Файл: Понятие о словесности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Проверено:

Школа: Талдысайская СШ

Раздел:




Тема:

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Дата:

ФИО учителя: Калиева А.Н.

Класс: 5

Количество

Присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. АИ 2., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 6., 5. АИ 7., 5 АИ 8.

Цель урока

 формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

Цели обучения учащихся

Все ученики смогут: расширяет знаний об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях

Большинство учеников смогут:

Умеют самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду

Некоторые ученики смогут: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;

Критерии оценивания

находит элементы сказки;

делает выводы, аргументируя принадлежность к данному жанру.

распознает по картине эпизод;

-пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося)

-использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев, описании местности)

Языковая цель:

Учащиеся смогут:

развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды;

использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.;

давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме.

Учащиеся смогут понимать и использовать:

Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;

Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма:

я хочу рассказать вам одну сказку…,

эту сказку мне рассказали … и т.д.

Предыдущее обучение:

Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже

План

Планируемое время

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

Эмоциональный настрой.

Деление на группы.

Учитель предлагает ученикам подойти к объявлениям, висящим на стене и оторвать листочек с приветствием наказахском языке. Учащиеся называют приветствия и делятся по ним на 4 группы по 4 человека, распределяют роли в группе.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали?

Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.

Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока.


Видео «Приветствия на разных языках»
Объявления с отрывными приветствиями на казахском языке (приложение 1).


Середина


Биографический»

- Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя.

Работать будем в малых группах по 2-3 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос

1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез материал наклеить на постер) выступить спикеру от группы

1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1-ую городскую гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет.

Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с началом Февральской революции работал репортером в московских газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной войны он работал военным репортером и пара

2 группа Создать проект «Творческий путь писателя»

1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950-х, когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М. Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Горького.

4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные корабли» вышел в 1928 году.

5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз». 7.Повесть была написана на основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский. Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.


«Словарная работа по текстам писателя»

Словарная работа:

«Теплый хлеб» Притча Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание. Баталия - сражение

Камердинер-домашний слуга

Осокорь-дерево, разновидность тополя

Яр-глубокий заросший овраг.



Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка– отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга– хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф– краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

«Видеофрагмент»

Р У

Работа в малых группах. Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска) теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки.

«Интервью» СР

Работа в паре, тройке метод «Интервью»

Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.

1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь - раненый, пострадал от врага”.

Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.

2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?

3) Прочитать о мальчике Фильке.

А) Что мы узнали о Фильке?

Б) Понравился ли вам мальчик?

В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?

Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?

Д) Где его родители?

Е) Как обходятся старый и малый без помощи?

Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?
Работа с пейзажем.Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.

Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.

 1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).

2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?

3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.

6) Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

СР Работа в тройке  

«Реальное и сказочное в сказке»

1группа найдет реальные моменты в сказке

Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты.
Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.
2группа

Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру.
«Совместный поиск»

1 паранам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи».

2параобъяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб»

Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.
Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка.
Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную

мудрость этого произведения.
 Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...».
– Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.

Закрепление.

И. Учащиеся самостоятельно выполняют задание по стратегии «Пирамида» (приложение 6).

Взаимопроверка заданий 2 и 6, направленных на реализацию цели СРН3, осуществляется по ключу (приложение 10). Задание 4 проверяют ученики, успешно справившиеся с заданием 6.

КО Оценивание формативное по дескрипторам.


Заполненные учащимися шаблоны диаграмм (приложение 2)
Шаблон ответа на карточках (приложение 3)
арточка с вопросами. (приложение 4)

Листы заданий для работы с текстом (приложение 5)

Конец

, Работа в группах

.    В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?)

1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2.Человек становится добрым  только среди добрых людей.

3.Злое дело обязательно нужно исправить - совершить  добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что…
Рефлексия «Незаконченные вопросы»:

Я понял, что…

Я постараюсь…

Я задумался о …

Мне захотелось…

  Рефлексия «Незаконченные вопросы»

Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным 
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Выставление оценок активно работавшим учащимся


Плакат с изображением разделенной на 3 части пирамиды (приложение 7), стикеры красного, желтого и зеленого цветов



Дополнительная информация

Дифференци-ация

Оценивание

Межпредметные связи, проверка безопасности здоровья, ИКТ, ценности

По уровням мыслительной деятельности в соответствии с таксономией Блума (стратегия «Пирамида»).

