Файл: Понятие о словесности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Проверено:

Школа Талдысайская средняя школа

Раздел долгосрочного плана: Раздел 3: Литературная прозаическая сказка

Дата: 19.01. 2018г

Учитель: Калиева А.Н.

Класс: 5 б

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Г.Х.Андерсен «Снежная королева».

История о маленькой разбойнице

ЦО, которые достигаются на данном уроке

5.ПО1,.ПО3,5ПО6,АИ7

Цели урока

определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя.

Критерии оценивания

составляет ментальную карту или пишет цитаты, или таблицу комментариев;

- демонстрирует три и более комментария, выражающих авторское отношение.

Языковые цели


Использовать риторические вопросы, вводные конструкции: во-первых, во-вторых, я считаю, по моему мнению, по словам ученых, таким образом и т.п.

Использовать подчинительные союзы: потому что, так как, если, что и т.п.

Привитие ценностей

Сотрудничество. Труд и творчество.

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалом с предметом «искусство».

Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации

Предварительные знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

5 мин.

Приветствие.

Учитель озвучивает тему урока и цели обучения и вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

развивать навыки применения через работу с текстом сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»



Середина урока


10мин

10 мин.

10 мин.


1

.Г.Х. Андерсен. «Снежная королева» - это сказка из семи рассказов о Кае и Герде, детях из очень бедных семей. Однажды Кая забирает с собой Снежная королева, а Герда отправляется в путь, чтобы спасти своего друга. По дороге она встречает чародейку, принца и принцессу и маленькую разбойницу, но несмотря на все препятствия, она находит Кая...

2.Беседа с классом по прочитанному тексту

Как звучит голос автора? ( доверительные интонации, неравнодушный, восторгается, любуется, тревожится, беспокоится).

  • Какой характер должен быть, по вашему, у человека, который так начинает рассказывать сказку?

  • Какими вы видите главных героев сказки?

  • Какое событие является завязкой повествования?

  • Какую роль в развитии событий играют силы природы (розы, солнышко, птицы, река, Северный олень)?

  • Для чего автор использовал диалог героев с ними?


3.Работа с текстом

АИ7 Отношение автора

Критерии оценивания:

- составляет кластер , пишет цитаты, или таблицу комментариев;

- демонстрирует три и более комментария, выражающих авторское отношение.
Учитель делит учащихся на 3 команды и предлагает составить ментальные карты, которые будут демонстрировать их понимание точки зрения автора и обсудить в группах . Учитель наблюдает за учащимися, каким образом они работают с произведением, делают записи в тетради, обсуждают в группах.

Авторское отношение к Герде?

  • Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?

  • Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди?


Авторское отношение к Маленькой разбойнице:

  • Как автор описывает маленькую разбойницу (5 сказка)?

  • «Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные. Она обняла Герду и сказала: — Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя!...» (обращаем внимание на отношение автора к маленькой разбойнице)

  • Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют девочку?


После подготовки, представитель каждой команды рассказывает идею своей работы, остальные команды оценивают по принципу «Лист защиты» и делают записывают вывод в таблице:

Герои

Авторское отношение (примеры из текста)

Ваши выводы

Маленькая разбойница







Работа в паре

Учащиеся в парах будут выполнять задание по вариантам.

- Подготовьте ответ на проблемный вопрос

  • «Как автор показал, что маленькая разбойница на самом деле добрая девочка?»

  • «Кто с точки зрения автора является настоящим другом? Почему? Как автор убедил вас в этом?»

Затем пары объединятся в группы по 4 человека и представят друг другу свои работы, обсудят их, дадут оценку («Две звезды, одно пожелание»).

Г

Ф

Оценивание: взаимооценивание по критериям успеха.

4. Дифференцированное задание для продвинутых учащихся:

- Чем наделил автор героев? Постройте монолог от лица героев

  • Пересказ эпизода от лица Снежной королевы.

  • Пересказ от лица маленькой разбойницы

Оценивание: оценивание учителем

Учитель делает вывод по теме: Г.Х.Андерсен бережно относится к своим персонажам. Так, несмотря на то, что Снежная Королева "отрицательный" персонаж, он четко вырисовывает ее характер и ее внешность. Не упускает деталей. Андерсен любит детей Кая и Герду. Он всячески старается показать их с хорошей стороны, например: Герду он вырисовывает как добрую и отважную девочку, Кай также добр и нежен (нежность Кая можно увидеть в его отношении к розам).

