ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проверено: | Школа: Талдысайская СШ | |||||
Раздел: | | |||||
Тема: | К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» | |||||
Дата: | ФИО учителя: Калиева А.Н. | |||||
Класс: 5 | Количество Присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 5. АИ 2., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 6., 5. АИ 7., 5 АИ 8. | |||||
Цель урока | формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; | |||||
Цели обучения учащихся | Все ученики смогут: расширяет знаний об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях Большинство учеников смогут: Умеют самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду Некоторые ученики смогут: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; | |||||
Критерии оценивания | находит элементы сказки; делает выводы, аргументируя принадлежность к данному жанру. распознает по картине эпизод; -пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося) -использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев, описании местности) | |||||
Языковая цель: | Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма: я хочу рассказать вам одну сказку…, эту сказку мне рассказали … и т.д. | |||||
Предыдущее обучение: | Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже | |||||
План | ||||||
Планируемое время | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||
Начало | Эмоциональный настрой. Деление на группы. Учитель предлагает ученикам подойти к объявлениям, висящим на стене и оторвать листочек с приветствием наказахском языке. Учащиеся называют приветствия и делятся по ним на 4 группы по 4 человека, распределяют роли в группе. На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали? Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине. Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока. | Видео «Приветствия на разных языках» Объявления с отрывными приветствиями на казахском языке (приложение 1). | ||||
Середина | Биографический» - Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя. Работать будем в малых группах по 2-3 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос 1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез материал наклеить на постер) выступить спикеру от группы 1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1-ую городскую гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет. Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с началом Февральской революции работал репортером в московских газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной войны он работал военным репортером и пара 2 группа Создать проект «Творческий путь писателя» 1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950-х, когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М. Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Горького. 4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные корабли» вышел в 1928 году. 5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз». 7.Повесть была написана на основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский. Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве. «Словарная работа по текстам писателя» Словарная работа: «Теплый хлеб» Притча Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание. Баталия - сражение Камердинер-домашний слуга Осокорь-дерево, разновидность тополя Яр-глубокий заросший овраг. Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека. Зарубка– отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.). Пустельга– хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.). Эпиграф– краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею. «Видеофрагмент» Р У Работа в малых группах. Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска) теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки. «Интервью» СР Работа в паре, тройке метод «Интервью» Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки. 1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь - раненый, пострадал от врага”. Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию. 2) Что мы узнали о коне и о Панкрате? 3) Прочитать о мальчике Фильке. А) Что мы узнали о Фильке? Б) Понравился ли вам мальчик? В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком? Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой? Д) Где его родители? Е) Как обходятся старый и малый без помощи? Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька? Работа с пейзажем.Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”) Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”. Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде. 1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках). 2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня? 3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло? 5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни. 6) Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление? СР Работа в тройке «Реальное и сказочное в сказке» 1группа найдет реальные моменты в сказке Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты. Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня. 2группа Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру. «Совместный поиск» 1 паранам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи». 2параобъяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб» Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан. Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка. Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную мудрость этого произведения. – Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...». – Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому. Закрепление. И. Учащиеся самостоятельно выполняют задание по стратегии «Пирамида» (приложение 6). Взаимопроверка заданий 2 и 6, направленных на реализацию цели СРН3, осуществляется по ключу (приложение 10). Задание 4 проверяют ученики, успешно справившиеся с заданием 6. КО Оценивание формативное по дескрипторам. | Заполненные учащимися шаблоны диаграмм (приложение 2) Шаблон ответа на карточках (приложение 3) арточка с вопросами. (приложение 4) Листы заданий для работы с текстом (приложение 5) | ||||