В течение всего урока используется формативное оценивание учителем в форме похвалы, взаимооценивание по стратегии «Светофор». Задание для индивидуальной работы предусматривает критериальное оценивание по дескрипторам (самооценивание учащихся).

Межпредметные связи с математикой (числовые данные диаграмм), казахским языком (деление на группы при помощи приветствий на казахском языке), историей (видеоролик об ассамблее народа Казахстана).

ИКТ используются при демонстрации видеороликов.

Основная ценность – формирование казахстанского патриотизма, толерантности, уважительного отношения к культуре и языку других народов.

Здоровьесбережение обеспечивается благодаря двигательной активности учащихся во время урока (подходят к отрывным объявлениям, к доске, делятся сначала на 4, затем на 3 группы).




Проверено:

Школа: Талдысайская СШ

Раздел:




Тема:

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Дата:

ФИО учителя: Калиева А.Н.

Класс: 5

Количество

Присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. АИ 2., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 6., 5. АИ 7., 5 АИ 8.

Цель урока

 формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

Цели обучения учащихся

Все ученики смогут: расширяет знаний об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях

Большинство учеников смогут:

Умеют самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду

Некоторые ученики смогут: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;

Критерии оценивания

находит элементы сказки;

делает выводы, аргументируя принадлежность к данному жанру.

распознает по картине эпизод;

-пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося)

-использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев, описании местности)

Языковая цель:

Учащиеся смогут:

развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды;

использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.;

давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме.

Учащиеся смогут понимать и использовать:

Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;

Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма:

я хочу рассказать вам одну сказку…,

эту сказку мне рассказали … и т.д.

Предыдущее обучение:

Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже

План

Планируемое время

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

Эмоциональный настрой.

Деление на группы.

Учитель предлагает ученикам подойти к объявлениям, висящим на стене и оторвать листочек с приветствием наказахском языке. Учащиеся называют приветствия и делятся по ним на 4 группы по 4 человека, распределяют роли в группе.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали?

Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.

Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока.


Видео «Приветствия на разных языках»
Объявления с отрывными приветствиями на казахском языке (приложение 1).


Середина


Биографический»

- Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя.

Работать будем в малых группах по 2-3 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос

1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез материал наклеить на постер) выступить спикеру от группы

1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1-ую городскую гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет.

Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с началом Февральской революции работал репортером в московских газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной войны он работал военным репортером и пара

2 группа Создать проект «Творческий путь писателя»

1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950-х, когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М. Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Горького.

4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные корабли» вышел в 1928 году.

5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз». 7.Повесть была написана на основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский. Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.


«Словарная работа по текстам писателя»

Словарная работа:

«Теплый хлеб» Притча Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание. Баталия - сражение

Камердинер-домашний слуга

Осокорь-дерево, разновидность тополя

Яр-глубокий заросший овраг.



Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка– отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга– хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф– краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

«Видеофрагмент»

Р У

Работа в малых группах. Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска) теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки.

«Интервью» СР

Работа в паре, тройке метод «Интервью»

Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.

1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь - раненый, пострадал от врага”.

Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.

2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?

3) Прочитать о мальчике Фильке.

А) Что мы узнали о Фильке?

Б) Понравился ли вам мальчик?

В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?

Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?

Д) Где его родители?

Е) Как обходятся старый и малый без помощи?

Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?
Работа с пейзажем.Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.

Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.

 1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).

2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?

3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.

6) Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

СР Работа в тройке  

«Реальное и сказочное в сказке»

1группа найдет реальные моменты в сказке

Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты.
Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.
2группа

Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру.
«Совместный поиск»

1 паранам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи».

2параобъяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб»

Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.
Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка.
Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную

мудрость этого произведения.
 Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...».
– Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.

Закрепление.

И. Учащиеся самостоятельно выполняют задание по стратегии «Пирамида» (приложение 6).

Взаимопроверка заданий 2 и 6, направленных на реализацию цели СРН3, осуществляется по ключу (приложение 10). Задание 4 проверяют ученики, успешно справившиеся с заданием 6.

