Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос №6. Структура исторических знания
1) Понятие «историческое знание»: проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 2) Структура исторических знаний: факт, теория. 3) Типология исторического факта, его особенности: Исторический факт – это событие определенного времени. Типы фактов: 1) факт 1-го порядка – более значительные и сложные (ВОВ), факт 2-го порядка – элементы факта 1-го порядка (Сталинградская битва) 2) факты главные – «скелет» изучения темы, факты второстепенные – связывают главные факты 3) факт события – однократно повторяющихся (Куликовская битва), факт явление – закономерность исторического процесса, которые повторяются (войны, революции) факт процесс – длительный по времени, который состоит из множества явлений или элементов (промышленный переворот, кризис) 4) Исторические представления: понятие, основные виды и приемы формирования: Исторические представления – целостный образ прошлого события, явления, единичного факта. Выделяют представления о фактах прошлого, представление об историческом времени и представление об историческом пространстве 5) Типы исторических понятий: Исторические понятия. Работа над понятиями начинается с создания представления. Психологи советского периода выявили, что чем больше используется наглядности, тем быстрее понятие усваивается. Классификация понятий: частно - исторические понятия – отражают конкретный период в истории страны; обще-исторические понятия – отражают явления, свойственные определенному общественному строю; социологические понятия – отражают общественные связи и закономерности. Т.о. первая группа понятий раскрывает суть локальных цивилизаций, вторая – мировых цивилизаций, а третья – человеческого общества в целом.

Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они создают научную картину развития и предполагают, как человек может познать данную науку. Структура исторических знаний включает познание самой науки, ее содержания, способов действий, теоретические и методологические основы.

Своеобразие исторического факта:

1. факт не наблюдается и не воспроизводится, поэтому, для формирования образа прошлого служат определенные ситуации;


2. каждый исторический факт связан с другими историческими фактами;

3. каждый исторический факт индивидуален, но в нем есть общее с другими фактами;

4. факт эмпиричен, но стремится быть теоретичным.

Ученик получает факты в готовом виде. Факты можно разделить на элементарные, простые и сложные; на динамичные и относительно статичные. Факты могут быть основными и неосновными. Основные раскрывают основные идеи курса. Неосновные – необходимый элемент соединения основных фактов.
Вопрос №7. Методы и приемы обучения истории.
1) Понятия «метод обучения»: Метод обучения - это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обу­чения. М.Н. Скаткин: метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обуче­ния по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъек­том метода обучения является ученик. Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде.

2) Классификации методов обучения истории: Классификация методов: 1) на основе логических операций — индуктивный (от фак­тов — к теоретическим выводам), аналитический и др.; 2) по дидак­тическим целям — методы изучения материала, закрепления, про­верки знаний

3) по источникам знаний — словесные, наглядные, практические (Вагин А. А., Гора П. В.).

4) с учетом уров­ней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их само­стоятельности (Скаткин, Лернер).

3) Характеристика основных групп методов обучения истории: устные, печатно-словесные, наглядные, практические: выделяют 2 основания: 1) по источнику познания: а) словесные, б) наглядные, в) практические. 2) по уровню познавательной деятельности учащихся: а) объяснительно – иллюстративные, б) репродуктивные, в) проблемные, г) частично – поисковые, д) исследовательские.Словесная группа методов: 1) устная (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж). 2) (письменная) печатно – словесная (книга, работа с документами).Рассказ – метод устного изложения. По целям: 1) рассказ вступления (подготовка к изучению нового материала) 2) рассказ повествования (изложения нового материала) 3) рассказ заключения (для завершения). Рассказ служит образцом построения связной и логической речи, грамотно выстраивать свои мысли. Эффективность методов 30%. Требования: рассказ должен быть коротким (максимум 10-15 минут), эмоциональным, логичным, последовательным.

