Файл: Понятие о словесности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока


Запланированные

этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Начало урока

5 минут


Для актуализации учебной деятельности учитель использует стратегию «Яркие ассоциации»

Учитель называет страну, о которой пойдет речь на уроке. Каждый обучающийся называет по одной ассоциации, связанной с этой страной, используя наиболее яркие ассоциации. Так формулируется цель урока.

Учитель объявляет тему, цели обучения и вместе с учащимися формулирует цели урока, определяет ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты:

  • будут объяснять значение терминов;

  • будут давать ответ на вопрос;

  • будут выделять основное событие в произведении;

  • будут выражать свое отношение к прочитанным произведениям.

И

Учащиеся называют ассоциации к слову «Киевская Русь», «Древняя Русь» «Муром» и т.д. (учитель может выбрать любой другой город Древней Руси)

Дифференциация: более сильные учащиеся проводят параллель с историей
К

Вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты.




Середина урока
10 минут
(ПО1)

5 минут
(ПО6)


10 минут

(ПО 2)

5 минут (ОС1)


Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Литература и фольклор». Учитель предлагает учащимся разделиться на пары и высказать свое мнение об отличии фольклора от литературы.
Демонстрирует презентацию «Былины. Определение жанра .Виды Былин. Мир былин»

Былина-рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город

В качестве разминки учитель предлагает учащимся игру

Виды былин 1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ).

2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

Учитель предлагает учащимся составить ассоциативную карту к словосочетанию «Героический эпос».

Если учащиеся затрудняются назвать примеры, учитель должен дать краткий обзор 1-2 произведений русского или казахского героического эпоса.

Учитель предлагает учащимся посмотреть мультфильм и ответить на вопросы, во время просмотра записывают незнакомые слова.
Учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь»

  1. Откуда сказители былин знали о далеких землях?

  2. Найдите доказательство, что Илья Муромец смелый, храбрый, мужественный богатырь?

  3. Чем подкупал богатыря Калин-царь?

  4. От чего к нему шала сила и крепость?

  5. На кого из богатырей вы бы хотели быть похожими и почему? Есть ли такие, которые  не понравились?

  6. Кому из былинных героев вы бы поставили памятник


Учащиеся будут читать статью о жанрах русского фольклора и его отличии от литературы.

Г

Наблюдения учителя

Учащиеся в парах ответят на вопрос, чем отличается литература от фольклора.

Они запишут ответы в тетрадь.

Оценивание по стратегии «Письменные комментарии»
Учащиеся делятся на три группы, каждая группа решает, кого изобразить, а затем показывают ее противоположной группе


Учащиеся в малых группах составляют ассоциативную карту.

Затем спикеры группы проходят по группам и защищают работы.

Взаимооценивание по стратегии «Три М» (одноклассники называют три положительных момента вступления одноклассника)


Учащиеся смотрят мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Учащиеся ответят на вопросы:
- Какое впечатление произвела на вас былина?
- Какие чувства вызвали у вас герои былины?
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

К

Учащиеся читают отрывок и отвечают на вопросы:

  1. За что Илья мстил врагам?

  2. Какими из качеств богатырей обладают мальчики нашего класса?

  3. Почетно ли наше время быть богатырем?

  4. Не просто физически сильным, но и сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?

  5. А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОВ? Почему?

  6. Что вы почерпнули из былин для себя?

Приложения. http://rusprogram.ru/f89

статья «Литература и фольклор»

Презентация

Бумага А3, карандаши, маркеры, планшет, телефоны


https://www.youtube.com/watch?v=QkOPB2RkIWsмультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

«Союзмультфильм», 8 минут

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%81

понятие о героическом эпосе

Конец урока

5 минут

Рефлексия по стратегии «Продолжить фразу».

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались…

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…




Дифференцированное домашнее задание:

1 вариант –выучить определение былины.

2 вариант – составить кроссворд




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности



Ученикам со слабым уровнем подготовленности будут предложены таблица языковых средств с примерами.

Более сильные учащиеся будут выделять слова, которые воздействуют на слушателя или читателя

Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

- взаимооценивание;

- наблюдение учителя

1. Здоровьесберегающие технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных норм;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе;

- личностно-ориентированный подход к детям;

- продолжение работы над формированием правильной осанки;

физкультминутка.

2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.

Рефлексия по уроку


Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?




Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:
Что я выявил за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?






Раздел долгосрочного плана:

Раздел 1. Героический эпос

Школа:

ФИО учителя:.

Дата:

Количество присутствующих:

Класс: 5

Количество отсутствующих:

Тема урока

. Былины Илья Муромец и Соловей-разбойник

Цель

профессионального

развития

Использование различных методов оценивания

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 1 Понимание терминов

ПО 6 Ответы на вопросы

ПО 2 Понимание художественного произведения

ОС 1 Оценивание художественного произведения

Цели урока

  • понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

  • давать краткий и полный ответ навопрос

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

Критерии оценивания и дескрипторы

ПО1

Объясняет значение терминов

- дает определение устному народному творчеству;

- определяет значение терминов;

ПО6

Дает развернутый ответ на вопрос

- приводит аргументы, подтверждающие собственное мнение

- приводит примеры, подтверждающие ответ

- определяет ответ в соответствие с вопросом

ПО2

Понимают художественное произведение

- выделяет главные события произведения

- комментирует детали событий

- находит цитаты, отражающие главную мысль произведения

ОС1

Оценивают произведение

- дает оценку произведению

- выражает собственное отношение к поступкам героя (ев)

Языковые цели

Словарная работа: богатырь, былина, устное народное творчество, гусли, гусляр, Древняя Русь, эпос, песня-сказание, доблесть, стольный (столичный город), прямоезжая(прямая), заколодела (дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)), лазоревый(красивый), величать(называть или прославлять (в зависимости от контекста)), в особину (отдельно), воспеть (прославить в песне)и т.д.

Привитие ценностей

Ответственность

Уважение

Обучение на протяжении жизни

Межпредметные связи

История Древнего мира, русский язык

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов.

Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации;

Будут использованы видеороликов, презентации

Предварительные

знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в прошлом учебном году.



Ход урока


Запланированные

этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Начало урока

10 минут


Для актуализации учебной деятельности учитель использует стратегию «Яркие ассоциации»

Учитель называет страну, о которой пойдет речь на уроке. Каждый обучающийся называет по одной ассоциации, связанной с этой страной, используя наиболее яркие ассоциации. Так формулируется цель урока.

Учитель объявляет тему, цели обучения и вместе с учащимися формулирует цели урока, определяет ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты:

  • будут объяснять значение терминов;

  • будут давать ответ на вопрос;

  • будут выделять основное событие в произведении;

  • будут выражать свое отношение к прочитанным произведениям.

И

Учащиеся называют ассоциации к слову «Киевская Русь», «Древняя Русь» «Муром» и т.д. (учитель может выбрать любой другой город Древней Руси)

Дифференциация: более сильные учащиеся проводят параллель с историей
К

Вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты.




Середина урока
10 минут
(ПО1)

15 минут
(ПО6)

5 минут


15 минут

(ОС1)

10 минут

(ПО 2)

10 минут (ОС1)


Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Литература и фольклор» и демонстрирует презентацию «Былины. Виды Былин. Мир былин»

Учитель предлагает учащимся разделиться на пары и высказать свое мнение об отличии фольклора от литературы.

В качестве разминки учитель предлагает учащимся игру «Далила, Самсон и лев»

Учитель предлагает учащимся составить ассоциативную карту к словосочетанию «Героический эпос».

Если учащиеся затрудняются назвать примеры, учитель должен дать краткий обзор 1-2 произведений русского или казахского героического эпоса.

Учитель предлагает учащимся посмотреть мультфильм и ответить на вопросы, во время просмотра записывают незнакомые слова.

Учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Калин-царь»

  1. Откуда сказители былин знали о далеких землях?

  2. Найдите доказательство, что Илья Муромец смелый, храбрый, мужественный богатырь?

  3. Чем подкупал богатыря Калин-царь?

  4. От чего к нему шала сила и крепость?

  5. На кого из богатырей вы бы хотели быть похожими и почему? Есть ли такие, которые  не понравились?

  6. Кому из былинных героев вы бы поставили памятник?





Учащиеся будут читать статью о жанрах русского фольклора и его отличии от литературы.

Г

Наблюдения учителя

Учащиеся в парах ответят на вопрос, чем отличается литература от фольклора.

Они запишут ответы в тетрадь.

