Файл: Понятие о словесности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Краткосрочный план урока №51

Раздел 2

Школа

Школа:

Дата:

ФИО учителя:




Класс: 5


Количество присутствующих:

отсутствующих:




Тема урока

Повторение

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. ПО 1., 5. ПО 3., 5. ПО 6.

5. АИ 2., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 6., 5. АИ 7., 5 АИ 8.

5. ОС 2.

Цели урока

Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

. Анализировать эпизоды, важные для характеристики героев, при поддержке учителя;

5. Характеризовать героев при поддержке учителя;

Критерии успеха

Учащийся достигает целей обучения, если:

дает верные ответы на вопросы, демонстрируя понимание произведения;

Дает характеристику герою;

Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Использует в речи художественные средства выразительности.

Привитие ценностей



Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік ел»: взаимоуважение, любовь, верность.

Межпредметные связи

Связь с предметом самопознание

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

Предварительные знания


На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать новую.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


Создание коллаборативной среды

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха

Проверка домашнего задания:

Стратегия «Авторский стул»

Учащиеся (по желанию) будут занимать «авторский стул» и представлять свои аргументы в защиту тезиса: утверждение «о всех сказках.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если:

  1. выбирает утверждение;

  2. доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор;

  3. выражает свои мысли точно и ясно;

  4. демонстрирует богатый словарный запас.

Учитель должен поощрять учащихся высказывать свою точку зрения, использовать термины в речи.



Середина урока




Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Ответьте на вопросы, выполните задания:

сердцем…»



  1. средства выразительности.

Ф. Взаимооценивание и наблюдение учителя.


http://festival.1september.ru/articles/534648/


http://literatura5.narod.ru/teory_rech_tabl.html

средства выразительности речи


Конец урока


Рефлексия

«Комплимент» - учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели, если:

  1. Пишет творческую работу;

  2. Дает оценку изученному произведению;

  3. Объясняет свою позицию;

В качестве индивидуального домашнего задания наиболее мотивированным учащимся можно предложить подготовить информацию об изобразительных средствах, которые наиболее ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянные и красочные эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, ритмичность, троекратные повторы, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, гипербол.


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.






Краткосрочный план урока


Проверено:

Школа: Талдысайская СШ

Раздел долгосрочного плана: Раздел 4:Фольклорные элементы в литературных произведениях

Дата:

ФИО учителя: Калиева А.Н.

Класс: 5Я1

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

А.С. Пушкин Герои поэмы «Руслан и Людмила»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя

5. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Цели урока

Учащиеся смогут:

отвечать на вопросы по содержанию поэмы;

понимать художественное произведение в деталях;

давать характеристику персонажам поэмы;

различать сказочных, мифологических героев;

аргументировать свои ответы;

оценивать устные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Критерии оценивания

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- участие каждого ученика;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст.

- оценивает высказывания одноклассников.

Привитие ценностей

Воспитание честности и прозрачности оценивания, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы.

Межпредметные связи

«Русский язык», «История», «Искусство».

Навыки использования ИКТ

Возможно использование ИКТ для развития навыка поиска лексического значения слова из словарей

Предварительные знания

Этот урок строится на знании содержания произведений, языковых навыках и знаниях по материалам, изученным в 6 классе и первой четверти.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

10минут


  1. Стадия вызова.

Опрос домашнего задания (составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы ( вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими прочитана поэма)

Критерии оценивания:

- правильно составляет 3-5 вопросов по содержанию поэмы;

-правильно отвечает на вопросы одноклассников.

Вопросы для повторение

Вспомните: что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые.)

Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной.)

Если написана писателем… (Литературной.)

II. Объявление целей и темы урока.



Середина урока

25 минут



Стадия осмысления.

К

-Ответьте на вопросы:

- Знакомы ли вам герои, которых описал Пушкин в стихотворении? Откуда они?

- Можно ли сказать, что этот отрывок – самостоятельное произведение? Что указывает на то, что это вступление к поэме?

- Какой должна быть поэма, если у нее такое вступление?

- Все ли герои, описанные Пушкиным, являются героями народных сказок? Какие это герои?

Г Деление на группы

Учащиеся будут работать в группах, чтобы разделить героев. Они должны использовать свои знания или найти дополнительную информацию об этих героях, доказав, что герои относятся к сказочным или к мифологическим.

Учащиеся представят результаты работы всему классу по составленным критериям оценивания.

Другие группы оценят выступления других групп по десятибалльной шкале.

Задание:

Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников.

-выступления детей о истории создания поэмы «Руслан и Людмила», Лешем, дубе, Бабе Яге, Кащее



Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1










2










3










4










.Прослушивание выразительного чтения отрывка в электронном приложении.

