Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типология, особенности проведения нетрадиционных форм урока истории: нетрадиционные формы занятий: а) игры б) диспуты в) дискуссии г) конференции д) круглые столы. Виды: уроки-семинары;конкурсы;интегрированные уроки;занятия-конференции;диспуты;ролевые игры;урок фантазирования;деловая игра;урок взаимообучения;пресс-конференция;урок открытых мыслей;урок-соревнование;урок-КВН;урок творчества;урок спектакль;урок-диалог;мозговая атака;урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем).Особенности: Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой – либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Нетрадиционные уроки помогают учителю: осуществлять контроль ЗУН, учащихся по определённой теме; обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку; предусмотреть минимальное участие на уроке учителя. Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.
Вопрос №15. Проверка и контроль знаний и умений учащихся в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.

Проверка- это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, который изучается на уроках и при выполнении домашнего задания. Контроль- это процедура получения инфы по деятельности и её результатам, установления степени достижения цели обучения. Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. Оценка - это мнение о ценности уровня или значения какого-либо ответа.
Отметка – это результат процесса оценивания, выраженное в баллах. Оценивание – это процесс соотношения полученных результатов, с целью оценить, значит установить уровень или качество достигнутых целей. Оценка бывает порциональная, выраженная в словесной форме, фиксированная, т.е. количественное выражение в баллах и интегральная. Функции и требования проверки ЗУН:Функции:1.Контрольно-учётная 2. Обучающая 3.Стимулирующая сам деятельность 4. Систематизация и углубление ЗУ.5. Развивающая 6. Воспитательная(усидчивость, трудолюбие и т.д.) Требования:1.Систематичьность проведения 2.Включение всех учащихся в процесс проверки 3.Учёт особенности учеников класса 4.Связь содержания проверки с новой темой 5.Определение места проверки на уроке 6.Мотивация оценки знаний 7.Дифференциация проверки(учёт возможностей ученика).

Формы, виды и приёмы проверки. Формы. Классическая форма - это опрос. Он бывает письменный (к/р, пров/работа, хрон.диктанты, эссе, мини-сочинения, сост.планов, таблиц и т.д., тестирование) и устный (беседа, рассказ, ответ на пост.вопрос может быть развёрнутым и устным тестированием, практический опрос-проверка деятельности учащихся, работа с иллюстрциями, обсуждение, описании, сравнение объекта). Контроль. Бывает текущим, промежуточным и итоговым+тематическим, а ещё рубежным. Формы проверки.Индивидуальная, групповая и фронтальная (в рамках конкретного класса).

Факторы, кот.влияют на оценки учителя.1. Объективные качества оцениваемой работы ученика. 2.Взгляд учителя на значение знаний, умений, кот.выр. в работе ученика 3. Общее отношение учителя к оценке 4.Представление об успехах данного ученика по предмету оценивания 5.Общее отношение к ученику 6.Настроение учителя 7.Соображение личного престижа

Критерии устного ответа по истории.1.Правильность излагаемых знаний (осознанность и понимание). 2.Полнота ответа (рассмотр всех аспектов изуч?). 3.Логика ответа (связанность и последовательность изложения, отсутствие повторов). 4.Грамотность речи.

Критерии письменного ответа.1.Правильность выраженных в работе знаний 2.Полнота и логика 3.Правильность написания спец.терминов. понятий, персоналий.


Вопрос № 16. Современные технологии обучения истории в общеобразовательной школе

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. В толковом словаре технология рассматривается как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Б. Т Лихачёв считает, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.] 1.2 Классификации педагогических технологий Многообразие типологий педагогических технологий обусловлено различными критериями их выделения:

  • По уровню применения (общепедагогические, частно-методические и локальные );

  • По философской основе ( материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские и др.);

  • По ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические);

  • По позиции и отношению к ребенку (авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества);

  • По категории обучающихся (массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и др).

  • По типу организации и управления познавательной деятельностью (разомкнутая, цикличная, рассеянная, индивидуальная, наконец, автоматизированная);

  • По способу-методу-средству (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, программированного, проблемного, развивающего и др.).


Из всего многообразия эффективными являются те технологии, в которых используется язык естественного общения (И.А. Колесникова) людей, а человек выступает как основной информационный знак. Технология не отменяет ни методику, ни педагогическую теорию. Педагогическая теория анализирует такие вопросы, как выработка цели воспитания, отбор содержания образования, определения сущности законов и закономерностей, принципов, форм и движущих сил учебно-воспитательного процесса. Методика, детализирует общие вопросы с учетом специфики конкретного предмета. Технология же разрабатывает определенные принципы и правила реализации конкретных задач, конструирует учебный процесс и строго задает определенную последовательность процедур, шагов, направленных на достижение гарантированного результата. Условно говоря, методика дает ответ на вопрос "Что и как можно сделать для достижения тех или иных педагогических целей?", а технология - на вопрос "Что и как необходимо сделать, чтобы добиться конкретных результатов обучения и воспитания?". 1.3 Требования к организации педагогического технологического процесса в обучении Педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения:

  • цели обучения - общие и конкретные;

  • содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

  • организация учебного процесса;

  • методы и формы учебной деятельности школьников;

  • методы и формы работы учителя;

  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

  • диагностика учебного процесса.

Современные технологии на уроках истории 2.1 Применение педагогических технологий в процессе преподавания истории в общеобразовательных школах Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Примеры новых педагогических технологий, применяемых на уроках истории:


  1. Игровые технологии. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор.