Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные задачи преподавания истории в школе можно разделить на 3 группы: образовательные, воспитательные, развивающие. Группа образовательных задач требует: обогатить память учеников сведениями о важнейших событиях, именах, идеях, о развитии цивилизаций мира – с древнейших времен до наших дней; выработать в доступной для учащихся форме научное понимание исторического процесса; научить учащихся находить причинно-следственные связи, определять факторы, что повлияли на темпы, характер и особенности исторического развития разных стран и народов. Группа воспитательных задач ставит целью: воспитывать сознательных патриотов Отечества, которые знают и чтут историю своего народа, неповторимость его многовековой культуры как составной части мировой культуры, чувствуют личную ответственность за ее историческую судьбу; на основе истории формировать личность, которая осознает приоритет общечеловеческих и национальных ценностей перед классовыми, партийными, групповыми интересами; воспитывать у детей трудолюбие, готовность к труду и уважение к людям труда. Группа развивающих задач предусматривает: развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность; прививать школьникам самостоятельность в учебной работе, вырабатывать умения самостоятельно пополнять свои знания из источников внешкольной информации, критически оценивать разные исторические источники; стимулировать интерес к науке, искусству, развивать их политическую активность, поощряя в ней гуманистические ценности.
Вопрос 19. Кабинет истории и обществознания в общеобразовательной школе.

1) Санитарно-гигиенические требования: Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение". Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов. Светильники должны быть установлены вдоль лаборатории в два ряда (параллельно окнам). Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Окраска помещения, в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности; Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.


2) Требования к комплекту мебели: Кабинет истории должен иметь комплект специализированной мебели для: - организации рабочего места учителя; - организации рабочих мест обучающихся; - рационального размещения и хранения средств обучения; - организации использования аппаратуры. Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям. Для хранения и установки в рабочем положении проекционной и звукотехнической аппаратуры следует использовать специальные шкафы-подставки или передвижные столики-тележки.

3) Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями: В кабинете рекомендуется иметь следующую аппаратуру: телевизор, видеомагнитофон, графопроектор, диапроектор, магнитофон, проигрыватель, эпипроектор, проекторы другие.

4) Требования к помещениям кабинета: Площадь кабинета должна быть не менее 50 кв.м при ширине помещения не менее 6 м. Наиболее благоприятные условия создаются в помещениях размером 60 м2.

5) Оснащение кабинета учебным оборудованием: Организация кабинета истории предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования по истории для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации. В кабинете следует иметь выпускаемые промышленностью средства обучения, которые могут быть использованы в соответствии с действующими учебниками и программами: карты, картины, таблицы, альбомы, раздаточный материал; диапозитивы и диафильмы, транспаранты, звуковые пособия (магнитофонные записи, лазерные диски); видеозаписи, компьютерные программы.В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам истории; сборники документов; методические руководства; литературу справочного характера — словари (исторический, политический, философский, экономический, мифологический); научно-популярную литературу по истории, научно-историческую литературу, книги по истории культуры; энциклопедии, статистические сборники, журнал "История в школе". В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.



6) Организация рабочих мест учителя и обучающихся: Рабочее место учителя должно быть оборудовано столом в соответствии с требованиями. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы двухместными столами и стульями разных ростовых групп. Допускаются одноместные столы.

7) Требования к размещению и хранению оборудования: При размещении и хранении учебного оборудования должно быть обеспечено: - соблюдение правил хранения; - сохранность средств обучения; - постоянное место, закрепленное за данным видом пособия с учетом того, как часто оно используется на уроках. Место это должно быть удобно для быстрого извлечения и быстрого возврата пособия на хранение; В шкафных секциях должны быть размещены библиотека кабинета, атласы, контурные карты, альбомы, ученические работы, различные картотеки, раздаточный и краеведческий материал, объемные пособия. Здесь же хранятся в специальных укладках аудиовизуальные средства обучения: видеозаписи, магнитные записи, граммзаписи, диафильмы, диапозитивы и др. Отдельные секции шкафа следует смонтировать таким образом, чтобы в середине их можно было устроить картохранилище. Картины и таблицы, которые по габаритам не умещаются в ящиках под доской хранят в ящиках-табличниках, установленных отдельно по боковой стене под экспозиционными щитами. Таблицы размещают по классам и темам с указанием списка и номера таблицы.

8) Требования к оформлению интерьера кабинета: В кабинете следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. Не следует перегружать интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными. Важнейшим элементом интерьера кабинета должна служить передняя стена и зона около нее. На стене должна быть классная доска. Вся доска или ее часть должны обладать магнитными свойствами для демонстрации с помощью магнитов аппликаций, карт, картин, рисунков, фотографий и др. Над доской к потолку должен крепиться экран. В рабочем положении он опущен, в нерабочем - свернут. Для демонстрации карт, картин и таблиц должны служить специальные ролики на верхней части классной доски, а также переносная подставка. Рядом с классной доской следует разместить телевизор. Постоянную экспозицию составляют таблицы и карты, используемые почти на каждом уроке, а также портреты ученых-историков. К сменной экспозиции относятся конструктивные материалы. Экспозиционные стенды следует располагать на боковой стене. Экспозиция материалов может быть успешно совмещена с хранением некоторых видов учебного оборудования в остекленных секциях комбинированных шкафов.

Вопрос № 20 Учитель истории и обществознания в системе отечественного школьного образования.


Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Учитель принимается и освобождается от должности директором школы.

Учитель должен знать:

  приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

  законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

  Конвенцию о правах ребенка;

  основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

  педагогику, психологию, возрастную физиологию;

  школьную гигиену;

  методику преподавания предмета;

  программы и учебники по преподаваемому предмету;

  методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

  средства обучения и их дидактические возможности;

  основы научной организации труда;

  нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

  теорию и методы управления образовательными системами;

  методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

  современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

  методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

  технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;

  трудовое законодательство;