-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских витязей и их дядька, царь Кощей

-…-Чудеса, которые там происходят

. Работа с учебником. Чтение учителем пролога «У лукоморья». Можно предложить подготовленному учащемуся выразительно и наизусть прочитать его.
Вопросы и задания:

Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье?
 

Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали минуту назад. Какое чувство вы бы испытали?

(Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.)
Словарная работа:

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.

На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.


Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол– доли́на.
Виде́ние– призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
Ви́тязь– богатырь, воин.
Чредо́й(чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет– берет в плен.
Сту́па– тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет– сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.

Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?
 Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый...”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки.

(Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.)

 Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк  в златогривого коня и в царевну, лента  в реку, гребень  в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка  в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой  это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)
Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
 Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему? 

(Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)
Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи
дол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать?


(Здесь нужно отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)
Составим цепочки слов, используя устаревшие слова, и запишем их в тетрадь:
Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.
В каких строчках пролога присутствует юмор (добродушный, незлобливый смех) и фантастика?

Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?
 

(Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.)



Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.

Работа с иллюстрацией:
Учитель демонстрируют иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Бориса Николаевича Парилова и Виктора Дмитриевича Дудорова к этому отрывку. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите на нем персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Прочтите строки, которые относятся к этим персонажам.
. Работа с текстом. Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста, и только тогда, когда пролог прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, можно считать работу завершенной. Закончить обучение выразительному чтению можно коллективным (хоровым), слаженным чтением вслух. Это будет интересным заданием для учащихся.

В ходе чтения поясняем, делаем замечания, предлагая самим ученикам поправлять читающего, давать ему советы, отмечать особенности интонации, громкости, тона и расстановки пауз и логических ударений.
Предварим замечанием распространенную ошибку учеников при чтении отрывка: «...Под ним сидел, и кот ученый...» – надо сделать длинную паузу после слова 
сидел, иначе получается, что сидел не автор, а кот.
Дифференциация

Более способным учащимся можно предложить заполнение таблицы.

герои

сказочный

мифологический

в отрывке

в других источниках

кот

+




ходит по цепи




леший











































Взаимооценивание.

КО

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст;

- оценивает высказывания одноклассников;

- участие каждого ученика;




Конец урока

5минут



Домашнее задание: ответить письменно на вопросы:

- Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?

- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

Рефлексия.

Как вы оцениваете результат своей работы? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?



Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам.

Посредством наблюдения за учащимися ходе выполнения заданий формативного оценивания, а также по составленным заранее критериям оценивания

Проведение физминутки

Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?



Краткосрочный план урока

Проверено:

Школа: Талдысайская СШ

Раздел долгосрочного плана: Раздел 4:Фольклорные элементы в литературных произведениях

Дата:

ФИО учителя: Калиева А.Н.

Класс: 5Я1

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Необычное путешествие Руслана в поэме «Руслан и Людмила»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя

5. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Цели урока

Учащиеся смогут:

отвечать на вопросы по содержанию поэмы;

понимать художественное произведение в деталях;

давать характеристику персонажам поэмы;

различать сказочных, мифологических героев;

аргументировать свои ответы;

оценивать устные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Критерии оценивания

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- участие каждого ученика;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст.

- оценивает высказывания одноклассников.

Привитие ценностей

Воспитание честности и прозрачности оценивания, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы.

Межпредметные связи

«Русский язык», «История», «Искусство».

Навыки использования ИКТ

Возможно использование ИКТ для развития навыка поиска лексического значения слова из словарей

Предварительные знания

Этот урок строится на знании содержания произведений, языковых навыках и знаниях по материалам, изученным в 6 классе и первой четверти.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

10минут


  1. Стадия вызова.

Опрос домашнего задания (составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы ( вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими прочитана поэма)

Критерии оценивания:

- правильно составляет 3-5 вопросов по содержанию поэмы;

-правильно отвечает на вопросы одноклассников.

Вопросы для повторение

Вспомните: что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые.)

Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной.)

Если написана писателем… (Литературной.)

II. Объявление целей и темы урока.


Середина урока

25 минут



Стадия осмысления.

К

-Ответьте на вопросы:

- Знакомы ли вам герои, которых описал Пушкин в стихотворении? Откуда они?

- Можно ли сказать, что этот отрывок – самостоятельное произведение? Что указывает на то, что это вступление к поэме?

- Какой должна быть поэма, если у нее такое вступление?

- Все ли герои, описанные Пушкиным, являются героями народных сказок? Какие это герои?

Г Деление на группы

Учащиеся будут работать в группах, чтобы разделить героев. Они должны использовать свои знания или найти дополнительную информацию об этих героях, доказав, что герои относятся к сказочным или к мифологическим.

Учащиеся представят результаты работы всему классу по составленным критериям оценивания.

Другие группы оценят выступления других групп по десятибалльной шкале.