Беседа («Сократическая беседа) – метод устного изложения, вопросно – ответная форма. Главная функция побуждение учащегося к участию в процессе изложения. Сущность: с помощью целенаправленного вопроса, учитель заставляет вспомнить материал, или на основании их ответов выстроить новый материал. Основа метода: знание учащихся. Классификация: 1) дедуктивная 2) индуктивная (от частного к общему) 3) вводная (организация) 4) сообщение новых знаний 5) синтезирующая (закрепляющая) для обобщения знаний учеников 6) контрольно – коррекционная. Правила организации беседы: четко определить тему беседы, сформулировать её цель, составить план – конспект беседы, подобрать наглядные пособия продумать методику организации и проведения беседы. Требованию к вопросам беседе: способствовать усвоению нового материала, отражать сущность изучаемого факта.. По содержание и форме вопросы должны соответствовать возрасту учеников. Не допускаются вопросы подсказки. При организации беседы необходимо спрашивать слабых учеников. Лекция – это словесный метод обучения, в котором можно выделить несколько характеристик: 1) строгая структура подачи материала 2) логика изложения 3) большое количество сообщенной информации 4) наличие понятийного аппарата. Этот метод приемлем в старших классах, когда учащиеся имеют достаточный уровень подготовки материала и могут его осмыслить. Лекция экономит учебное время. Печатно – словесный: работа с книгой как метод обучения. Используется в процессе всего школьного обучения. Главное достоинство: ученик получает возможность многократно обрабатывать информацию в удобное время. В ходе реализации метода одной из форм может быть самостоятельная работа учащегося с книгой (познакомиться с книгой, реформирование, составление плана). Недостатки метода: занимает много времени; не всегда учитывается индивидуальные особенности; сочетается всегда с другими методами. Факторы определяющие эффективность: 1) если ребенок умеет читать и понимать прочитанное 2) умение выделять главное из прочитанного 3) умение вести записи, составлять схемы или опорные конспекты 4) умение подбирать литературу по изучаемому вопросу. Алгоритм: прочитать материал; выделить основную мысль; снова прочитать; составить план прочитанного; поделить прочитанный материал на части, в соответствии с планом; выделить основную мысль каждой части; привести примеры каждой части, конкретизировать материал мнением автора; сделать вывод по каждой части материала; заключение по данному материалу.
Наглядная группа методов: Демонстрация. Наглядно – чувственное ознакомление учащегося с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Средства: модели, макеты, предметы материальной культуры. При демонстрации объектов обычно начинают с внешнего вида к внутреннему устройству, характеристика отдельных средств. Эффективность метода зависит от того, на сколько точно учащиеся воспринимают и описывают предмет. Процесс демонстрации включает в себя: 1) показ изучаемого объекта 2) по возможности воспринимать зрительно, тактильное и т.д. 3) акцентировать внимание на отдельные элементы 4) обеспечение возможности самостоятельно выявление качеств. Иллюстрация. Примыкает к демонстрации. Метод предполагал показ и восприятие процессов предметов в их символ изображении с помощью плакатов, карт, фотографий, рисунок, схем и т.д. данный метод позволяет эффективно работать над формированием понятий, выявлению причинно – следственной связи и других аналитических умений. Материал готовится заранее и вывешивается в определенный момент. Видео метод – наглядный метод обучения, который используется для передачи знаний, их контроля закрепления, повторения. Обеспечивает учащегося более полной достоверной информации, рост интереса желания, запросы, позволяет наладить обратную связь с учениками. Полезен для изложения новых знаний; для обучения алгоритмом различным видам деятельности; для представления различных видео документов; для организации тестовых заданий, тренировочных работ. Основа метода – наглядное восприятие информации. Эффективность зависит: от мастерства учителя; качества технических средств обучения; уровень подготовки учащегося. Упражнение как практический метод обучения. Самый эффективный метод. Планомерная, организационное, повторное выполнение действий для овладение ими высокого качества. Виды упражнений: 1) специальные – многократно повторяющиеся упражнения, направлены на формирование учебных навыков. 2) производные – имеют повтор в других типах упражнений. Для повторения и закрепления материала. 3) комментированные – используются для активизации учебного процесса, учитель четко комментирует, что и как нужно делать. Познавательный метод – это метод практического характера, который способствует тренировке умений учащегося и формирование системы знаний. Уровни познавательного задания: познавательной активности: а) воспроизвести; б) преобразования; в) творческие; г) аналитические. Для основной школы характерно а, б, в, для старшей школы еще и г. А) задание репродуктивного характера – это 1а. б) преобразующие -1б. в) творческие – 1в изобразить, представить. Г) аналитические – 1г задания проблемного характера – выстраиваются в сложной структуре. Делятся на: задачи проблемные, вопросы проблемные. Метод познавательной игры, т.е. дидактические игры – это игры которые связаны с процессом обучения. Стимулирование познавательного процесса. Имеет определенные этапы: 1) подготовка – методические, технические, организационные 2) организация – начало реализации методов 3) инцинировки 4) анализ.
Практический метод: отличительная черта состоит в том, что ранее полученные знания учащихся стараются применить, т.е. теорию привнести в практику. Реализация данного метода: 10 объяснение учителя 2) показ учителя и подробный инструктаж выполнения работы 3) пробные действия учеников по выполнению заданий 4) самостоятельные действия учащихся, а учитель уделяет внимание только, тем кто попросил 5) контроль и анализ выполненной работы. Этот метод воспитывает усидчивость и умение трудиться.

4) Прием обучения: понятие, основные группы приемов обучения истории: Прием обучения - часть метода отражающее действие. Группы приемов: 1) Методические приемы— это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.

2) К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логи­ческих схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. 3) Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют докумен­ты в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу. Чтобы создать представление о развитии одной страны за все ее периоды, учитель дает задания выписать в хронологической последовательности важнейшие события вместе с основными дата­ми или же составить синхронистическую таблицу.
Вопрос №8. Печатные средства изучения истории
Среди средств изобразительной наглядности наиболее доступным и вызывающим интерес у учеников младших классов является учебная картина. В старших классах основным видом изобразительной наглядности является документальное изображение.

Условные изображения занимают значительное место в качестве наглядных пособий в старших классах. Это связано с возросшей способностью учащихся к обобщениям.

Существует классификация наглядных средств обучения по способу изображения. Выделяют также 4 группы:

1) Печатные средства обучения. (Картины, иллюстрации, карты, аппликации, схемы, таблицы). Их подразделяют на настольные (иллюстрации учебника, атласы, раздаточные материалы) и настенные, которые в свою очередь подразделяются на карты и картины.

2) Самодельные средства обучения. Они подразделяются на плоскостные (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, аппликации) и объемные (макеты, модели, вещественные памятники).