Оценивание по стратегии «Письменные комментарии»
Учащиеся делятся на три группы, каждая группа решает, кого изобразить, а затем показывают ее противоположной группе. Далила сильнее Самсона, Самсон сильнее льва, лев сильнее Далилы.
Учащиеся в малых группах составляют ассоциативную карту.

Затем спикеры группы проходят по группам и защищают работы.

Взаимооценивание по стратегии «Три М» (одноклассники называют три положительных момента вступления одноклассника)

Учащиеся смотрят мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Учащиеся ответят на вопросы:
- Какое впечатление произвела на вас былина?
- Какие чувства вызвали у вас герои былины?
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

К

Учащиеся читают отрывок и отвечают на вопросы:

  1. За что Илья мстил врагам?

  2. Какими из качеств богатырей обладают мальчики нашего класса?

  3. Почетно ли наше время быть богатырем?

  4. Не просто физически сильным, но и сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?

  5. А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОВ? Почему?

  6. Что вы почерпнули из былин для себя?

Приложения. http://rusprogram.ru/f89

статья «Литература и фольклор»

Презентация

Бумага А3, карандаши, маркеры, планшет, телефоны


https://www.youtube.com/watch?v=QkOPB2RkIWsмультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

«Союзмультфильм», 8 минут

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%81

понятие о героическом эпосе

Конец урока

5 минут

Рефлексия по стратегии «Продолжить фразу».

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались…

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…




Дифференцированное домашнее задание:

1 вариант –выучить отрывок из былины.

2 вариант – составить кроссворд по былине «Илья Муромец»

3 вариант – нарисовать рисунок по сюжету былины.





Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности



Ученикам со слабым уровнем подготовленности будут предложены таблица языковых средств с примерами.

Более сильные учащиеся будут выделять слова, которые воздействуют на слушателя или читателя

Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

- взаимооценивание;

- наблюдение учителя

1. Здоровьесберегающие технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных норм;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе;

- личностно-ориентированный подход к детям;

- продолжение работы над формированием правильной осанки;

физкультминутка.

2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.

Рефлексия по уроку


Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?




Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:
Что я выявил за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?





Проверено: Краткосрочный план ___________

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 1. Героический эпос

Школа:

ФИО учителя:

Дата:

Количество присутствующих:

Класс: 5

Количество отсутствующих:

Тема урока

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Художественное время в былине


Цель

профессионального

развития

Использование различных методов оценивания

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ 5 Характеристика героев

АИ 2 Тема и идея

АИ 1 Жанр

АИ 8 Литературные приемы и изобразительные средства

Цели урока

  • характеризовать героев при поддержке учителя

  • определять основную мысль произведения при поддержке учителя

  • определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

  • анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя

Критерии оценивания

Дескрипторы

АИ5

Характеризует персонажей произведения

- выделяет важные для характеристики героя детали

- делает выводы о характере героя

АИ2

Определяет тему и идею

-определяет тему произведения

- определяет тему произведения

АИ1

Определяет жанр произведения и его

признаки

Дайте определение термину «былина» и назовите основные признаки этого

жанра фольклора на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

АИ8

Выделяет и определяет роль ИВС

- находит в тексте художественные средства и стилистические фигуры речи

- объясняет роль художественных средств и стилистических фигур речи

Языковые цели

Словарная работа: богатырь, былина, устное народное творчество, гусли, гусляр, Древняя Русь, эпос, песня-сказание, доблесть, стольный (столичный город), прямоезжая(прямая), заколодела (дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)), лазоревый(красивый), величать(называть или прославлять (в зависимости от контекста)), в особину (отдельно), воспеть (прославить в песне)и т.д.

Привитие ценностей

Ответственность

Уважение

Обучение на протяжении жизни

Межпредметные связи

История Древнего мира, русский язык

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов.

Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации

Использованы презентации, видео- и аудиоматериалы

Предварительные

знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, на знаниях устного народного творчества




Ход урока


Запланированные

этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Начало урока

10 минут


В качестве актуализации учебной деятельности учитель предлагает стратегию «Визуальное исключение»
Учитель объявляет тему, цели обучения и вместе с учащимися формулирует цели урока, определяет ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты:

  • будут характеризовать герое былин;

  • определять тему и идею стихотворения;

  • определять жанр произведений.

И

Учащиеся выбирают картинку, которую считают лишней и обосновывают свой выбор

Дифференциация: более сильные учащиеся отмечают взаимосвязь живописи и литературы

К

Вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты.