Задание:

Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников.

-выступления детей о истории создания поэмы «Руслан и Людмила», Лешем, дубе, Бабе Яге, Кащее



Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1










2










3










4










Выразительного чтения отрывка

-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских витязей и их дядька, царь Кощей

-…-Чудеса, которые там происходят

. Работа с учебником. Чтение учителем пролога «У лукоморья». Можно предложить подготовленному учащемуся выразительно и наизусть прочитать его.
Вопросы и задания:
Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье?
 

Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали минуту назад. Какое чувство вы бы испытали?

(Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.)
Словарная работа:

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.

На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.

Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол– доли́на.
Виде́ние– призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
Ви́тязь– богатырь, воин.
Чредо́й(чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет– берет в плен.
Сту́па– тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет– сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.

Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?
 Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый...”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки.

(Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.)

 Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк  в златогривого коня и в царевну, лента  в реку, гребень  в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка  в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой  это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)
Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
 Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему? 

(Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)
Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи
дол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать?

(Здесь нужно отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)
Составим цепочки слов, используя устаревшие слова, и запишем их в тетрадь:
Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.
В каких строчках пролога присутствует юмор (добродушный, незлобливый смех) и фантастика?

Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?
 

(Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.)



Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.

Работа с иллюстрацией:
Учитель демонстрируют иллюстрации.
Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Бориса Николаевича Парилова и Виктора Дмитриевича Дудорова к этому отрывку. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите на нем персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Прочтите строки, которые относятся к этим персонажам.
Работа с текстом. Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста, и только тогда, когда пролог прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, можно считать работу завершенной. Закончить обучение выразительному чтению можно коллективным (хоровым), слаженным чтением вслух. Это будет интересным заданием для учащихся.

В ходе чтения поясняем, делаем замечания, предлагая самим ученикам поправлять читающего, давать ему советы, отмечать особенности интонации, громкости, тона и расстановки пауз и логических ударений.
Предварим замечанием распространенную ошибку учеников при чтении отрывка: «...Под ним сидел, и кот ученый...» – надо сделать длинную паузу после слова 
сидел, иначе получается, что сидел не автор, а кот.
Дифференциация

Более способным учащимся можно предложить заполнение таблицы.

Руслан

Путешествие







Взаимооценивание.

КО

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст;

- оценивает высказывания одноклассников;

- участие каждого ученика;





Конец урока

5минут


Домашнее задание: ответить письменно на вопросы:

- Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?

- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

Рефлексия.

Как вы оцениваете результат своей работы? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?



Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам.

Посредством наблюдения за учащимися ходе выполнения заданий формативного оценивания, а также по составленным заранее критериям оценивания

Проведение физминутки

Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?



Краткосрочный план урока


Проверено:

Школа: Талдысайская СШ

Раздел долгосрочного плана: Раздел 4:Фольклорные элементы в литературных произведениях

Дата:

ФИО учителя: Калиева А.Н.

Класс: 5Я1

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Фольклорные мотивы в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя

5. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Цели урока

Учащиеся смогут:

отвечать на вопросы по содержанию поэмы;

понимать художественное произведение в деталях;

давать характеристику персонажам поэмы;

различать сказочных, мифологических героев;

аргументировать свои ответы;

оценивать устные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме

Критерии оценивания

- отвечает на вопросы по содержанию поэмы;

- понимает художественное произведение в деталях;

- различает сказочных, мифологических героев;

- участие каждого ученика;

- излагает логично и последовательно;

- излагает эмоционально, доступно;

- отвечает без опоры на письменный текст.

- оценивает высказывания одноклассников.

Привитие ценностей

Воспитание честности и прозрачности оценивания, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы.

Межпредметные связи

«Русский язык», «История», «Искусство».

Навыки использования ИКТ

Возможно использование ИКТ для развития навыка поиска лексического значения слова из словарей

Предварительные знания

Этот урок строится на знании содержания произведений, языковых навыках и знаниях по материалам, изученным в 6 классе и первой четверти.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

10минут


  1. Стадия вызова.

Опрос домашнего задания (составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы ( вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими прочитана поэма)

Критерии оценивания:

- правильно составляет 3-5 вопросов по содержанию поэмы;

-правильно отвечает на вопросы одноклассников.

Вопросы для повторение

Вспомните: что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые.)

Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной.)

Если написана писателем… (Литературной.)

II. Объявление целей и темы урока.



Середина урока

25 минут



Стадия осмысления.

К

СОР № 7- Задание

1. Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.

 " У лукоморья"- это….
А) у морского залива
B) у опушки леса
C) у дуба
D) в берёзовой роще
2. Что означает словосочетание " неведомые дорожки"?

А) известный путь
B) неизвестные дороги
C) короткая дорожка
D) длинная дорожка
3. Кто служит царевне ?