Конец | , Работа в группах . В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?) 1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла. 2.Человек становится добрым только среди добрых людей. 3.Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок. 4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что… Рефлексия «Незаконченные вопросы»: Я понял, что… Я постараюсь… Я задумался о … Мне захотелось… Рефлексия «Незаконченные вопросы» Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово- Что дать напиться. Со словом обидным Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. Выставление оценок активно работавшим учащимся | Плакат с изображением разделенной на 3 части пирамиды (приложение 7), стикеры красного, желтого и зеленого цветов | ||||
Дополнительная информация | ||||||
Дифференци-ация | Оценивание | Межпредметные связи, проверка безопасности здоровья, ИКТ, ценности | ||||
По уровням мыслительной деятельности в соответствии с таксономией Блума (стратегия «Пирамида»). | В течение всего урока используется формативное оценивание учителем в форме похвалы, взаимооценивание по стратегии «Светофор». Задание для индивидуальной работы предусматривает критериальное оценивание по дескрипторам (самооценивание учащихся). | Межпредметные связи с математикой (числовые данные диаграмм), казахским языком (деление на группы при помощи приветствий на казахском языке), историей (видеоролик об ассамблее народа Казахстана). ИКТ используются при демонстрации видеороликов. Основная ценность – формирование казахстанского патриотизма, толерантности, уважительного отношения к культуре и языку других народов. Здоровьесбережение обеспечивается благодаря двигательной активности учащихся во время урока (подходят к отрывным объявлениям, к доске, делятся сначала на 4, затем на 3 группы). |
Проверено: | Школа: Талдысайская СШ | |||||
Раздел: | | |||||
Тема: | К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» | |||||
Дата: | ФИО учителя: Калиева А.Н. | |||||
Класс: 5 | Количество Присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 5. АИ 2., 5. АИ 4., 5 АИ 5., 5. АИ 6., 5. АИ 7., 5 АИ 8. | |||||
Цель урока | формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; | |||||
Цели обучения учащихся | Все ученики смогут: расширяет знаний об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях Большинство учеников смогут: Умеют самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду Некоторые ученики смогут: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; | |||||
Критерии оценивания | находит элементы сказки; делает выводы, аргументируя принадлежность к данному жанру. распознает по картине эпизод; -пересказывает отрывок по иллюстрации (по плану в зависимости от уровня учащегося) -использует в речи слова и выражения, использованные автором для привлечения читателя (например, выразительные средства языка при характеристике героев, описании местности) | |||||
Языковая цель: | Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма: я хочу рассказать вам одну сказку…, эту сказку мне рассказали … и т.д. | |||||
Предыдущее обучение: | Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже | |||||
План | ||||||
Планируемое время | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||
Начало | Эмоциональный настрой. Деление на группы. Учитель предлагает ученикам подойти к объявлениям, висящим на стене и оторвать листочек с приветствием наказахском языке. Учащиеся называют приветствия и делятся по ним на 4 группы по 4 человека, распределяют роли в группе. На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали? Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине. Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока. | Видео «Приветствия на разных языках» Объявления с отрывными приветствиями на казахском языке (приложение 1). | ||||
Середина | Биографический» - Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя. Работать будем в малых группах по 2-3 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос 1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез материал наклеить на постер) выступить спикеру от группы 1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1-ую городскую гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет. Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с началом Февральской революции работал репортером в московских газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной войны он работал военным репортером и пара 2 группа Создать проект «Творческий путь писателя» 1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950-х, когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М. Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Горького. 4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные корабли» вышел в 1928 году. 5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз». 7.Повесть была написана на основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский. Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве. «Словарная работа по текстам писателя» Словарная работа: «Теплый хлеб» Притча Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание. Баталия - сражение Камердинер-домашний слуга Осокорь-дерево, разновидность тополя Яр-глубокий заросший овраг. Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека. Зарубка– отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.). Пустельга– хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.). Эпиграф– краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею. «Видеофрагмент» Р У Работа в малых группах. Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска) теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки. «Интервью» СР Работа в паре, тройке метод «Интервью» Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки. 1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь - раненый, пострадал от врага”. Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию. 2) Что мы узнали о коне и о Панкрате? 3) Прочитать о мальчике Фильке. А) Что мы узнали о Фильке? Б) Понравился ли вам мальчик? В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком? Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой? Д) Где его родители? Е) Как обходятся старый и малый без помощи? Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька? Работа с пейзажем.Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”) Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”. Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде. 1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках). 2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня? 3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло? 5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни. 6) Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление? СР Работа в тройке «Реальное и сказочное в сказке» 1группа найдет реальные моменты в сказке Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты. Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня. 2группа Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру. «Совместный поиск» 1 паранам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи». 2параобъяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб» Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан. Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка. Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную мудрость этого произведения. – Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...». – Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому. Закрепление. И. Учащиеся самостоятельно выполняют задание по стратегии «Пирамида» (приложение 6). Взаимопроверка заданий 2 и 6, направленных на реализацию цели СРН3, осуществляется по ключу (приложение 10). Задание 4 проверяют ученики, успешно справившиеся с заданием 6. КО Оценивание формативное по дескрипторам. | Заполненные учащимися шаблоны диаграмм (приложение 2) Шаблон ответа на карточках (приложение 3) арточка с вопросами. (приложение 4) Листы заданий для работы с текстом (приложение 5) | ||||
Конец | Работа в группах . В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?) 1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла. 2.Человек становится добрым только среди добрых людей. 3.Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок. 4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что… Рефлексия «Незаконченные вопросы»: Я понял, что… Я постараюсь… Я задумался о … Мне захотелось… Рефлексия «Незаконченные вопросы» Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово- Что дать напиться. Со словом обидным Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. Выставление оценок активно работавшим учащимся | Плакат с изображением разделенной на 3 части пирамиды (приложение 7), стикеры красного, желтого и зеленого цветов | ||||
Дополнительная информация | ||||||
Дифференци-ация | Оценивание | Межпредметные связи, проверка безопасности здоровья, ИКТ, ценности | ||||
По уровням мыслительной деятельности в соответствии с таксономией Блума (стратегия «Пирамида»). | В течение всего урока используется формативное оценивание учителем в форме похвалы, взаимооценивание по стратегии «Светофор». Задание для индивидуальной работы предусматривает критериальное оценивание по дескрипторам (самооценивание учащихся). | Межпредметные связи с математикой (числовые данные диаграмм), казахским языком (деление на группы при помощи приветствий на казахском языке), историей (видеоролик об ассамблее народа Казахстана). ИКТ используются при демонстрации видеороликов. Основная ценность – формирование казахстанского патриотизма, толерантности, уважительного отношения к культуре и языку других народов. Здоровьесбережение обеспечивается благодаря двигательной активности учащихся во время урока (подходят к отрывным объявлениям, к доске, делятся сначала на 4, затем на 3 группы). |
Проверено: | Раздел долгосрочного плана: Литературная прозаическая сказка | ||||||||||||||||||||||||||
Дата: | Школа: Талдысайская СШ Учитель: Калиева А.Н. | ||||||||||||||||||||||||||
Класс: 5б | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке». 2 урока | ||||||||||||||||||||||||||
ЦО, которые достигаются на данном уроке | ПО1Понимание терминов | ||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | развивать навыки знания и понимания через изучение терминов: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение. | ||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания | определяет 4 и более литературных терминов, относящихся к жанру; соотносит термины с определениями. | ||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели | Стратегия ПОПС: Я считаю, что…, потому что … , я могу это доказать это на примере …, исходя из этого, я делаю вывод о том, что… . | ||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей | Обучение на протяжении всей жизни. Уважение. Труд и творчество. | ||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалом с предметом самопознание. | ||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ | Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации | ||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания | Этот урок построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. | ||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||
Заплани- рованные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||
Начало урока 5 мин. |
Учитель приветствует учеников, объявляет тему урока и цели обучения. Вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты: Учащиеся будут понимать термины: рассказ, сказка в рассказе, тема, идея, художественный образ, портрет героя, сказка литературная, художественно-изобразительные средства; Стратегия «Только одна минута» - Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, начнем мы его тоже необычно. Давайте поприветствуем друг друга и рассмотрим иллюстрации, изображенные на доске. Что объединяет все три картинки? (На картинках иллюстрации из сказок о труде). Учащиеся обсуждают в паре и подготавливают высказывание. - А теперь я прошу прочитать небольшую информацию об авторе рассказа «Сказка об одном зернышке». - Ребята, в чем особенность прочитанной вами сказки? Зачем автор обращается к такому построению сказки, выбирает данный жанр? Давайте проследим вместе, разделившись на три команды. К | Презентация | |||||||||||||||||||||||||
Середина урока 30 мин. | - Составьте правила работы в группе (примерные правила: Закон поднятой руки. Не перебивай, а выслушай. Предлагай. Доказывай. Учись работать в команде.)