КО Оценивание формативное по дескрипторам.


Заполненные учащимися шаблоны диаграмм (приложение 2)
Шаблон ответа на карточках (приложение 3)
арточка с вопросами. (приложение 4)

Листы заданий для работы с текстом (приложение 5)

Конец

Работа в группах

.    В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?)

1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2.Человек становится добрым  только среди добрых людей.

3.Злое дело обязательно нужно исправить - совершить  добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что…
Рефлексия «Незаконченные вопросы»:

Я понял, что…

Я постараюсь…

Я задумался о …

Мне захотелось…

  Рефлексия «Незаконченные вопросы»

Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным 
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Выставление оценок активно работавшим учащимся


Плакат с изображением разделенной на 3 части пирамиды (приложение 7), стикеры красного, желтого и зеленого цветов



Дополнительная информация

Дифференци-ация

Оценивание

Межпредметные связи, проверка безопасности здоровья, ИКТ, ценности

По уровням мыслительной деятельности в соответствии с таксономией Блума (стратегия «Пирамида»).

В течение всего урока используется формативное оценивание учителем в форме похвалы, взаимооценивание по стратегии «Светофор». Задание для индивидуальной работы предусматривает критериальное оценивание по дескрипторам (самооценивание учащихся).

Межпредметные связи с математикой (числовые данные диаграмм), казахским языком (деление на группы при помощи приветствий на казахском языке), историей (видеоролик об ассамблее народа Казахстана).

ИКТ используются при демонстрации видеороликов.

Основная ценность – формирование казахстанского патриотизма, толерантности, уважительного отношения к культуре и языку других народов.

Здоровьесбережение обеспечивается благодаря двигательной активности учащихся во время урока (подходят к отрывным объявлениям, к доске, делятся сначала на 4, затем на 3 группы).




Проверено:

Раздел долгосрочного плана: Литературная прозаическая сказка

Дата:

Школа: Талдысайская СШ Учитель: Калиева А.Н.

Класс: 5б

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке». 2 урока

ЦО, которые достигаются на данном уроке

ПО1Понимание терминов



Цели урока

развивать навыки знания и понимания через изучение терминов:

художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение.

Критерии оценивания

определяет 4 и более литературных терминов, относящихся к жанру; соотносит термины с определениями.

Языковые цели


Стратегия ПОПС: Я считаю, что…, потому что … , я могу это доказать это на примере …, исходя из этого, я делаю вывод о том, что… .

Привитие ценностей

Обучение на протяжении всей жизни.

Уважение. Труд и творчество.

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалом с предметом самопознание.

Навыки использования ИКТ

Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации

Предварительные знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти.

Ход урока

Заплани-

рованные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

5 мин.

  1. Приветствие.

Учитель приветствует учеников, объявляет тему урока и цели обучения.

Вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся будут понимать термины: рассказ, сказка в рассказе, тема, идея, художественный образ, портрет героя, сказка литературная, художественно-изобразительные средства;
Стратегия «Только одна минута»

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, начнем мы его тоже необычно. Давайте поприветствуем друг друга и рассмотрим иллюстрации, изображенные на доске. Что объединяет все три картинки? (На картинках иллюстрации из сказок о труде).

Учащиеся обсуждают в паре и подготавливают высказывание.
- А теперь я прошу прочитать небольшую информацию об авторе рассказа «Сказка об одном зернышке».

- Ребята, в чем особенность прочитанной вами сказки? Зачем автор обращается к такому построению сказки, выбирает данный жанр? Давайте проследим вместе, разделившись на три команды.

К

Презентация



Середина урока

30 мин.


- Составьте правила работы в группе (примерные правила: Закон поднятой руки. Не перебивай, а выслушай. Предлагай. Доказывай. Учись работать в команде.)

  1. ПО1Понимание терминов


Развивать навыки знания и понимания через изучение терминов

Критерии оценивания:

- определяет 4 и более литературных терминов, относящихся к рассказу;

- соотносит термины с определениями;
Задание. Найдите соответствие терминов с определениями.

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Рассказ

Столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Сказка

Один из жанров фольклора

Конфликт

Действующее лицо в художественном произведении

Повествователь

Прозаическое произведение небольшого размера.

Герой

Лицо, от имени которого ведётся рассказ

Сравнение

Оценивание: взаимооценивание команд

Учитель демонстрирует правильные ответы, учащиеся обмениваются и оценивают работу.


  1. Работа с текстом.

«Бабушка Ксеня постелила себе в одной комнате с внучатами. Когда поставили три раскладушки в ряд, Илюшка закричал:

— Чур, я рядом с бабусей!

— Нет, я! — возразила Тоня и тут же расхохоталась. — Чего мы спорим, бабуся ляжет посредине, вот и будем все рядом».
Учитель предлагает ответить на вопросы:

- Ребята, начинается ли так сказка?

- Назовите автора сказки ?. . .

К

Галина Васильевна Черноголовина – советская, российская и казахстанская писательница.

Среди её произведений – литературные сказки.
-Каково ваше первичное впечатление? Ассоциации?

Какие цели вы ставите перед собой?

С каких вопросов нужно начать анализ?

Предлагаю вам три вопроса: Почему? Зачем? Что?

Задание. Сформулируйте каждый вопрос до конца. - Обсудите в группе

Запись вопросов на доске:

1. Зачем. . . ? (жанр, композиция). Каков жанр? – сказка в рассказе

2. Почему. . . ? (жизнь братьев)

3. Что. . . ? (для вас)

Рассмотрев эти проблемные вопросы, мы сможем сформулировать тему, идею сказки.

Распределение заданий по группам.

Работа в группах.

Работа по содержанию сказки

-Запишите пять важных, по вашему мнению, ключевых слов из той части сказки, где говорится о трех братьях.
-Какие ответы у вас получились?(Чтение слов по цепочке) Какие слова повторяются чаще?

-Как старшие братья распорядились своими находками?

-Кому из братьев находка принесла пользу и почему?

-Чему младший брат научился у маленького зернышка?

-Почему младший брат принял к себе старших?

-Что «сказочного» в сказке?
Физминутка.


  1. Выступление групп или спикеров.

1 группа. В чем заключается особенность композиции? – на интерактивной доске записаны ключевые слова и выражения. Учитель просит определить связь между двумя сказками и ответить на вопрос: какова связь между двумя сказками?
Ключевые слова и выражения:

  • реальная жизнь

  • фольклор

  • зерно три брата

  • бабушка и внуки

Вывод: сказка бабушки – поучение для внуков, которые, как маленькие зернышки, будут расти и впитывать опыт предыдущих поколений, хранить память и вырастут хорошими людьми

Жанр: сказка в рассказе.

Оценивание: оценивает учитель при помощи наблюдения.

2 группа. Найдите элементы сказки. Символы.

В жизни бабушки и внуков много элементов, связанных со сказочным миром:

- Чур (покровитель домашнего очага) - миф;

- Три героя, три раскладушки в ряд - граница, защита;

- Символы (посылка, пшеничный сноп, коробочка);

- бросал одно зерно – вернулось сорок;

- 7 сел, 7 городов,

- колос – достаток, семья

- загар - ветрогар

- дорога – выбор пути

Вывод: мифы проникают в жизнь людей и сосуществуют с ними рядом

Оценивание: оценивает учитель при помощи наблюдения.

3 группа.

Составьте пирамидную историю по сказочному герою: исследование текста сказки с целью определения идеи, морали. Наблюдение над словом.

Вывод: В «Сказке об одном зёрнышке» умело переплетены два мира: фантастический сказочный и реальный, сказочные герои существуют рядом с современными мальчишками и девчонками. Эти произведения имеют необычную композицию – сказка в рассказе, в них и в реальном, и в сказочном мире подчёркивается важность труда. Центральное место в «Сказке об одном зёрнышке» занимает находка младшего брата: маленьким зёрнышком он накормил «семь сёл и семь городов».

Г
Приложение 2

Пирамидная история

Имя героя

Описание героя (черты характера, качества)

Описание места действия

Описание проблемы истории

Описание первого события

Описание второго события

Описание третьего события

Описание решения проблемы




текст «Сказки об одном зернышке» учебник


Конец урока

5 мин.



V.Рефлексия.