- Г.Х.Андерсен «Снежная королева»


Конец урока

5мин.



5..Рефлексия. Трехминутная пауза.

Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

  • Я изменил свое отношение к……….

  • Я узнал больше о ………….

  • Я удивился тому, что……

  • Я почувствовал …

  • Я относился к …………

6. Домашнее задание: продолжаем читать сказку .



Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: оказание поддержки слабоуспевающим учащимся

Оценивание учителем, взаимооценивание

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся







Проверено:

Школа Талдысайская средняя школа













Раздел долгосрочного плана: Раздел 3: Литературная прозаическая сказка













Дата: 24.01. 2018г

Учитель: Калиева А.Н.













Класс: 5 б

Количество присутствующих:

отсутствующих:













Тема урока

Г.Х.Андерсен «Снежная королева «Её сила и её сердце »Спасение Кая













ЦО, которые достигаются на данном уроке

5.ПО1,.ПО3,5ПО6,АИ7













Цели урока

определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя.













Критерии оценивания



- демонстрирует три и более комментария, выражающих авторское отношение.













Языковые цели


Использовать риторические вопросы, вводные конструкции: во-первых, во-вторых, я считаю, по моему мнению, по словам ученых, таким образом и т.п.

Использовать подчинительные союзы: потому что, так как, если, что и т.п.













Привитие ценностей

Сотрудничество. Труд и творчество.













Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалом с предметом «искусство».













Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации













Предварительные знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках.













Ход урока













Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы













Начало урока

5 мин.

Приветствие.

Учитель озвучивает тему урока и цели обучения и вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

развивать навыки применения через работу с текстом сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»















Середина урока
10мин

10 мин.

10 мин.


1.Г.Х. Андерсен.

«Снежная королева» - это сказка из семи рассказов о Кае и Герде, детях из очень бедных семей. Однажды Кая забирает с собой Снежная королева, а Герда отправляется в путь, чтобы спасти своего друга. По дороге она встречает чародейку, принца и принцессу и маленькую разбойницу, но несмотря на все препятствия, она находит Кая...

2.Беседа с классом по прочитанному тексту

Как звучит голос автора? ( доверительные интонации, неравнодушный, восторгается, любуется, тревожится, беспокоится).

  • Какой характер должен быть, по вашему, у человека, который так начинает рассказывать сказку?

  • Какими вы видите главных героев сказки?

  • Какое событие является завязкой повествования?

  • Какую роль в развитии событий играют силы природы (розы, солнышко, птицы, река, Северный олень)?

  • Для чего автор использовал диалог героев с ними?

3.Работа с текстом

Критерии оценивания:

- составляет кластер, или таблицу , пишет цитаты, комментариев;

- демонстрирует три и более комментария, выражающих авторское отношение.
Учащиеся работают с произведением, делают записи в тетради, обсуждают в группах.

Авторское отношение к Герде?

  • Как автор описывает Герду (3 сказка)?

  • “А волосы у Герды вились, и кудри золотым сиянием окружали ее милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза” (обращаем внимание на отношение автора к Герде)

  • “Доброму сердцу чуждо высокомерие”, - считал мудрый сказочник. Как вы думаете, можно эти слова отнести к Герде?

  • Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?

  • Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди?


Авторское отношение к Каю:

  • Как автор описывает Кая (7 сказка)?

  • «Кай остался один в необозримой пустынной зале, смотрел на льдины и всё думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте — такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замёрз. (обращаем внимание на отношение автора к Каю).

  • Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют мальчика?

  • Какие встречи и какие испытания ждут Кая впереди?

Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Какими стали забавы мальчика? Что говорит об этом автор

После подготовки, представитель каждой команды рассказывает идею своей работы, остальные команды оценивают по принципу «Лист защиты» и делают записывают вывод в таблице:

Герои

Авторское отношение (примеры из текста)

Ваши выводы

Герда







Кай








Работа в паре

Учащиеся в парах будут выполнять задание по вариантам.

- Подготовьте ответ на проблемный вопрос

  • «Как автор показал, что маленькая разбойница на самом деле добрая девочка?»


Затем пары представят друг другу свои работы, обсудят их, дадут оценку («Две звезды, одно пожелание»).