Приложение 1.http://classic-online.ru/ru/art/picture/Bilibin/106267

иллюстрация И. Билибина



Середина урока
20 минут

(АИ5)

10 минут
(АИ2)

10 минут

10 минут

( АИ1)


15 минут

(АИ8)



Перед просмотром мультфильма учитель попросит учащихся обратить внимание на то, каким представлен герой в этом мультфильме, похож ли он на того, которого они видели в предыдущем. Можно использовать иллюстрации к былинам, чтобы учащимся было легче описывать героя. Учитель дает объяснение разницу между пересказом и характеристикой. Приводи пример.



Перед тем, как учащиеся будут формулировать тему и идею былины, учитель напоминает учащимся, что обозначают эти понятия.

Учитель предлагает учащимся презентовать свой материал и оценить работу групп

Учитель предлагает учащимся в парах выполнить работу по соответствию жанров с их определениями. Такая кропотливая работа над определением жанра важна на первом этапе обучения, чтобы в дальнейшем они не испытывали трудностей при работе с теоретическим материалом и без труда могли определить жанр любого произведения, доказав свою точку зрения. (Разрешается воспользоваться словарями, интернет-источниками).


Учитель предлагает учащимся в группах провести исследование текста былин.

Для групп, испытывающих затруднения, учитель может приготовить таблицу с примерами.




Учащиеся посмотрят мультфильм «Илья Муромец (Пролог)» и обсудят, каким представлен герой.

Учащиеся в группах будут составлять план рассказа о герое. К каждому пункту они должны подобрать цитаты из текста.

Примерный план:

1. Илья Муромец - любимый народный богатырь.

2. Происхождение героя.

3. Любовь к Родине, стремление служить своему народу.

4. Черты характера Ильи Муромца:

а) сила и стойкость, мужество и самоотверженность;

б) бескорыстие и скромность;

в) чувство собственного достоинства.
Наблюдение и комментарий учителя

Учащиеся будут работать в группах, чтобы сформулировать тему и идею былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Группы представят результаты своей работы.

Спикеры от каждой группы оценят выступление спикеров из других групп.

Взаимооценивание по ЛО

Учащиеся в парах будут выполнять задание на соотнесение. Они должны найти соответствия между жанром и его определением.

1

сказка

а




2

былина

б




3

пословица

с




4

загадка

д




Дифференциация: слабым учащимся дается таблица

Рекомендации учителя

Учащиеся будут подробно проанализировать определение, данное былине, выделить составные части, характерные особенности.

Учащиеся в группах или в парах будут проводить исследование текста былины. Они должны найти различные художественные средства, использованные в былинах.

Представлять свои работы они могут в виде кластера или таблицы.

Учащиеся выберут спикеров для представления результатов работы группы. Другие учащиеся могут оценивать устные выступления при помощи аплодисментов или при помощи стикеров после выступления всех групп.

Г

Ф

Оценивание по стратегии «Три М»

https://www.youtube.com/watch?v=hLGcmUxi7Pk&list=PLt6kNtUbjfc8if34666GBpgoJ_J3LGSgG&index=6

мультфильм: «Илья Муромец (Пролог)» 10 минут

http://festival.1september.ru/articles/589368/

урок (план характеристики Ильи Муромца)

http://www.proza.ru/2011/02/20/1106

сочинение ученицы об Илье Муромце
http://www.tutoronline.ru/blog/osnovnye-ponjatija-teorii-literatury-tema-ideja-sjuzhet-kompozicija

основные понятия теории литературы


Конец урока

5 минут

Рефлексия демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова “Три богатыря”?

Почему урок заканчивается демонстрацией этой картины?



Домашнее задание: «Доказать, что «Илья Муромец и Соловей Разбойник» является былиной»




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности



Ученикам со слабым уровнем подготовленности будут предложены таблица языковых средств с примерами.

Более сильные учащиеся будут выделять слова, которые воздействуют на слушателя или читателя

Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

- рекомендации учителя:

- взаимооценивание;

- наблюдение учитель;

- стратегия «Три М»

1. Здоровьесберегающие технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных норм;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе;

- личностно-ориентированный подход к детям;

- продолжение работы над формированием правильной осанки;

физкультминутка.

2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.

Рефлексия по уроку


Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?




Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:
Что я выявил за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?