Придумайте свою версию истории о трех братьях.

-Как бы вы распорядились находками братьев и почему?

-О каком понятии мы сегодня говорили?

VI. Домашнее задание:

Напишите письмо от лица маленького зернышка. Придумайте, кому вы посвятите это письмо.



Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем (клише)

Взаимооценивание команд, оценивание учителя.

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?







Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?



Приложение
Ответы на вопросы:

Как старшие братья распорядились своими находками?

-Кому из братьев находка принесла пользу и почему?

-Чему младший брат научился у маленького зернышка?

-Почему младший брат принял к себе старших?

-Что «сказочного» в сказке?

Расскажите о взаимоотношениях в семье реальных героев.

8. Какова идеи сказки?

Элементы проникновения сказки в жизнь реальных героев.

. Нарисуй солнцу улыбку, соответствующую твоему настроению.


Старший

Цитаты из текста. Свои выводы

Средний

Цитаты из текста. Свои выводы

Младший

Цитаты из текста. Свои выводы

Цель жизни




Цель жизни




Цель жизни





Находка




Находка




Находка





Глагол, указывающий на находку




Глагол, указывающий на находку




Глагол, указывающий на находку





Чего хотел?






Чего хотел?






Чего хотел?






Какое чувство движет героем?





Какое чувство движет героем?






Какое чувство движет героем?






Какой звук издает находка?
Вывод:





Какой звук издает находка?
Вывод:





Какой звук издает находка?
Вывод:





Что несла находка?





Что несла находка?





Что несла находка?





Что приобрел?






Что приобрел?




Что приобрел?




Каков итог жизни?





Каков итог жизни?






Каков итог жизни?






Вывод






Вывод






Вывод







Краткосрочный план №50


Раздел 1:

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Сведение из теории литературы

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Понимание и ответы на вопросы

5. ПО 1., 5. ПО 3., 5. ПО 6.

Цели урока

Учащиеся смогут:

-понять основное содержание литературы, извлекая главную и второстепенную информацию;

- развить навыки прогнозирования, исходя из основной мысли увиденного.

Критерии

оценивания

Для цели обучения 7.СГ4.

Критерии оценивания

Дескрипторы

Демонстрирует понимание основной информации увиденного.

Прогнозирует события, исходя из основной мысли увиденного.



- определяет главную и второстепенную информацию видео.


- делает выводы о последствиях изменения в литературе, приводя аргументы.




Языковые цели


Учащиеся смогут:

- строить речь логично и последовательно в соответствии с нормами устной и письменной речи.

Привитие

ценностей

Воспитание гражданской ответственности; развитие сотрудничества на уроке;

-привитие ценностей и широты взглядов.

Межпредметные

связи

Урок поддерживает связь с предметом «География»

Навыки

использования

ИКТ

Просмотр видео

Предварительные

знания


Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных на предыдущих уроках, в том числе на тех, которые направлены на восприятие аудиоматериала, на формирование грамотной устной речи.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

5 мин.


Организационный момент.

Сообщение целей урока и ожидаемых результатов.

Обмен в парах информацией, полученной на прошлом уроке (Стратегия 1 минута)




Середина урока

15 мин.
10 мин.

10мин






Ф взаимооценивание (по дескрипторам)

Для цели обучения 7.СГ4.

Критерии оценивания

Дескриптор

Демонстрирует понимание основной информации увиденного.
Прогнозирует события, исходя из основной мысли увиденного.


-определяет главную и второстепенную ин

информацию видео;

-делает вывод о последствиях измене-

ния климата, приводя аргументы.




https://www.youtube.com/watch?v=Z4MzcL1UJhI

Конец урока

5 мин.


Рефлексия:

В чем испытывал трудности?

Над чем необходимо работать?

Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение из опыта своих наблюдений об изменений климата своего региона.




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дифференциация выражена в ходе выполнения задания по видео.

Задания предполагают разделение обязанностей в группе- творческая часть, ответы на вопросы, подведение выводов.


Наблюдение учителя в ходе реализации приема «Одна минута».

После ответа на вопросы по содержанию видео и выступления по прогнозированию событий взаимооценивание

Кабинет снабжен инструкцией по ТБ на двух языках.


Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?