Г

Ф





Оценивание: взаимооценивание по критериям успеха.

Учитель делает вывод по теме: Г.Х.Андерсен бережно относится к своим персонажам. Так, несмотря на то, что Снежная Королева "отрицательный" персонаж, он четко вырисовывает ее характер и ее внешность. Не упускает деталей. Андерсен любит детей Кая и Герду. Он всячески старается показать их с хорошей стороны, например: Герду он вырисовывает как добрую и отважную девочку, Кай также добр и нежен (нежность Кая можно увидеть в его отношении к розам).

- Г.Х.Андерсен «Снежная королева»










Конец урока

5мин.



VI.Рефлексия. Трехминутная пауза.

Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

  • Я изменил свое отношение к……….

  • Я узнал больше о ………….

  • Я удивился тому, что……

  • Я почувствовал …

  • Я относился к …………

VII. Домашнее задание: Напишите 6-7 предложений о героях сказки глазами автора.











Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности









Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: оказание поддержки слабоуспевающим учащимся

Оценивание учителем, взаимооценивание

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся









Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?























Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

















Проверено:

Школа: Талдысайская СШ




Раздел долгосрочного плана:

Раздел 3: Литературная прозаическая сказка

ФИО учителя: Калиева А.Н.




Дата:

Класс 5 б

Количество присутствующих:

отсутствующих:







Почему плачет Студент?

Зачем ему нужна роза?

Что будет, если Студент не найдет розу?

Кто поддерживает Студента в печали?

Кто посмеялся над его страданиями?


Проверено:

Школа: Талдысайская СШ

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 3: Литературная прозаическая сказка

ФИО учителя: Калиева А.Н.

Дата:

Класс 5 б

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Жертвенность героев сказок О.Уайльда. СОР




Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос

5. АИ2. Определять основную мысль произведения при поддержке учителя

5. АИ 6. Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.

5. ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя

Цели урока

Чтение и анализ сказки. Определение авторской идеи и темы произведения. Характеристика главных героев

показать своеобразие литературных персонажей в произведении; помочь учащимся перейти от уровня содержания к уровню смысла; расширить культурный кругозор учащихся

Критерии успеха

Учащийся достигает цели обучения, если:

научаться формировать речевые умения: обозначать тему,

выделять  основную мысль;  выбрать  заголовок,

Привитие ценностей



Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік ел». Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость.

Межпредметные связи

Связь с предметом самопознание

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

Предварительные знания

На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному произведению, по выученному отрывку из произведения.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

Середина урока


Оргмомент. Создание коллаборативной среды

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель совместно с учащимися определяет цели урока

ЦО и критерии успеха.
Проверка домашнего задания: - подготовить иллюстрацию к сказке;

- ответить на вопрос: «Кто из персонажей произведения ценит труды и старания Соловья?»
Освоение темы

Удалось ли автору передать красоту и мелодичность пения Соловья? Каким оно вам показалось?








(Мастерство писателя: «пение напоминало журчание воды, льющейся из серебряного кувшина», «он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле», «холодная хрустальная луна слушала»)

Почему именно Соловей в произведении поет о любви, а не воробей?

Соловей в народе славится прекрасными звуками своего голоса. Закройте глаза и послушайте трель настоящего соловья
Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви)

Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»?

(Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)

СОР № 5 Задания 1
Ответьте на вопросы

Почему автор назвал свою сказку «Соловей и Роза»,

а не «Соловей и Студент»?

Сравните, что говорят о Любви студент и Соловей.

Чьё мнение вы разделяете?


Студент

Соловей

«Глупость – эта Любовь. В ней нет пользы. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она непрактична».

«Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото».



Задания 1

Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Сравните её с фрагментом из сказки О. Уальда «Соловей и роза».

К огда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, и холодная хрустальная луна слушала, склонив свой лик. Всю ночь он пел, а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям

сочилась теплая кровь.
Использовали бы вы данную иллюстрацию для оформления сказки О. Уальда «Соловей и роза». Объясни своё мнение.


Критерий оценивания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения

отвечает на 2 вопроса по прочитанному произведению;

2

Выделяет основную мысль произведения

формулирует основную мысль художественного произведения;

1

Анализирует художественное пространство

выделяет в тексте элементы художественного пространства;


1

Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства

сравнивает иллюстрацию с художественным текстом;

1

определяет сходства и различия двух видов искусства.

