематике и стен­ды с ученическими отзывами, аннотациями, рецензиями и рисунками к прочитанным книгам; читательские конференции и инсце­нировки отдельных эпизодов; конкурсы и викторины по страницам любимых произведений и т. п. Серьезным конкурентом чтению в наше время стало кино, но оно же может быть добрым другом ребят в обогащении их представле­ний о далеком прошлом, если в школе будут организованы тема­тические кинолектории или видеосеансыс профессиональным ана­лизом экранных версий исторических фактов.

«Недели истории»представляют обильную программу викторин, конкурсов, экскурсий и тематических лекций для всех возрастных групп школьников. Их основная цель — пропаганда исторических знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к про­шлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории. Тра­диционно эти предметные недели заканчиваются выпуском газет, выставками детских работ, олимпиадами знатоков истории и школь­ными костюмированными вечерами.

Научно-практические конференциистаршеклассников, посвя­щенные знаменательным событиям, памятным датам или актуаль­ным проблемам прошлого и современности, венчают серьезную на­учно-исследовательскую работу учащихся, демонстрируют их мастерство в подборе и анализе исторических источников, в структурировании и систематизации собранного материала, вяр­ком и увлекательном изложении своих исторических открытий. Последние годы при поддержке международных и всероссийс­ких общественных организаций в нашей стране стали проводиться конкурсы школьных исследовательских работ по истории. Темы кон­
курсных сочинений предполагают обязательное обращение участ­ников к работе в библиотеках, семейных, районных и городских ар­хивах, к воспоминаниям родных и близких.

Экскурсии по историческим местам и посещение музееводно из любимейших внеклассных мероприятий школьников. Эффектив­ность экскурсий зависит от предварительной подготовки к ней; вы­бора темы и объектов, определения задач экскурсии, разработки рабочих листов и форм презентации творческо-поисковых заданий.

Исторические кружки, общества, клубыв отличие от предыду­щих форм внеклассной работы действуют на постоянной основе. Они ведут деятельность в разных направлениях: краеведение, архе­ология, музееведение и т. д. и, как правило, опираются на сложив­шиеся в конкретной школе традиции, имеют свою символику, уста­вы, планы работы на несколько лет вперед, маршруты летних исследовательских экспедиций и т. п.
Вопрос № 18. Методика воспитания учащихся общеобразовательной школе в процессе обучения истории
Методика преподавания истории — это отрасль педагогической науки, которая изучает процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности. Предметом методики преподавания истории является процесс обучения истории. Процесс обучения можно определить как происходящую по объективным законам смену актов обучения, в ходе которой изменяются деятельность учителя и учащихся, а также свойства учащихся в результате их деятельности. Процесс обучения состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих: цели обучения, содержание, деятельность учителя, деятельность учеников и результат. Методика преподавания истории исследует, как, с помощью каких методов, средств и приёмов обеспечить наиболее доступно, наглядно, конкретно и убедительно восприятие, понимание и усвоение исторических фактов; какими методами и средствами обеспечить запоминание этих фактов, как наиболее доступно раскрыть изучаемые явления, как организовать активную мыслительную работу учащихся, чтобы раскрываемые явления были усвоены и помогали дальнейшему познанию. Задача методики как науки — исследовать закономерные связи между различными сторонами обучения и на основе познанных закономерностей разрабатывать требования к учебному предмету, преподавания и учению, обеспечить глубокое усвоение учащимися основ исторической науки и воспитать у них гуманистическое мировоззрение. В содержание методики обучения истории входит: а) изучение истории методики; б) определение познавательного, воспитательного значения и задач истории, ее места в системе образования; в) определение объема школьного курса истории, научное обоснование программ, учебников; г) выработка методов и организационных форм обучения, соответствующих его целям и содержанию; д) разработка учебного оборудования по истории и т.д. Процесс обучения истории представляет собой часть общего учебновоспитательного процесса в школе, но особую часть. Он осуществляется на основе общих принципов дидактики (раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения). К ним относятся: а) научность обучения; б) воспитывающий характер обучения; в) наглядность обучения; г) сознательность и активность в обучении; д) прочность усвоения знаний; е) систематичность и последовательность в обучении; ж) доступность обучения; з) индивидуальный подход в условиях коллективной работы. На эти дидактические принципы следует опираться в преподавании различных учебных дисциплин с учетом их специфики