Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Основы вожатской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ограничить время проведения. Цель: развлекательно-познавательная.

4. Творческие конкурсы

Конкурс – это соревнование в каком-либо виде деятельности, где участвуют два или более участников (участниками могут быть коллективы).

Обязательно должны быть призы.

Цели:

  • Формирование творческих способностей.

  • Формирование адекватной самооценки ребёнка.

  • Развитие волевых качеств.

  • Самоопределение в мире увлечений и в будущей профессии.

  • Воспитание эстетического вкуса.

Алгоритм:

I. Определение целей, задач, темы.

II. Составление конкурсных заданий:

1) Требование к ним:

  • количество не более 6-7;

  • задания чёткие, понятные, интересные, выполнимые, соответствующие возрасту, идее программы, одинаковые по направлению и сложности, творческие;

  • от простого к сложному.

2) Виды заданий:

  • речевые;

  • музыкальные;

  • сочинительские;

  • актёрское мастерство;

  • пантомима;

  • изобразительное искусство;

  • аппликации;

  • прикладные;

  • танцевальные;

  • подвижно-спортивные.

3) Условия выполнения заданий:

  • строго ограничено время на подготовку конкурсных заданий;

  • время и место;

  • репетиции;

  • размеры конечного продукта;

  • возможность получения помощи от взрослых или сверстников;

  • возможность использовать домашние заготовки;

  • перечень разрешённого и запрещённого;

  • техника безопасности.

III. Определение времени, места, ведущих.

IV. Формирование команд, участников.

V. Выбор жюри, системы оценки.

VI. Подготовка реквизита, оформление зала, музыка, свет, паузы.

VII. Репетиции ведущих.

VIII. Проведение дела.

IX. Анализ.

5. Организация детских праздников

Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничего неделание). А есть такое: День радости и торжества по поводу чего-нибудь. Действительно – рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Радость ребёнка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза. Радость взрослого от встречи с давними друзьями. Праздники занимают особое место в жизни детей и взрослых. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Они как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они некий рубеж в монотонности нашей жизни. У каждого праздника своё лицо, своя ведущая идея. Давайте попытаемся понять, что праздник это всё-таки не праздность – это
большое и важное дело, всегда коллективное, всегда творческое. Это есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь как ребёнка, так и взрослого. Собравшись вместе на празднике мы отряхиваем груз повседневных забот, отдыхаем, набираемся энергии для будущего труда, оглядываемся на прошлое. У каждого календарного праздника своя история, и дети должны её знать.

Основные приметы праздника

  1. Повод для праздника.

  2. Идея, греющая всех детей (высокая эмоциональность).

  3. Чёткий сюжет.

  4. Композиция.

  5. Традиции.

  6. Ритуалы и обычаи.

  7. Костюмированность.

  8. Яркая наглядность.

  9. Зрелище.

  10. Творческое игровое действие.

  11. Неожиданность и сюрпризность.

  12. Присутствие разных жанров.

  13. Длительность (праздник может идти день).




  1. Организация и проведение познавательных, спортивных, досуговых, экологических программ, игр, конкурсов.




  • Любая досуговая модель есть урок творчества, так как заставляет детей без принуждения искать творческие решения, делать самостоятельные выводы, придумывать, фантазировать, действовать.

  • Личность ребенка раскрывается и растет, когда он действует, отдает, создает полезное в духовном или материальном плане.

  • Дети - великие фантазеры. Придумывать, выдумывать, воображать, мечтать - их привилегия. Все неправдоподобное, несбыточное, любая их причуда - это их волшебный мир.

  • Детям всегда нужен «допинг» интереса, условия для самовыражения. Помочь ребятам «найти себя» - важная задача. Но для этого необходимо «поле творческой свободы» без криков, одергивания, заорганизованности. И еще нужна фантазия.

  • Праздники занимают особое место в жизни школьников. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Праздники как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они - некий рубеж в монотонности учебного года.

  • Досуг обязан сотворить отношения дружеского партнерства взрослых и детей, которые обеспечивают их сотрудничество и сотворчество. Досуг в целом - дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий соучастников в целом.

  • Человеческая неповторимость - соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей, мы создаем идеальную часть общества.

  • Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное большого ума не требуется. Увидеть добрые начала и опереться на них - вот принцип общей и досуговой педагогики.

  • Положительное и прекрасное рождает добро само по себе. Качественный досуг одобряет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет.

  • Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост.

  • Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «причина», раскручивание творческих сил, стимулирование к поиску, открытию, победам над собой. Состязание распространяется на все виды творческой деятельности, кроме нравственной сферы.

  • Воздействуйте доверием, оно окрыляет, располагает к хорошему отношению. Возвышай ребят доверием, и они отплатят тебе чистой монетой верности.

  • Укрепляйте у ребят веру в собственные силы - это действенный метод поддержки. Не бойтесь даже искусственно организовать успех у какого-то непутевого Петьки, у некрасивой Верочки, у слабого физически Сереги.

  • Смелее используйте иронию и юмор - сильнейшие приемы общения. Во-первых, они оставляют за тобою добрую позицию, во-вторых, берегут твои эмоциональные силы. Чувство юмора - профессиональное чувство пионерского вожака.

  • Влияйте через примеры взрослых. У одного мальчишки кумир - лучший футболист дружины, у другого - тренер, у третьего - библиотекарь, у четвертого есть симпатия в соседнем отряде. Чего никогда не добьешься сам, сделают другие люди.

  • Ищите свой неповторимый подход к ребятам, свою интонацию обращения к ним, свою, основанную на доброте, уважении и требовательности, методику.


АЛГОРИТМЫ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ДЕЛ

Игра по станциям

  1. Сюжетный ввод.

  2. Передвижение по станциям либо одновременно по “Вертушке”, либо по очереди через интервал времени.

  3. Оформление каждой станции, старта и финиша.

  4. Число станций не менее 4, но не более 2-х отрядов одновременно на станции.

  5. Задания должны быть такие, чтобы время их выполнения не превышало 5 – 10 минут.

  6. Время между станциями – 3-5 минут.

  7. Общее время игры, включая ввод и подведение итогов – 1.5 часа.

  8. Подведение итогов и награждение – обязательно.

  9. Наличие маршрутных листов или поводырей из ребят. А также хронометристов для строгого соблюдения графика.

  10. Единая система оценок на всех этапах.

Дискуссионные формы работы

Дискуссии, проблемные столы, диспуты

  1. По построению – ведущий против зала или между различных мнений. Первый вариант более жесткий, и требует от ведущего максимальной концентрации. Открытая конфронтация – дискуссия, только два диаметрально противоположных мнения.

  2. Задание проблемы (явно или опосредованно через фильм, книгу, обыгранный сюжет).

  3. Мнение сторон и аргументы (различные свидетельства, чем-то напоминает суд, где есть судьи, адвокаты и так далее). В случае проблемных столов – обсуждение в группах и предоставление результата группового и затем общего решения.

  4. Подведение итогов.

  5. При необходимости для снятия излишнего накала страстей – музыкальные паузы, гости и так далее.

  6. Число обсуждаемых проблем не более трех.

  7. Продолжительность 1 – 1.5 часа.

Тематическая беседа

  1. Заранее известная тема.

  2. Готовится совместной группой из вожатого и детей.

  3. Красивый ввод (как правило – песня, легенда, рассказ).

  4. Обмен мнений в максимально доброжелательной форме и по желанию.

  5. Продолжительность не более 1 часа.

  6. В конце необходима АКЦИЯ (изложение, рисунок, поделка и так далее) обо всем услышанном.

Конкурсные программы

  1. Подготовка (красивое оформление, сюрпризы …)

  2. Предварительные игры с залом.

  3. Организационные моменты (объяснение правил, представление участников и жюри, почетных гостей и так далее).

  4. Число конкурсов не менее трех + финал, но не более 6-8.

  5. Не должно быть никаких пауз. Все паузы заполняется музыкой, песнями, играми.

  6. Общая продолжительность – 1.5 часа. Не более.

  7. Особое внимание на сильный ввод и сильный финал.





  1. Методика организации эстетического развития детей: музыкального, танцевального, художественного.


Творческое развитие (одно из направлений деятельности РДШ)

В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности

можно определить следующие виды творчества:

1. социальное;

2. научное;

3. техническое;

4. художественное.

Задачи старшего вожатого:

-стимулирование творческой активности школьников.

-предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свои потенциал и получить признание.

-координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса.

-контроль реализации творческого развития школьников.

Песня как фактор сплочения детского коллектива, регулятор эмоционального состояния.

Сплочённость - это важнейшая характеристика коллектива.

Сплоченность коллектива определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней.

Показателями сплоченности коллектива являются - ценностно-ориентационное единство и адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности. Она характеризуется наличием общей цели, сотрудничеством, единство мнений, интересов, поведения. Благоприятный моральный климат коллектива одно из условий формирования коллектива.

Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных тем, что она влияет на функционирование группы и в то же время зависит от него.

На развитие сплоченности в группе воздействуют несколько факторов. Первый из них — тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы. Второй фактор — групповая история успеха при выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.

Некоторые характеристики самой группы также способствуют групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы общей цели приводит к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Еще один вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Люди больше любят тех своих знакомых, чьи взгляды ближе их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.


Итак, развитие сплоченности в группе зависит от группового взаимодействия, групповых успехов, общих целей и взаимной симпатии между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия. Кроме того, сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.

Еще одно последствие заключается в том, что члены сплоченной группы получают большее удовлетворение от работы, что имеет очень большое значение. И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Участники более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы.

Среди большого количества совместных мероприятий, которые проводит вожатый с детьми в этом направлении, высокой эффективностью обладают мероприятия песенного и танцевального творчества.

Песенное и танцевальное творчество в лагере

Основные формы работы с песней:детские праздники, вечера авторской песни, музыкальные викторины, музыкальные сказки, мюзиклы.

Виды песен, используемые в лагере: распевки, повторялки, кричалки, шуточные, патриотические, песни вожатского коллектива.

  1. 1   2   3   4   5