1

Всего баллов

6










Конец урока


Подведение итогов. Рефлексия

  • Вопросы

  • Какое произведение изучали?

  • Кто автор?

  • Любовь – это…

  • Может ли подвиг Соловья вдохновить нас, людей, на хорошие поступки ради любимых и близких?

Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание»



Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности



Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.


Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.







  • Тема произведения

  • О чем это произведение? О любви.

  • Что такое любовь? (Индивидуальное задание)

  • Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

  • Любовь - высокое чувство, которое живет в человеческих сердцах и душах. Понятие нематериальное. Нет однозначного ответа, что такое любовь. Люди понимают ее по-разному. По-разному понимают ее и наши герои. Попробуем разобраться в чувствах, которые испытывают наши герои. Кто из них прав в своих высказываниях о любви?

  • Практическая работа по вариантам

  • Найдите по тексту высказывания Соловья, девушки и Студента о любви:




  • Чьи высказывания вам кажутся правильнее? Почему? ( Соловей говорит о высоком чувстве любви, которое не имеет цены и не знает смерти; Студент ищет в любви практический смысл; любовь девушки корыстна, измеряется драгоценностями) Чье мнение вы разделяете?

  • О какой любви поет Соловей? Какие ее этапы он упоминает в своей песне? Прочитаем отрывок песни Соловья о любви (стр.197,198). Выразительное чтение (до слов … о той Любви, которая не умирает в могиле).

  • Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?

  • Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает.

  • Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви) Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)

Трель соловья

  • Удалось ли автору передать красоту и мелодичность пения Соловья? Каким оно вам показалось? (Мастерство писателя: «пение напоминало журчание воды, льющейся из серебряного кувшина», «он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле», «холодная хрустальная луна слушала»)

  • Почему именно Соловей в произведении поет о любви, а не воробей?

  • Соловей в народе славится прекрасными звуками своего голоса. Закройте глаза и послушайте трель настоящего соловья. (Звучит фонограмма)

Характеристика героев

  • Как отнеслась девушка к подарку студента? Как это ее характеризует? (девочки) (Неблагодарная, черствая, бессердечная, корыстная)

  • Как поступил Студент с розой после разговора с девушкой? Что сказал? Как вы можете охарактеризовать его? (мальчики) (Эгоистичный, трусливый, бездушный)

  • Можно ли назвать этих героев положительными? Несут ли они добро в сказке?

данного текста с того места, где остановится предыдущий ученик.

Задание (групповое), карточки в форме красных сердечек:

1 группа «Любовь!» (Какое это чувство?)

2 группа «Любовь?» (Что это такое? Мука или радость?)

3 группа «Любовь…» (Как вы понимаете это чувство…)

1. Почему Соловей решил помочь Студенту?

2. Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел?

3. Почему расцвела красная роза?

4. Найдите отрывок из сказки, где Соловей поет о Жизни и Смерти. Что для него дороже-

Жизнь или Смерть?

5. Как оценивает девушка подарок Студента? Сравните ее слова со словами Соловья о Любви и драгоценностях.

6. Сравните, что говорят о любви Соловей и Студент. Чье мнение вы разделяете?

7. Определите позицию автора. Как она выражена в тексте произведения?

8. Почему автор назвал свою сказку «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»?

9. Сформулируйте основную идею сказки.

Заключение. Переход к идее произведения

  • Почему Соловей решил помочь Студенту? (Он жертвует собой ради любви) Как самоотверженный поступок характеризует Соловья? (Бескорыстный, преданный, верный, готовый к самопожертвованию) Он является положительным героем, носителем добра в сказке.

  • Мы подошли к моменту определения идеи сказки, зачем она написана. Предлагаю вам подумать над вопросом: почему произведение называется «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»? Ответ на вопрос поможет вам в раскрытии позиции автора и определении значения сказки.

  • Звучит романс Н. Носкова «Однообразные мелькают». Дети формулируют письменно свои высказывания. Соловей в сказке является носителем…

  • Носителем позиции автора является Соловей, который своим поступком и смертью утверждает, что любовь – высокое светлое чувство. Любовь дороже Жизни.

  • Любовь – это…Может ли подвиг Соловья вдохновить нас, людей, на хорошие поступки ради любимых и близких?