Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).
Обучение учащихся приёмам работы с картой.
Соответствие возрасту учащихся.
Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.
Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).
Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)
В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты
5) Положительные и отрицательные особенности изучения истории при линейном и концентрическом принципах построения исторического образования в отечественной школе: Положительное в линейном принципе: а) линейная структура позволила раскрыть основные ступени или этапы развития общества от его предыстории до современности при этом формировались твердые убеждения прогрессивности человеческого развития б) разворачивать широкую панораму прошлого, наличия яркими событиями, выдаётся личными, сложностями явлениями; в) позволила варьировать степень наполнения учебных курсов исторической информацией. Не оставляя белых пятен и обозревая основные факты; г) обеспеченность причинно – следственной связи общества, сопоставимость отдельные факты его истории, проследить тенденции и закономерности; д) позволило экономить учебное время, избегая повторное изучение одних и тех же поводов и проблем; е) позволило умножить опасность дублировать отдельные темы и вопросы о синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории, давало возможность сравнить особенности развития стран и регионов; ж) позволило легко корректировать содержание предмета, изменить количество часов на изучение отдельных курсов и тем, неоднократно сократить учебное время для изучения чего – то другого (мира); з) позволило логически завершить школьное историческое образование и проводить экзамен по отечественной истории 20 в. Отрицательное в линейном принципе: а) значительное «выпадение» из памяти вопросов исторического материала, которые изучают в 5-7 классах; б) анализ практики преподавания «Галопом по Европам»; в) неспособность школы вооружить учеников знаниями с других времен истории до современности; г) приоритет заключается в раздельном принципе; д) формационный подход, который превращает историю стран в историю классовой борьбы; е) периодизации были неточными, были с идеологическим оттенком, или с ключевыми датами; ж) линейный принцип хорошо реализуется с единообразных наблюдений учебников. Положительное в концентрическом принципе: а) превращение исторического образования в постоянный, непрерывный, последовательно усложняющийся процесс, вместе с тем целостный и завершенный на каждой ступени образования; б) более четкая синхронизация отечественной и всемирной истории; в) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно – теоретическом уровне; г) введение профильного и модульного обучения, ориентированного на интересы и профориентацию учащихся старших классов; д) возможность в последнем концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного и других подходов.
Отрицательное в концентрическом принципе: а) плохо обеспечен методической поддержкой; б) нужна дополнительная затрата времени; в) замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возращения к одному и тому же материалу.
6) Особенности изучения истории в начальной школе: а) в начальной школе изучение истории связано с пропедевтическим курсом, целью которого было предварительное ознакомление младших школьников с важнейшими событиями страны, формирование основ коммунистического мировоззрения и элементарных специфических умений. Реализация этой цели рассматривалась как условие успешного изучения систематических курсов в основной и старшей школе. Курс представлял из себя собрание эпизодических рассказов о наиболее ярких и значительных событиях родной старины, изложенных в хронологической последовательности, главное привить чувство гордости за нашу родину. б) существуют пропедевтические курсы, содержание которых формируют вспомогательные исторические дисциплины. В них акцент с образовательной задачи перемещен на развивающую: формирование у школьников образного мышления, развитие их эмоционально – познавательной сферы, организация активного участия в поиске и усвоении культурно – бытового материала.
7)Характеристика: цели, структура, содержание и особенности изучения исторических курсов в основной и старшей школе: Цель: создание целостного представления (образа), об истории развития человечества в изучаемый период.развивающая - развитие умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения работы с учебной литературой, компьютерной презентацией, картами, развивать правильную грамотную речь, отрабатывать навык оформления записи виде схемы; воспитывающая: способствовать формированию ответственного отношения к учению, воспитывать интерес к предмету, совершенствовать навыки общения и т.д. обучающая.
Вопрос № 4. Профильное обучение истории в общеобразовательной школе
Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования.1
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программой. Сама жизнь уже убедительно показала, что мало эффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учётом юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Именно поэтому так остро встаёт сегодня вопрос о профильном обучении.
Каковы цели профильного обучения? В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования". 2
Прежде всего следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа". Как пишет О.Б. Даутова профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности
учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Исследователи сходятся во мнении, что профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. 3
Задачи профильного обучения:
· Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
· Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
· Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
· Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
· Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
· Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы
Вопрос №5: Учебно – методический комплекс по истории (УМК).