Развивать навыки знания и понимания через изучение терминов Критерии оценивания: - определяет 4 и более литературных терминов, относящихся к рассказу; - соотносит термины с определениями; Задание. Найдите соответствие терминов с определениями.
Оценивание: взаимооценивание команд Учитель демонстрирует правильные ответы, учащиеся обмениваются и оценивают работу.
«Бабушка Ксеня постелила себе в одной комнате с внучатами. Когда поставили три раскладушки в ряд, Илюшка закричал: — Чур, я рядом с бабусей! — Нет, я! — возразила Тоня и тут же расхохоталась. — Чего мы спорим, бабуся ляжет посредине, вот и будем все рядом». Учитель предлагает ответить на вопросы: - Ребята, начинается ли так сказка? - Назовите автора сказки ?. . . К Галина Васильевна Черноголовина – советская, российская и казахстанская писательница. Среди её произведений – литературные сказки. -Каково ваше первичное впечатление? Ассоциации? Какие цели вы ставите перед собой? С каких вопросов нужно начать анализ? Предлагаю вам три вопроса: Почему? Зачем? Что? Задание. Сформулируйте каждый вопрос до конца. - Обсудите в группе Запись вопросов на доске: 1. Зачем. . . ? (жанр, композиция). Каков жанр? – сказка в рассказе 2. Почему. . . ? (жизнь братьев) 3. Что. . . ? (для вас) Рассмотрев эти проблемные вопросы, мы сможем сформулировать тему, идею сказки. Распределение заданий по группам. Работа в группах. Работа по содержанию сказки -Запишите пять важных, по вашему мнению, ключевых слов из той части сказки, где говорится о трех братьях. -Какие ответы у вас получились?(Чтение слов по цепочке) Какие слова повторяются чаще? -Как старшие братья распорядились своими находками? -Кому из братьев находка принесла пользу и почему? -Чему младший брат научился у маленького зернышка? -Почему младший брат принял к себе старших? -Что «сказочного» в сказке? Физминутка.
1 группа. В чем заключается особенность композиции? – на интерактивной доске записаны ключевые слова и выражения. Учитель просит определить связь между двумя сказками и ответить на вопрос: какова связь между двумя сказками? Ключевые слова и выражения:
Вывод: сказка бабушки – поучение для внуков, которые, как маленькие зернышки, будут расти и впитывать опыт предыдущих поколений, хранить память и вырастут хорошими людьми Жанр: сказка в рассказе. Оценивание: оценивает учитель при помощи наблюдения. 2 группа. Найдите элементы сказки. Символы. В жизни бабушки и внуков много элементов, связанных со сказочным миром: - Чур (покровитель домашнего очага) - миф; - Три героя, три раскладушки в ряд - граница, защита; - Символы (посылка, пшеничный сноп, коробочка); - бросал одно зерно – вернулось сорок; - 7 сел, 7 городов, - колос – достаток, семья - загар - ветрогар - дорога – выбор пути Вывод: мифы проникают в жизнь людей и сосуществуют с ними рядом Оценивание: оценивает учитель при помощи наблюдения. 3 группа. Составьте пирамидную историю по сказочному герою: исследование текста сказки с целью определения идеи, морали. Наблюдение над словом. Вывод: В «Сказке об одном зёрнышке» умело переплетены два мира: фантастический сказочный и реальный, сказочные герои существуют рядом с современными мальчишками и девчонками. Эти произведения имеют необычную композицию – сказка в рассказе, в них и в реальном, и в сказочном мире подчёркивается важность труда. Центральное место в «Сказке об одном зёрнышке» занимает находка младшего брата: маленьким зёрнышком он накормил «семь сёл и семь городов». Г Приложение 2
| текст «Сказки об одном зернышке» учебник | |||||||||||||||||||||||||
Конец урока 5 мин. | V.Рефлексия. Придумайте свою версию истории о трех братьях. -Как бы вы распорядились находками братьев и почему? -О каком понятии мы сегодня говорили? VI. Домашнее задание: Напишите письмо от лица маленького зернышка. Придумайте, кому вы посвятите это письмо. | | |||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||||||||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем (клише) | Взаимооценивание команд, оценивание учителя. | Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
Приложение
Ответы на вопросы:
Как старшие братья распорядились своими находками?