А) стража
B) бурый медведь
C) бурый волк
D) 33 богатыря
4. Что хотел поведать всему свету А.С.Пушкин?
А) песенку
B) пословицу
C) рассказ
D) сказку
5.Отметьте основную тему стихотворения «У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкина.

А) сказочного мира
B) красоты природы
C) счастливого детсва
D)вечной любви
Задание


  1. Вспомните вторую часть стихотворения «У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкина. Перечислите, о каких чудесах говорит поэт. Составьте план этой части.

Напишите развёрнутый ответ на вопрос, что вам показалось самым невероятным и даже в сказках такое не встретишь?

Критерии оценивания

Дескриптор

Обучающийся

Определяет главную информацию художественного произведения.

демонстрирует глубокое понимание художественного произведения;

Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению.

составляет простой план, соблюдая последовательность изложения;

Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению.

эффективно демонстрирует своё мнение;

подтверждает свой ответ примерами из текста произведения;

ответ имеет полностью связную структуру, все пункты логически последовательны и взаимосвязаны.








Конец урока

5минут



Домашнее задание: ответить письменно на вопросы:

- Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?

- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

Рефлексия.

Как вы оцениваете результат своей работы? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?



Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация осуществляется при выполнении групповой работы: учащиеся распределяют обязанности в группе, таким образом учащиеся со слабой мотивацией будут прислушиваться к более мотивированным одноклассникам.

Посредством наблюдения за учащимися ходе выполнения заданий формативного оценивания, а также по составленным заранее критериям оценивания

Проведение физминутки

Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?




Проверено: Школа: Талдысайская СШ Русская литература

Раздел 4: Фольклорные элементы в литературных произведениях

Дата:

Имя учителя: Калиева А.Н.

Класс: 5б

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема

По страницам биографии М.М. Пришвина

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ 6 Художественный мир произведения в разных формах представления

Цели урока

Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.

Критерии оценивания

Критерии оценивания:

- располагают иллюстрации в соответствии с сюжетом произведения;

-выделяют разные художественные пространства при помощи цветных карандашей;

- указывают, какие слова автор использует для описания местности (этот критерий выполняется соответственно уровню учащихся)

-находит элементы сказки (4-5 примеров);

-находит элементы были;

- делает выводы, аргументируя отражение жанра.

Языковые цели


Использовать в речи слова и выражения изучаемой тематики: художественное пространство,

уметь кратко передать содержание с использованием авторской лексики.

Привитие ценностей

Прививать чувство ответственности, веру в собственные силы, научить определять свои способности, возможности при выборе будущей профессии.

Межпредметные связи

В разделе предусмотрены связи с уроками русского языка, биологии.

Навыки использования ИКТ

Использование ИКТ для подготовки к уроку и поиска значений слов из вики-словарей.

Предварительные знания

Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных на уроках русской литературы в предыдущих четвертях. Учащиеся прочитали сказку-быль до начала четвертой четверти. Это второй урок, учащиеся ознакомлены с героями, содержанием произведения.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока

5 минут


Стадия вызова.

1. Погружение в тему. М. М. Пришвин
Учащиеся составляют кластер

Задание Вспомните о жизни писателя

И

2. Учитель знакомит с целями урока.




Середина урока 30минут

Стадия осмысления.

1. Знакомство с произведением писателя

М. М. Пришвин «Кладовая солнца »

Беседа с классом.

О чем это произведение ?

- Где и когда происходит действие?

Чтение сказки –быль

Задание: жанр произведения Пришвин определяет как сказку-быль. Где в произведении быль, а где начинается сказка? Давайте определим черты сказки и черты были в произведении.

— Какие признаки сказки есть в этом произведении? Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин.

— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?

— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?

Заполните концептуальную таблицу. Приложение 2.

Образец для учителя:

Сказка

Быль

Лет двести тому назад...”

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.


Сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.

Ф

Критерии оценивания:

-находит элементы сказки (4-5 примеров);

-находит элементы были;

- делает выводы, аргументируя отражение жанра.

Взаимооценивание. Комментарий учителя.


урок (сказочные элементы)


Конец урока

5 минут

Рефлексия.

- Что вы извлекли полезного для себя из урока?

Домашнее задание:

Дать характеристику главным героям




Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Связь с ИКТ
Связь с ценностями

Группы будут поддерживать друг друга.


Наблюдение за обучением

Вопросы и Ответы

Обратная связь с одноклассником.

Межпредметная связь с самопознанием.

Обстановке в классе для работы в группах.

Навыки межличностного общения при работе в группах (уважение, тон голоса и т.д.)

Ответ по очереди, внимательное выслушивание других.

Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Что учащиеся узнали сегодня?

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Уложился/-ась ли я в регламент?

Какие отступления были в плане, почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?