1) Понятие «УМК»: УМК – это совокупность : 1) учебных пособий (учебников, хрестоматий, книг для чтения) 2) методических изданий (монографии, статей, рекомендаций, сборников заданий). 3) наглядных средств обучения (печатных, объемных, экранно – звуковых). 4) научно, научно – популярной и художественной литературы.определяющая содержание и методику изучение конкретно – исторических курсов. Стабильными компонентами УМК на сегодняшний день является учебник, методические рекомендации для учителя, рабочие тетради для учащихся, сборник познавательных задач. Учебники существовали с дореволюционного периода. 2 составляющие: 1) текстовый компонент: а) основной текст б) дополнительный текст в) пояснительный текст. 2) внетекстовый компонент: а) методический аппарат учебника б) аппарат ориентировки в) иллюстрации. Учебник – это учебная книга, излагается основным учебным материалом дисциплины в соответствии с программой и возрастными особенностями учащихся.
2) Характеристика основных структурных элементов УМК по истории: Обязательным структурным элементом УМК является учебник (учебное пособие) или курс лекций, разработанных преподавателем, ответственным за подготовку УМК. Кроме того, в зависимости от специфики дисциплины, курс лекций может дополняться такими подразделами, как глоссарий (справочник, словарь), хрестоматия
3) Принципы составления учебно-методического комплекса: а) учебная программа с системой классифицированных характеристик (структура образования; ступень образования; виды занятий; уровень освоения программы; вид общеобразовательного учреждения/класса, в котором реализуется данная программа). Акцентируя ведущую роль программы в создании УМК, есть предложения расширить его наименование – программно- учебно-методические комплекты; б) издательские «вертикали» и «горизонтали», которые формируются в процессе комплексной работы издательств, занимающихся выпуском учебной литературы. Последние годы одновременно с подготовкой новых учебников разрабатываются соответствующие им учебные и методические пособия (так называемые, горизонтали), а также обеспечивается концептуальная преемственность этих книг между классами/курсами (вертикали); в) авторские комплекты, т.е. совокупность программных, учебных и методических материалов, подготовленных одним человеком.
4) Информационное обеспечение учителей истории в условиях вариативности программ и учебников по истории: многообразие учебно-методических комплексов по истории и права учителя и учеников делать собственный выбор программ и учебников поднимает проблему. В современных условиях большинство школ не обеспечено полностью учебной литературой, а учитель из-за материального положения не может её приобретать, т.е. пользуются тем, что есть в распоряжении. 1) С 1996 г. Министерство образования РФ выпускает каталог-справочник «Российский учебник», в котором представлен полный федеральный комплект всех действующих учебников для образовательных школ с учетом дифференциации обучения, а также пробные, экспериментальные, факультативные учебные издания, прошедшие экспертизу МО РФ. В этом издании предпринята также попытка показать, в комплекте с какими учебными программами и учебно-методическими пособиями эффективные всего использовать отдельные учебники. Здесь же учитель может найти краткие аннотации на основные компоненты Федерального перечня. 2) В дополнение к каталогу в 1999 г. начат выпуск периодического информационного издания «Учебники России», адресованного органам образования, учителям и родителям. Цель журнала – пропаганда новых учебно-методических изданий, консультативная помощь в выборе необходимой литературы и обеспечению ею по почте. 3) дополнением к данным сборникам могли бы стать предметные каталоги с более четким обозначением программно- УМК по базовым и профилированным курсам, с развернутой характеристикой каждого компонента УМК. В некоторых субъектах РФ они создаются в печатном и электронном варианте и дополняются перечнем региональной литературы.
5) Современные тенденции развития учебно- методического комплекса по истории для общеобразовательной школы: дидактическая выкладка, как вообще надо вести курс. Методические рекомендации: основные функции: рекомендовать педагогу основные методы, приемы и средства работы на уроке. Они состоят из тематического планирования, программа курса, поурочные рекомендации либо по одной теме, либо по всему курсу, дополнительный материал для учителя. Поурочные методические рекомендации: предполагают тематическое планирование курса и сценарии урока.
6) Проблемы становления и развития УМК для школьных исторических курсов: Проблемы создания УМК: 1) УМК – это когда первая группа авторов создает учебник (Саплина и др.) все периоды по вертикали. 2) идея создания гуманистического учебника 3) изменение статуса и роли учебника 4) существенно больше количества точек зрения.