-Кому из братьев находка принесла пользу и почему?
-Чему младший брат научился у маленького зернышка?
-Почему младший брат принял к себе старших?
-Что «сказочного» в сказке?
Расскажите о взаимоотношениях в семье реальных героев.
8. Какова идеи сказки?
Элементы проникновения сказки в жизнь реальных героев.
. Нарисуй солнцу улыбку, соответствующую твоему настроению.
Старший | Цитаты из текста. Свои выводы | Средний | Цитаты из текста. Свои выводы | Младший | Цитаты из текста. Свои выводы |
Цель жизни | | Цель жизни | | Цель жизни | |
Находка | | Находка | | Находка | |
Глагол, указывающий на находку | | Глагол, указывающий на находку | | Глагол, указывающий на находку | |
Чего хотел? | | Чего хотел? | | Чего хотел? | |
Какое чувство движет героем? | | Какое чувство движет героем? | | Какое чувство движет героем? | |
Какой звук издает находка? Вывод: | | Какой звук издает находка? Вывод: | | Какой звук издает находка? Вывод: | |
Что несла находка? | | Что несла находка? | | Что несла находка? | |
Что приобрел? | | Что приобрел? | | Что приобрел? | |
Каков итог жизни? | | Каков итог жизни? | | Каков итог жизни? | |
Вывод | | Вывод | | Вывод | |
Краткосрочный план №50
Раздел 1: | Школа: | |||||||||||
Дата: | ФИО учителя: | |||||||||||
Класс: 5 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||||||||
Тема урока | Сведение из теории литературы | |||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | Понимание и ответы на вопросы 5. ПО 1., 5. ПО 3., 5. ПО 6. | |||||||||||
Цели урока | Учащиеся смогут: -понять основное содержание литературы, извлекая главную и второстепенную информацию; - развить навыки прогнозирования, исходя из основной мысли увиденного. | |||||||||||
Критерии оценивания | Для цели обучения 7.СГ4.
| |||||||||||
Языковые цели | Учащиеся смогут: - строить речь логично и последовательно в соответствии с нормами устной и письменной речи. | |||||||||||
Привитие ценностей | Воспитание гражданской ответственности; развитие сотрудничества на уроке; -привитие ценностей и широты взглядов. | |||||||||||
Межпредметные связи | Урок поддерживает связь с предметом «География» | |||||||||||
Навыки использования ИКТ | Просмотр видео | |||||||||||
Предварительные знания | Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных на предыдущих уроках, в том числе на тех, которые направлены на восприятие аудиоматериала, на формирование грамотной устной речи. | |||||||||||
Ход урока | ||||||||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||||||||
Начало урока 5 мин. | Организационный момент. Сообщение целей урока и ожидаемых результатов. Обмен в парах информацией, полученной на прошлом уроке (Стратегия 1 минута) | | ||||||||||
Середина урока 15 мин. 10 мин. 10мин | Ф взаимооценивание (по дескрипторам) Для цели обучения 7.СГ4.
| https://www.youtube.com/watch?v=Z4MzcL1UJhI | ||||||||||
Конец урока 5 мин. | Рефлексия: В чем испытывал трудности? Над чем необходимо работать? Домашнее задание. Подготовить устное сообщение из опыта своих наблюдений об изменений климата своего региона. | | ||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||||||||||
Дифференциация выражена в ходе выполнения задания по видео. Задания предполагают разделение обязанностей в группе- творческая часть, ответы на вопросы, подведение выводов. | Наблюдение учителя в ходе реализации приема «Одна минута». После ответа на вопросы по содержанию видео и выступления по прогнозированию событий взаимооценивание | Кабинет снабжен инструкцией по ТБ на двух языках. | ||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | |||||||||||
| ||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |